Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты со снегом и льдом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Курдюкова Юлия Владимировна

формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе

 «Опыты со снегом и льдом»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания детей о зиме, ее месяцах; продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе; формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега.

Развивающие:

- развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера;  учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем; обогащать словарный запас детей;

 Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

 Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.

 Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, полиэтилен, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, лупы.

Ход ОД:

  1. Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня почтальон принес конверт, хотите узнать, что в нём?

К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу,
Снегом землю наряжу,
И деревья, и дома …–
И подписано:…? ("Зима")

Сама Волшебница Зима прислала нам письмо. Давайте посмотрим, что внутри. А внутри Снежинки с заданиями. Зимушка-зима хочет проверить, хорошо ли мы её знаем. И если мы справимся с заданиями, обещает нам подарок. Попробуем наши силы? Хотите получить подарок от Зимы?

2.Основная часть

1 задание. Подберите слова определения «Зима какая?»: сколько месяцев зимой? назовите зимние месяцы; какой месяц сейчас? какой будет? какой был?

2 задание. Послушайте внимательно логическую задачу:

 «На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом… В лесу было тихо, неслышно было птиц, не видно было зверей… Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна да снег… Очень удивился Саша… Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?..

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

 Что же она ему рассказала? (свободные ответы детей)

 3 задание.  Отгадайте загадки:

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд).

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег).

4 задание. Волшебница Зима приготовила нам вопросы и таблицу для ответов. Если мы ответим на все вопросы правильно, должно получиться слово (воспитатель  прочитывает все вопросы и подводит детей к тому, что самым надежным способом ответить правильно, будет провести эксперименты и узнать правильные ответы).

 Опыт №1. «Какой на ощупь снег и лёд?».

- У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.

Ответы детей (Холодный, твердый, тяжелый, гладкий)

А снег? – ответы детей.

 Опыт№2: «Есть ли запах у снега и льда?». 

А теперь давайте проверим, есть ли запах у льда и снега

Ответы детей

Опыт №3. «Какого цвета снег и  лед»».

Посмотрите, я на зеленый картон положу снег, а на красный – лёд. Теперь и вы повторите этот эксперимент. Посмотрите через снег. Что видите? Ничего не видно. Посмотрите через лёд. Что вы наблюдаете? Какой же вывод можно сделать?

Вывод: Снег имеет белый цвет, он не прозрачный, лёд бесцветный, прозрачный. (Повторим хором).

Под снегом не видно, какого цвета картон, он не просвечивает. А через лёд видно, что картон красный. Снег – не прозрачный, лёд – прозрачный. (Повторяют хором).

Опыт 4. «Насколько снег и лёд прочные» 

Возьмите в руки палочки и попробуйте проткнуть ими снег, а затем лёд. Что вы обнаружили? Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Сделаем вывод: снег рыхлый, мягкий, а лёд твердый, жёсткий. (Повторим хором.)

Этот опыт выполним у меня на столе, осторожно ударим молоточком сначала по снегу, а потом по льду. Какой сделаем вывод?

Верно, вывод: лёд хрупкий и колется (хором). Снег мягкий и молоточек проваливается. Лед можно расколоть.

Опыт 5. Тонет ли лед? А снег? (Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит (не тонут, легче воды). Рассмотрите большую и маленькую льдинки. Почему лёд имеет форму кубика? (воспитатель показывает формы для льда). Поместите льдинки и снег в ёмкости с водой. Что произошло с льдинками в воде? Какая льдинка растает быстрее? Как тает снег? Понаблюдайте за таянием льдинок и снега.

А пока поиграем с пальчиками.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Теперь посмотрите, что произошло со снегом и льдинками? Сделайте вывод.

Вывод: льдинки в воде растают, так как температура воды выше, чем температура льда. Растает быстрее маленькая льдинка, так как она меньше размером, чем большая. (Повторяют вывод хором.) Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снег растаял быстрее. Он рыхлый и легче льда.

 Опыт №6«Что будет если снег или лёд согреть?»».

А сейчас положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Давайте посмотрим, что получится из холодного снега и льда в тёплых ладошках. Будем греть снег и лёд. Что вы чувствуете? Что появилось на ладошках? Откуда взялась вода? А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед? Почему снег и лёд начали таять, превращаться в воду? Какой сделаем вывод?

Вывод: Снег и лёд холодные, они тают на ладошках, потому что ладони тёплые. Снег тает быстрее, чем лёд. Снег тает быстрее, чем лёд.

Дети повторяют вывод хором

 Опыт №7. «Снег чистый?». 

Возьми чистое блюдце белого цвета и зачерпни им немного свежевыпавшего снега. (Сфокусировать внимание детей на том, что снег кажется действительно чистым). Накрой блюдце крышечкой. Снег растает. Что же мы видим? На дне блюдца лужица мутной воды, в ней есть ворсинки, частички копоти, грязи.

 Вывод: Растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный. 

По ходу выполнения опытов дети с воспитателем заполняют таблицу с ответами. Получается слово – МОЛОДЦЫ.

3.Подведение итогов. Рефлексия

Вам понравилось? Что вы делали сегодня?

Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные, )

А чем они отличаются?

В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).

В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).

 Что еще узнали?

 Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали. А теперь получите подарок от Волшебницы Зимы. (детям раздают раскраски)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность в средней группе. Опыты с водой

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику.     Оборудование: 2 стеклянные...

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе "Опыты с воздухом"

Все дети по своей природе любознательны. Опыты им помогают развивать любознательность, наблюдательность,и мыслительную деятельность....

"Экспериментальная деятельность в старшей группе опыты с песком"

Дети находят письмо, в котором Петя Неумейкин просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет  о том, что слышал  об удивительном песке. Вот только по...

Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты со снегом и льдом»

Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты со снегом и льдом»...

Конспект ООД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом».

Задачи:1. Продолжать развивать интерес, наблюдательность у детей с помощью экспериментирования с неживой природой, знакомить со свойствами снега и льда.2. Обучать детей способам исследования окружающе...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Опыты со льдом и снегом»

Автор: Бессонова Ирина Игоревна, воспитатель МАДОУ «Росток» СПДС «Серебряное копытце» @font-face {font-family:"Cambria Math"; panose-1:2 4 5 3 5 4 6 3 2 4; ...

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Опыты со снегом и льдом»

формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом....