Проект "Зеленый лук"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке дома). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Зеленый лук"112.72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4

имени Виталия Валентиновича Бианки»

Алтайский край город Бийск

http://kotygoroshko.com.ua/_dr/5/539.jpg

Выполнили

воспитатели  

   Чевалкова

Татьяна Алексеевна

Бердникова

Наталья Александровна

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение1333278646_oblachnyj-fon

1.1 Проблема

1.2 Актуальность

2. Основная часть

2.1 Цель и задачи проекта

2.2 Гипотеза образовательного процесса

2.3 Предполагаемые продукты проекта

2.4 Ожидаемые результаты

2.5 Этапы реализации проекта

2.6 Ресурсное обеспечение проекта

2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями

2.8 Технологии - оборудование

2.9 Аналитическая справка и сравнительная диаграмма диагностического обследования

3. Заключения. Выводы

4. Литература

5. Приложение


  1. Введение

1.1 Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.

1.2 Актуальность проекта: Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке дома). Дать начальное представление об отличии комнатных цветов от перьев лука. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье – сберегающий.

Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.

Вид проекта: групповой, средней продолжительности.

Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

Срок реализации проекта: 18.11.2024 – 18.12.2024гг.

  1. Основная часть

2.1 Цель проекта: расширение знаний детей о пользе лука.

Задачи проекта:

Для работы с детьми:

1.Развивать познавательный интерес к выращиванию лука в комнатных условиях через: наблюдение за ростом растения; чтение художественной литературы; беседы о значении овощёй в жизни человека; сюжетно- ролевые игры; через изодеятельность (рисование, лепка, аппликация).

2.Воспитывать бережное отношение к растениям.

3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение, об увиденном и услышанном.

4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

Для работы с родителями:

1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности.

2.Формировать у родителей мотивацию к совместной деятельности с детьми.

3.Дать представление родителям о значении совместной деятельности с детьми.

Для педагога:

1.Овладеть методом проекта, как технологией.

2.Сформировать предметно- развивающую среду для проекта, пополнить зоны играми, наглядным материалом на тему проекта.

2.2 Гипотеза образовательного проекта:

Проект поможет детям более подробно познакомиться с овощем – лук, его пользой для организма человека. У детей будут сформированы начальные представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

2.3 Предполагаемые продукты проекта:

Для детей:

-огород на окне;

-алгоритм роста лука;

-приготовление салата из лука.

Для родителей:

-выставки детских работ;

-фотоальбом "Наш лучок"

Для педагога:

-реализованный проект

2.4 Ожидаемые результаты:

Для детей: сформированы знания об условиях необходимых для роста растений, их строении и роли овощей в жизни человека; закреплены первоначальные навыки бережного отношения к растительному миру; у детей сформированы умения анализировать, сравнивать, делать выводы; активизирован словарный запас.

Для родителей: повышен уровень экологической культуры; укреплено сотрудничество родителей с детьми; повышение компетентности по данной теме.

Для педагога: продолжение освоения метода насыщенной практической детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

2.5 Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

- определение темы проекта;

- разработка перспективного плана проекта;

- создание необходимых условий для реализации проекта;

- сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи;

- консультации для родителей «Зеленый лук от семи недуг»;

- предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки;

- домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»

2. Основной этап:

- рассматривание лука;

- посадка лука в землю, в воду;

- беседы, чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы);

- дидактические игры;

- художественное творчество.

3. Заключительный этап:

- Подведение итогов реализации проекта;

- Оформление выставки рисунков детей;

-Итоговое мероприятие: «Создание огорода на окне».

Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:

1.Работа воспитателя с детьми;

2.Работа воспитателя с родителями;

3.Совместная деятельность родителей и детей.

Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

План реализации проекта:

Дата проведения

Виды деятельности

Образовательная деятельность

18.11 2024

Беседа «Полезная пища».

Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, пословиц и поговорок о луке и овощах.

Речевое развитие

19.11.2024

Подвижная игра «Посадим лук»

Физическое развитие.

20.11..2024

Сюжетно-ролевая игра«Магазин «Овощи-фрукты»

Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла...»

Социально-коммуникативное развитие

21.11.2024

Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

Рассматривание и изучение посадочного материала.

Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое почва»

Познавательное развитие

22.11.2024

Рисование «Наш лучок»

Художественно-эстетическое развитие

25.11.2024

Беседа «Лук – лекарственное растение»

Чтение сказки «Репка»

Речевое развитие

26.11.2024

Физкультминутка «Лук делает зарядку»

Физическое развитие.

27.11.2024

Д/и «Вершки и корешки»

Социально-коммуникативное развитие

28.11.2024

Д/и «Один - много»

Трудовая и исследовательская деятельность: «Посадка лука» и заполнение дневника наблюдения.

Познавательное развитие

29.11.2024

Лепка «Сажаем лук»

Художественно-эстетическое развитие

02.12.2024

Беседа «Что мама готовит из лука»,

Загадывание загадок о луке.

Речевое развитие

03.12.2024

П/и «Кто больше соберёт овощей»

Физическое развитие.

04.12.2024

Д/и « Полезно – не полезно»

Социально-коммуникативное развитие

05.11.2024

Д/и «Угадай по описанию»

Опыт «Где быстрее растет лук?»

Наблюдение за появившимися всходами и заполнение дневника наблюдения.

Познавательное развитие

06.12.2024

Аппликация «Зелёный лучок»

Художественно-эстетическое развитие

09.12.2024

Беседа «Дачный огород у бабушки, мамы»

Проговаривание чистоговорки: «Ук-ук-ук посадили лук»

Чтение сказки «Вершки и корешки».

Речевое развитие

10.12.2024

Подвижная игра «Расти, расти, лучок»

Физическое развитие.

11.12.2024

Пальчиковые игра «Огород»

Социально-коммуникативное развитие

12.12.2024

Д/и «Разрезные картинки «Овощи»

Обследование луковицы (цвет, форма, запах): «Расскажи-ка»

Уход за посаженным луком: полив, рыхление почвы.

Познавательное развитие

13.12.2024

Итоговое мероприятие «Сделаем салат»

Художественно-эстетическое развитие

Работа с родителями:

- пальчиковые игры: «Овощи», «Лук»;

- памятка для родителей: «Чеснок и лук – нам лучший друг», «Профилактика простудных заболеваний»;

- домашнее задание «Наш лук». Посадка лука дома на окне и наблюдение за ним.

2.6 Ресурсное обеспечение проекта

  • Методический инструментарий (картотека дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток; конспекты бесед, сценарий викторины и т.д.).
  • Подборка художественной литературы: загадки, стихи, сказки.

2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями

 Познавательные беседы.

 Наблюдения.

 Познавательное чтение.  

 Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).

 Консультация, буклеты, папка-раскладушка.

 Подвижные, дидактические игры познавательной направленности.

2.8 Технологии – оборудование:

- фотоаппарат

- компьютер

- интернет

- проектор

2.9 Аналитическая справка

Диагностическое обследование детей происходило в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.

Для выявления уровня знаний о том, зачем нужно употреблять в пищулукбыли составлены вопросы:

  1. Что такое лук?
  2. Где растет лук?
  3. Какого цвета бывает лук?
  4. Какого размера бывает лук?
  5. Какие блюда можно приготовить из лука?
  6. Что содержится в луке?
  7. Чем полезны витамины, содержащиеся в луке?

Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.

Входная диагностика

К проведению входной диагностики было привлечено 17 детей (из 21 по списку). По болезни отсутствовало 3 человека, не посещают детский сад 1 человека больше месяца.

Результаты заносились в таблицу «Уровни знаний детей о том, зачем нужно употреблять в пищу лук» №1 (входная диагностика)

Результаты диагностирования:

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

0 человек

0%

средний

10 человек

45,45%

ниже среднего

7 человек

31,82%

В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно. Особые затруднения в ответах детей вызвали вопросы «Что содержится в луке?», «Чем полезны витамины, содержащиеся в луке?».

По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей представлений о том, зачем нужно употреблять в пищу лук и формирование обобщенных способов умственной деятельности и средства построения познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, которая отражена в проекте.

Формирующая работа проходила в период 03.04.2023 – 28.04.2023г.

Таблица «Уровни знаний детей о том, зачем нужно употреблять в пищу лук» №2 (итоговая диагностика)

Результаты диагностирования:

Уровни знаний

количество детей

%

высокий

3 человека

37,5%

средний

14 человек

62,5%

ниже среднего

0 человек

0%

Сравнительная диаграмма диагностики детского развития во второй младшей группе 2-3 лет на начало и конец проекта «Лук – зелёный друг».

Таким образом, после проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о том, зачем нужно употреблять в пищу, морковь, основным звеном которой являлись беседы и игры познавательного характера. Дети младшей группы показали положительную динамику по результатам итоговой диагностики, где показатель ниже среднего 0%. Они не только могли рассказать, что содержится в моркови, но и объяснили, чем полезны витамины, содержащиеся в моркови.  

Заключение

Рефлексия деятельности: Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей бережного отношения к своему здоровью, расширении знаний детей о моркови, ознакомление с «витаминами», значении их для здоровья человека.

Результатами проекта являются:

Результаты проведения данного проекта «Лук - зеленый друг»:

- у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности;

- также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления об овощах, о зеленом луке его свойствах и полезных качествах;

- у детей сформировались определенные знания и умения при посадке лука, ухаживании за ним, его наблюдения;

- повысился познавательный интерес детей к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;

- произошло расширение кругозора, мыслительной деятельности;

- развития у детей творческих способностей;

- в ходе данного проекта была проведена выставка детского творчества «Зеленый лучок».

- воспитанники и их родители приняли активное участие в организации и выращивании огорода на окне.

Вывод: в ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, опыты, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект более подробно расширил представления детей об овоще – лук, его пользы для организма человека, о правильном питании и здоровом образе жизни. Игровые приемы позволили заинтересовать детей. Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.

Очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет в детях сформировать начальные представления о правильном питании и здоровом образе жизни.

Используемая литература:

  1. Барто А., Маршак С., Михалков С. И др. «100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей» - Москва: Издательство АСТ, 2018.
  2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
  3. Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
  4. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
  5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  6. Использование ИКТ и интернет ресурсы.