Проект "Зеленый лук"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке дома).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Зеленый лук" | 112.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4
имени Виталия Валентиновича Бианки»
Алтайский край город Бийск
Выполнили
воспитатели
Чевалкова
Татьяна Алексеевна
Бердникова
Наталья Александровна
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Проблема
1.2 Актуальность
2. Основная часть
2.1 Цель и задачи проекта
2.2 Гипотеза образовательного процесса
2.3 Предполагаемые продукты проекта
2.4 Ожидаемые результаты
2.5 Этапы реализации проекта
2.6 Ресурсное обеспечение проекта
2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями
2.8 Технологии - оборудование
2.9 Аналитическая справка и сравнительная диаграмма диагностического обследования
3. Заключения. Выводы
4. Литература
5. Приложение
- Введение
1.1 Проблема: Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука.
1.2 Актуальность проекта: Дети младшего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности только формируется. Проект направлен на формирование знаний детей об овоще – лук, о растениях, которые можно вырастить в комнатных условиях (на окошке дома). Дать начальное представление об отличии комнатных цветов от перьев лука. Проект объединяет воспитателей, родителей и детей в общей творческой работе.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, здоровье – сберегающий.
Включает в себя творческую, познавательную и практическую деятельность.
Вид проекта: групповой, средней продолжительности.
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта: 18.11.2024 – 18.12.2024гг.
- Основная часть
2.1 Цель проекта: расширение знаний детей о пользе лука.
Задачи проекта:
Для работы с детьми:
1.Развивать познавательный интерес к выращиванию лука в комнатных условиях через: наблюдение за ростом растения; чтение художественной литературы; беседы о значении овощёй в жизни человека; сюжетно- ролевые игры; через изодеятельность (рисование, лепка, аппликация).
2.Воспитывать бережное отношение к растениям.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение, об увиденном и услышанном.
4. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.
Для работы с родителями:
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности.
2.Формировать у родителей мотивацию к совместной деятельности с детьми.
3.Дать представление родителям о значении совместной деятельности с детьми.
Для педагога:
1.Овладеть методом проекта, как технологией.
2.Сформировать предметно- развивающую среду для проекта, пополнить зоны играми, наглядным материалом на тему проекта.
2.2 Гипотеза образовательного проекта:
Проект поможет детям более подробно познакомиться с овощем – лук, его пользой для организма человека. У детей будут сформированы начальные представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
2.3 Предполагаемые продукты проекта:
Для детей:
-огород на окне;
-алгоритм роста лука;
-приготовление салата из лука.
Для родителей:
-выставки детских работ;
-фотоальбом "Наш лучок"
Для педагога:
-реализованный проект
2.4 Ожидаемые результаты:
Для детей: сформированы знания об условиях необходимых для роста растений, их строении и роли овощей в жизни человека; закреплены первоначальные навыки бережного отношения к растительному миру; у детей сформированы умения анализировать, сравнивать, делать выводы; активизирован словарный запас.
Для родителей: повышен уровень экологической культуры; укреплено сотрудничество родителей с детьми; повышение компетентности по данной теме.
Для педагога: продолжение освоения метода насыщенной практической детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
2.5 Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- определение темы проекта;
- разработка перспективного плана проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи;
- консультации для родителей «Зеленый лук от семи недуг»;
- предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки;
- домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
2. Основной этап:
- рассматривание лука;
- посадка лука в землю, в воду;
- беседы, чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о луке (чтение художественной литературы);
- дидактические игры;
- художественное творчество.
3. Заключительный этап:
- Подведение итогов реализации проекта;
- Оформление выставки рисунков детей;
-Итоговое мероприятие: «Создание огорода на окне».
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1.Работа воспитателя с детьми;
2.Работа воспитателя с родителями;
3.Совместная деятельность родителей и детей.
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
План реализации проекта:
Дата проведения | Виды деятельности | Образовательная деятельность |
18.11 2024 | Беседа «Полезная пища». Чтение и разучивание с детьми стихов, потешек, пословиц и поговорок о луке и овощах. | Речевое развитие |
19.11.2024 | Подвижная игра «Посадим лук» | Физическое развитие. |
20.11..2024 | Сюжетно-ролевая игра«Магазин «Овощи-фрукты» Пальчиковая гимнастика «Однажды хозяйка с базара пришла...» | Социально-коммуникативное развитие |
21.11.2024 | Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике. Рассматривание и изучение посадочного материала. Опытно-экспериментальная деятельность «Что такое почва» | Познавательное развитие |
22.11.2024 | Рисование «Наш лучок» | Художественно-эстетическое развитие |
25.11.2024 | Беседа «Лук – лекарственное растение» Чтение сказки «Репка» | Речевое развитие |
26.11.2024 | Физкультминутка «Лук делает зарядку» | Физическое развитие. |
27.11.2024 | Д/и «Вершки и корешки» | Социально-коммуникативное развитие |
28.11.2024 | Д/и «Один - много» Трудовая и исследовательская деятельность: «Посадка лука» и заполнение дневника наблюдения. | Познавательное развитие |
29.11.2024 | Лепка «Сажаем лук» | Художественно-эстетическое развитие |
02.12.2024 | Беседа «Что мама готовит из лука», Загадывание загадок о луке. | Речевое развитие |
03.12.2024 | П/и «Кто больше соберёт овощей» | Физическое развитие. |
04.12.2024 | Д/и « Полезно – не полезно» | Социально-коммуникативное развитие |
05.11.2024 | Д/и «Угадай по описанию» Опыт «Где быстрее растет лук?» Наблюдение за появившимися всходами и заполнение дневника наблюдения. | Познавательное развитие |
06.12.2024 | Аппликация «Зелёный лучок» | Художественно-эстетическое развитие |
09.12.2024 | Беседа «Дачный огород у бабушки, мамы» Проговаривание чистоговорки: «Ук-ук-ук посадили лук» Чтение сказки «Вершки и корешки». | Речевое развитие |
10.12.2024 | Подвижная игра «Расти, расти, лучок» | Физическое развитие. |
11.12.2024 | Пальчиковые игра «Огород» | Социально-коммуникативное развитие |
12.12.2024 | Д/и «Разрезные картинки «Овощи» Обследование луковицы (цвет, форма, запах): «Расскажи-ка» Уход за посаженным луком: полив, рыхление почвы. | Познавательное развитие |
13.12.2024 | Итоговое мероприятие «Сделаем салат» | Художественно-эстетическое развитие |
Работа с родителями:
- пальчиковые игры: «Овощи», «Лук»;
- памятка для родителей: «Чеснок и лук – нам лучший друг», «Профилактика простудных заболеваний»;
- домашнее задание «Наш лук». Посадка лука дома на окне и наблюдение за ним.
2.6 Ресурсное обеспечение проекта
- Методический инструментарий (картотека дидактических игр, пальчиковых игр, физкультминуток; конспекты бесед, сценарий викторины и т.д.).
- Подборка художественной литературы: загадки, стихи, сказки.
2.7 Формы и методы работы с детьми и родителями
∙ Познавательные беседы.
∙ Наблюдения.
∙ Познавательное чтение.
∙ Лаборатория «Опыты» (опыты и эксперименты).
∙ Консультация, буклеты, папка-раскладушка.
∙ Подвижные, дидактические игры познавательной направленности.
2.8 Технологии – оборудование:
- фотоаппарат
- компьютер
- интернет
- проектор
2.9 Аналитическая справка
Диагностическое обследование детей происходило в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.
Для выявления уровня знаний о том, зачем нужно употреблять в пищулукбыли составлены вопросы:
- Что такое лук?
- Где растет лук?
- Какого цвета бывает лук?
- Какого размера бывает лук?
- Какие блюда можно приготовить из лука?
- Что содержится в луке?
- Чем полезны витамины, содержащиеся в луке?
Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале.
Входная диагностика
К проведению входной диагностики было привлечено 17 детей (из 21 по списку). По болезни отсутствовало 3 человека, не посещают детский сад 1 человека больше месяца.
Результаты заносились в таблицу «Уровни знаний детей о том, зачем нужно употреблять в пищу лук» №1 (входная диагностика)
Результаты диагностирования:
Уровни знаний | количество детей | % |
высокий | 0 человек | 0% |
средний | 10 человек | 45,45% |
ниже среднего | 7 человек | 31,82% |
В ходе диагностики дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием отвечали на вопросы, которые им предлагались, хотя не всегда отвечали правильно и обоснованно. Особые затруднения в ответах детей вызвали вопросы «Что содержится в луке?», «Чем полезны витамины, содержащиеся в луке?».
По результатам входной диагностики была построена дальнейшая работа по формированию у детей представлений о том, зачем нужно употреблять в пищу лук и формирование обобщенных способов умственной деятельности и средства построения познавательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, которая отражена в проекте.
Формирующая работа проходила в период 03.04.2023 – 28.04.2023г.
Таблица «Уровни знаний детей о том, зачем нужно употреблять в пищу лук» №2 (итоговая диагностика)
Результаты диагностирования:
Уровни знаний | количество детей | % |
высокий | 3 человека | 37,5% |
средний | 14 человек | 62,5% |
ниже среднего | 0 человек | 0% |
Сравнительная диаграмма диагностики детского развития во второй младшей группе 2-3 лет на начало и конец проекта «Лук – зелёный друг».
Таким образом, после проведенной работы по формированию у дошкольников представлений о том, зачем нужно употреблять в пищу, морковь, основным звеном которой являлись беседы и игры познавательного характера. Дети младшей группы показали положительную динамику по результатам итоговой диагностики, где показатель ниже среднего 0%. Они не только могли рассказать, что содержится в моркови, но и объяснили, чем полезны витамины, содержащиеся в моркови.
Заключение
Рефлексия деятельности: Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились задавать вопросы, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей бережного отношения к своему здоровью, расширении знаний детей о моркови, ознакомление с «витаминами», значении их для здоровья человека.
Результатами проекта являются:
Результаты проведения данного проекта «Лук - зеленый друг»:
- у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности;
- также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления об овощах, о зеленом луке его свойствах и полезных качествах;
- у детей сформировались определенные знания и умения при посадке лука, ухаживании за ним, его наблюдения;
- повысился познавательный интерес детей к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку;
- произошло расширение кругозора, мыслительной деятельности;
- развития у детей творческих способностей;
- в ходе данного проекта была проведена выставка детского творчества «Зеленый лучок».
- воспитанники и их родители приняли активное участие в организации и выращивании огорода на окне.
Вывод: в ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, опыты, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Проект более подробно расширил представления детей об овоще – лук, его пользы для организма человека, о правильном питании и здоровом образе жизни. Игровые приемы позволили заинтересовать детей. Дошкольный возраст такая «благодатная почва», что любое брошенное «доброе семя» обязательно даст добрые ростки.
Очень надеюсь, что проводимая мною работа поможет в детях сформировать начальные представления о правильном питании и здоровом образе жизни.
Используемая литература:
- Барто А., Маршак С., Михалков С. И др. «100 любимых стихов и 100 любимых сказок для малышей» - Москва: Издательство АСТ, 2018.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
- Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Использование ИКТ и интернет ресурсы.