Проект "Чудо мел"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Калинихинский детский сад №6 "Березка"
номинация - исследовательский проект
Проект «Чудо -мел».
Дети 5-6 лет
Руководитель проекта: Речкина Марина Анатольевна
Воспитатель МКДОУ №6
п. Калиниха
Содержание | ||
Введение | стр 2 | |
Глава 1. | ||
Теоретическая часть. | ||
1.1. | Происхождение мела | Стр 3 |
1.2. | Свойства мела | Стр 4 |
1.3. | Где используют мел | Стр 4 |
Глава 2. Практическая часть | Стр 5 | |
2.1 | Свойства мела | |
2.2 | Применение мела. | |
2.3 | Как изготовить мел в домашних условиях | |
Выводы | Стр7 | |
Приложение | Стр 8стр |
Введение.
Мы рисовали мелом на доске и у детей возник вопрос. Что такое мел и можно ли его сделать самим?
Цель: Узнать что такое мел?
Задачи:
1. Узнать, откуда берется мел в природе?
2. Узнать, свойства мела?
3. Узнать где применяют мел?
4. Изготовление мела в домашних условиях
Гипотеза: мел имеет полезные свойства и его можно изготовить в домашних условиях из подручных средств.
Объект исследования: Мел
Предмет исследования: Происхождение мела, свойства мела и его применение в повседневной жизни
Глава I
- Происхождение мела.
Мел образовался в конце мезозойской эры, около 145 миллионов лет назад.
Он является осадочной породой, образующейся из отложений мелких частиц органического и неорганического происхождения, таких как ракушки, кальциевые скелеты морских организмов, кремнистые водоросли, песок и глина.
Меловые отложения можно найти на всех континентах, и они являются важным источником информации для изучения истории Земли и ее живых организмов.
На нашей планете мел появился благодаря морскому обитателю, который называется «фораминифера». Это существо имеет панцирь из извести и при отмирании они опускаются на океаническое дно. Постепенно, в течение миллионов лет, слой этих существ превращается в мягкий известняк – мел. Океаны пересыхают и люди добывают этот минерал.
- Свойства мела
- Мел — это природный материал. Если потрогать его руками, он твёрдый и шероховатый.
- Когда мел используется для рисования, он крошится и сыплется, значит, он хрупкий.
- Когда мел держат в руке, он пачкается.
- Если опустить мел в воду, она мутнеет, мел не растворяется
1.3. Применение мела
Мел требуется для производства цемента, стекла, бумаги, резины. Из смеси размолотых мела и гипса изготавливают школьные мелки. Мел используется при выпуске лекарств, косметических изделий. Мел добавляют в корма для животных, вносят в почву для улучшения её состава. Перед внесением в почву не требуется измельчение твердого мелового щебня. Весной, после размораживания, кусочки мела распадаются на «меловой песок».
- Глава вторая. Практическая часть.
Эксперементы с мелом.
.
- Чтобы узнать происхождение мела мы нашли в интернете и посмотрели видео «Что такое мел»
- Для того, чтобы проверить свойства мела мы провели опыты.
- Опыт: Мел хрупкий.
Взяли кусочек мела наощупь определили , что мел твердый, попробовали его сломать, мел сломался. Пришли к выводу, что мел хрупкий.
- Дети рисовали мелом и Соня спросила почему после рисования, руки становытся сухими. И мы решили провести опыт Отпустили мел в стакан с водой. Через некоторое время, воды стало меньше. Вывод: Мел впитывает воду, соответственно влагу с рук.
- Опыт: Мел не растворяется в воде.
Отпустили мел в стакан с водой. Через некоторое время вода стала мутной, но мел не растаял. Сделали вывод мел не растворяется в воде.
2.2 Где используют мел
Для того чтобы узнать применение мела
Воспитатель нашла в интернет-источниках информацию. И вот,что мы узнали.
- В школе мелом пишут и рисуют на асфальте.
- В промышленности мел используют для производства извести, цемента, соды, стекла, школьных мелков.
- Применяют как наполнитель для резины, пластмасс, бумаги, лакокрасочных материалов.
- В сельском хозяйстве мел используют для удобрения почв и подкормки животных.
- В парфюмерии мел применяют для приготовления зубных паст и порошков.
- Молотый мел широко применяют в качестве дешёвого материала для грунтовки, побелки, покраски стен домов, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
2.3 Нам стало интересно, а можно сделать мел в домашних условиях.
И мы стали экспериментировать.
1 Опыт
Сначала мы попробовали сделать мел из муки. Насыпали муку в чашку и стали медленно наливать воду, помешивая. У нас получилась смесь до густоты сметаны. Затем разделили в четыре ёмкости всё хорошо перемешали. Выложили в формочки для застывания.
Крахмал мы тоже развели водой. Много раз, пришлось подливать воды, потому что крахмал оседал на дно и стал застывать. Так же, как и муку, мы крахмал разделили на четыре ёмкости и перемешали. Вылили в формочки для застывания.
Через два дня мы проверили мел из муки: форма с верху покрылась корочкой, а снизу не застыла. Решили дать ей еще время для застывания.
Вывод: мел из крахмала и муки после высыхания раскрошился, и им невозможно было рисовать.
Мел не получился, мы решили посмотреть в других источниках информации рецепты мела, которым можно рисовать.
Саша с мамой нашли другой рецепт и поделились с нами
Мы провели опыт №2
1,5 стакана гипса смешали с одним стаканом воды, хорошо перемешивают и добавили краситель. Разлили смесь в формочки после конфет и дали высохнуть. Мел у нас получился мы рисовали им на доске и асфальте.
Дети принесли мел домой и рассказали родителям.
Соня с мамой нашли еще один рецепт и мы решили попробовать сделать мел вместе с мамами. Пригласили их в группу. Сделали следующий опыт.№3
В этом рецепте мы замесили ГИПС, который развели с клеем ПВА и теплой водой. В основе, этого рецепта мы использовали 2 части клея ПВА и одну часть теплой воды. Налили клей и воду в пластиковую чашу. Добавили гипс 1, 5 стакана и перемешали смесь, до состояния слегка загустевшей каши. Для мягкости добавили для мягкости растительного масла
Выводы по 1 и 2 главе
Изучив разную литературу и из рассказов воспитателя мы узнали, что мел это осадочная горная порода , образующейся из отложений мелких частиц органического и неорганического происхождения, таких как ракушки, кальциевые скелеты морских организмов, кремнистые водоросли, песок и глина .Мел хрупкий, сущит кожу, и его можно изготовить в домашних условиях. Мел имеет широкое применение.
Заключение
В результате исследовательской работе по теме: «Мел» напрашивается вывод, что мелом можно не только писать на доске и рисовать на асфальте. Но мел является необходимым продуктом в жизни человека. Его применяют в сельском хозяйстве, промышленности, медицине, парфюмерии. Также
В заключение мы убедились в том, что не зря провели исследования и собрали информацию с помощью, чего пополнили свои знания.
Литература: Н.Е. Веракса А.Н.Веракса «Пространство детской реализации проектная деятельность» Мозаика-синтез Москва 2021
Интернет-источники:
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/05/13/issledovatelskaya-rabota-izgotovlenie-tsvetnyh-melkov-v-domashnih