проект "Будущие патриоты России" старшая группа
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Карпова Елена Викторовна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_budushchie_patrioty_rossii_star.gr_.docx38.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Лучик»»

Тема проекта:

«Будущие патриоты России»

Авторы: воспитатели:

Кошманова С.М.

Карпова Е.В.

ПРОЕКТ «Будущие патриоты России»

ВИД ПРОЕКТА

познавательный, творческий, информационный, игровой, групповой.

УЧАСТНИКИ:

Дети подготовительной группы.

ИСПОЛНИТЕЛИ

Дети, воспитатель, родители

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Воспитать любовь к большой многонациональной Родине, создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей малой Родине, формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России,

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;

2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;

3. Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);

4. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

5. Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

6. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;

7. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к труду и бережное отношение к результатам труда;

8. Развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность;

9. Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.

СРОКИ ПРОЕКТА

среднесрочный, рассчитан на пол года

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

сформировать у детей представления о Родине, о родной стране, её истории и традициях; развить познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности, обогатить словарь детей, творческую активность детей и родителей; воспитать любознательность, патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым; участвовать детям в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности;

улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать родителей как участников педагогического процесса в группе детского сада.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

I этап – подготовительный.

  • Постановка и выявление проблемы;
  • Набор диагностического материала и выявление уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей;
  • Изучение методической и специальной литературы по данной теме;
  • Оформление уголков по патриотическому воспитанию;
  • Анкетирование родителей;
  • Диагностическое обследование детей.

II этап – основной

  • Апробация методов и приемов по решению поставленных задач;
  • Разработка и проведение НОД с учетом выделенной проблемы;
  • Составление планов, конспектов, наглядных пособий, презентаций;
  • Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Составление альбомов: «Герб моей семьи», «Семья – ключик к счастью», «Генеалогическое древо семьи»;
  • Чтение художественной литературы;
  • Прослушивание музыкальных произведений;
  • Конструирование и продуктивная деятельность;
  • Экскурсии в библиотеку «Очаг»;
  • Сбор собственного материала по выбранной теме;
  • Оформление выставок.

III этап – итоговый

  • Презентация проекта;
  • Выставки творческих работ детей и родителей.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  • Подбор наглядного материала (презентации);
  • Подбор художественной литературы;
  • Подбор произведений и наглядного материала русского народного творчества;
  • Изготовление дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр;
  • Выставки книг, рисунков, поделок;
  • Создание условий для проведения открытых мероприятий ;
  • Методические разработки (перспективный план);
  • Интерес детей и вовлечение родителей;
  • Создание предметно-развивающей среды.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувства Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в создании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.

Особое место в образовательном процессе занимает культура – носитель ценностей народа, отображающая его традиции, нравы, образ жизни многих поколений.

Народная культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет прошлое, настоящее и будущее. Её отстранённость от воспитания приводит к распаду социума и личности.

Воспитание патриотизма является неотъемлемой частью системы образования.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Огромную роль в становлении личности ребенка играет любовь к близким людям, к родному городу и родной стране.

В ходе реализации проекта у детей формируются патриотические чувства, связывающие разные поколения, представления о нравственных ценностях (честь, семья, добро, совесть, верность); чувства любви к Родине; ; знания о родном городе Гагарине (история, символика, достопримечательности).

Приложение.

Перспективный план

Пояснительная записка

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.

Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:

  • Семья
  • Детский сад
  • Родная улица
  • Родной город
  • Страна, ее столица, символика
  • Права и обязанности

Программа рассчитана на полгода и предназначена для работы с детьми в подготовительной группе детского сада.

Базой нравственно - патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

Ожидаемые результаты

Детей подготовительной к школе группы должны знать к концу года:

  • из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
  • из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
  • из раздела родной город: знание названия родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
  • из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, , название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ (в пределах пяти), знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.

Реализация проекта через различные виды деятельности.

Познавательное развитие
Непосредственная образовательная деятельность, беседы с показом слайдовых презентаций или иллюстраций:
«Наша страна Россия»;
«Москва-столица нашей Родины»;
«Народы России» ;
«День народного Единства»;

«Природа России»;
«Государственные символы России: герб, флаг, гимн»;
«Гагарин - моя малая Родина»;

«Гордимся нашими соотечественниками»
«Растительный и животный мир средней полосы России»;
«Белая береза – символ России».

Дидактические игры:
«Найди флаг России»,
«Узнай наш герб",
«Найди среди гербов разных стран, герб России»,
«Чей костюм»,
«Мир профессий»,
« С какого дерева листок»,
«Когда это бывает».

Речевое развитие
Обучение рассказыванию
«Главный город нашей страны»;
«Города России»;
«Какие народы живут в России»;
«Богатства России»;
«Богатыри земли русской»
«Русские народные промыслы»;
«Моя малая Родина»;

«История народной игрушки»

Чтение рассказов, сказок, стихов:
«Что я видел» Б.Житков;
«Родина" Александрова;
«История России в рассказах для детей» (отдельные главы) А. Ишимова;
«Ёлка» В. Сутеев;
«Две березы» Т.А.Шорыгина;
«Прогулка» С. Михалков;
«Конек горбунек» Ершлов;
«Как аукнется, так и откликнется» р.н.с.;
«Заяц- хваста» р.н.с.;
«Царевна – лягушка» р.н.с.;
«Лисичка сестричка и серый волк» р.н.с.;
«Снегурушка и лиса» р.н.с.;
«Сивка – бурка» р.н.с.;
«Хаврошечка» р.н.с.;
«Колосок» р.н.с.

«Сказки смоленского края Н.Добровольский»

Заучивание стихов:
«Лучше нет родного края»П. Воронько;
«Родная земля» Г.Ладоньщиков;
«Родина» В.Семерин;
«Родная земля» П.Синявский

Заучивание пословиц, поговорок, небылиц.

Художественно-эстетическое развитие
Рисование:
«Флаг России»;
«Белоствольная береза»;
«Городецкая роспись»;
«Дымково. Нарядная барышня»;
«Русский национальный костюм»;
«Наша нарядная елка».
«Ветка рябины»;
«Моя семья»;
«Гжель»;
« Национальные костюм народов России»;
«Хохлома»;
«Мой дом»;

Лепка:
Пластилинография «Герб Российской Федерации»

«Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
«Сказочный образ Снегурочки»;
«Животные России»;
«Птицы»

Аппликация и художественный труд.

Открытки для самых близких к праздникам.
Кукла «Кувадка»
«Чудесные превращения шишки»;

Слушание песен и музыки:
«Во поле береза стояла»,
«Осенняя песня»,
«Урожайная»,
«Елочка красавица»,
"Зимушка прощальная".
«Гимн России»,
«Русская народная музыка».

Физическое развитие.

Русские народные подвижные игры:
«Гуси – лебеди»,
«Краски»,
«Пятнашки»,
«У медведя во бору»,
«Палочка выручалочка»,
«День – ночь», и др.

Социально коммуникативное развитие.
Экскурсия в краеведческий музей.

Сюжетно -ролевые игры:
«Семья»;
«Путешествие по стране на автобусе»;
«Улицы города»;
«Профессии» и др.

Инсценировка русских народных сказок:

«Колобок»,
«Три медведя»,
«Гуси – лебеди»,
«Теремок» и т.д.

Взаимодействие с родителями
Консультация для родителей «Проектная деятельность в детском саду».

Приобщение родителей к участию в проводимых конкурсах.
Консультация «Роль родителей в формировании патриотических чувств».
Консультация «Какие русские народные сказки читать детям?».
Помощь родителям в подборе мультфильмов и настольных игр о России.
Совместное с детьми чтение книг о России.

Перспективное планирование работы с детьми по проекту в подготовительной группе
Сентябрь

НОД «Моя семья»

  • НОД. Развитие речи «Традиции моей семьи»
  • Пословицы и поговорки о семье»
  • НОД . Рисование «Белоствольная береза».
  • НОД. Лепка «Дары русского леса. Корзина с грибами ягодами»;
  • Рассказывание русской народной сказки «Царевна – лягушка»
  • Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй Родина моя»
  • НОД, Рисование «Моя семья»
  • НОД. Аппликация «Моя семья»
  • НОД. Рисование «Мой родной город»
  • НОД КМД «Строительство города»

Октябрь

НОД «Наша Родина –Россия

«История Московского Кремля»

НОД Беседа «Природа России»

НОД Беседа «Гагарин - моя малая Родина»;
«Коли вместе- то и душа на месте»- оформление фотовыставки.

Пословица не просто молвится .-беседа.

НОД Рисование сюжета из истории страны.

Рассматривание картины В.Васнецова «Три богатыря»

Беседа «Кто людям добра желает – тот сам его добывает»

НОД Рисование «Портреты членов семьи»;



ЛИТЕРАТУРА

  1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
  2. Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
  3. «Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
  4. Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
  5. Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.

6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ

7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/

  1. Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
  2. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
  3. Степанов «Стихи о России».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» подготовительгная группа

Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание историко-национальных и природ...

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» младшая группа

Цель программыВоспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям....

Рабочая программа кружка «Юные патриоты» средняя группа

Цель программы Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье,городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.В...

Отчет работы кружка "Юные патриоты" средняя группа 2021-2022 уч.год

Отчет работы кружка "Юные патриоты" средняя группа 2021-2022 уч.год...

Рабочая программа кружка "Юный патриот", подготовительная группа

1.2. Цели и задачи программы Цель программыСоздание системы работы по формированию нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к Родине у детей дошкольного возраста через познание и...

Консультация для родителей "Воспитываем патриота". Старшая группа.

Консултация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем патриота"....