«Стайка снегирей на ветках рябины (зимующие птицы)»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Анастасия Михайловна Кондрашова

Расширять представления детей о многообразии птиц. Формировать понятие «зимующие птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4-5.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми 4-5 лет.

Тема: «Стайка снегирей на ветках рябины (зимующие птицы)»

Образовательные области:  познавательное развитие, речевое развитие.

Главная цель НОД. Расширять представления детей о многообразии птиц. Формировать понятие «зимующие птицы».

Программные задачи:

-образовательная: Расширить представление детей о зимующих птицах, их строении. Учить выделять характерные особенности снегиря;

-развивающая:   Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения;

 -воспитательная : Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок и подкармливать их. Воспитывать бережное отношение к природе.

   

Словарная работа: Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных. Слова: зимующие птицы, сорока, воробей, голубь, дятел, снегирь, синица

Предварительная работа: Наблюдения за птицами, прилетающими на участок детского сада, подкормка птиц на кормушке, рассматривание иллюстраций зимующих птиц.

Демонстрационный материал:  Картинки с изображением зимующих птиц,  мяч, рисунок кормушки, макет дерева.

                                                                            Ход занятия.

 Организационный момент. Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Морозы»:

Морозы жестокие в этом году...

Тревожно за яблоньку в нашем саду,

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозик, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

Ведь очень голодно в воздухе им.

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их над кормить.

И тогда им будет легко переносить холода.

Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах. Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Почему эти птицы остаются зимовать в наших краях?

Дети: Эти птицы не боятся морозов и могут добывать еду даже в самые сильные холодные зимы. Они питаются семенами и засохшими плодами деревьев. Очень часто приближаются к жилищам людей, чтобы прокормится.

Основная часть

Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц, которые здесь изображены.

Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.

Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать-снегири, синицы.

Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц.

Игра «Закончи на рифму».

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки про птиц.

Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя?     (Снегирь)

Воспитатель:  Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья.

Следующая загадка:

Производит  тонкий свист

Жёлтенькая птица…

Кепка чёрная и хвост.

Это же…. (синица).

Воспитатель: У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

Серая и крупная. Самая разумная.

В серых перьях все сезоны

Громко каркает… (ворона).

Воспитатель: Расскажите мне про ворону. Какая она?

Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица.

Серый, крылья рябеньки,

Юркий, хоть и маленький.

Ты ловить его не смей.

«Чик-чирик» - наш …(воробей).

Воспитатель:  Правильно, это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?

Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый...

Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней?

Слышишь этот странный звук

На стволе деревьев?

Что за птица: Тук – тук – тук,

Молоточком мелет?

Что он хочет от сосны?

Что он ей – приятель?

Червячков и гусениц

Добывает …..

Дети: Дятел.

Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.

Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

Физкультминутка:

Руки подняли и помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

Игра «Назови ласково» (с мячом).

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Назови ласково». Воспитатель кидает ребёнку мяч и называет птицу, например снегирь, ребёнок возвращаем мяч. Называя птицу ласково-снегирёк.

Снегирь-снегирёк,

Синица-синичка,

Голубь-голубка

Воробей-воробушек

Игра «Кто так разговаривает».

Воспитатель: ребята, угадайте, как птица разговаривает.

Ворона -… (каркает)

Воробей… (чирикает)

Сорока… (трещит)

Голубь… (гулит)

Беседа о подкармливании птиц зимой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.

Дети: Кормушка для птиц.

Воспитатель: Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

Дети: Люди.

Воспитатель: Для чего они это сделали?

Дети: Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело найти корм, поэтому люди подкармливают птиц.

Выслушав ответы детей, воспитатель обобщает сказанное словами поэта

А. Чепурнова

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего на кормушке крыша? Крыша нужна для того, чтобы снег не падал на кормушку и птицы легко могли отыскать корм, так как в снегу корм искать трудно. Зимой сложно найти корм под снегом.

Воспитатель: Дети, а что страшнее для птиц голод или холод?

Дети: Для птиц страшен голод.

Воспитатель: Птицы всегда чувствуют, что о них заботятся и их любят.  Давайте покажем, как дятел добывает червячков и личинок из-под коры, как же он это делает? Левая рука будет деревом, указательный палец правой руки-дятел.

Пальчиковая гимнастика.

«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, (пальцем ударяют по левой ладони)

Хоть пока он под корой, всё равно он будет мой».

Воспитатель: Если мы будем забывать насыпать корм в кормушку, то птицы останутся голодными. Зимой птицам очень сложно выжить без помощи людей.

Итог занятия

Воспитатель: Вспомните, о чем мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели? Как нужно помогать птицам в зимнее время? А сейчас мы с вами выйдем на прогулку, вынесем зерно, пшено,  накормим птиц и понаблюдаем, какие птицы прилетят на кормушку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стайка снегирей на ветках рябины

Тема: Стайка снегирей на ветках рябины. Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюд...

план-конспект деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Стайка снегирей на ветках рябины"

Данная разработка помогает расширять представления детей о многообразии птиц,  выделять характерные особенности снегиря, формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их, а также закреп...

Стайка снегирей на ветках рябины

занятие в средней группе по экологии...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира «Стайка снегирей на ветках рябины» для детей среднего дошкольного возраста

Задачи:1. Познакомить со снегирём, учить выделять его характерные особенности (внешний вид, повадки, корм).2. Воспитывать  у детей  желание оказывать помощь птицам в зимний период, подкармли...

Презентация к интегрированной НОД по формированию целостной картины мира «Стайка снегирей на ветках рябины» для детей среднего дошкольного возраста

Использование мультимедийной презентации позволило  ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возра...

открытое занятие по познании (окружающий мир) "Стайка снегирей на ветках рябины"

Расширять представления детей многообразия птиц. Учить выделять характерные осовености снегиря. Воспитывать бережное отношение к природе, к птицам....

Конструкт НОД по ознакомлению с природой "Стайка снегирей на ветках рябины"

Конструкт НОД по ознакомлению с природой "Стайка снегирей на ветках рябины" для детей средней группы (4-5 лет)...