План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Знаменитые артисты цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Знаменитые артисты цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Знаменитые артисты цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»
Автор: Тимошина Е.И. воспитатель
Цель: ознакомление детей с биографией и творчеством Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с биографией и творчеством Юрия Никулина и Михаила Шуйдина;
- расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка;
- обобщить и систематизировать представления о профессии клоун, особенностях его профессиональной деятельности.
Развивающие:
- развивать интерес к жизни и творчеству Ю.Никулина и М. Шуйдина;
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- способствовать развитию положительных эмоций у детей;
- развивать связную речи, поэтический слух, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание и интерес выполнять различные виды движений вместе;
- воспитывать уважение к труду цирковых артистов;
- воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной Войны;
- воспитывать умение активно взаимодействовать, договариваться друг с другом, проявлять инициативу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы о цирке, выступлениях клоунов, чтение книг, рассматривание иллюстраций клоунов; просмотр мультфильмов о цирке.
Оборудование и материалы: проектор, экран, ИКТ – презентация «Жизнь и творчество Ю.Никулина и М.Шуйдина», музыкальный файл «Старый клоун», видеозапись «Выступление М. Шуйдина и Ю. Никулина. Реприза «Яйцо»», колокольчик, чемодан с атрибутами для ряженья: парик, носы, различные колпачки и шляпы; большая бутафорская конфета, конфеты на каждого ребенка, д/игра «Судоку», д/игра «Собери картинку».
Методы и приемы: наглядно-зрительный метод, наглядно-слуховой метод, метод художественного контекста, игровая ситуация, краткие пояснения, показ фрагмента видео, прослушивание музыкального файла, рассказ, рефлексия, сюрпризный момент.
Ход НОД:
Приветствие
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева - друг и справа - друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я приготовила вам сюрприз: в этом чемоданчике находятся три предмета очень необходимые одному артисту. Прослушайте внимательно загадку и отгадайте кто он:
В шатре волшебном, полном смеха
Есть рыжий, ловкий простачок,
Он носит кудри, колпачок.
Новый, в клетку у него берет,
Блестящий, зеленый атласный жилет,
Бантики, помпоны, сапожки.
Может сыграть на гармошке.
Заразительно, звонко смеется,
Смех его как песня льется.
Любят все его детишки
И девчонки и мальчишки!
О ком говориться в загадке?
Дети: о клоуне
Да, вы правы, друзья мои, речь идет о клоуне. А что же за предметы лежат в чемоданчике?
Дети: парик и нос, колпак, шляпа.
Воспитатель отворачивается и надевает парик и нос клоуна.
Очень цирк люблю друзья,
На арене главный я.
Я весёлый и смешной,
Завожу своей игрой.
Шутки острые про всех,
В зале слышен детский смех.
Радость людям приношу:
В цирке клоуном служу
Здравствуйте, ребята! Я веселый клоун Клепа! Сколько веселья и радости доставляю я взрослым и юным зрителям! Ребята, а вы знаете, что профессия клоуна считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоун должен сам накраситься, подготовить костюм и суметь придумать такой номер, который удивит, рассмешит, заставит зрителей задуматься. Это очень сложная и изматывающая профессия.
На первый взгляд клоуны кажутся смешными, неловкими и неуклюжими, но на самом деле все они умеют хорошо выполнять разные трюки. Кто может сказать какие это трюки?
Дети: клоуны могут жонглировать разными предметами, показывать фокусы, ходить на руках, кувыркаться, играть с животными, ходить на ходулях, ездить на велосипеде, шутить со зрителями.
Воспитатель: Верно, мы это делаем так, чтобы зрителям в цирке было смешно, весело и забавно. Лица у клоунов особенные: чтобы всем было смешно, клоуны изменяют свое лицо, а как они это делают?
Дети: клоуны прикрепляют себе разные носы
Воспитатель: Конечно же, вы правы носы: то круглые красные, как помидор, то длинные, как морковка. Еще мы ярко румяним себе щеки, подрисовываем глаза. У кого-то на голове смешные колпачки, шляпы, из-под них торчат рыжие, желтые, разноцветные волосы.
Я предлагаю вам познакомится с двумя удивительными людьми этой профессии.
Дети садятся на стульчики, воспитатель включает презентацию.
Слайд 2
Это Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.
Слайд 3
Юрий Никулин родился в городе Демидове Смоленской области, в семье театральных актеров. Когда Юре исполнилось 4 года, вся его семья переехала в Москву. Отец часто брал сына с собой в цирк, именно тогда он захотел веселить людей, когда вырастет, вызывая на их лицах улыбки.
В школе, куда Юрия отправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам он вел себя «словно клоун».
Слайд 4
Юрий был призван в армию, где научился играть на гитаре.
Он должен был вернуться из армии домой, но началась война. За время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Слайд 5
Когда пришел с фронта, Юрий Никулин пошел работать в цирк и был зачислен в группу знаменитого клоуна Карандаша. Работая у Карандаша, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным.
Слайд 6
Михаил Шуйдин родился в деревне Казачья Тульской области в семье пастуха. Рано потерял отца. В школьные годы научился игре на ударных инструментах
Слайд 7
Во время войны был командиром танка и несколько раз горел в нем, лечился в госпитале, на его лице и руках остались следы сильных ожогов. Был удостоен орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
Слайд 8
После войны начал вместе с Ю. Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Так в цирке появился новый клоунский дуэт Юрик и Миша, Никулин и Шуйдин. В то время этот дуэт был настолько знаменитым, что к нему ходили всей семьей, водили детей, смеялись до слез, до упаду. Многие зрители приходили в цирк ради того, чтобы поглядеть лишь на Никулина и Шуйдина.
Слайд 9
Также Юрий Никулин снимался в кино, написал 9 книг и стал директором цирка.
Слайд 10
На площади перед зданием Курского государственного цирка установлен памятник двум выдающимся артистам, уникальному дуэту клоунов, проработавших вместе более 30 лет, - Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину. Автор скульптуры курский мастер Игорь Минин изображает сцену известного номера «Лошадки». На постаменте надпись: «Воинам Великой Отечественной войны. Гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину». Авторы памятника специально постарались подчеркнуть участие обоих артистов в Великой Отечественной войне, на которой Никулин воевал в артиллерии, а Шуйдин был танкистом и три раза горел в танке.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами превратиться в артистов цирка и поучаствовать в цирковом представлении? Предлагаю вам превратиться в клоунов. В моем чемоданчике есть необходимые для этого атрибуты. Но для этого надо потрудиться.
Дети надевают носы и колпачки.
Воспитатель: Какие веселые и смешные клоуны у вас получились. Полюбуйтесь друг на друга. У Клоуна бывает веселое настроение и грустное. Покажите, как вы умеете удивляться, грустить, а теперь радоваться?
Воспитатель: Хорошо, теперь я вижу, что вы умеете смеяться и грустить как настоящие клоуны. Артисты в цирке много репетируют, отрабатывают движения, мимику, жесты. Вот вам следующее задание, называется пантомима «Угадай ситуации». Сейчас каждый получит задание: без помощи голоса, используя только мимику и жесты, продемонстрировать ситуацию!
Ситуации для пантомимы:
- объелся тортом
- тебя обидели
- ты очень устал
- ты сильно удивлен
- чему-то очень рад
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, сейчас вы настоящие артисты, которые готовы выступать на арене нашего цирка. Я расскажу веселую сказку «У бабушки с дедушкой», а вы ее покажите.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кости да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд, руками обнимаем соседа).
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем (изображают).
Бабушка швы на машинке строчила (изображают)
Пуговки круглые попришивала (изображают).
Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),
Звонкие вязнут на глине подковки (подпрыгивание).
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и посмотрим дуэт Михаила Шуйдина и Юрия Никулина. Реприза «Яйцо».
Дети снимают атрибуты и садятся на стулья. Воспитатель включает видеозапись «Выступление М. Шуйдина и Ю. Никулина. Реприза «Яйцо»»
Воспитатель: ребята, понравилось вам выступление артистов?
Дети: Да!
Воспитатель: а почему? Что было интересно?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении самого Никулина, которую он сам написал. Песня называется «Старый клоун». А пока песня будет играть, вам будет задание, которое я вам подготовил. На одном столе лежат разрезные картинки, чтобы их правильно собрать, нужно разложить цифры по порядку. А на другом столе лежит игра «Судоку». Вы, используя картинки подсказки на поле, заполните оставшиеся клетки так, чтобы в каждой строке и столбце каждая картинка встречалась только один раз.
А теперь мне пора с вами проститься, а вам хочу подарить волшебную конфету, если будет грустно, скажите волшебные слова: «Раз, два, три - нас конфета удиви!» И сразу всем станет весело.
Дети прощаются с клоуном. Воспитатель снимает атрибуты клоуна. Звучит музыкальный файл «Старый клоун» в исполнении Юрия Никулина, дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданиями. Скажите, о ком вы сегодня узнали? С каким клоуном вы хотели бы подружиться? А к какому клоуну вы бы пошли на представление? А кого из клоунов вы бы пригласили к себе на день рождение? Почему? А что больше всего запомнилось? Вызвало у вас что-нибудь трудности? Вы большие молодцы. Клепа для вас оставил конфету, давайте скажем волшебные слова и посмотрим, чем она нас удивит (дети повторяют волшебные слова, воспитатель открывает конфету и раздает угощение).
Список интернет источников:
- https://24warez.ru/main/photo/1157488379-neizvestnyy-yuriy-nikulin.html Неизвестный Юрий Никулин
- https://itexts.net/avtor-ieva-vladimirovna-pozharskaya/108079-yuriy-nikulin-ieva-pozharskaya/read/page-30.html Читать онлайн книгу Юрий Никулин
- https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%88%D1%83%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE Шуйдин Михаил детство: 1 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/08/19/prezentatsiya-yuriy-nikulin-lyubimyy-kloun-detey Презентация Юрий Никулин – любимый клоун детей.
- https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-professiya-kloun-5167585.html?ysclid=lsho976jdc304434180 Конспект занятия в старшей группе "Профессия клоун"
- https://fb.ru/article/254523/shuydin-mihail-ivanovich-biografiya?ysclid=lspsln4rt0983883812 Шуйдин Михаил Иванович: биография
- https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/rodilsya-pod-tuloj-gorel-v-tanke-stal-velikim-klounom-istoriya-mihaila-shujdina?ysclid=lspsmb176c167410700 Родился под Тулой, горел в танке, стал великим клоуном: история Михаила Шуйдина
- https://goru.travel/place/pamyatnik-klounam-yu-nikulinu-i-m-shuydinu Памятник клоунам Ю. Никулину и М. Шуйдину в Курской области
- https://yandex.ru/video/preview/8240832086388291907 Никулин и Шуйдин. Реприза "Яйцо" (1981) - поиск Яндекса по видео
- https://infourok.ru/prezentaciya-i-scenariy-kloun-akter-i-lyubimec-publiki-k-letiyu-yuriya-nikulina-1466172.html?ysclid=lshnnkfl4r98718622 Презентация и сценарий "Клоун, актер и любимец публики" к 95- летию Юрия Никулина.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/02/11/integrirovannoe-zanyatie-artisty-tsirka интегрированное занятие "артисты цирка"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное развитие+речевое развитие )...
План - конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «В гостях у художника»
Цель: Поддержать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре. Закрепить знания и уме...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»
План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»(формирование элементарных математических представлений)по теме «В с...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»
КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...
План – конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому развитию. Тема «Путешествие в прошлое – День Победы»
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Форма про...