План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Знаменитые артисты цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тимошина Елена Ивановна

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Знаменитые артисты цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Знаменитые артисты цирка Юрий Никулин и Михаил Шуйдин»

Автор: Тимошина Е.И. воспитатель

Цель: ознакомление детей с биографией и творчеством Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с биографией и творчеством Юрия Никулина и Михаила Шуйдина;
  • расширить представление детей о цирковом искусстве, о профессии артистов цирка;
  • обобщить и систематизировать представления о профессии клоун, особенностях его профессиональной деятельности.

Развивающие:

  • развивать интерес к жизни и творчеству Ю.Никулина и М. Шуйдина;
  • развивать логическое мышление, воображение, память;
  • способствовать развитию положительных эмоций у детей;
  • развивать связную речи, поэтический слух, любознательность.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание и интерес выполнять различные виды движений вместе;
  • воспитывать уважение к труду цирковых артистов; 
  • воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной Войны;
  • воспитывать умение активно взаимодействовать, договариваться друг с другом, проявлять инициативу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: беседы о цирке, выступлениях клоунов, чтение книг, рассматривание иллюстраций клоунов; просмотр мультфильмов о цирке.

Оборудование и материалы: проектор, экран, ИКТ – презентация «Жизнь и творчество Ю.Никулина и М.Шуйдина», музыкальный файл «Старый клоун», видеозапись «Выступление М. Шуйдина и Ю. Никулина. Реприза «Яйцо»», колокольчик, чемодан с атрибутами для ряженья: парик, носы, различные колпачки и шляпы; большая бутафорская конфета, конфеты на каждого ребенка, д/игра «Судоку», д/игра «Собери картинку».

Методы и приемы: наглядно-зрительный метод, наглядно-слуховой метод, метод художественного контекста, игровая ситуация, краткие пояснения, показ фрагмента видео, прослушивание музыкального файла, рассказ, рефлексия, сюрпризный момент.

Ход НОД:

Приветствие

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева - друг и справа - друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я приготовила вам сюрприз: в этом чемоданчике находятся три предмета очень необходимые одному артисту. Прослушайте внимательно загадку и отгадайте кто он:

В шатре волшебном, полном смеха

Есть рыжий, ловкий простачок,

Он носит кудри, колпачок.

Новый, в клетку у него берет,

Блестящий, зеленый атласный жилет,

Бантики, помпоны, сапожки.

Может сыграть на гармошке.

Заразительно, звонко смеется,

Смех его как песня льется.

Любят все его детишки

И девчонки и мальчишки!

О ком говориться в загадке?

Дети: о клоуне

Да, вы правы, друзья мои, речь идет о клоуне. А что же за предметы лежат в чемоданчике?

Дети: парик и нос, колпак, шляпа.

Воспитатель отворачивается и надевает парик и нос клоуна.

Очень цирк люблю друзья,

На арене главный я.

Я весёлый и смешной,

Завожу своей игрой.

Шутки острые про всех,

В зале слышен детский смех.

Радость людям приношу:

В цирке клоуном служу

Здравствуйте, ребята! Я веселый клоун Клепа! Сколько веселья и радости доставляю я взрослым и юным зрителям! Ребята, а вы знаете, что профессия клоуна считается самой сложной в цирковом искусстве. Клоун должен сам накраситься, подготовить костюм и суметь придумать такой номер, который удивит, рассмешит, заставит зрителей задуматься. Это очень сложная и изматывающая профессия.

На первый взгляд клоуны кажутся смешными, неловкими и неуклюжими, но на самом деле все они умеют хорошо выполнять разные трюки. Кто может сказать какие это трюки?

Дети: клоуны могут жонглировать разными предметами, показывать фокусы, ходить на руках, кувыркаться, играть с животными, ходить на ходулях, ездить на велосипеде, шутить со зрителями.

Воспитатель: Верно, мы это делаем так, чтобы зрителям в цирке было смешно, весело и забавно. Лица у клоунов особенные: чтобы всем было смешно, клоуны изменяют свое лицо, а как они это делают?

Дети: клоуны прикрепляют себе разные носы

Воспитатель: Конечно же, вы правы носы: то круглые красные, как помидор, то длинные, как морковка. Еще мы ярко румяним себе щеки, подрисовываем глаза. У кого-то на голове смешные колпачки, шляпы, из-под них торчат рыжие, желтые, разноцветные волосы.

Я предлагаю вам познакомится с двумя удивительными людьми этой профессии.

Дети садятся на стульчики, воспитатель включает презентацию.

Слайд 2

Это Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.

Слайд 3

Юрий Никулин родился в городе Демидове Смоленской области, в семье театральных актеров. Когда Юре исполнилось 4 года, вся его семья переехала в Москву. Отец часто брал сына с собой в цирк, именно тогда он захотел веселить людей, когда вырастет, вызывая на их лицах улыбки.

В школе, куда Юрия отправили в семь лет, учителя поголовно жаловались на поведение мальчика, по их словам он вел себя «словно клоун».

Слайд 4

Юрий был призван в армию, где научился играть на гитаре.

Он должен был вернуться из армии домой, но началась война. За время войны был награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Слайд 5

Когда пришел с фронта, Юрий Никулин пошел работать в цирк и был зачислен в группу знаменитого клоуна Карандаша. Работая у Карандаша, Юрий Никулин познакомился с Михаилом Шуйдиным.

Слайд 6

Михаил Шуйдин родился в деревне Казачья Тульской области в семье пастуха. Рано потерял отца. В школьные годы научился игре на ударных инструментах

Слайд 7

Во время войны был командиром танка и несколько раз горел в нем, лечился в госпитале, на его лице и руках остались следы сильных ожогов. Был удостоен орденами Красной Звезды и Красного Знамени.

Слайд 8

После войны начал вместе с Ю. Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Так в цирке появился новый клоунский дуэт Юрик и Миша, Никулин и Шуйдин. В то время этот дуэт был настолько знаменитым, что к нему ходили всей семьей, водили детей, смеялись до слез, до упаду. Многие зрители приходили в цирк ради того, чтобы поглядеть лишь на Никулина и Шуйдина.

Слайд 9

Также Юрий Никулин снимался в кино, написал 9 книг и стал директором цирка.

Слайд 10

На площади перед зданием Курского государственного цирка установлен памятник двум выдающимся артистам, уникальному дуэту клоунов, проработавших вместе более 30 лет, - Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину. Автор скульптуры курский мастер Игорь Минин изображает сцену известного номера «Лошадки». На постаменте надпись: «Воинам Великой Отечественной войны. Гениальным русским клоунам Юрию Никулину и Михаилу Шуйдину». Авторы памятника специально постарались подчеркнуть участие обоих артистов в Великой Отечественной войне, на которой Никулин воевал в артиллерии, а Шуйдин был танкистом и три раза горел в танке.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сами превратиться в артистов цирка и поучаствовать в цирковом представлении? Предлагаю вам превратиться в клоунов. В моем чемоданчике есть необходимые для этого атрибуты. Но для этого надо потрудиться.

Дети надевают носы и колпачки.

Воспитатель: Какие веселые и смешные клоуны у вас получились. Полюбуйтесь друг на друга. У Клоуна бывает веселое настроение и грустное. Покажите, как вы умеете удивляться, грустить, а теперь радоваться?

Воспитатель: Хорошо, теперь я вижу, что вы умеете смеяться и грустить как настоящие клоуны. Артисты в цирке много репетируют, отрабатывают движения, мимику, жесты. Вот вам следующее задание, называется пантомима «Угадай ситуации». Сейчас каждый получит задание: без помощи голоса, используя только мимику и жесты, продемонстрировать ситуацию!

Ситуации для пантомимы:

  • объелся тортом
  • тебя обидели
  • ты очень устал
  • ты сильно удивлен
  • чему-то очень рад

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, сейчас вы настоящие артисты, которые готовы выступать на арене нашего цирка. Я расскажу веселую сказку «У бабушки с дедушкой», а вы ее покажите.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые - лишь кости да кости (втягиваем щёки).

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд, руками обнимаем соседа).

Бабушке нашей всегда помогаем:

Нитки в иголки мы ей продеваем (изображают).

Бабушка швы на машинке строчила (изображают)

Пуговки круглые попришивала (изображают).

Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),

Звонкие вязнут на глине подковки (подпрыгивание).

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и посмотрим дуэт Михаила Шуйдина и Юрия Никулина. Реприза «Яйцо».

Дети снимают атрибуты и садятся на стулья. Воспитатель включает видеозапись «Выступление М. Шуйдина и Ю. Никулина. Реприза «Яйцо»»

Воспитатель: ребята, понравилось вам выступление артистов?

Дети: Да!

Воспитатель: а почему? Что было интересно?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении самого Никулина, которую он сам написал. Песня называется «Старый клоун». А пока песня будет играть, вам будет задание, которое я вам подготовил. На одном столе лежат разрезные картинки, чтобы их правильно собрать, нужно разложить цифры по порядку. А на другом столе лежит игра «Судоку». Вы, используя картинки подсказки на поле, заполните оставшиеся клетки так, чтобы в каждой строке и столбце каждая картинка встречалась только один раз.

А теперь мне пора с вами проститься, а вам хочу подарить волшебную конфету, если будет грустно, скажите волшебные слова: «Раз, два, три - нас конфета удиви!» И сразу всем станет весело.

Дети прощаются с клоуном. Воспитатель снимает атрибуты клоуна. Звучит музыкальный файл «Старый клоун» в исполнении Юрия Никулина, дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданиями. Скажите, о ком вы сегодня узнали? С каким клоуном вы хотели бы подружиться? А к какому клоуну вы бы пошли на представление? А кого из клоунов вы бы пригласили к себе на день рождение? Почему? А что больше всего запомнилось? Вызвало у вас что-нибудь трудности? Вы большие молодцы. Клепа для вас оставил конфету, давайте скажем волшебные слова и посмотрим, чем она нас удивит (дети повторяют волшебные слова, воспитатель открывает конфету и раздает угощение).

Список интернет источников:

  1. https://24warez.ru/main/photo/1157488379-neizvestnyy-yuriy-nikulin.html Неизвестный Юрий Никулин
  2. https://itexts.net/avtor-ieva-vladimirovna-pozharskaya/108079-yuriy-nikulin-ieva-pozharskaya/read/page-30.html Читать онлайн книгу Юрий Никулин
  3. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D1%88%D1%83%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%BD%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE  Шуйдин Михаил детство: 1 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках
  4. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/08/19/prezentatsiya-yuriy-nikulin-lyubimyy-kloun-detey Презентация Юрий Никулин – любимый клоун детей.
  5. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-starshej-gruppe-professiya-kloun-5167585.html?ysclid=lsho976jdc304434180 Конспект занятия в старшей группе "Профессия клоун"
  6. https://fb.ru/article/254523/shuydin-mihail-ivanovich-biografiya?ysclid=lspsln4rt0983883812 Шуйдин Михаил Иванович: биография
  7. https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/rodilsya-pod-tuloj-gorel-v-tanke-stal-velikim-klounom-istoriya-mihaila-shujdina?ysclid=lspsmb176c167410700 Родился под Тулой, горел в танке, стал великим клоуном: история Михаила Шуйдина
  8. https://goru.travel/place/pamyatnik-klounam-yu-nikulinu-i-m-shuydinu Памятник клоунам Ю. Никулину и М. Шуйдину в Курской области
  9. https://yandex.ru/video/preview/8240832086388291907 Никулин и Шуйдин. Реприза "Яйцо" (1981) - поиск Яндекса по видео
  10. https://infourok.ru/prezentaciya-i-scenariy-kloun-akter-i-lyubimec-publiki-k-letiyu-yuriya-nikulina-1466172.html?ysclid=lshnnkfl4r98718622 Презентация и сценарий "Клоун, актер и любимец публики" к 95- летию Юрия Никулина.
  11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/02/11/integrirovannoe-zanyatie-artisty-tsirka интегрированное занятие "артисты цирка"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное  развитие+речевое развитие )...

План - конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «В гостях у художника»

Цель:   Поддержать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре. Закрепить знания и уме...

План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»

План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»(формирование элементарных математических представлений)по теме «В с...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ»

КОНСПЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ» Задачи: Образовательные: формировать у детей знания о значении воды в жизни человека: -вода-источник жизни; -вода необходима для обеспечения жизнедеятельнос...

План – конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательно-речевому развитию. Тема «Путешествие в прошлое – День Победы»

Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Форма про...