Проект Патриотическое воспитание - одна из главных ценностей в системе Российского образования «Малая Родина - сила России»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Герт Наталья Викторовна

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.                                                                    

Таким образом, педагогам необходимо задуматься какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи огромную значимость приобретает знакомство дошкольников с малой Родиной и является приоритетной задачей.

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gert_nv.docx43.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Незабудка», г. Мегион.

Проект

 Патриотическое воспитание - одна из главных ценностей

в системе Российского образования

 «Малая Родина - сила России»

Воспитатель:

Герт Н.В.

        

г. Мегион

2024г.

Тип проекта: групповой, познавательно-образовательный, творческий.

Возраст участников проекта: дети 6-7лет

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: краткосрочный (5 недель)

Актуальность проекта

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.                                                                    

Таким образом, педагогам необходимо задуматься какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи огромную значимость приобретает знакомство дошкольников с малой Родиной и является приоритетной задачей.

Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

 Цель проекта: сформировать у дошкольников чувство любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.

Задачи проекта:

- познакомить детей с историей родного города, государства (история, символика, достопримечательности);

- расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её;

- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;

- воспитывать интерес и любовь к родному городу, государству, умение видеть прекрасное, гордиться им;

- сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Предполагаемый результат:

- дети могут знать и называть место проживания: город, район, государству, символику города, достопримечательности, страны.

- бережное отношение к природе своего края;

- дети знают улицы города, адреса, где находится их дом, детский сад; идут в детский сад с удовольствием.

- дети проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах, играх.

-между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

1.Определение цели и задач проекта;

2.Разработка комплексно-тематического плана;

3.Подбор методической, справочной и художественной литературы по    выбранной тематике проекта;

4.Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию;

5.Ознакомительная консультация для родителей о проекте.

2 этап основной, практическая деятельность

Дата

Совместная деятельность

Работа с родителями

1 неделя

 

- Беседа с детьми на тему: «Моя Родина Россия». Рассматривание альбома. Достопримечательности города.

Цель: воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

- Чтение художественной литературы  А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей».

Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, обсуждать прочитанное.

- Заучивание пословиц и поговорок о Родине.

- Сюжетно-ролевые игры: «Мой адрес», «Малая Родина».

Цель: обогащение игрового опыта, развивать умение распределять и обыгрывать взятые на себя роли.

Дидактическая игра: «Собери флаг, герб нашего города», «Узнай по описанию кто это», дубль «Наша Родина»

Цель: закрепить знания детей о символики нашего города

- Игровая ситуация: «Передай свое тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму»

Цель: воспитывать доброту, уважение к окружающим.

- Рисование «Красная площадь»

Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.

Консультация:

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Оформление патриотического уголка.

2 неделя

- Беседа с детьми на тему «Путешествие по родному городу Мегион» «Моя улица».                Цель: формирование патриотических чувств и закрепление представления о родном городе - Мегионе.                                                                    Сюжетно ролевая игра: «Путешествие по городу»        

Цель: обогащение игрового опыта, развивать умение распределять и обыгрывать взятые на себя роли.

 - Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова»

Цель: расширение представления о положительных качествах людей.

- Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город».                      - Чтение художественной литературы о городе: заучивание стихотворения В.Козлова «Мегиония»

Цель: учить слушать новое произведение, вести беседу по прочитанному, развивать память, воображение.

- Ситуация «Где мы будем жить, если не будет дома?»

- Дидактическая игра: «Собери флаг, герб нашего города»

Цель: закрепить знания детей о символики нашего города.

- Рисование, раскраска ««Мой город Мегион», «Флаг города Мегион»; аппликация «Герб Мегиона»

- Подвижная игра «Машины на нашей улице».

- Творческая речевая деятельность: «Мой день дома»

Цель: обогащение словарного запаса, умение составлять рассказ по мнемотаблице.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

-Экскурсии по родному городу (фотоотчёт «Достопримечательности нашего города Мегион»)

3 неделя

- Беседа с детьми на тему: «Семейные праздники, традиции». «Моя любимая семья».

Цель: формировать уважительное отношение к семейным традициям.

-Сюжетно-ролевые игры: «Встречаем гостей», «Семейный пикник». 

Цель: распределять роли по желанию играющих, воспитывать дружелюбные отношения.

- Чтение художественной литературы «Вот какая мама» Е.А.Благинина, Т. Бокова «Папа»

- Пословицы и поговорки о семье, о дружбе.

Цель: развивать память, работать над выразительностью речи.

- Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете»

-Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «О странах мира»

Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи.

- Лепка «Птица счастья – семейный талисман». 

Цель: развивать мелкую моторику, координацию рук.

Консультации для родителей по теме: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине»

Папка-передвижка: 

«Как мы помогаем родным».

4 неделя

- Беседа на тему: «Природа родного края». Красная книга.

КВН «Что вызнаете о природе родного края»»

Цель: формировать представления о растительной и животной среде родного края.

- Целевая прогулка по территории детского сада «Наша природа»

Цель: показать детям изменения, происходящие в природе, с приходом осени.

- Дидактические игры: «Что где растет?», «Кто где живёт?», «Птицы нашего города», «Чей хвост?»                 Цель: выявлять знания детей об объектов живой природы.                     - Чтение художественной литературы: загадывание загадок о животном и растительном мире. Цель: продолжать воспитывать в детях любовь к природе родного края через художественное слово. -- - Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница», «Аптека», «Овощной магазин».                             Цель: способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей природе.                                                - Аппликация: коллективная работа «Как прекрасен этот мир, посмотри» Цель: развивать координацию движений рук, умение работать ножницами, развивать воображение, воспитывать любовь к природе.

Консультации для родителей:

«Что грозит нашей природе»

Выставка поделок «Осенняя фантазия»

5 неделя

- Беседа с детьми: «Главные символы родного города», «Герб разных стран»

Квест-игра с детьми: «Путешествие по России»

Цель: закрепить знание детей о пройденной теме.

- Дидактическая игра: «Составь предложение с парами слов», «Слова рассыпались», «Объясни словечко»

- Чтение художественной литературы: заучивание стихотворений С.Крупинина, В.Степанов «Герб России»,    А.Александров «Чтоб отразить России широту» 

Цель: учить выразительно, читать наизусть стихотворение.        

- Игры со строительным материалом

«Дом построим – будем жить».

Цель: продолжить учить работе с различным строительным материалом.

- Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси - лебеди».

- Рисование «Наш любимый город»

Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета.

Консультации для родителей:

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Буклет: «Права и обязанности в семье»

Изготовление герба семьи

3 этап – заключительный

- Оформление проекта, подведение итогов.

- Создание электронной презентации.

- Совместное оформление стенгазеты «Наш любимый город Мегион»

- Совместное чаепитие «Наша дружная семья»

 

Список используемой литературы:

1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021

3.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.

5. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

6. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

7.Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"

В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группена тему: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»...

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1.Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным ...

Проект патриотического воспитания "Моя родина - Россия"

Проект патриотического воспитания "Моя родина - Россия"...

Инновационный проект, приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья – моя Родина!»

Семья – источник вдохновения,Где рядом взрослые и дети,В семье от всех невзгод спасение,Здесь друг за друга все в ответе.О. В. ТокмаковаАктуальность темы. 2024 – год в России объявлен годо...

Международные рождественские образовательные чтения. Дополнительная образовательная программа по патриотическому воспитанию для детей 3-4 лет «Малая Родина – сила России»

Программа дополнительного образования «Малая Родина – сила России» (далее - Программа) по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет является инновационным п...