Проект Патриотическое воспитание - одна из главных ценностей в системе Российского образования «Малая Родина - сила России»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, педагогам необходимо задуматься какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи огромную значимость приобретает знакомство дошкольников с малой Родиной и является приоритетной задачей.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gert_nv.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Незабудка», г. Мегион.
Проект
Патриотическое воспитание - одна из главных ценностей
в системе Российского образования
«Малая Родина - сила России»
Воспитатель:
Герт Н.В.
г. Мегион
2024г.
Тип проекта: групповой, познавательно-образовательный, творческий.
Возраст участников проекта: дети 6-7лет
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Вид проекта: краткосрочный (5 недель)
Актуальность проекта
В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания - это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, к детскому саду, к городу.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, педагогам необходимо задуматься какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи огромную значимость приобретает знакомство дошкольников с малой Родиной и является приоритетной задачей.
Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта: сформировать у дошкольников чувство любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких ребенку людей.
Задачи проекта:
- познакомить детей с историей родного города, государства (история, символика, достопримечательности);
- расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её;
- закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
- воспитывать интерес и любовь к родному городу, государству, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.
Предполагаемый результат:
- дети могут знать и называть место проживания: город, район, государству, символику города, достопримечательности, страны.
- бережное отношение к природе своего края;
- дети знают улицы города, адреса, где находится их дом, детский сад; идут в детский сад с удовольствием.
- дети проявляют интерес к родному краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах, играх.
-между педагогами и родителями налажено успешное взаимодействие, которое позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии и воспитании ребёнка.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
1.Определение цели и задач проекта;
2.Разработка комплексно-тематического плана;
3.Подбор методической, справочной и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
4.Беседа с детьми о выявлении знаний по заявленной теме проекта, обсуждение проблемы, вживление в игровую ситуацию;
5.Ознакомительная консультация для родителей о проекте.
2 этап – основной, практическая деятельность
Дата | Совместная деятельность | Работа с родителями |
1 неделя
| - Беседа с детьми на тему: «Моя Родина Россия». Рассматривание альбома. Достопримечательности города. Цель: воспитывать у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. - Чтение художественной литературы А. Прокофьев «Нет на свете Родины красивей». Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, обсуждать прочитанное. - Заучивание пословиц и поговорок о Родине. - Сюжетно-ролевые игры: «Мой адрес», «Малая Родина». Цель: обогащение игрового опыта, развивать умение распределять и обыгрывать взятые на себя роли. Дидактическая игра: «Собери флаг, герб нашего города», «Узнай по описанию кто это», дубль «Наша Родина» Цель: закрепить знания детей о символики нашего города - Игровая ситуация: «Передай свое тепло другу, стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму» Цель: воспитывать доброту, уважение к окружающим. - Рисование «Красная площадь» Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. | Консультация: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Оформление патриотического уголка. |
2 неделя | - Беседа с детьми на тему «Путешествие по родному городу Мегион» «Моя улица». Цель: формирование патриотических чувств и закрепление представления о родном городе - Мегионе. Сюжетно ролевая игра: «Путешествие по городу» Цель: обогащение игрового опыта, развивать умение распределять и обыгрывать взятые на себя роли. - Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова» Цель: расширение представления о положительных качествах людей. - Составление творческих рассказов «За что я люблю свой город». - Чтение художественной литературы о городе: заучивание стихотворения В.Козлова «Мегиония» Цель: учить слушать новое произведение, вести беседу по прочитанному, развивать память, воображение. - Ситуация «Где мы будем жить, если не будет дома?» - Дидактическая игра: «Собери флаг, герб нашего города» Цель: закрепить знания детей о символики нашего города. - Рисование, раскраска ««Мой город Мегион», «Флаг города Мегион»; аппликация «Герб Мегиона» - Подвижная игра «Машины на нашей улице». - Творческая речевая деятельность: «Мой день дома» Цель: обогащение словарного запаса, умение составлять рассказ по мнемотаблице. | Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». -Экскурсии по родному городу (фотоотчёт «Достопримечательности нашего города Мегион») |
3 неделя | - Беседа с детьми на тему: «Семейные праздники, традиции». «Моя любимая семья». Цель: формировать уважительное отношение к семейным традициям. -Сюжетно-ролевые игры: «Встречаем гостей», «Семейный пикник». Цель: распределять роли по желанию играющих, воспитывать дружелюбные отношения. - Чтение художественной литературы «Вот какая мама» Е.А.Благинина, Т. Бокова «Папа» - Пословицы и поговорки о семье, о дружбе. Цель: развивать память, работать над выразительностью речи. - Пальчиковая гимнастика: «Наша дружная семья», «Наша квартира», «Строим дом», «Много мам на белом свете» -Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «О странах мира» Цель: становление основ уважительного, заботливого, внимательного отношения к членам своей семьи. - Лепка «Птица счастья – семейный талисман». Цель: развивать мелкую моторику, координацию рук. | Консультации для родителей по теме: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине» Папка-передвижка: «Как мы помогаем родным». |
4 неделя | - Беседа на тему: «Природа родного края». Красная книга. КВН «Что вызнаете о природе родного края»» Цель: формировать представления о растительной и животной среде родного края. - Целевая прогулка по территории детского сада «Наша природа» Цель: показать детям изменения, происходящие в природе, с приходом осени. - Дидактические игры: «Что где растет?», «Кто где живёт?», «Птицы нашего города», «Чей хвост?» Цель: выявлять знания детей об объектов живой природы. - Чтение художественной литературы: загадывание загадок о животном и растительном мире. Цель: продолжать воспитывать в детях любовь к природе родного края через художественное слово. -- - Сюжетно-ролевые игры: «Зоолечебница», «Аптека», «Овощной магазин». Цель: способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей природе. - Аппликация: коллективная работа «Как прекрасен этот мир, посмотри» Цель: развивать координацию движений рук, умение работать ножницами, развивать воображение, воспитывать любовь к природе. | Консультации для родителей: «Что грозит нашей природе» Выставка поделок «Осенняя фантазия» |
5 неделя | - Беседа с детьми: «Главные символы родного города», «Герб разных стран» Квест-игра с детьми: «Путешествие по России» Цель: закрепить знание детей о пройденной теме. - Дидактическая игра: «Составь предложение с парами слов», «Слова рассыпались», «Объясни словечко» - Чтение художественной литературы: заучивание стихотворений С.Крупинина, В.Степанов «Герб России», А.Александров «Чтоб отразить России широту» Цель: учить выразительно, читать наизусть стихотворение. - Игры со строительным материалом «Дом построим – будем жить». Цель: продолжить учить работе с различным строительным материалом. - Подвижные игры: «Флаг России», «Карусель», «Ручеек», «У медведя во бору», «Горелки», «День, ночь», «Гуси - лебеди». - Рисование «Наш любимый город» Цель: создание условий для стимулирования и поддерживания самостоятельного определения замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. | Консультации для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Буклет: «Права и обязанности в семье» Изготовление герба семьи |
3 этап – заключительный
- Оформление проекта, подведение итогов.
- Создание электронной презентации.
- Совместное оформление стенгазеты «Наш любимый город Мегион»
- Совместное чаепитие «Наша дружная семья»
Список используемой литературы:
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Пространство детской реализации Проектная деятельность. Мозайка-Синтез Москва 2021
3.Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013. (Серия «Вместе с детьми».)
4. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с.
5. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
6. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
7.Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС ДО. Методическое пособие Издательство: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. Даусон А.Д., Утёмов В.В.2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект " Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства" Тема: " Россия- родина моя"
В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно- моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отечеству....
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группена тему: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»
Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи: 1.Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным ...
Проект патриотического воспитания "Моя родина - Россия"
Проект патриотического воспитания "Моя родина - Россия"...
Инновационный проект, приуроченный к году семьи в Российской Федерации, по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья – моя Родина!»
Семья – источник вдохновения,Где рядом взрослые и дети,В семье от всех невзгод спасение,Здесь друг за друга все в ответе.О. В. ТокмаковаАктуальность темы. 2024 – год в России объявлен годо...
Международные рождественские образовательные чтения. Дополнительная образовательная программа по патриотическому воспитанию для детей 3-4 лет «Малая Родина – сила России»
Программа дополнительного образования «Малая Родина – сила России» (далее - Программа) по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 4 лет является инновационным п...