Проект "Космос" в дошкольной разновозрастной группе 2021
проект по окружающему миру
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kosmos.docx | 24.48 КБ |
proekt_kosmos_bez_granits.pptx | 1.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Тематический проект «Космос без границ» в разновозрастной группе
Татьяна Владимирова, воспитатель
апрель 2021г.
Я хочу представить вашему вниманию тематический проект «Космос без границ», проведенную в нашем ДОУ.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Обоснование проблемы:
- Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
- Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность: Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. При этом развивается творческое воображение, дети рисуют, лепят, конструируют.
Цель:
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики.
Развитие познавательной активности детей, расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля.
Дать знаний о первом космонавте Ю. Гагарине.
Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Задачи:
Для детей:
дать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;
формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
развитие познавательных способностей детей, их творческих способностей;
воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
обеспечить реализацию целей и задач через освоение детьми образовательных областей;
создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемый результат:
У детей сформируются элементарных знаний по теме «Космос»
Дети заинтересуются темой космос, проявят познавательную активность: вместе с родителями будут искать информацию по теме, рассказывать и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
1 этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Виолетта)
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Женя)
«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?» (Вика)
«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» (Надя)
«Почему нельзя достать до неба?» (Олег)
И еще много-много разнообразных вопросов:
«Почему Солнце горячее?» (Кирилл)
«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» (Кира)
«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» (Настя)
«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Рома)
«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» (Вика)
«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Яна)
Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос? (Рома)
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
- Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
- Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
- Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.
Вопрос детям: Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Кира предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- Женя сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Виолетта решила попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
На данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
2 этап - реализация проекта
Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями. В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе. Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Для познавательного развития с детьми мы проводили ежедневные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Белка и Стрелка – первые космонавты», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, фольги на тему «Звезды и ракеты», изображали свои представления о полете в космос. Создавали панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».
Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Сказочный инопланетянин», «Разные картинки», «Математическое домино», цель которых - закрепление полученных знаний.
Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку «Незнайку на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов, смотрели мультфильм «Белка и Стрелка», рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. С помощью родителей был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос».
Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении макета, атрибутов для дидактических игр.
Итогом нашей работы по проекту стало спортивное развлечение «Космическое путешествие». Досуг прошел весело, и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Таким образом, в процессе реализации проекта «Космос без границ» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обоснование проблемы: Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.
Актуальность: Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Развитие познавательной активности детей, расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля. Дать знаний о первом космонавте Ю. Гагарине. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Цели:
дать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны; формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; развитие познавательных способностей детей, их творческих способностей; воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений. Задачи : Для детей:
Для родителей: способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. Для педагогов: обеспечить реализацию целей и задач через освоение детьми образовательных областей; создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
У детей сформируются элементарных знаний по теме «Космос» Дети заинтересуются темой космос, проявят познавательную активность: вместе с родителями будут искать информацию по теме, рассказывать и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Предполагаемый результат:
I этап подготовительный: Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете. Подбор литературы о космосе, нашей планете, фотографий, плакатов, рисунков. Довести до сведения родителей важность этой проблемы. Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?» Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию о ней. Чтобы потом рассказать и показать другим.
Просмотр презентации "Космос, звезды, планета Земля" Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями “космос”, “космическое пространство”. Знакомство детей с профессией космонавт, рассказы о космонавтах. Чтение художественной литературы по теме космос. П роведение разработанных мероприятий, Р азучивание стихотворений, физкультминуток о космосе . II этап основной:
Комплекс утренней гимнастики « Полет к звездам» Комплекс корригирующей гимнастики после сна « Мы здоровые» Понедельник Тема дня: «Космос-это интересно» Вторник Тема дня: «Моя планета - Земля» Среда Тема дня: «Космические фантазии» Четверг Тема дня: «Путешествие по планетам солнечной системы» Пятница Тема дня: «Лунная дорога» СОДЕРЖАНИЕ
Понедельник. Т ема дня «Космос это интересно»
Вторник. Тема «Моя планета Земля»
Среда. Тема дня «Космические фантазии»
Четверг. Тема «Путешествие по планетам солнечной системы»
Пятница. Тема «Лунная дорога»
Итоговое мероприятие : «Космическое путешествие» спортивное развлечение.
III этап заключительный: 1 . Организация выставки детских рисунков и подделок. 2 . Подведение итогов, беседа о космосе. 3. Итоговое совместное мероприятие: «Космическое путешествие » спортивное развлечение.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения к 8 марта для детей старшей разновозрастной группы 2021
Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189» Сценарий развлечения к 8 марта для детей старшей разновозрастной группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы 2021-2022г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы(разделы: развитие элементарных математических представлений, окружающий мир, поисково-...
ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 2021-2022 УЧ.ГГ
ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЭНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 2021-2022 УЧ.ГГ...
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 3-6 лет разновозрастной группы (2021-2022 учебный год)
Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 3-6 лет разновозрастной группы (2021-2022 учебный год)...
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "В мире теней" для детей 3-7 лет разновозрастной группы (2021-2024гг)
Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "В мире теней" для детей 3-7 лет разновозрастной группы (2021-2024гг)...