Проект "Космос" в дошкольной разновозрастной группе 2021
проект по окружающему миру

Владимирова Татьяна Викторовна

Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей  дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx24.48 КБ
Файл proekt_kosmos_bez_granits.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

Тематический проект «Космос без границ» в разновозрастной  группе

Татьяна Владимирова, воспитатель

апрель 2021г. 

Я хочу представить вашему вниманию тематический проект «Космос без границ», проведенную в нашем ДОУ.

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

              Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей  дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.

Обоснование проблемы:

  1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
  2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Актуальность: Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты. При этом развивается творческое воображение, дети рисуют, лепят, конструируют.

Цель:

Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики.

Развитие познавательной активности детей, расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля.

Дать знаний о первом космонавте Ю. Гагарине.

Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Задачи:

Для детей:

дать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;

расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны;

формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

развитие познавательных способностей детей, их творческих способностей;

воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Для родителей:

способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Для педагогов:

обеспечить реализацию целей и задач через освоение детьми образовательных областей;

создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Предполагаемый результат:

У детей сформируются элементарных знаний по теме «Космос»

Дети заинтересуются темой космос, проявят познавательную активность: вместе с родителями будут искать информацию по теме, рассказывать и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.

1 этап

Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.

А вопросов у нас возникло очень много:

«Почему днем Луна какая-то белая, а ночью она желтая?» (Виолетта)

«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?» (Женя)

«Откуда утром выходит Солнце? Где живет Луна?» (Вика)

«А Луна далеко или близко? Почему мы Луну видим здесь, а она у бабушки тоже светит?» (Надя)

«Почему нельзя достать до неба?» (Олег)

И еще много-много разнообразных вопросов:

«Почему Солнце горячее?» (Кирилл)

«Почему Луна идет за нами, когда мы движемся?» (Кира)

«Почему Луна бывает круглой, а иногда как хлебная краюшка, как в загадке? Почему Луна похожа то на блинчик, то на кусочек сыра?» (Настя)

«Звезды круглые или квадратные? Почему они ночью видны, а днем нет?» (Рома)

«Куда деваются звездочки, когда с неба падают?» (Вика)

«Почему Луна не падает, а звезды падают?» (Яна)

Кто такие космонавты? Космонавты — это летчики? Почему летают в космос? (Рома)

Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.

  • Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
  • Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
  • Удовлетворять их запросы можно только при условии отказа от «школьных» методов обучения и учете специфики мыслительных процессов детей первых семи лет жизни.

Вопрос детям: Как найти ответы на все интересующие вопросы:

- Кира предложила попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;

- Женя сказал, что о космосе можно прочитать в энциклопедии

- Виолетта решила попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.

На данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.

2 этап - реализация проекта

Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями. В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.

Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе. Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.

Для познавательного развития с детьми мы проводили ежедневные беседы на темы «Зачем нужно изучать космос?», «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Белка и Стрелка – первые космонавты», «Звезды и созвездия», «Земля - наш дом во Вселенной», «Солнце - источник жизни на Земле». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

Занимаясь художественной деятельностью, ребята лепили веселых марсиан, космонавтов, космические корабли и луноходы, делали аппликации из цветной бумаги, фольги на тему «Звезды и ракеты», изображали свои представления о полете в космос. Создавали панно « Космический коллаж». Все эти поделки выставлялись на выставке «Загадочный космос».

Первоначальные представления о Вселенной, о первом полете на Луну, запуске спутника и ученых-изобретателях в доступной и увлекательной форме дошкольники получали, отправляясь в космические путешествия в процессе познавательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

Большой популярностью среди воспитанников пользуются дидактические игры «Сказочный инопланетянин», «Разные картинки», «Математическое домино», цель которых - закрепление полученных знаний.

Творчество по теме «Удивительный космос» предполагает полет фантазии, свободе самовыражения и конечно, знания и представления о вселенной, Солнечной системе, космических исследованиях и путешествиях. При подготовке детей к лепке и рисованию мы читали сначала художественную литературу: прекрасную сказку «Незнайку на Луне» Н.Носова, рассказы и стихи о космосе и космонавтах разных авторов, смотрели мультфильм «Белка и Стрелка»,  рассматривали иллюстрированные издания для детей по астрономии. Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космоса. С помощью родителей был создан макет «Планеты Солнечной системы», который заслуженно пользуется вниманием детей и педагогов при работе по теме «Космос».

Родители стали нашими активными участниками и помощниками. Участвовали в сборе наглядной информации для выставок (открыток, значков, сувениров о космосе), изготовлении макета, атрибутов для дидактических игр.

Итогом нашей работы по проекту стало спортивное развлечение «Космическое путешествие». Досуг прошел весело, и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине.

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».

Таким образом, в процессе реализации проекта «Космос без границ» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать

Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тематический проект «Космос без границ» Подготовила: Владимирова Т.В. воспитатель МБДОУ « Бошняковский детский сад» Канского района 2021г .

Слайд 2

Обоснование проблемы: Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Слайд 3

Актуальность: Дети задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Слайд 4

Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики. Развитие познавательной активности детей, расширение знаний о космосе, солнечной системе, планете Земля. Дать знаний о первом космонавте Ю. Гагарине. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики. Цели:

Слайд 5

дать представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны; формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; развитие познавательных способностей детей, их творческих способностей; воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов; воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений. Задачи : Для детей:

Слайд 6

Для родителей: способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей. Для педагогов: обеспечить реализацию целей и задач через освоение детьми образовательных областей; создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Слайд 7

У детей сформируются элементарных знаний по теме «Космос» Дети заинтересуются темой космос, проявят познавательную активность: вместе с родителями будут искать информацию по теме, рассказывать и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду. Предполагаемый результат:

Слайд 8

I этап подготовительный: Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете. Подбор литературы о космосе, нашей планете, фотографий, плакатов, рисунков. Довести до сведения родителей важность этой проблемы. Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?» Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любую понравившуюся планету и найти информацию о ней. Чтобы потом рассказать и показать другим.

Слайд 9

Просмотр презентации "Космос, звезды, планета Земля" Организация дидактических и подвижных игр. Знакомство детей с понятиями “космос”, “космическое пространство”. Знакомство детей с профессией космонавт, рассказы о космонавтах. Чтение художественной литературы по теме космос. П роведение разработанных мероприятий, Р азучивание стихотворений, физкультминуток о космосе . II этап основной:

Слайд 10

Комплекс утренней гимнастики « Полет к звездам» Комплекс корригирующей гимнастики после сна « Мы здоровые» Понедельник Тема дня: «Космос-это интересно» Вторник Тема дня: «Моя планета - Земля» Среда Тема дня: «Космические фантазии» Четверг Тема дня: «Путешествие по планетам солнечной системы» Пятница Тема дня: «Лунная дорога» СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 11

Понедельник. Т ема дня «Космос это интересно»

Слайд 12

Вторник. Тема «Моя планета Земля»

Слайд 13

Среда. Тема дня «Космические фантазии»

Слайд 14

Четверг. Тема «Путешествие по планетам солнечной системы»

Слайд 16

Пятница. Тема «Лунная дорога»

Слайд 17

Итоговое мероприятие : «Космическое путешествие» спортивное развлечение.

Слайд 18

III этап заключительный: 1 . Организация выставки детских рисунков и подделок. 2 . Подведение итогов, беседа о космосе. 3. Итоговое совместное мероприятие: «Космическое путешествие » спортивное развлечение.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения к 8 марта для детей старшей разновозрастной группы 2021

Новоярковский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад №189» Сценарий  развлечения к 8 марта для детей старшей разновозрастной группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Познавательное развитие» для разновозрастной группы 2021-2022г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Познавательное развитие»для разновозрастной группы(разделы: развитие элементарных математических представлений,  окружающий мир, поисково-...

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 2021-2022 УЧ.ГГ

ЕЖЕДНЕВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РАЭНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 2021-2022 УЧ.ГГ...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 3-6 лет разновозрастной группы (2021-2022 учебный год)

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 3-6 лет разновозрастной группы (2021-2022 учебный год)...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "В мире теней" для детей 3-7 лет разновозрастной группы (2021-2024гг)

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "В мире теней" для детей 3-7 лет разновозрастной группы (2021-2024гг)...