Картотека дидактических игр по экологии для подготовительной группы.
картотека по окружающему миру (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по экологии для подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр по экологии для подготовительной группы. | 161.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
дидактических игр
по экологии
для подготовительной группы
«ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?»
Цель. Учить детей понимать происходящие в природе процессы; показывать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Ход игры.
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут в данной местности. Если растут – дети выполняют любое движение, если нет – молчат.
Растения: вишня, яблоня, пальма, шиповник, смородина, абрикос, малина, апельсин, лимон, груша, ананас и т. д.
«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
Цель. Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры.
Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
«НАСЕКОМЫЕ»
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть насекомых.
Ход игры.
Дети становятся в круг, ведущий называет насекомое (муха, и передаёт мяч соседу, тот называет другое насекомое (комар) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Ведущий говорит: «Летающее насекомое – бабочка» и передаёт мяч, следующий отвечает: «Комар» и т. д. По окончании круга ведущий называет «Прыгающее насекомое», и игра продолжается.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Цель. Закреплять названия птиц.
Ход игры.
Воспитатель называет птиц вперемешку с другими животными, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
«ЦВЕТЫ»
Цель. Упражнять детей в классификации и назывании комнатных и садовых растений.
Ход игры.
Дети стоят в кругу. Ребёнок называет комнатное растение (фиалка) и передаёт мяч соседу, тот называет другое комнатное растение (бегония) и т. д. Кто не сможет ответить, выходит из круга. Во втором круге водящий называет садовые растения, и игра продолжается
«ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры.
«Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«ЧТО ЗА ПТИЦА?»
Цель. Учить детей описывать характерные признаки птиц.
Ход игры.
Дети делятся на две группы: одна группа описывает птицу (или загадывает загадки), а другая должна угадать, что это за птица. Затем группы меняются местами
«ОТГАДАЙ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»
Цель. Учить детей описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры.
Воспитатель предлагает игроку описать растение или загадать загадку о нём. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
«БЫВАЕТ – НЕ БЫВАЕТ» (признаки времен года)
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры.
Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«КЛАССИФИКАЦИЯ»
Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.
Ход игры.
Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево, например, «воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т. д. Кто не сможет ответить, тот выходит из круга.
«ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»
Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа.
Ход игры.
I «Что сделано человеком?» - спрашивает воспитатель и бросает ребёнку мяч. Тот отвечает: «Машина». После нескольких ответов детей педагог задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети называют объекты природы.
II Воспитатель становится в круг, в руках у него – мяч. Педагог называет предметы, а дети отвечают одним словом: «Человек!» или «Природа!» Например, воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Машина!», ребёнок отвечает: «Человек!» Тот, кто ошибся, выходит из круга на один кон.
«ДОБРЫЕ СЛОВА».
Цель. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
Ход игры.
Педагог говорит: «Есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить всем. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые слова – вредят. Вспомните добрые слова, когда и как их говорят.»
- Придумайте разные добрые слова, с которыми можно обратиться к …кошке, цветку, кукле. товарищу и т. д.
«ХОРОШО – ПЛОХО».
Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям схематические изображения правил поведения в природе. Дети рассказывают о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.
«ЧТО САЖАЮТ В ОГОРОДЕ?»
Цель. Учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту произрастания, по способу их применения); развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает о том, что сажают в огороде и просит детей отвечать «да», если то, что он назовёт, растёт в огороде и «нет», если это в огороде не растёт. Кто ошибётся, тот проиграет.
«ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ …»
Цель. Учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
Ход игры.
Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, в результате чего дети приходят к выводу о необходимости соблюдать правила поведения в природе и беречь её. Например: «Что будет, если сорвать все цветы? уничтожить бабочек?»
«ЧТО РАСТЁТ В ЛЕСУ?»
Цель. Закреплять знания о лесных (садовых) растениях.
Ход игры.
Воспитатель выбирает троих детей и просит их назвать, что растёт в лесу. Воспитатель говорит: «Грибы!» Дети должны назвать по очереди виды грибов. Другим детям педагог говорит: «Деревья!» Дети называют деревья. Побеждает ребёнок, назвавший больше растений.
«ЧТО ЗА ЧЕМ?»
Цель. Закрепить названия времен года и месяцев.
Ход игры.
Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года
«НАКОРМИ ЖИВОТНОЕ»
Цель. Учить делить слова на части, произносить каждую часть слова отдельно.
Ход игры.
Дети делятся на две команды. Первая команда называет животное, а вторая перечисляет, чем оно питается, стараясь выделять двусложные слова, а затем трёхсложные.
«ЗАГАДАЙ, МЫ ОТГАДАЕМ»
Цель. Систематизировать знания детей о растениях сада и огорода.
Ход игры.
Водящий описывает любое растение в следующем порядке: форма, окраска, использование. Дети должны по описанию узнать растение.
«ОТГАДАЙ НАСЕКОМОЕ»
Цель. Закреплять знания детей о насекомых.
Ход игры.
Воспитатель загадывает слово, но говорит только первый слог. Например: ко… Дети подбирают слова (комар). Кто первым угадал, тот получает фишку. Выигрывает ребёнок, набравший больше фишек.
«ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА»
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры:
I Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
II Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.
«УГАДАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?»
Цель: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р.
Ход игры.
Вы знаете игру «Чудесный мешочек», играть мы будем сегодня по-иному. Кому я предложу достать из мешочка предмет, не будет его сразу вытаскивать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки.
«ВЫБЕРИ НУЖНОЕ»
Цель. Закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки.
Ход игры.
На столе разложены предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» – это листик, огурец, капуста, кузнечик. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т. д.
«УГАДАЙ, ГДЕ КАПЕЛЬКА»
Цель. Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.
Материалы: карточки с изображением различного состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка и т. д.
Ход игры.
На полу лежат 4 обруча, в которых расположены картинки с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. Вывод делается из ответов на вопросы:
- В какое время года, вода в природе может находиться в твердом состоянии? (Зима, ранняя весна, поздняя осень).
«ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»
Цель. Учить детей определять материал, из которого сделан предмет.
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т. д.
Ход игры.
Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
«СЪЕДОБНОЕ – НЕ СЪЕДОБНОЕ»
Цель. Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры.
На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку.
«ПОЛЕЗНЫЕ – НЕ ПОЛЕЗНЫЕ»
Цель. Закрепить понятия полезные и вредные продукты.
Материалы: карточки с изображением продуктов.
Ход игры.
На один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.
Полезно: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д. Неполезно: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, фанта и т. д.
«ЛЕТАЕТ, ПЛАВАЕТ, БЕГАЕТ»
Цель. Закреплять знания об объектах живой природы.
Ход игры.
Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.
«ЧТО ЭТО ТАКОЕ?»
Цель. Закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.
Ход игры.
Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» - овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.
«ХОДЯТ КАПЕЛЬКИ ПО КРУГУ»
Цель. Закреплять знания о круговороте воды в природе, о состояниях воды.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру. Для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.
«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры.
Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
«КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»
Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры.
Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
«ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ» (растения)
Цель. Закреплять знания о многообразии растений.
Ход игры.
Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь, яблоня, слива, дуб и т. д.
«ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»
Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать самый яркий признак растения.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения, остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с белыми точками шляпка (мухомор) и т. д.
«КТО ПОМОЖЕТ МАЛЫШУ?»
Цель: уточнить знания детей о приспособлении животных к среде обитания.
Ход игры: ведущий выбирает картинку с одним из животных и помещает его в «чужие условия». Животное отправляется в путешествие – хочет вернуться в свою среду, но на пути встречает много препятствий. Для спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое в данной ситуации может оказать помощь. Повторно называть одних и тех же животных нельзя. Выигрывает тот, кто нашел большее количество помощников.
Пример: Дети выбрали зайца. Кубик упал в море. Кто поможет бедному зайчику? Помог кит, дельфин, краб. Снова бросаем кубик. Пустыня. Кто поможет? И т.д. Игра может длиться долго, в зависимости от того, каковы познания детей в этой области.
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ВОДОЕМА»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Ход игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар — лягушка — цапля
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
ряска — малёк — хищная рыба
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ЛЕСА»
Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Ход игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения — гусеница — птицы
растения — мышка — сова
растения — заяц — лиса
насекомые — ежи
грибы — белки — куницы
лесные злаки — лось — медведь
молодые побеги — лось — медведь
«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ ЛУГА»
Цель: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.
Ход игры: Детям раздаются карточки-силуэты обитателей луга, они раскладывают их в определенной последовательности, показывающей, кто кем питается.
растения — гусеница — птица
злаковые травы — грызуны — змеи
злаковые травы — мышь — хищные птицы
трава — кузнечик — луговые птицы
насекомые и их личинки — крот — хищные птицы
тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы
травы (клевер) — шмель
«С ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ХОДИТЬ В ЛЕС?»
Цель: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Ход игры: воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
«ВЕРШКИ - КОРЕШКИ»
Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части. Развивать умение сравнивать. Учить составлять изображение из двух частей, образующих единое целое. Закреплять названия растений, развивать чувство формы, цвета.
Ход игры. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки-корешки».
«ВОЛШЕБНЫЙ ПОЕЗД»
Цель: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.
Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.
Ход игры.
Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд».
Вос-ль: перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.
Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).
«ЗООЛОГИЧЕСКАЯ СТОЛОВАЯ»
Цель: формировать представление дошкольников о способах питания животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столов (красного, зеленого, синего), комплект картинок с изображением животных (15-20 шт.)
Ход игры
Играют две команды по 3-5 человек.
Воспитатель: как вам известно, птицы, звери, насекомые питаются разной пищей, поэтому их делят на растительноядных, хищников и всеядных. Вам нужно посадить животных за столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым, всеядные – за синим. Команда, которая первой разместит животных правильно, станет победителем.
«ЛЕСНОЙ МНОГОЭТАЖНЫЙ ДОМ»
Цель: углубить знания детей о лесе как природном сообществе; закрепить представления об «этажах» (ярусах) смешанного леса.
Материал: модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного); силуэтные изображения животных; фишки.
Ход игры.
I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить животных на 4 ярусах смешанного леса.
II вариант. Воспитатель помещает животных в несвойственные для их обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить, почему они так считают. Кто первый находит ошибку и исправляет ее, получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
«КТО РЯДОМ ЖИВЕТ»
Цель: обобщить представления детей о луге, водоеме как природных сообществах. Конкретизировать представления о типичных жителях различных сообществ. Закрепить умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных.
Материал: Маски (шапочки) растений, грибов, животных леса, луга, водоема (например волк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый гриб, бабочка, жаворонок, пчела, одуванчик, ромашка, лягушка, цапля, окунь, кубышка, камыш) – по количеству детей; обручи красного, синего, зеленого цветов.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные приспособлены к жизни в определенных условиях и в тесной связи друг с другом; что они обитают в воде, другие – возле воды, в лесу или на лугу. Лес, луг, водоем – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры.
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и зеленого цветов. Дети надевают маски (шапочки).
Вос-ль: определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» называют себя и место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра повторяется несколько раз.
«ЗВЕЗДНЫЙ ЗООПАРК»
Цель: познакомить с созвездиями, формировать умения составлять созвездия; дать представления о том, что человек связан с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы (обведя их контуры можно увидеть силуэты животных, птиц).
Ход игры: детям раздают наборы для игры (лист бумаги, маленькие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий). Дети составляют созвездия с опорой на квадратики бархатной бумаги, угадывают его название. Кто правильно все сделает и правильно назовет созвездие, тот выиграл.
«ЖИВЫЕ ЦЕПОЧКИ»
Цель: расширять представления детей о природных сообществах, их целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал: Маски (шапочки) животных и растений.
Примечание: могут использоваться следующие объекты природы, образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, волк; осина, заяц, лиса (лес); подорожник, гусеница, кузнечик, жаворонок; ромашка, бабочка, стрекоза (луг); водоросли, карась, щука; кувшинка, улитка, утка (водоем) рожь, мышь, аист (поле).
Игра проводится на примере лесного сообщества. В ходе предварительной беседы воспитатель уточняет представления детей о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом. Растения являются пищей для растительноядных животных, которыми, в свою очередь, питаются хищники. Так образуются цепи питания.
Ход игры.
Играют две команды (по 3 ребенка в каждой). Дети надевают маски (шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного животного, третий – хищника. Игра проводится в несколько этапов.
Воспитатель: по команде «Цепочка стройся!» вы должны построиться так, чтобы образовалась цепочка: растение, растительноядное животное, хищник. Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то или иное место в цепочке.
Команда, которая первой правильно построится, а так же объяснит последовательность построения, станет победителем.
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения игры из цепочки убирается какой-либо объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и рассказать, к чему это может привести.
Если дети легко справляются с выполнением игровых заданий, цепи можно удлинить.
Игра-сказка «ФРУКТЫ И ОВОЩИ»
Наглядный материал: картинки с изображением овощей.
Ход игры.
Воспитатель: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. (Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих, оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышатся такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр».
- Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв?
Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору.
Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: «Будь по-вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём».
- Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся?
Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.
- Как помочь им, ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско?
Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки (лук, свекла)». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель
Распределение плодов по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Распределение плодов по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»
Игра-сказка «НА ОЗЕРЕ»
Воспитатель: «В некотором царстве, в небольшом нереальном государстве, посередине дремучего леса расположилось маленькое, но очень красивое лесное Озеро. (На доску прикрепляется изображение озера.)
На этом дивном озере, заросшем рогозом и камышом, тихо, мирно и счастлив ожила семья самых обыкновенных… лягушек. И все у них было прекрасно. И воды, и пищи вдоволь. А вот чем питались лягушки в сказке не сказано, о том вам самим додуматься надобно. (Дети отвечают: мошками, комарами, оводами).
После ответа на доску рядом с изображением лягушки прикрепляют
изображение комаров.
И как в любом царстве-государстве, в своих апартаментах жил, ни о чем не тужил, местный царь. И было бы все хорошо. Да только поехал однажды этот царь на пир в соседнее королевство и испробовал на том пиру блюдо заморское, деликатесное, французскими поварами из лягушачьих лапок приготовленное. И так, полюбилось царю это кушанье, что, вернувшись, домой, отдал он приказ: семью лягушек из озера выловить и дивных блюд наготовить.
С доски убирается изображение лягушки.
Пришла беда в царство мирное, в лес дремучий, на озеро тихое. Стали жители этой местности страшно болеть, их мучили лютая лихорадка.
Это малярия, она вызывается паразитом, переносчиком которого является
малярийный комар. Уничтожение лягушек, питающихся комарами, привело к
массовому размножению насекомых и стало причиной вспышки малярии.
В лесу рядом с озером жили норки.
На доску помещается изображение норки.
Норки постоянно охотились на лесном озере, и водилось их раньше в этих
местах очень много. Только все реже и реже стали встречаться здесь эти
пушистые зверьки, количество их сократилось. Говорили старики, что и в этой беде повинен царь со своими прихотями. В чем вина царя?
Ответ: лягушки являются основным источником питания норок.
Вот сколько бед и несчастий от царской забавы. Негоже человеку в дела
природы вмешиваться. Все в ней особыми цепями связано, так что и всякий
зверь и цветок маленький в них особое звено, важное.
(Н. Добронравов)
Рыбы, птицы и звери в душу людям смотрят,
Как будто просят нас «Люди не убивайте зря.
Ведь море без рыб – не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли – нельзя!
Далее воспитатель предлагает детям самим придумать продолжение сказки.
Что могло случиться, если бы царь вырубил лес возле озера?
Если бы царь приказал осушить озеро? т.д.
Можно ввести в сказку новых героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Вразвитии ребёнка дидактические игры играют большую роль.Я предлагаю картотеку наиболее полюбившихся игр....
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы...
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы
Картотека дидактических игр для детей подготовительной группы...
Картотека дидактических игр по математике (подготовительная группа)
Картотека дидактических игр по математике (подготовительная группа)...
Картотека дидактических игр по математике. Подготовительная группа
МатематикаКартотека дидактических игр по математике. Подготовительная группа ...
Картотека игр по экологии в подготовительной группе
Перечень демонстрационного материала, плакаты, пособия , дидактические игры, макеты, природный материал, медиотека, альбомы для рассматривания. Комнатные растения и экспериментальная деятельность....
"Картотека игр по экологии в подготовительной группе."
В картотеке собраны игры по экологии....