Проект Исследовательски – творческий среди детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Посаженникова Эльвира Викторовна

«Путешествие в лес. Животный мир Свердловской области»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zhivotnyy_mir_sverdlovskoy_oblasti.docx160.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Исследовательски – творческий, групповой, среди детей подготовительной группы

«Путешествие в лес. Животный мир Свердловской области»

                                                                                       

В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с животными – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.

Поэтому очень важно   развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, пришла к выводу, что использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей знаний.

Поэтому возникла идея – создания системы педагогических мероприятий по формированию основ экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление природы родного края методом проектной деятельности.

Метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Реализуя каждый проект, я формировала экологические знания детей, так как проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, дидактические игры.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

1 этап подготовительный – изучение методической литературы; педагогическая диагностика детей; анкетирование родителей; обогащение РППС по познавательному развитию и социально-коммуникативному; разработка перспективного плана.

2 этап основной – реализация плана работы с детьми, родителями, педагогами, социумом

3 этап заключительный – рефлексия, итоговая педагогическая диагностика

Целью первого этапа – определить уровень экологического развития каждого ребёнка на начало периода работы. Также необходимо было выявить уровень знаний детей о животных Свердловской области и проектных умений детей.

На основании полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости работы направленной на формирование знаний о животном мире у детей, совершенствование проектных умений детей.

Один из главных путей реализации поставленных задач - является создание развивающей предметно-пространственной среды – организация оборудованного места для игр и занятий, подбор дидактического и наглядного материала.

Прежде всего, был составлен перспективный план. Планирование осуществлялось с учётом: основной образовательной программы ДОО, полученных ранее знаний, умений, навыков, и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, постепенное усложнение материала. При составлении плана предусматривала: игровые задания и упражнения по экологическому развитию детей.

Исходя из перспективного плана, была намечена работа с детьми и родителями. Во время реализации проектной деятельности была пополнена развивающая предметно – пространственная среда.

Уголок познавательного развития:

  • Созданы альбомы про животных, птиц, рыб, обитающих в Свердловской области.
  • Созданы альбомы загадок и стихов о животных и птицах.
  • Созданы макеты и игровые поля «Дерево», «Луг», «Поляна», «Аквариум», лепбуки о растениях и птицах.
  • Пополнена медиатека (Фильмы, мультфильмы, презентации, песни)

Разработаны дидактические игры: «Природа – не природа, «Найди по описанию», «Птичий базар», «Обитатели леса».

  • Пополнены атрибуты для с/р игр
  • Была проведена диагностика методом наблюдения. В результат которой был составлен перспективный план работы с детьми по теме.

Цель: Совершенствовать представления детей о животных, обитающих в лесах Свердловской области

Задачи.

  1. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе.
  2. Расширять и систематизировать знания о животном мире родного края.
  3. Расширять знания о приспособлении животных к среде обитания.
  4. Показать цепи питания
  5. Показать приспособление животных к изменению среды обитания.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям.
  7. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Тип проекта

Старший дошкольный

Среднесрочный

Фронтальный

Исследовательски - творческий

Интегративный

Этапы реализации

1 этап подготовительный - разработка конспектов НОД,

2 этап практический - реализация плана работы с детьми, родителями, педагогами и социумом.

3 этап заключительный – КВН по экологии «Тайны природы».

Перспективный план     Январь-Февраль

Формы работы с детьми

Пополнение развивающей среды

Формы работы с родителями

Познавательное развитие

Занятия: «Знакомство с лесными жителями», «Как готовятся звери к зиме», «Дикие животные нашего края», «Что мы знаем о птицах», «Птицы наши друзья», «Разнообразие рыб»

Просмотр презентаций: «Птицы», «Животный мир Свердловской области», «Жители водоемов»

Экологическое развлечение «Происшествие в лесу», «Красная книга Свердловской области»

Д/И: «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Что едят птицы», «Чьи хвосты»

Отгадывание кроссворда «Птицы и животные»

Презентации: «Птицы», «Животный мир Свердловской области», «Жители водоемов», «Красная книга Свердловской области»

Д/И «Найди по описанию», «Птичий базар», «Обитатели леса».

Внесение макета «Аквариум»

Консультация: «Учите детей любить природу», «Покормите птиц зимой»

Анкетирование «Маршрут выходного дня»

Изготовление совместно с детьми и родителями кормушек для птиц

Изготовление макета «Аквариум»

Проведена акция «Братья наши меньшие»

Речевое развитие

Занятия: «Знакомство с лесными жителями», «Как готовятся звери к зиме», «Дикие животные нашего края», «Что мы знаем о птицах», «Птицы наши друзья», «Разнообразие рыб».

Беседы о животных, птицах, рыбах.

Составление рассказов по серии сюжетных картин

Самостоятельные рассказы детей по изготовленным альбомам «Животные Свердловской области», «Лес – наш друг», «Птицы», «Рыбы»

Д/И «Опиши ситуацию», «Играй, да смекай», «Как поступищь?», «Подумай- отгадай».

Чтение художественной литературы: стихов, рассказов и сказок – «Любопытный мышонок», Носов «Карасик», Бальмонт «Золотая рыбка», «Сказка о рыбаке и рыбке», Крылов «Лебедь, рак и щука», «Покормите птиц зимой»,

Чтение загадок

Создание мини – библиотеки «Животные и птицы Свердловской области».

Создание Д/И: «Опиши ситуацию», «Играй, да смекай», «Как поступищь?», «Подумай- отгадай».

Участие в составлении выставке подобранных книг по теме проекта. «Животный мир Свердловской области».

Художественно – эстетическое развитие

Занятия:

Лепка: «Морское царство», «Зайчик», «Птицы на кормушке»

Аппликация: «Рыбки», «Птицы на ветках», «Сказочная птица»

Рисование: «Река с рыбками». «Любимое животное», «Лиса и зайчик»
Коллективная работа «Речные жители»

Художественно – ручной труд (оригами): «Лиса», «Птица»

Рассматривание альбома «Животные Свердловской области»

Игры - драматизации «Происшествие в лесу»

Слушание: подборки песен по теме.

Внести альбом «Животные Свердловской области»

Пополнить центр художественно – эстетического развития разными атрибутами для театра

Создание совместно с детьми книжки «Загадки про животных»

Помощь в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности детей.

Социально – коммуникативное развитие

Занятия: «Такие разные животные.»

С/Р игры Зоомагазин, Рыбалка

Беседы: «Кем я стану когда вырасту». «Зоопарк»

Игровая ситуация: «Встреча с интересными людьми»

Д/И: «Профессии»

Внесение книги: «Кем быть».

Пополнить уголок ряженья атрибутами необходимыми для разных профессий

Внесение книги: «Кем быть».

Пополнить уголок ряженья атрибутами необходимыми для разных профессий

Физическое развитие

П/И: «Удочка», «Караси и щука», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Охотники и зайцы», «У оленя дом большой», «Кот и мыши»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Памятка для родителей: «Подвижные игры как средство укрепления здоровья ребенка», «Как играть в подвижные игры.»

Помощь в изготовлении атрибутов для подвижных игр.

В начале проекта была просмотрена презентация «В мире животных Свердловской области» в котором говорится о диких животных, обитающих в наших лесах. С этого началась работа над проектом «Животный мир Свердловской области», целью которого было закрепить знания о птицах и животных, обитающих в наших лесах. Ребятишки углубили знания о зимующих и перелетных птицах, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учились различать птиц по внешнему виду. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлетом птиц. Также дети закрепили знания детей о диких животных нашей области. Расширили представления об их образе жизни. Познакомились с тем, как животные готовятся к зиме. Так же дети углубили знания о рыбах, обитающих в реках Тавда и Нейва: характерные отличия во внешнем виде, окраске.

Дети создавали с родителями книжки-малышки.

Была проведена консультация с родителями и был составлен маршрут выходного дня. Сходить с ребенком в лес.

Взаимодействие с родителями воспитанников

Наша работа была бы не полная без взаимодействия с родителями.

Через наглядную агитацию, консультации, беседы, даны рекомендации, стараюсь увлечь, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребёнка, донести до них информацию об особенностях развития дошкольника в экологии.

Достижением проекта стали: активное участие родителей на каждом этапе проекта, появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей, особый эмоциональный микроклимат семьи, повышение заинтересованности родителей жизнью группы, детского сада. Проект объединил и детей и родителей между собой. Родители стали чаще читать дома книги детям, участвовать в жизни группы, с удовольствием выполняли поручения для проекта, больше общались друг с другом, сблизились с детьми в совместной деятельности и изготовлении поделок, некоторые пополнили свой багаж знаний о Свердловской области и приобрели домашних питомцев.

Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогла сплочению коллектива родителей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей посещающих группу и даже подружиться. В группе создана атмосфера взаимопонимания, и доверия между детьми, педагогами и родителями.

Родители приняли активное участие в создании книжки-малышки, атрибуты для игр, развлечений, дидактических игр, лепбуков.

Взаимодействие со специалистами

Работу по формированию экологической культуры через ознакомление с природой Свердловской области я осуществляла при тесном взаимодействии со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, которые давали необходимые рекомендации по работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. А так же помогали в оснащении образовательного процесса необходимым материалом.

3 Этап – заключительный (рефлексионный)

На заключительном этапе работы был проведен сравнительный мониторинг с целью определения уровня сформированности экологических знаний на конец периода работы.

На диаграмме (приложение 2) видно, что наблюдается положительная динамика: улучшились показатели, которые ранее были значительно ниже.

Работа в данном направлении повлияла на детей, они стали активными, общительными, раскованными, У детей появилась потребность ухаживать за животными.

Список литературы:

1. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в          экологическом воспитании           детей 5-7 лет: методическое пособие /  Р.Ю.  Белоусова.- Н.Новгород: НИРО, 2009.- 160 с.

2.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: Учитель, 2002

3. Веракса Н.Е,  ВераксаА.Н.  «Проектная деятельность дошкольников»

4. Гризик Т. Познаю мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004

5. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: Русское слово, 2006

6. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей (Учебное пособие); М., Сфера, 2009 г. 288 с.

7. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.:ТЦ Сфера, 2004

8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004

9.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.:ТЦ Сфера, 2004

10. Корнилова В. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ") Сфера, 2009.

11.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду (серия Образовательное пространство ДОУ); Волгоград, Учитель, 2009

12.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

13.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Наталья Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 245 с. (Приложение к журналу "Обруч").

14.Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. - Учебно-методический комплект. М., Линка – Пресс; 288 с.

15.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна».- М.: Скрипторий, 2003

16.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». - М.: Скрипторий, 2003

17.Соломенникова. О. А., Экологическое воспитание в детском саду, М, Мозаика-Синтез, 2009 .

18. Федеральная образовательная проrрамма дошкольноrо образования (ФОП ДО). ФГОС. - Мозаика-Синтез, 2023

Приложение 1.
Анкета «Природа в жизни вашей семьи»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы, позволяющие определить отношение к окружающей природе в вашей семье. Необходимые сведения дописать.

1. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитание»? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?_____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического поведения в природе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Знаете ли вы, что такое экологические игры- эксперименты? __________________________________________________________________

6. Есть ли у вас домашние животные? Какие?____________________________________________________________

7. Рассказываете ли вы ребенку о правильном уходе за домашними животными? __________________________________________________________________

8. Какие цветы растут у вас дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Помогает вам ребенок ухаживать за цветами ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей по экологии

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)_____________________________________________________________

2. Есть ли комнатные растения? Какие?______________________________

________________________________________________________________

3. Кто ухаживает за животными или растениями?______________________

________________________________________________________________

4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

________________________________________________________________

5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

________________________________________________________________

6. С какой целью?_________________________________________________

_________________________________________________________________

7. Где ребенок обычно проводит лето? _______________________________

_________________________________________________________________

8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?____________________________________________________________

9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2.
Сравнительный мониторинг детей с целью определения уровня сформированности экологических знаний на начало учебного года и конец периода работы.

На данной диаграмме видно, что наблюдается положительная динамика: улучшились отдельные показатели, которые ранее были значительно ниже.


C:\Users\Admin\Desktop\Моя защита\мониторинг на начало и конец года.png 2.png2.png

Приложение 3         

   Оригами Лиса, птица

ооо

Simple origami for kids and their parents. Selection of f...

                          https://i.pinimg.com/736x/2c/f4/41/2cf441a6ea4498a7ca44d8c9eded5056--best-origami-origami-club.jpg

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Творческий проект "Новогодняя сказка" для детей подготовительной группы

Творческий проект "Новогодняя сказка" для детей подготовительной группы...

Проект «Тайны овощей» познавательно – исследовательский, творческий. Среди детей группы №10 «Зайчата» Долгосрочный

Актуальность реализации проекта Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и ...

Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы

Познавательно -  исследовательский проект  "Лаборотория Почемучки" для  детей подготовительной группы...

Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы

Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы...