Проект Исследовательски – творческий среди детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
«Путешествие в лес. Животный мир Свердловской области»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zhivotnyy_mir_sverdlovskoy_oblasti.docx | 160.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Исследовательски – творческий, групповой, среди детей подготовительной группы
«Путешествие в лес. Животный мир Свердловской области»
В предметное окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с животными – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс проходит под целенаправленным руководством взрослых.
Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, пришла к выводу, что использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей знаний.
Поэтому возникла идея – создания системы педагогических мероприятий по формированию основ экологической культуры детей дошкольного возраста через ознакомление природы родного края методом проектной деятельности.
Метод проектов является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.
Реализуя каждый проект, я формировала экологические знания детей, так как проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, дидактические игры.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
1 этап подготовительный – изучение методической литературы; педагогическая диагностика детей; анкетирование родителей; обогащение РППС по познавательному развитию и социально-коммуникативному; разработка перспективного плана.
2 этап основной – реализация плана работы с детьми, родителями, педагогами, социумом
3 этап заключительный – рефлексия, итоговая педагогическая диагностика
Целью первого этапа – определить уровень экологического развития каждого ребёнка на начало периода работы. Также необходимо было выявить уровень знаний детей о животных Свердловской области и проектных умений детей.
На основании полученных результатов, можно сделать вывод о необходимости работы направленной на формирование знаний о животном мире у детей, совершенствование проектных умений детей.
Один из главных путей реализации поставленных задач - является создание развивающей предметно-пространственной среды – организация оборудованного места для игр и занятий, подбор дидактического и наглядного материала.
Прежде всего, был составлен перспективный план. Планирование осуществлялось с учётом: основной образовательной программы ДОО, полученных ранее знаний, умений, навыков, и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, постепенное усложнение материала. При составлении плана предусматривала: игровые задания и упражнения по экологическому развитию детей.
Исходя из перспективного плана, была намечена работа с детьми и родителями. Во время реализации проектной деятельности была пополнена развивающая предметно – пространственная среда.
Уголок познавательного развития:
- Созданы альбомы про животных, птиц, рыб, обитающих в Свердловской области.
- Созданы альбомы загадок и стихов о животных и птицах.
- Созданы макеты и игровые поля «Дерево», «Луг», «Поляна», «Аквариум», лепбуки о растениях и птицах.
- Пополнена медиатека (Фильмы, мультфильмы, презентации, песни)
Разработаны дидактические игры: «Природа – не природа, «Найди по описанию», «Птичий базар», «Обитатели леса».
- Пополнены атрибуты для с/р игр
- Была проведена диагностика методом наблюдения. В результат которой был составлен перспективный план работы с детьми по теме.
Цель: Совершенствовать представления детей о животных, обитающих в лесах Свердловской области
Задачи.
- Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе.
- Расширять и систематизировать знания о животном мире родного края.
- Расширять знания о приспособлении животных к среде обитания.
- Показать цепи питания
- Показать приспособление животных к изменению среды обитания.
- Воспитывать бережное отношение к природе, деревьям.
- Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Тип проекта
Старший дошкольный
Среднесрочный
Фронтальный
Исследовательски - творческий
Интегративный
Этапы реализации
1 этап подготовительный - разработка конспектов НОД,
2 этап практический - реализация плана работы с детьми, родителями, педагогами и социумом.
3 этап заключительный – КВН по экологии «Тайны природы».
Перспективный план Январь-Февраль
Формы работы с детьми | Пополнение развивающей среды | Формы работы с родителями |
Познавательное развитие | ||
Занятия: «Знакомство с лесными жителями», «Как готовятся звери к зиме», «Дикие животные нашего края», «Что мы знаем о птицах», «Птицы наши друзья», «Разнообразие рыб» Просмотр презентаций: «Птицы», «Животный мир Свердловской области», «Жители водоемов» Экологическое развлечение «Происшествие в лесу», «Красная книга Свердловской области» Д/И: «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Что едят птицы», «Чьи хвосты» Отгадывание кроссворда «Птицы и животные» | Презентации: «Птицы», «Животный мир Свердловской области», «Жители водоемов», «Красная книга Свердловской области» Д/И «Найди по описанию», «Птичий базар», «Обитатели леса». Внесение макета «Аквариум» | Консультация: «Учите детей любить природу», «Покормите птиц зимой» Анкетирование «Маршрут выходного дня» Изготовление совместно с детьми и родителями кормушек для птиц Изготовление макета «Аквариум» Проведена акция «Братья наши меньшие» |
Речевое развитие | ||
Занятия: «Знакомство с лесными жителями», «Как готовятся звери к зиме», «Дикие животные нашего края», «Что мы знаем о птицах», «Птицы наши друзья», «Разнообразие рыб». Беседы о животных, птицах, рыбах. Составление рассказов по серии сюжетных картин Самостоятельные рассказы детей по изготовленным альбомам «Животные Свердловской области», «Лес – наш друг», «Птицы», «Рыбы» Д/И «Опиши ситуацию», «Играй, да смекай», «Как поступищь?», «Подумай- отгадай». Чтение художественной литературы: стихов, рассказов и сказок – «Любопытный мышонок», Носов «Карасик», Бальмонт «Золотая рыбка», «Сказка о рыбаке и рыбке», Крылов «Лебедь, рак и щука», «Покормите птиц зимой», Чтение загадок | Создание мини – библиотеки «Животные и птицы Свердловской области». Создание Д/И: «Опиши ситуацию», «Играй, да смекай», «Как поступищь?», «Подумай- отгадай». | Участие в составлении выставке подобранных книг по теме проекта. «Животный мир Свердловской области». |
Художественно – эстетическое развитие | ||
Занятия: Лепка: «Морское царство», «Зайчик», «Птицы на кормушке» Аппликация: «Рыбки», «Птицы на ветках», «Сказочная птица» Рисование: «Река с рыбками». «Любимое животное», «Лиса и зайчик» Художественно – ручной труд (оригами): «Лиса», «Птица» Рассматривание альбома «Животные Свердловской области» Игры - драматизации «Происшествие в лесу» Слушание: подборки песен по теме. | Внести альбом «Животные Свердловской области» Пополнить центр художественно – эстетического развития разными атрибутами для театра | Создание совместно с детьми книжки «Загадки про животных» Помощь в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности детей. |
Социально – коммуникативное развитие | ||
Занятия: «Такие разные животные.» С/Р игры Зоомагазин, Рыбалка Беседы: «Кем я стану когда вырасту». «Зоопарк» Игровая ситуация: «Встреча с интересными людьми» Д/И: «Профессии» | Внесение книги: «Кем быть». Пополнить уголок ряженья атрибутами необходимыми для разных профессий | Внесение книги: «Кем быть». Пополнить уголок ряженья атрибутами необходимыми для разных профессий |
Физическое развитие | ||
П/И: «Удочка», «Караси и щука», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «У медведя во бору», «Медведь и пчелы», «Охотники и зайцы», «У оленя дом большой», «Кот и мыши» | Изготовление атрибутов к подвижным играм | Памятка для родителей: «Подвижные игры как средство укрепления здоровья ребенка», «Как играть в подвижные игры.» Помощь в изготовлении атрибутов для подвижных игр. |
В начале проекта была просмотрена презентация «В мире животных Свердловской области» в котором говорится о диких животных, обитающих в наших лесах. С этого началась работа над проектом «Животный мир Свердловской области», целью которого было закрепить знания о птицах и животных, обитающих в наших лесах. Ребятишки углубили знания о зимующих и перелетных птицах, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учились различать птиц по внешнему виду. Устанавливать связь между исчезновением корма и отлетом птиц. Также дети закрепили знания детей о диких животных нашей области. Расширили представления об их образе жизни. Познакомились с тем, как животные готовятся к зиме. Так же дети углубили знания о рыбах, обитающих в реках Тавда и Нейва: характерные отличия во внешнем виде, окраске.
Дети создавали с родителями книжки-малышки.
Была проведена консультация с родителями и был составлен маршрут выходного дня. Сходить с ребенком в лес.
Взаимодействие с родителями воспитанников
Наша работа была бы не полная без взаимодействия с родителями.
Через наглядную агитацию, консультации, беседы, даны рекомендации, стараюсь увлечь, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребёнка, донести до них информацию об особенностях развития дошкольника в экологии.
Достижением проекта стали: активное участие родителей на каждом этапе проекта, появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей, особый эмоциональный микроклимат семьи, повышение заинтересованности родителей жизнью группы, детского сада. Проект объединил и детей и родителей между собой. Родители стали чаще читать дома книги детям, участвовать в жизни группы, с удовольствием выполняли поручения для проекта, больше общались друг с другом, сблизились с детьми в совместной деятельности и изготовлении поделок, некоторые пополнили свой багаж знаний о Свердловской области и приобрели домашних питомцев.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей помогла сплочению коллектива родителей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Они получили возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей посещающих группу и даже подружиться. В группе создана атмосфера взаимопонимания, и доверия между детьми, педагогами и родителями.
Родители приняли активное участие в создании книжки-малышки, атрибуты для игр, развлечений, дидактических игр, лепбуков.
Взаимодействие со специалистами
Работу по формированию экологической культуры через ознакомление с природой Свердловской области я осуществляла при тесном взаимодействии со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, которые давали необходимые рекомендации по работе с детьми с учетом их индивидуальных особенностей. А так же помогали в оснащении образовательного процесса необходимым материалом.
3 Этап – заключительный (рефлексионный)
На заключительном этапе работы был проведен сравнительный мониторинг с целью определения уровня сформированности экологических знаний на конец периода работы.
На диаграмме (приложение 2) видно, что наблюдается положительная динамика: улучшились показатели, которые ранее были значительно ниже.
Работа в данном направлении повлияла на детей, они стали активными, общительными, раскованными, У детей появилась потребность ухаживать за животными.
Список литературы:
1. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие / Р.Ю. Белоусова.- Н.Новгород: НИРО, 2009.- 160 с.
2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.- Воронеж: Учитель, 2002
3. Веракса Н.Е, ВераксаА.Н. «Проектная деятельность дошкольников»
4. Гризик Т. Познаю мир.- М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004
5. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. – М.: Русское слово, 2006
6. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей (Учебное пособие); М., Сфера, 2009 г. 288 с.
7. Иванова А.И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.:ТЦ Сфера, 2004
8.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2004
9.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.:ТЦ Сфера, 2004
10. Корнилова В. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ") Сфера, 2009.
11.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду (серия Образовательное пространство ДОУ); Волгоград, Учитель, 2009
12.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
13.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Наталья Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. - М.: Линка-Пресс, 2008. - 245 с. (Приложение к журналу "Обруч").
14.Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. - Учебно-методический комплект. М., Линка – Пресс; 288 с.
15.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ранняя весна».- М.: Скрипторий, 2003
16.Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». - М.: Скрипторий, 2003
17.Соломенникова. О. А., Экологическое воспитание в детском саду, М, Мозаика-Синтез, 2009 .
18. Федеральная образовательная проrрамма дошкольноrо образования (ФОП ДО). ФГОС. - Мозаика-Синтез, 2023
Приложение 1.
Анкета «Природа в жизни вашей семьи»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы, позволяющие определить отношение к окружающей природе в вашей семье. Необходимые сведения дописать.
1. Что, на ваш взгляд, включает в себя понятие «экологическое воспитание»? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Вы любите отдыхать с семьей на природе? Как часто? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Прививаете ли вы своему ребенку навыки экологического поведения в природе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Знаете ли вы, что такое экологические игры- эксперименты? __________________________________________________________________
6. Есть ли у вас домашние животные? Какие?____________________________________________________________
7. Рассказываете ли вы ребенку о правильном уходе за домашними животными? __________________________________________________________________
8. Какие цветы растут у вас дома? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Помогает вам ребенок ухаживать за цветами ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Какие еще вопросы по данной теме вас интересуют? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей по экологии
«Экологическое образование в семье»
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)_____________________________________________________________
2. Есть ли комнатные растения? Какие?______________________________
________________________________________________________________
3. Кто ухаживает за животными или растениями?______________________
________________________________________________________________
4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.
________________________________________________________________
5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?
________________________________________________________________
6. С какой целью?_________________________________________________
_________________________________________________________________
7. Где ребенок обычно проводит лето? _______________________________
_________________________________________________________________
8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?____________________________________________________________
9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2.
Сравнительный мониторинг детей с целью определения уровня сформированности экологических знаний на начало учебного года и конец периода работы.
На данной диаграмме видно, что наблюдается положительная динамика: улучшились отдельные показатели, которые ранее были значительно ниже.
Приложение 3
Оригами Лиса, птица
ооо
В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри». Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...
познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри». Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...
Буклет ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП.
Буклет для педагогов...
Творческий проект "Новогодняя сказка" для детей подготовительной группы
Творческий проект "Новогодняя сказка" для детей подготовительной группы...
Проект «Тайны овощей» познавательно – исследовательский, творческий. Среди детей группы №10 «Зайчата» Долгосрочный
Актуальность реализации проекта Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и ...
Познавательно - исследовательский проект "Лаборатория Почемучки" для детей подготовительной группы
Познавательно - исследовательский проект "Лаборотория Почемучки" для детей подготовительной группы...
Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы
Информационно-творческий проект "Народные промыслы" для детей подготовительной группы...