паспорт педагогического проекта:"Где живёт зима"
рабочие листы по окружающему миру (младшая группа)

Долгополова Екатерина Николаевна

где живет зима

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._gde_zhivet_zima.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта 

Наименование проекта

« Где  живет  зима »

Адресация проекта

Проект предназначен для совместной деятельности педагога с детьми  среднего дошкольного возраста и их родителей

Участники проекта

Дети, родители,  сотрудники ДОО .

Цель проекта

Формирование механизмов взаимодействия детей, родителей и сотрудников ДОО в ходе реализации проекта

Задачи проекта

Задачи для детей:

  1. Познакомить детей с местом жительства Матушки Зимы (легенда, сказка)  
  2. Развивать представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность
  3.  Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру
  4. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу

Задачи для родителей:

  1. формировать рациональное и эффективное взаимодействие с родителями в ходе создания кормушек для птиц.
  2. Расширить представление родителей о использовании художественного слова (пословицы, загадки, стихи о зиме) в воспитании дошкольников

Задачи для педагогов:

  1. формировать навыки межличностного общения  в процессе коллективной деятельности
  2. Познакомить коллег с содержанием зимних опытов

Сроки реализации

С  с 1 декабря – 20 декабря

Вид проекта

Краткосрочный, творческий

Продукт проекта

Создание информационного стенда на тему «  Где  живет  зима»

Особенности проекта

Продукт проекта является предмено-пространственной средой.

Итоги проекта

вовлечение родителей воспитанников в активное участие в жизни ДОУ; выявление интересных идей по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Подготовительный этап.

  1. Проблемная ситуация «путаница» (перепутать сезонные изменения (осенние, зимние), подвести к признакам зимы)
  2. Легенда «где живет зима?»
  3. Беседа «Зачем зимой снег»
  4. Игра – ситуация «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  5. Сочинение  сказки перевертыша «Волшебное  зеркало»
  6. Дыхательная гимнастика: «Подуем как вьюга».

Основной этап

Для детей

Для родителей

Для сотрудников

Дидактические игры:

  • «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
  • «Кто что делает зимой»
  • «Найди по следу»
  • «Найди такую же снежинку»
  • «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе)
  •  “ Угадай, на что похожи?” (узоры на окнах)

Тренинги:

  • «Зимние забавы» мелкая моторика рук
  • «Город академиков»

Изготовление листовок: к акции «Птицы – наши соседи на земле»

Телестудия «Зимушка-зима».

Программы:

  • “Прогноз погоды” – телепередача об основных признаках сезонных изменений.
  • “Клуб познавайка” – телепередача о состоянии почвы, водоемов и растений зимой.
  • “Диалоги о животных” – телепередача о сезонных изменениях в жизни животных.
  • “Здоровый образ жизни” – телепередача о технологиях укрепления здоровья зимой и способах оказания первой медицинской помощи.

Чтение художественной литературы:  

  • Г.Снегирёв «Про птиц»
  • В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?»
  • Бр.Гримм «Госпожа Метелица»
  • Н. Сладков «Суд над декабрём»
  • В. Одоевский «Мороз Иванович»
  • С. Иванов «Каким бывает снег»
  • Е. Трутнева «Первый снег»
  • К. Бальмонт «Снежинка»

Проведение акции «Помощь зимующим птицам»

Картотека игр ситуаций

Лепка :

  • «Птиц»
  • «Снежинки»

Памятка для родителей: "Правила поведения и безопасности детей на льду в зимний период».

Выставка мини – музея «птицы зимой»

Аппликация

  • «Флажки на кормушку»

Консультации для родителей: «Семейный досуг зимой».

Фотобиеннале: «Столовая для птиц»

Опыты и эксперименты:

Опыт №1.Ледяной дом.

Опыт №2.Замерзание жидкостей.

Опыт №3.Откуда берётся иней?

Опыт №4.Почему снег мягкий?

Опыт №5. Где лучики?

опыт №6.Почему снег греет?

Мастер класс:

  • Оригами «елочка»  
  • Вырезывание снежинок.
  • Оформление макета «Зима»

Участие во Всероссийском конкурсе презентаций

Заключительный этап:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • конкурс кормушек "Супер столовая для птиц".
  • Организация птичьей столовой «Лакомка»  на территории детского сада .
  • Акция «Птицы – наши соседи на земле»: раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.
  • Выставка рисунков «Зимушка-зима».

Приложение 1

Опыт №1.Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда  постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.

Опыт №2.Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо  заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой.  Когда  всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Опыт №3.Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

Опыт №4.Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как  он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

        Светло-пушистая                Дорогой бурною

        Снежинка белая,                        Легко проносится,

        Какая чистая,                        Не в высь лазурную,-

Какая смелая!                        На землю просится…

                        Лежит пушистая,

                        Снежинка смелая,

                        Какая чистая,

                        Какая белая!

 На основе  наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта.  Я опишу один из них, а остальные можно провести аналогично.

Опыт №5. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить  у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то интересного, необычного. Добравшись до земли, дети  видят там маленькие зелёные растения. Как же детям не показать

опыт №6.Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям  вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить  детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят  рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему?  Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

                Скрип шагов вдоль улиц белых,

                Огоньки вдали;

                На стенах оледенелых

                Блещут хрустали.

                От ресниц нависнул в очи

                Серебристый пух,                

                Тишина холодной ночи

                Занимает дух.

                Ветер спит, и всё немеет,

                Только бы уснуть;

                Ясный воздух сам робеет

                На мороз дохнуть.

При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы? Здесь уместно провести такой опыт


Приложение 2

Легенда о зиме

Сегодня я расскажу вам очень красивую зимнюю легенду. Чудесную сказку о зиме.

Это было так давно. В то время когда землю освещало чистое безоблачное солнце. И дождь лишь иногда опускал свои холодные сумерки. На земле царила любовь и покой.

В то время жил на земле прекрасный принц по имени Снег. Его глаза были небесного цвета, а серебряные волосы принца спадали на плечи. Его замок был соткан из света. А в саду росли нежные как прикосновение ветра розы.

Однажды молодой принц пошел в лес, что бы полюбоваться утренней зарей. Он присел под деревом и закрыл глаза, прислушиваясь к птичьим трелям. Вдруг его покой прервала прекрасная песня. Голос звучал как тысячи колокольчиков сливающихся в один волшебный звук.

Принц встал и пошел на голос. Песня становилась все громче и громче. Наконец он вышел на поляну, усыпанную цветами. Посередине сидела девушка с волосами цвета облаков.

Снег подошел к ней. Смутившись, девушка перестала петь. Она опустила свои ярко синие глаза, а ее белые щеки покрылись легким румянцем. Принц сел с ней рядом и сказал:

— У тебя волшебный голос. Пожалуйста, спой еще.

Но вместо ответа девушка лишь смущенно улыбнулась, слегка обнажив два ряда белоснежных зубов.

— Прошу, скажи, как тебя зовут?

— Зима. – Тихо ответила девушка, глядя ему в глаза.

Принц смотрел на ее прекрасное личико, озаренное солнцем, и понимал, что он влюбляется в эту хрупкую девушку. В ее голос. В ее синие бездонные глаза.

Зима жила в деревне со своей семьей. Ее деревня находилась близко от замка. Она любила приходить на эту поляну и собирать белые розы. Ее нежные черты лица и сами были похожи на утреннюю розу.

Они разговаривали и разговаривали, не замечая, как летит время. Солнце уже почти село. Зима вдруг вспомнила, что ей пора домой. Она попрощалась с принцем и в ту же секунду скрылась в укрытом сумерками лесом.

А принц не смел даже двинуться, пока уголок небесно-голубого платья Зимы не скрылся за деревьями. Ему не хотелось домой, и он решил остаться на поляне.

Глядя в потемневшее небо, на котором уже появились первые звезды. Он смотрел на них и вспоминал сияние глаз девушки. Принц решил, что утром он пойдет в деревню Зимы и найдет любой ценой. В замок он вернулся уже глубокой ночью. И лишь луна была его спутницей.

Наутро, проснувшись, Снег, обнаружил около себя своего первого министра.

— Алексий, что ты здесь делаешь?

— Вы вчера не прибыли к ужину я решил пойти проведать вас и принес вам завтрак.– Ответил министр, указывая на поднос, стоявший на столе.

— К черту завтрак! Алексий, я женюсь! Сегодня же я поеду в деревню, найду Зиму и сделаю ей предложение!

Алексий побледнел. Его глаза заблестели недобрым огоньком. Он подошел к подносу и высыпал в чашку с чаем белый порошок.

-Ну что ж. Тогда вам стоит подкрепиться. Выпейте этот чай, он придаст вам силы в поиске.

— Спасибо, Алексий. – Поблагодарил принц и сделал большой глоток.

Горячая жидкость обожгла горло. Снег чуть не выронил чашку, но министр подоспел вовремя. В ожидании чего-то Алексий стоял и смотрел на принца, сжимая в руках чашку. Его ожидания были вознаграждены. Через несколько мгновений, голова принца склонилась на подушку, и он заснул крепким сном.

— Спите спокойно Ваше Высочество. Вы больше никогда не увидите вашу невесту. — С этими словами Алексий злорадно улыбнулся и покинул комнату.

Некоторое время прошло принц, наконец, проснулся. У него жутко болела голова. Но, вспомнив о своем решении, он встал, оделся и велел привести его коня. Алексия не где не было видно. Принц решил его не искать и направился на поиски Зимы.

Приехав в родную деревню девушки, он стал расспрашивать о ней. Но люди лишь качали головами. Но вдруг один маленький мальчик подошел к принцу и тихо сказал:

— Несколько часов назад в нашу деревню приехал злой человек. Он увез Зиму с собой. А еще он сказал, что если кто-нибудь о ней спросит, то мы должны отвечать, что мы не знаем кто это. Они поскакали в сторону обрыва.

— А ты не боишься? – Спросил Снег.

Мальчик не успел ответить. Прибежала его мать. Она что-то пыталась объяснить принцу, но он не стал слушать ее и поскакал в указанном направлении.

Выехав к обрыву, он увидел бездыханное тело Зимы. Над ней стоял Алексий с окровавленным ножом в руках. Снег, сойдя с коня, подошел к телу Зимы. Она была мертва. Глаза принца наполнились ненавистью. Не в силах больше сдерживаться он кинулся на Алексия. Но Алексий подал вперед руку с ножом, и холодная сталь вонзилась в горячую плоть принца.

— Теперь я буду королем!

Алексий засмеялся. Его смех заставлял напрягаться каждую клеточку в теле Снега. Но он ничего не мог сделать. Он лишь чувствовал, как теряет сознание от неудержимой боли. Тем временем Алексии в приступе истерического смеха сделал шаг назад. Это был последний шаг в его жизни. Прямо под ним находилась бездна. Чувствуя, что теряет равновесие, он выронил нож и пытался ухватиться за корни деревьев. Но безуспешно. Еще одно мгновение и он исчез.

У принца хватило сил только на то что бы нагнуться к Зиме и поцеловать ее в первый последний раз. И уже через секунду он лежал мертвый рядом с ней и сжимал ее холодную руку.

На следующие утро тела влюбленных превратились в белую пыль. В память об их трагической смерти люди назвали это время года зимой, а белую пыль – снегом. До сих пор, когда идет снег, сердца людей наполняются радостью и, глядя на эту сказку, они вспоминают своих любимых.

Жаль только, что ради красоты пришлось умереть влюбленным…

Но… ради любви, чего только не бывает.

Счастья и любви вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта комнатных растений.

В данной презентации представлен  готовый материал для составления паспорта растений для уголка природы  для каждой возрасной группы в детском саду.  Каждый файл посвящен одному р...

Социальный паспорт ДОУ

Социальный паспорт ДОУ общая информация....

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

методические рекомендации по оформлению паспорта здоровья

использование методических рекомендаций, позволит педагогам составить полную картину физического и психического состояния ребенка, учитывая анамнез его развития от рождения до настоящего возраста, раз...

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...