Занятие по валеологии в группе старшего дошкольного возраста «Моё сердце"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бондаренко О.Ю.
задачЦель:

- дать представление о внутренних органах человека (сердце, кровеносных сосудах, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);

Задачи:

- развитие у детей способности делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);

- формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;

- расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);

- воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.

Материалы:  презентация «Организм человека» ; фонендоскоп.

Предварительная работа:

- чтение энциклопедии “Большая энциклопедия для дошкольника”,

- рассматривание плаката «Тело человека»

- рисование на тему: “Какие мы”,

- дидактические игры: “Полезные - вредные”,

-СРИ “Доктор”, «Больница».

Словарная работа: пульс, мышечный мешочек, кровеносные сосуды, фонендоскоп, кислород, углекислый газ, вена, сократилось, кровь.а:
- дать представление о внутренних органах человека (сердце, кровеносных
сосудах, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);
Цели:
- развитие у детей способности делать умозаключения на основе
физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);
- формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать
полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;
- расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс,
фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);
- воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.
Материалы: презентация «Организм человека» ; фонендоскоп.
Предварительная работа:
- чтение энциклопедии “Большая энциклопедия для дошкольника”,
- рассматривание плаката «Тело человека»
- рисование на тему: “Какие мы”,
- дидактические игры: “Полезные - вредные”,
-СРИ “Доктор”, «Больница».
Словарная работа: пульс, мышечный мешочек, кровеносные сосуды,
фонендоскоп, кислород, углекислый газ, вена, сократилось, кровь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Занятие по валеологии в группе старшего дошкольного возраста

  2. «Моё сердце"

задача:

- дать представление о внутренних органах человека (сердце, кровеносных сосудах, их функции и расположение в теле человека; кровь, её назначение);

Цели:

- развитие у детей способности делать умозаключения на основе физиологических опытов (сердцебиение, пульс, поступление крови);

- формирование основ здоровьесберегающего мышления, умения использовать полученные знания для своего оздоровления, укрепления здоровья;

- расширение словарного запаса детей (кровеносные сосуды, пульс, фонендоскоп, мышечный мешочек, кислород, углекислый газ, вена);

- воспитание у детей элементарных навыков здорового образа жизни.

Материалы: презентация «Организм человека» ; фонендоскоп.

Предварительная работа:

- чтение энциклопедии “Большая энциклопедия для дошкольника”,

- рассматривание плаката «Тело человека»

- рисование на тему: “Какие мы”,

- дидактические игры: “Полезные - вредные”,

-СРИ “Доктор”, «Больница».

Словарная работа: пульс, мышечный мешочек, кровеносные сосуды, фонендоскоп, кислород, углекислый газ, вена, сократилось, кровь.

Ход занятия

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями друг с другом!

Дети здороваются.

Воспитатель:

- А знаете, вы ведь не только поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья! Сегодня, мои милые почемучки, мы поговорим о нашем теле и о его здоровье. Найдём ответ на вопрос: что такое сердце?

(Игровое упражнение “Послушай свой организм”.)

Я предлагаю вам сесть на коврик, закрыть глаза, расслабиться, расслабить руки, ноги, всё тело, прислушаться к себе, к тому, как работают ваши внутренние органы.

- Ребята, что вы услышали?

Ответы детей: например - стук сердца, дыхание.

Воспитатель:

- Да, каждый из вас услышал своё сердце, вернее почувствовал, что оно неустанно работает. Я сейчас вам расскажу один секретик, когда вы были ещё совсем малюсенькими и жили в животике своей мамы, первый звук который вы услышали это стук маминого сердца

Хотите узнать всё про сердце: на что оно похоже, какой формы, какой величины, как беречь его?

- Я вам предлагаю проникнуть в эту тайну. Готовы?

Закройте глазки, и внимательно слушайте. Приготовились!

(включаю презентацию)

(В это время слышится аудиозапись звука работы сердца.).

Здесь, ребята, довольно шумно, ориентируемся на звук «тук-тук».

Дети открывают глаза и видят слайд с изображением сердца.

Воспитатель:

- Люди с давних времён пытались изобрести чудо - механизм, который мог бы работать сам по себе, без остановки много лет подряд. Даже название придумали: “Вечный двигатель”. Но изобрести такую машину люди не смогли. А матушка-природа его давно уже изобрела. Как вы думаете, что это? (Предположительные ответы детей).

Воспитатель:

- Да, наш “вечный двигатель” - сердце. Сердце - самый важный орган. Оно есть у каждого из нас. Находится в левой части груди. Как вы думаете: для, чего человеку нужно сердце? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Сердце вам действительно нужно для того, чтобы вы могли бегать, прыгать, танцевать, работать, радоваться, огорчаться... Именно сердце даёт силы для этого, обеспечивая непрерывное питание всего организма. Но главная задача сердца - перекачивать кровь, чтобы она распространялась по всему телу.

Ребята, сожмите руку в кулак. Вот такой величины ваше сердце. А у меня вот такое. С возрастом сердце увеличивается.

Ребята, обратите внимание на рисунок сердца. (Рассматривание слайда)

Как вы думаете, внутри сердца что-нибудь есть или там пусто как в мешке? (Ответы детей)

Внутри сердце не пустое, а очень сложное и удивительно интересное. Оно представляет небольшой мешочек, стенки которого состоят из мышц и разделено перегородками. Сердце разделено стенкой, как будто на две двухэтажные квартирки и над каждой комнаткой есть маленькая прихожая. В левую прихожую всегда приходит в гости только алая, богатая кислородом кровь; в правую прихожую - только тёмная, с углекислым газом. Как только наполняются эти прихожие, сердце сжимает их и выдавливает кровь через специальные чудесные дверки в комнатки. Когда же сердце начинает сжимать наполненные кровью комнатки, дверки захлопываются и гости покидают сердце через другие выходы. Стенки левой комнатки толще и сильнее правой для того, чтобы как можно мощнее вытолкнуть алую кровь в длинный и тяжелый путь по всему телу. А с правой, как вы думаете, куда идет тёмная кровь, кто может ей помочь насытится кислородом? (Ответы детей)

Воспитатель: Темная кровь идет в лёгкие, чтобы менять углекислый газ на кислород. Из лёгких, после короткого путешествия, темная кровь превращается в алую, богатую кислородом, и вновь возвращается в сердце. Но не в свой домик, а в левый. А в правый попадает кровь, которая прошла по всему телу, поменялась на углекислый газ и превратилась из алой в бордовую. Получается, что кровь всё время ходит в гости из левого домика в правый домик, и наоборот.

Сердце работает, не останавливаясь в течение всей жизни, перекачивая кровь по тонким эластичным трубочкам, которые называются кровеносными сосудами.

(Рассматриваем слайд, на котором нарисован мальчик с выделенными на рисунке кровеносными сосудами).

Воспитатель: Обратите внимание, наше тело - пронизано густой сетью кровеносных сосудов, по которым течет кровь. Некоторые из них широкие и плотные, другие узкие и тонкие. Во многих местах они подходят близко к поверхности кожи, их даже можно рассмотреть.

  1. Опыт №1

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим ладони с наружной стороны, а потом с внутренней. Сквозь кожу видны голубые полоски. Это и есть кровеносные сосуды. Все нашли свои кровеносные сосуды? Рассмотрите их хорошо.

Воспитатель: Самые тонкие кровеносные сосуды, тоньше человеческого волоса. По сосудам постоянно течет кровь, причем довольно быстро и издаёт шум, как будь то река.

Опыт №2

и это легко проверить. Давайте возьмём раковины и послушаем их. Мы с вами много раз слушали прикладывая их к уху, вы говорили, что слышите шум моря, на самом деле вы слышите как кровь течёт по вашим сосудам.

Воспитатель: А еще, приложив свои пальчики на запястье, вы почувствуете небольшое биение. Это биение вашего сердечка или как его по-другому называют - пульс. Что это такое? Пульс - это толчок крови, который выталкивается при сокращении сердца. У взрослого человека пульс чуть медленнее чем у детей. На теле человека есть места, где можно почувствовать пульс - на висках, на шее, по центру грудной клетки. Но самое удобное и привычное прощупывание пульса - это запястье. Здоровое сердце человека бьётся ритмично.

  1. Опыт №2

Ребята давайте мы с вами прощупаем пульс. Для этого положите указательный, средний, безымянный пальцы на запястье. Все нашли пульс?!

Обратите внимание, ребята, как бьется ваше сердце? Ответы детей (ровно и спокойно).

Воспитатель: А теперь попробуем дать нагрузку нашему организму. Для этого нам нужно стать в круг.

Физкультминутка

Я согнусь, разогнусь - выполняют наклоны вперед, руками касаясь - пола.
В мячик поиграю. - выполняют прыжки на месте.
Попляшу, покручусь. - выполняют прыжки с, выбрасыванием ног вперед
И здоровья наберусь! - затем прыжки вокруг себя

Воспитатель: Ребята, а давайте теперь, после того, как мы подвигались, еще раз пощупаем свой пульс. Что вы почувствовали?! Как бьется ваше сердце?

Ответы детей: Быстрее, сильнее, громче стало биться сердце.

Воспитатель: Правильно, когда мы занимаемся физкультурой и спортом, у нас сердце работает быстрее. От этого оно становится сильнее. А если мало двигаться, вести сидячий образ жизни, что будет с сердцем? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно вы думаете, оно слабеет, хуже работает и человек может заболеть. Поэтому надо сердце тренировать, регулярно заниматься физкультурой и спортом.

Врачи, чтобы прослушать биение сердца используют фонендоскоп. По тому, как сердце бьется, они могут определить, здоров или болен человек. Давайте рассмотрим устройство фонендоскопа. Через этот прибор удары сердца слышны лучше. После занятия, все кто захочет, сможет прослушать сердце друг друга.

Воспитатель: в организме взрослого человека течет 5-6 литров крови, а у детей меньше - 3 литра. Ребята, это много или мало? (Ответы детей). (показ 3х литровой банки).

  1. Опыт №3

Ребята, давайте мы с вами проведем опыт. Попробуйте сильно надавить себе на ноготь большого пальца и через некоторое время отпустите. Что случилось? Что изменилось?

Ответы детей: цвет меняется.

Воспитатель: Правильно, когда вы надавливаете, в этом месте движение крови останавливается. Это доказывает, что если поступление крови к какому - либо органу прекратится, случится беда. Например, если снабжение кровью головного мозга прервётся хотя бы на секунду, человек может потерять сознание. Если руку перетянуть жгутом больше чем на час, прервав в сосудах движение крови, ткани руки могут погибнуть. Благодаря работе сердца, кровь находится в непрерывном движении. Она приносит всем органам кислород и необходимые для жизни полезные вещества, помогает нашему организму бороться с микробами при царапинах или порезах, засыхая и превращаясь в корочку, закрывает ранку. Поэтому ребята, чтоб работало сердце, что от нас требуется?

Воспитатель: Гулять на свежем воздухе, заниматься спортом, физкультурой, хорошо питаться и соблюдать режим. Когда человек заболевает у него, меняется состав крови. И для того, чтоб поставить правильный диагноз, т.е. определить вашу болезнь, врачи берут кровь на анализ. Рассматривают её капельку под микроскопом. И вот когда из ваших пальчиков берут кровь, рана от которой остаётся, закрывается корочкой, т.е. сгустком крови. Вот эта корочка защищает от микробов.

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Поэтому сядьте на коврик, закройте глаза и с помощью волшебного слова мы опять с вами превращаемся в обыкновенных ребят, увеличивайся, увеличиывйся... Откройте глаза.

Воспитатель: Ребята, где мы были с вами? О чем мы узнали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Правильное питание-долгая жизнь".

На современном этапе развития нашего общества - проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несу...

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?».

Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они ...

Конспект занятия для детей разновозрастной группы старшего дошкольного возраста «Если добрый ты – это хорошо!»

Сформировать в сознании детей понятие «доброта».Расширить знания дошкольников о доброте и ее роли в жизни каждого человека....

Конспект занятия НОД в разновозрастной группе старшего дошкольного возраста «Кукла в мордовском национальном костюме».

-расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;-познакомить ребят с мордовским национальным костюмом;-закреплять умение детей создавать узор из различных элементов мордовс...

«Здоровое питание—здоровая жизнь» (занятие по валеологии для детей старшего дошкольного возраста)

«Здоровое  питание—здоровая  жизнь»(занятие  по валеологии  для  детей старшего дошкольного  возраста)Воспитатель: Глазкова И.В.Предварительная работа:  1.Прове...

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник и друг язычок».

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Наш помощник и друг язычок»....