Проект "Игрушки"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Наталья Геннадьевна

 Тема проекта: «Мои любимые игрушки»  

         Вид проекта: информационно: ролевой - игровой

         Тип проекта: краткосрочный (неделя)

         Участники проекта: дети средней группы; воспитатели, родители.

         Актуальность

Тема выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

         В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими.

Для дошкольников важнейшей составной частью образовательного пространства являются игра и игрушкаИгрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются или ломаются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Если малыш не знает, что делать с игрушками, то они ничего для него не будут значить.

Поэтому чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с миром взрослых они окажутся действительно востребованы. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры, а главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Ведь главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет, что некоторой части дошкольников бывает достаточно трудно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._proekt_igrushki.docx221.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Чебурашка»


https://cdn1.ozone.ru/multimedia/1018417493.jpg

        Тема проекта: «Мои любимые игрушки»  

        Вид проекта: информационно: ролевой - игровой

        Тип проекта: краткосрочный (неделя)

        Участники проекта: дети средней группы; воспитатели, родители.

        Актуальность

Тема выбрана в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

        В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Развивать детей стремятся как можно раньше и наиболее всесторонне. Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими.

Для дошкольников важнейшей составной частью образовательного пространства являются игра и игрушкаИгрушки для ребенка - это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать свои чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешного решения этой проблемы зависят настроение ребенка и прогресс в его развитии. Иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются или ломаются, не подозревая, что он просто не умеет во все это играть. Если малыш не знает, что делать с игрушками, то они ничего для него не будут значить.

Поэтому чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с миром взрослых они окажутся действительно востребованы. Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от директивных указаний характером игры, а главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности. Ведь главное качество игры – это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет, что некоторой части дошкольников бывает достаточно трудно.

        Цель: Формировать у детей представление о многообразии игрушек;

        Задачи:  

        Образовательные: учить игровым действиям с игрушкой в соответствии с ее назначением, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.          Развивающие: Обогащать и расширять словарный запас детей, развивать связную речь, Развивать умение связно, логично высказывать свою мысль.  Дать представление о том, что мальчики и девочки играют в разные игрушки.

        Воспитательные:  Воспитывать заботливое, бережное отношение к игрушкам.

        Планируемый результат:  

  • Умение переносить знакомые действия в игру.
  • Умение составлять описательный рассказ об игрушке.
  • Умение бережно обращаться с игрушкой.
  • Знание художественных и музыкальных произведений, написанных об игрушках.
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей, как участников педагогического процесса.        

        Методы и приемы: 

        Наглядный: показ, рассматривание.

        Словесные: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово, указание.

        Практические:        игры с игрушками (пирамидка, мяч, матрешка, куклы, машинки), сюжетно – ролевые игры.

Наглядные средства обучения: демонстрационный материал «игрушки», презентация «История возникновения игрушки на Руси».        

Этапы работы над проектом

1. этап. Мотивационный. Организация проекта

  • Составление перспективно-тематического план по  теме проекта «Моя любимая игрушка».
  • Подбор художественной литературы по теме игрушка. 
  • Подбор загадок, стихов про игрушки.
  • Подбор дидактических и настольных игр.
  • Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
  • Подбор наглядно-дидактического материала;
  • Ознакомление родителей с проектом.

«Модель трех вопросов»

Что мы знаем об игрушках? 

Артем В.: как игрушками можно играть.

Павел Р.: игрушками надо делиться.

Умар С.: игрушки надо беречь.

Что мы хотим узнать?

Данил П.: Как из кубиков построить башню.

София Ф.: Из чего делают игрушки.

Артем В.: как появились игрушки, чем играли раньше родители

Где можно узнаем об этом?

Можно узнать, у воспитателя. Рассмотреть картинки. Спросить у родителей. Можно узнать в книге.  В магазине игрушек.

2 этап – основной. Реализация проекта

Организованная деятельность:

Название

проекта

Вид

проекта

Виды

деятельности по реализации

проекта

Конечный

продукт

проекта

Презентация проекта

(форма для кого)

1.

«Моя

любимая игрушка»

Ролевой - игровой

Д/игра: «Отгадай по описанию игрушку» Цель: развивать речь, логическое мышление, двигательную активность.

Д/игра: «Куда спрятались игрушки?» Цель: Закрепление употребления предлогов на, за, под.

Настольная игра «Собери матрёшку». Задачи: Закреплять знания детей о народной игрушке – матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

С/ игра: «Один - много». Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже (одна кукла – много кукол, один мишка – много мишек, одна машинка – много машин, зонт – зонтов,  и др.)

С/ игра: «Большой - маленький». Цель: продолжать учить образовывать существительные с помощью уменьшительно ласкательных суффиксов

С.Р.И. «Игрушки у врача». Задачи: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

С.Р.И. «День рождения Степашки». Задачи: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь; расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

С.Р.И. «Покатаем кукол на машине». Задачи: знакомить детей с профессией шофера и правилами безопасного проезда на транспорте; учить детей объединяться по 2-3 ребёнка для самостоятельных игр, подводить  детей к самостоятельному замыслу игровых сюжетов; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофёр, пассажир); воспитывать интерес и уважение к профессии водителя,  желание соблюдать нормы поведения в общественном транспорте.

Картотека

дидактических игр

Картотека

сюжетно –

ролевых игр.

Фото

Информационно-практико-ориентированный

Социально - коммуникативная:

Беседа «История игрушек». Цель: Дать представление детям об игрушках. 

Беседа «Русские народные игрушки».

«Расскажи о своей любимой игрушке». Цель: Учить детей составлять последовательно рассказ, развивать речь.

ООД «Моя любимая игрушка» Рассказывание из опыта. Задачи:  Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному педагогом.  Побуждать детей употреблять в речи простейшие виды сложных предложений, согласовывая слова в предложении. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.  Воспитывать любовь к игрушкам, умение за ними ухаживать, убирать на место после игры.

ООД. «Во что я люблю играть». Задачи: формировать представления дошкольников об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал), их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина), о материалах, из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами обращения с металлическими игрушками, мелкими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для игр детей. 

ООД «Игрушки – мои друзья» Цель: формирование нравственных качеств личности: бережное отношение к игрушкам. Задачи: учить детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание к игрушкам; развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков героев, умение оценивать положительные и отрицательные поступки; воспитывать бережное, доброжелательное отношение к игрушкам, взаимопомощь.

Познавательные беседы

Конспект

Познавательно -

исследовательский

 «Из чего сделана игрушка». Задачи: Учить способам обследования предмета (ощупать,  погладить) с одновременным проговариванием свойств игрушки (называть ее признаки: цвет, размер, особенности внешнего вида). Отработка умения образовывать прилагательные; соотносить    существительные с прилагательными в падеже, роде, числе.

Рассматривание  альбома «Игрушки» Цель: Расширять кругозор детей, интерес к разным видам транспорта.

Д. игра: «Чудесный мешочек» (мешочек с игрушками). Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Игра «Я пеку, пеку, пеку» Цель: знакомство со свойством теста, развитие координации движений, моторики рук.

Картотека игр

Занятие

Конспект

Творческий

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение сказки В Сутеев «Мешок яблок». Задачи: развивать внимание, память, учить отчётливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу; учить внимательно слушать литературное произведение, отвечать на поставленные вопросы. 

Важдаев В., Краснова А «Два жадных медвежонка». Задачи: развивать умение детей понимать смысл произведения; учить отвечать на вопросы по прочитанному; воспитывать любовь к художественной литературе.

Драматизация сказки «Теремок» Задачи: Формировать у детей живой интерес к театральной игре, Побуждать к двигательной импровизации. Закрепить и расширить знания детей о животных и их повадках;  Развивать эмоциональность, образность восприятия музыки через движения. Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение прийти на помощь.

А.Л. Барто цикл «Игрушки». Задачи: продолжать учить детей понимать содержание стихотворения, упражнять в подборе определений к заданному слову (игрушки), активизировать словарь детей, развивать внимание.

Разучивание стихотворения «Игрушки» - развивать память, выразительность при заучивании стихотворения. 

Чтение

Разучивание

стихов

Ролевой - игровой

Лего – конструирование:

ООД «Большие и маленькие пирамидки». Задачи:  Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору.

«Слон». Цель:  Учить строить слона, продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

 «Обезьяна» Цель: Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Постройка  из

лего

Фото

Творческий

Изобретательная

Рисование. «Дорисуй игрушку». Задачи: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием..

Лепка «Пирамида»

Задачи: Закреплять  умение  скатывать  из  пластилина  шары разных размеров и расплющивать их между ладоней, располагать полученные круги в определенном порядке. Продолжать учить соединять части, прижимая их друг к другу

Конспект

занятия

Фото

Трудовое воспитание. Уборка игровых зон.

Творческий

Музыкальная

Песня – игра «Люблю свою игрушечку» Цель: Выполнять движение в соответствие с текстом.

Музыкально – дидактическая игра «Звуки» (подражание шуму автомобиля, звонку трамвая, звуку клаксона и т. д.) Задачи: учить анализировать звучание музыкальных инструментов и подбирать.

Ролевой – игровой

Открытая площадка

Пальчиковая гимнастика «Игрушки», «Танюша», «Магазин игрушек». Упражнение для развития моторики. Самомассаж рук мячиком Су-Джок . Цель: развивать у детей движение кисти и пальцев.

Физминутка «Буратино» – выполнять движение в соответствии с текстом.

Двигательная

«Катай мяч». Цель:  развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча.

Подвижная игра «Самолеты». Задачи: Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу.

Подвижная игра «Птички и кошка». Цель: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Картотека

Фото

Формы взаимодействия с семьей:

  • Беседы с родителями на тему: «Игрушки». Подготовить не большой рассказ о любимой игрушки ребенка.
  • Консультация для родителей «История игрушек: чем играли дети»
  • Папка – передвижка по лексической теме «Игрушки».
  • Фото, рисунки «Игрушек».

3 этап - Заключительный

Подведение итогов о проделанной работе

Создание и демонстрация картотеки по теме (игр, стихи, загадки и т. д.)

Итоговый этап.

Цель: представление родителям, педагогам проекта, наметить пути дальнейшего проектирования и сотрудничества.        

 

Заключение

        Проект «Моя любимая игрушка» - это попытка решения актуального вопроса. Для этого были созданы условия для разностороннего развития дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в ДОУ. В результате организации интегрированных видов образовательных областей у детей расширились и обогатились знания о разных видах игрушек. Дети узнали, что игрушки изготавливают из разного материала. Дали детям представление о том, что мальчики и девочки играют в разные игрушки. Воспитывали заботливое, бережное отношение к игрушкам.  Расширился словарный запас детей.

        

 Использованные ресурсы:

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8–15 с.

2. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, №9. – 82 –85 с.

3. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 1979. – 27–36 с.

4. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, №2. – 20–24 с.

5. «Игра дошкольника» (под редакцией С. Л. Новосёловой) Москва «Просвещение» 1989.

6. Игра дошкольника. Абрамян Л. А. Антонова Т. В. Артемова Л. В. М.: Просвещение, 1989. – 286 с.: ил.

7. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. – М.: Просвещение, 1987. – 6–13 с.

8. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64

9. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.

10. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7–34 с.

11. Менджерицкая Д. В. «Воспитателю о детской игре» /Под ред. Т. А. Марковой Москва «Просвещение» 1982.

12. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 1969, №3. – 15–24.

13. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, №2. – 123–128 с.

14. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, №12. – 86–89 с.

15. Педагогические требования к игрушкам. С. Л. Новоселова, Г. Г. Локуциевская, Е. В. Зворыгина.

16. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 81–85 с.

17. Усова А. П. «Роль игры в воспитании детей» Под редакцией А. В. Запорожца. Москва «Просвещение» 1976.