"Лаборатории чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Открытое заеятие по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе "Лаборатории чудес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratorii_chudes.docx | 647.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лаборатории чудес» (средняя группа)
Цель: создание условий для формирования и расширения представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание, для формирования целостного мировидения средствами физического эксперимента.
Задачи: - расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, притяжение);
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
- развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;
- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;
- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, проверять их и делать выводы.
Оборудование: лист цветной бумаги, лупы, макет вулкана, маленькая бутылочка из-под питьевого йогурта, перекись водорода, средство для мытья посуды, пищевые красители, сухие дрожжи, вода, столовая и чайная ложки, прозрачная ёмкость для помещения в неё «вулкана», бутылка с узким горлышком, воронка, пищевая сода, столовый уксус, воздушный шарик, две небольшие фигурные банки, растительное рафинированное масло.
Раздаточный материал: камни, лупы, стаканчики по количеству детей, пластилин, шипучие таблетки.
ТСО: монитор.
Предварительная работа: опыты с сухим и влажным песком, эксперименты с воздухом и водой.
Словарная работа: вулкан, лава, кратер, извержение, водоём, лава-лампа.
Ход.
Воспитатель: «Ребята, сегодня нам предстоит вспомнить, какие открытия об окружающем нас мире мы с вами сделали, узнать что-то новое, ну и поучаствовать в забавных опытах.
Скажите мне, пожалуйста, вы любите гулять на нашем участке?
А где вы там чаще всего играете? Конечно, в песочнице.
Давайте вспомним, что мы знаем о песке? Каким бывает песок?
Вспомните свойства сухого песка.
А какие свойства у влажного песка?
А знаете ли вы, откуда берётся песок? Чтобы это узнать, давайте пройдём в нашу первую лабораторию - лабораторию песка. Посмотрите, что это у меня лежит?
Ребята, возьмите по два камня и повторяйте то, что я буду делать».
Воспитатель над лежащей на столе бумагой постукивает камни друг о друга и трёт их.
Воспитатель: «Видите, из камней что-то сыплется? Давайте возьмём лупы и посмотрим, что это такое?»
Дети рассматривают в лупы то, что насыпалось на бумагу, и отвечают, что там песок.
Воспитатель: «Вот мы сделали наше первое открытие: песок появляется из камней. Но как же это получается? Ведь люди не будут целыми днями стучать камнями и тереть их. Оказывается, под воздействием ветра и воды камни превращаются в песок. Откуда берутся сами камни, мы с вами рассмотрим на следующем занятии. А сейчас я хочу обратиться к тому виду камней, которые получились в результате извержений вулканов. Что такое вулкан? Это гора с отверстием наверху, внутри которой находится очень горячее вещество. Иногда вулканы извергаются, и из них выходит раскалённая лава. Давайте посмотрим об этом видео».
Демонстрируется видео.
Воспитатель: «Впечатляющее зрелище, правда?
А теперь небольшой фокус-сюрприз. Посмотрите, я смастерила маленький вулкан, и сейчас мы приведём его в действие. Не бойтесь, это не опасно. Чтобы наш вулкан начал действовать, нам понадобится перекись водорода. Миша, налей немного перекиси в бутылочку.
Ванечка, теперь добавь туда несколько капель жидкости для мытья посуды.
Взбалтываем.
Теперь я насыплю туда красный пищевой краситель: ведь лава красного цвета. Взбалтываем. В стаканчик наливаю две столовые ложки тёплой воды.
А Дима пусть добавит в воду чайную ложку дрожжей.
Всё тщательно перемешиваю. Теперь я помещу бутылочку в кратер нашего вулкана и налью туда смесь воды и дрожжей. Любуемся извержением!
А теперь давайте проверим, как вы запомнили, из чего получается песок?
Из камней.
Под воздействием чего камни превращаются в песок? Ветра и воды.
А давайте-ка вспомним, что же такое ветер? Это поток воздуха.
Каким бывает ветер? Сильным и слабым. А мы можем сделать ветер?»
Дети демонстрируют ветер, выдыхая воздух.
Воспитатель: «А что мы можем сделать при помощи выдыхания воздуха? Конечно, первое, что приходит на ум – это надуть воздушный шарик.
А можно ли надуть шарик, не вдыхания в него воздух и не пользуясь насосом? Казалось бы, невозможно, но я всё же попробую надуть. Для этого пройдём в нашу следующую лабораторию - лабораторию воздуха.
Смотрите, я в бутылку насыплю несколько ложек пищевой соды, а теперь добавлю туда немного столового уксуса».
Воспитатель демонстрирует то, о чём рассказывает, и быстро натягивает шарик на горлышко бутылки.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, наш шарик надувается!
Итак, ещё раз повторим: камни превращаются в песок под воздействием ветра и чего ещё? Воды.
Появление ветра так или иначе всегда связано с водой, водоёмами: речками, озёрами и, конечно же, морями и океанами. Летом, когда будет жарко, прогуляйтесь с родителями по берегу реки, и вы почувствуете, что от воды как будто веет на вас ветерком. Давайте вспомним, что же мы знаем о воде? Вода бывает холодная, горячая и тёплая.
Чтобы вода стала горячая, что мы должны сделать? Кипятить её.
А чтобы вода стала тёплой, что мы должны сделать? Смешать горячую и холодную воду. А какая бывает вода, помимо того, что жидкая? Твёрдая - это лёд. И пар.
Если я налью немного водички и оставлю на несколько дней, что с ней будет? Воды не станет, она испарится.
Воспитатель: «Ребята, какие предметы тонут в воде? Тонут тяжёлые, а лёгкие не тонут.
В общем и целом правильно, но не совсем.
Давайте пройдём в нашу третью лабораторию - лабораторию воды.
Вы видите стаканчики с водой и возле них кусочки пластилина. Как вы думаете, пластилин утонет? Должен утонуть, ведь кусочек тяжёлый.
Давайте проверим?»
Дети опускают кусочки в воду, и они тонут.
Воспитатель: «Вы оказались правы. А теперь я достану ваш пластилин из воды. Возьмите его в руки и скатайте шарик. А теперь хорошенько расплющите его. Сейчас аккуратно опустите пластилин в воду. Что вы видите? Пластилин не утонул.
Он держится на поверхности воды, а мы ведь не уменьшили его ни на грамм. Значит, делаем вывод: утонет предмет в воде или нет, зависит не только от его веса, но и от формы. Пластилин раньше тонул, мы изменили форму, и он плавает. По этому принципу и строятся корабли.
Вода - это универсальное вещество, без которого мы не смогли бы жить. Она нужна нам постоянно.
А сейчас небольшой опыт-сюрприз для вас…и конечно же, с участием воды. Ребята, вы видели когда-нибудь лава-лампы? Для тех, кто не видел, я покажу небольшой ролик».
Демонстрируется ролик с работающей лава-лампой
Воспитатель: «Правда, красиво?! А теперь я предлагаю вам самим сделать лава-лампы. Видите, у меня на столе стоят две баночки? Вот из них и будем мастерить лампы. И будем мы это делать немного разными способами.
В стаканчик с водой я капну несколько капель красителя. Миша, размешай, пожалуйста. Вода полностью окрасилась, и её мы перельём в одну из баночек.
Витя, налей туда растительного масла. Посмотрите, сколько красивых пузырьков - это уже очень красиво!
А теперь, Витя, налей масла в другую баночку.
Ваня, возьми стаканчик с водой и перелей в масло.
Смотрите, в обеих банках вода опускается вниз, отделяясь от масла. Происходит это потому, что плотность воды намного больше плотности масла.
В баночку с неокрашенной водой добавим несколько капель красителя. А теперь нам понадобятся шипучие таблетки. Я заранее их разломала на четыре части, чтобы лампы более равномерно бурлили. Возьмите по кусочку таблетки и добавьте их в баночку, которая ближе к вам.
Смотрите, как красиво!
Итак, на этом наши опыты на сегодня закончились. Давайте вспомним, какие открытия для себя вы сделали в каждой лаборатории? В лаборатории песка вы узнали что?
Песок получается из камней под воздействием ветра и воды.
Что вы узнали в лаборатории воздуха? Появление и сила ветра зависят от воды. И чтобы надуть шарик, не обязательно вдыхать в него воздух.
Что же вы узнали в лаборатории воды?
Утонет предмет или нет, зависит не только от его веса, но и формы.
Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».
Дать представление о том, кто такие ученые, о назначении детской лаборатории; Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...
Открытый показ для родителей «Работа с детьми в лаборатории чудес»
Открытый показ для родителей«Работа с детьми в лаборатории чудес»...
До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментировани...
Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».
Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....
Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей старшей группы «Лаборатория чудес и превращений»
Программное содержание:• Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях;• Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде;• Формировать умение выполнять задания в соотв...
Картотека действий с предметами в Мини- лаборатории «Чудеса на кухне» ( ранний возраст)
Мини-лаборатории представляют собой специфические зоны для совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности, с дополнительными отсеками предназначенными для оборудования при проведен...
Конспект экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»
Воспитатель: Какая волшебная мелодия. Слушая ее, хочется сразу отправиться в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать?Ответы детей.Игровая мотивацияВоспитатель: Я тоже очень люблю путешествоват...