"Лаборатории чудес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Карпова Лена

Открытое заеятие по экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе "Лаборатории чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratorii_chudes.docx647.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Лаборатории чудес» (средняя группа)

Цель: создание условий для формирования и расширения представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание, для формирования целостного мировидения средствами физического эксперимента.

Задачи: - расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, притяжение);

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

- развивать интеллектуальные эмоции детей, то есть создавать условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию;

- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач;

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы, делать предположения, проверять их и делать выводы.

Оборудование: лист цветной бумаги, лупы, макет вулкана, маленькая бутылочка из-под питьевого йогурта, перекись водорода, средство для мытья посуды, пищевые красители, сухие дрожжи, вода, столовая и чайная ложки, прозрачная ёмкость для помещения в неё «вулкана», бутылка с узким горлышком, воронка, пищевая сода, столовый уксус, воздушный шарик, две небольшие фигурные банки, растительное рафинированное масло.

Раздаточный материал: камни, лупы, стаканчики по количеству детей, пластилин, шипучие таблетки.

ТСО: монитор.

Предварительная работа: опыты с сухим и влажным песком, эксперименты с воздухом и водой.

Словарная работа: вулкан, лава, кратер, извержение, водоём, лава-лампа.

Ход.

Воспитатель: «Ребята, сегодня нам предстоит вспомнить, какие открытия об окружающем нас мире мы с вами сделали, узнать что-то новое, ну и поучаствовать в забавных опытах.

Скажите мне, пожалуйста, вы любите гулять на нашем участке?

А где вы там чаще всего играете? Конечно, в песочнице.

Давайте вспомним, что мы знаем о песке? Каким бывает песок?

Вспомните свойства сухого песка.

А какие свойства у влажного песка?

А знаете ли вы, откуда берётся песок? Чтобы это узнать, давайте пройдём в нашу первую лабораторию - лабораторию песка. Посмотрите, что это у меня лежит?

Ребята, возьмите по два камня и повторяйте то, что я буду делать».

Воспитатель над лежащей на столе бумагой постукивает камни друг о друга и трёт их.

Воспитатель: «Видите, из камней что-то сыплется? Давайте возьмём лупы и посмотрим, что это такое?»

Дети рассматривают в лупы то, что насыпалось на бумагу, и отвечают, что там песок.

Воспитатель: «Вот мы сделали наше первое открытие: песок появляется из камней. Но как же это получается? Ведь люди не будут целыми днями стучать камнями и тереть их. Оказывается, под воздействием ветра и воды камни превращаются в песок. Откуда берутся сами камни, мы с вами рассмотрим на следующем занятии. А сейчас я хочу обратиться к тому виду камней, которые получились в результате извержений вулканов. Что такое вулкан? Это гора с отверстием наверху, внутри которой находится очень горячее вещество. Иногда вулканы извергаются, и из них выходит раскалённая лава. Давайте посмотрим об этом видео».

Демонстрируется видео.

Воспитатель: «Впечатляющее зрелище, правда?

А теперь небольшой фокус-сюрприз. Посмотрите, я смастерила маленький вулкан, и сейчас мы приведём его в действие. Не бойтесь, это не опасно. Чтобы наш вулкан начал действовать, нам понадобится перекись водорода. Миша, налей немного перекиси в бутылочку.

Ванечка, теперь добавь туда несколько капель жидкости для мытья посуды.

Взбалтываем.

Теперь я насыплю туда красный пищевой краситель: ведь лава красного цвета. Взбалтываем. В стаканчик наливаю две столовые ложки тёплой воды.

А Дима пусть добавит в воду чайную ложку дрожжей.

Всё тщательно перемешиваю. Теперь я помещу бутылочку в кратер нашего вулкана и налью туда смесь воды и дрожжей. Любуемся извержением!

А теперь давайте проверим, как вы запомнили, из чего получается песок?

Из камней.

Под воздействием чего камни превращаются в песок? Ветра и воды.

А давайте-ка вспомним, что же такое ветер? Это поток воздуха.

Каким бывает ветер? Сильным и слабым. А мы можем сделать ветер?»

Дети демонстрируют ветер, выдыхая воздух.

Воспитатель: «А что мы можем сделать при помощи выдыхания воздуха? Конечно, первое, что приходит на ум – это надуть воздушный шарик.

А можно ли надуть шарик, не вдыхания в него воздух и не пользуясь насосом? Казалось бы, невозможно, но я всё же попробую надуть. Для этого пройдём в нашу следующую лабораторию - лабораторию воздуха.

Смотрите, я в бутылку насыплю несколько ложек пищевой соды, а теперь добавлю туда немного столового уксуса».

Воспитатель демонстрирует то, о чём рассказывает, и быстро натягивает шарик на горлышко бутылки.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, наш шарик надувается!

Итак, ещё раз повторим: камни превращаются в песок под воздействием ветра и чего ещё? Воды.

Появление ветра так или иначе всегда связано с водой, водоёмами: речками, озёрами и, конечно же, морями и океанами. Летом, когда будет жарко, прогуляйтесь с родителями по берегу реки, и вы почувствуете, что от воды как будто веет на вас ветерком. Давайте вспомним, что же мы знаем о воде? Вода бывает холодная, горячая и тёплая.

Чтобы вода стала горячая, что мы должны сделать? Кипятить её.

А чтобы вода стала тёплой, что мы должны сделать? Смешать горячую и холодную воду. А какая бывает вода, помимо того, что жидкая? Твёрдая - это лёд. И пар.

Если я налью немного водички и оставлю на несколько дней, что с ней будет? Воды не станет, она испарится.

Воспитатель: «Ребята, какие предметы тонут в воде? Тонут тяжёлые, а лёгкие не тонут.

В общем и целом правильно, но не совсем.

Давайте пройдём в нашу третью лабораторию - лабораторию воды.

Вы видите стаканчики с водой и возле них кусочки пластилина. Как вы думаете, пластилин утонет? Должен утонуть, ведь кусочек тяжёлый.

Давайте проверим?»

Дети опускают кусочки в воду, и они тонут.

Воспитатель: «Вы оказались правы. А теперь я достану ваш пластилин из воды. Возьмите его в руки и скатайте шарик. А теперь хорошенько расплющите его. Сейчас аккуратно опустите пластилин в воду. Что вы видите? Пластилин не утонул.

Он держится на поверхности воды, а мы ведь не уменьшили его ни на грамм. Значит, делаем вывод: утонет предмет в воде или нет, зависит не только от его веса, но и от формы. Пластилин раньше тонул, мы изменили форму, и он плавает. По этому принципу и строятся корабли.

Вода - это универсальное вещество, без которого мы не смогли бы жить. Она нужна нам постоянно.

А сейчас небольшой опыт-сюрприз для вас…и конечно же, с участием воды. Ребята, вы видели когда-нибудь лава-лампы? Для тех, кто не видел, я покажу небольшой ролик».

Демонстрируется ролик с работающей лава-лампой

Воспитатель: «Правда, красиво?! А теперь я предлагаю вам самим сделать лава-лампы. Видите, у меня на столе стоят две баночки? Вот из них и будем мастерить лампы. И будем мы это делать немного разными способами.

В стаканчик с водой я капну несколько капель красителя. Миша, размешай, пожалуйста. Вода полностью окрасилась, и её мы перельём в одну из баночек.

Витя, налей туда растительного масла. Посмотрите, сколько красивых пузырьков - это уже очень красиво!

А теперь, Витя, налей масла в другую баночку.

Ваня, возьми стаканчик с водой и перелей в масло.

Смотрите, в обеих банках вода опускается вниз, отделяясь от масла. Происходит это потому, что плотность воды намного больше плотности масла.

В баночку с неокрашенной водой добавим несколько капель красителя. А теперь нам понадобятся шипучие таблетки. Я заранее их разломала на четыре части, чтобы лампы более равномерно бурлили. Возьмите по кусочку таблетки и добавьте их в баночку, которая ближе к вам.

Смотрите, как красиво!

Итак, на этом наши опыты на сегодня закончились. Давайте вспомним, какие открытия для себя вы сделали в каждой лаборатории? В лаборатории песка вы узнали что?

Песок получается из камней под воздействием ветра и воды.

Что вы узнали в лаборатории воздуха? Появление и сила ветра зависят от воды. И чтобы надуть шарик, не обязательно вдыхать в него воздух.

Что же вы узнали в лаборатории воды?

Утонет предмет или нет, зависит не только от его веса, но и формы.

Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично потрудились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшей группы «Здравствуй, лаборатория чудес».

     Дать представление о том, кто такие ученые, о назна­чении детской лаборатории;      Уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально ...

Открытый показ для родителей «Работа с детьми в лаборатории чудес»

Открытый показ для родителей«Работа с детьми в лаборатории чудес»...

До-21.12.2015года-Методическая разработка - Учебно – тематические планы ДОП «Лаборатория чудес» на три возраста дошкольников (с 4 до 7 лет).

    Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Наш сад работает по программе «Детство». И когда пришло осознание значения экспериментировани...

Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».

Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....

Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей старшей группы «Лаборатория чудес и превращений»

Программное содержание:• Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях;• Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде;• Формировать умение выполнять задания в соотв...

Картотека действий с предметами в Мини- лаборатории «Чудеса на кухне» ( ранний возраст)

Мини-лаборатории представляют собой специфические зоны для совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности, с дополнительными отсеками предназначенными для оборудования при проведен...

Конспект экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»

Воспитатель: Какая волшебная мелодия. Слушая ее, хочется сразу отправиться в путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать?Ответы детей.Игровая мотивацияВоспитатель: Я тоже очень люблю путешествоват...