Белая берёза - символ Родины моей
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гареева Роза Газинуровна

Занятие по ознакомлению с природой "Белая  берёза - символ Родины моей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_st._gruppa.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Организованная образовательная деятельность

образовательная область «Познавательное развитие»

раздел «Природа»

Тема: «Белая береза - символ Родины моей»

возрастная группа: старшая

                                                                                                 

                                                                                                     Выполнил:

воспитатель

Гареева Р.Г.

имеющаяся категория первая

г. Туймазы - 2024

Цель:  формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.

Задачи: 

Образовательное: расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах. Познакомить детей со свойствами бересты, строением и использовании в быту. Формировать навыки бережливого отношения к природе.

Развивающие: развивать сообразительность, интерес к родной природе. Развивать любознательность, стремление детей к наблюдению за живыми объектами природы.

Воспитательные: воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Воспитывать желание защитить и сохранить природу родного края. 

Средства реализации: 

Демонстрационный материал: сундук с письмом, изображение берёзы.

Раздаточный материал: ленточки, кусочки бересты, фломастеры, уголь, берёзовые листочки.

Активизация словаря: бетулин, черешок, листовая пластина, береста, березняк, чечевички.

Предварительная работа: чтение рассказов, стихов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, листочков.

Методы и приемы: беседа, художественное слово.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.

Ход занятия

I.Вводная часть. 

Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг.

Игра «Добрые ладошки».

Воспитатель: дети, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете?

Дети: чувствуем тепло.

Воспитатель: да, это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, свет!

Здравствуй, добрый мой сосед.

Воспитатель: сегодня утром, нам в группу «Золотой петушок» передали волшебный сундучок с письмом. Давайте откроем письмо и прочитаем от кого оно. Дети, вам интересно?

Дети: да!

Воспитатель открывает письмо и начинает читать.

Дорогие дети группы «Золотой петушок»!

Пишет вам Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Наступила осень и я хотел прийти к вам в гости. Но у меня очень много дел: нужно помощь моим лесным обитателям с подготовкой к зиме.

Дети, вам передаю волшебный сундучок, думаю вам очень понравится.

Воспитатель: ну, что открываем сундучок?

Дети: да!

Воспитатель: для начало я вас порошу сесть на свои места. Сели все правильно, спина прямая, ноги вместе.

Воспитатель открывает сундучок.

II.Основная часть. 

Воспитатель: а в этом сундучке стихотворение. Хотите прочитаю?

Дети: да

Воспитатель:

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?

Дети: это стихотворение о маме, папе, бабушке, школе, котенке, соседях, друзьях, о городе, о квартире, о Родине.

Воспитатель: правильно. А как вы думаете, что такое Родина? 

Дети: где мы живем, где родились.

Воспитатель: верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь. Это - твоя страна.

Воспитатель: дети, а как называется наша страна? 

Дети: наша страна называется Россия

Воспитатель: в какой стране мы живём?

Дети: мы живём в России

Воспитатель: правильно. Мы живём в России, значит мы кто?

Дети: мы россияне.

Воспитатель: а как называется самый главный город нашей страны, столица России?

Дети: Москва.

Воспитатель: правильно. Еще в сундучке есть загадка для вас. А попробуйте отгадать загадку.

Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой.

Какое это дерево?

Дети: береза.

Воспитатель: молодцы! Конечно это береза. За свою красоту береза стала символом России. Дети, посмотрите на березу, какая она?

Дети: нарядная, красивая, кудрявая, в белом сарафане. С золотистыми сережками и зелеными клейкими листочками.

Воспитатель: дети, береза-это единственное дерево в мире с белой корой! В коре березы находится особое вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Это вещество называется бетулином. Белизна помогает дереву в жару. Дети, где можно встретить, увидеть березу? 

Дети: в лесу, на поляне, около дома, в парке, на территории детского сада.

Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы? 

Дети: березовая роща, березняк.

Воспитатель: правильно, молодцы! А теперь, рассмотрим березу. Что есть у березы?

Дети: ствол, ветки и листья, корень, серёжки – это семена берёзы.

Воспитатель: правильно. А еще Лесовичок отправил для вас березовые листочки. Давайте рассмотрим листья берёзы. На что они похожи? 

Дети: на сердечко, треугольник.

Воспитатель: а для того, чтобы лучше рассмотреть листочек используем увеличительный прибор — лупу.  Дети, мы с вами на прогулке уже наблюдали за деревьями и листочками. Скажите, что есть у листочка?

Дети: у листочка есть черешок и листовая пластинка.

Воспитатель: а для чего нужен черешок?

Дети: черешок соединяет лист с веткой. 

Воспитатель: правильно. А сейчас рассмотрим листовую пластинку с двух сторон: с верхней и нижней стороны. Потрогайте. Верхняя сторона пластинки какая?

Дети: верхняя сторона листа гладкая, зеленого цвета, видны тоненькие жилки.

Воспитатель: а чем отличается нижняя сторона листовой пластики от верхней?

Дети: на нижней стороне больше видны жилки и она светло зеленого цвета. 

Воспитатель: дети, скажите, для чего жилки нужны?

Дети: с помощью жилок листочки питаются влагой.

Воспитатель: дети, как вы думаете? Почему верхняя сторона листочка темнее, чем нижняя?

Дети: потому, что солнечные лучи падают на поверхность листочка.   

Воспитатель: а теперь рассмотрите край листа. Как называется край листа?

Дети: край листа называется кромка.

Воспитатель: правильно. Скажите, а какая кромка у березовой листочки? Зубчатая или ровная?

Дети: у березовой листочки кромка зубчатая.

Воспитатель: правильно, молодцы! Мы узнали о строении листочка. А теперь пора отдохнуть.

Физкультминутка «Берёзка»

Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.

Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.

И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.

К солнцу ветки подняла,

А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.

И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.

Воспитатель: а теперь продолжаем работать. Сели все правильно, спина прямая, ноги вместе. Дети, как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?

Дети: потому что береза приносит много пользы человеку.

Воспитатель: правильно. А какую пользу приносит береза человеку?

Дети: люди собирают березовый сок. Изготавливают березовые веники. Из почек- лекарство, березовыми дровами топят печь.

Воспитатель: мы с вами уже много знаем о берёзе, а хотите еще больше узнать? И мы откроем с вами ещё некоторые её секреты.

- Дети, для вас Лесовичок отправил необычный предмет. Как вы думаете, что это?

Дети: это кора березы.

Воспитатель: дети, скажите, чем необычна кора березы?

Дети: кора березы белого цвета. 

Воспитатель: правильно. Березу за её кору называют белоствольной.

Как называют березу за ее кору?

Дети: Березу называют белоствольной.

Воспитатель: если летом прикоснуться к березе, то даже на солнце ствол у нее будет прохладный.  Разве это не чудо?   Белую кору называют берестой. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий.

- Дети, как называют белую кору березы?

Дети: белую кору березы называют береста.

Воспитатель: дети, я вам уже сказала в самом начале, что береста - это удивительный предмет. А вы хотите узнать почему береста удивительная?

Дети: да.

Воспитатель: возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите ее хорошенько, с одной стороны она какая?

Дети: гладкая, а с другой шершавая.

Воспитатель: сейчас мы с вами рассмотрим бересту при помощи лупы. Что вы заметили ещё на ней?

Дети: на бересте есть черные черточки

Воспитатель: да, вы заметили на бересте черные черточки. Они называются чечевички. Через них береза дышит.

- Дети, как называется черные черточки на бересте?

Дети: черные черточки на бересте называется чечевички.

Воспитатель: дети, а что у меня в руке?

Дети: лист бумаги.

Воспитатель: правильно. Раньше в давние времена не было бумаги, а люди на чем-то писали и рисовали.

- Догадались на чем?

Дети: на бересте.

Воспитатель: ручек и карандашей, тем более фломастеров в давние времена не было, на бересте писали углём.

Воспитатель: давайте тоже попробуем написать на бересте. Сначала фломастером, а потом углём.

Воспитатель: дети, чем легче было рисовать, а чем труднее?

Дети: фломастером легче, углём труднее.

Воспитатель: посмотрите на срез, и скажите, сколько слоев у бересты?

Дети: у бересты много слоев.

Воспитатель: помните, сверните, порвите. Если поперек кусочка, ни за что не порвешь. Значит она какая?

Дети: прочная, крепкая, а если вдоль кусочка хорошо рвется, отслаивается.

Воспитатель: таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой.

Воспитатель: как еще называют березовую кору?

Дети: береста. (Дети повторяют)

Воспитатель: дети, скажите пожалуйста, а как можно березу назвать ласково?

Дети: березка, березонька, березушка.

Воспитатель: а надо ли заботится о деревьях, о берёзах?

Дети: да, нельзя ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев.

Воспитатель: а как вы думаете березе больно, когда с нее снимают кору, бересту? Ведь, береза живая.

Дети: да, больно.

Воспитатель: берёза живая, и ей наверно больно, когда с нее снимают слой бересты, но береза от этого не погибает, так как кора у нее снова обновляется, появляется другой слой коры. Это такой фокус в природе.

- Дети, а мы с вами можем снимать кору с березы?

Дети: нет. 

Воспитатель: конечно нет. Бересту снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.

III.Анализ. 

Воспитатель: 

- Что нового вы узнали?

- Что мы делали на занятии?

- Как вы будете относиться к деревьям?

- Дети, Лесовичок отправил вам небольшой сюрприз. В сундучке находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД детей по познавательно–речевому развитию в средней группе «Белокурая берёза – символ Родины моей».

Данный материал был использован при проведении цикла занятий посвящённых природе родного края....

Экологический проект Берёза - символ Родины моей

Исследовательская деятельность в природных условияхПаспорт проекта1.     Тема:  Берёза – символ Родины моей2.     Вид проекта : долгосрочный (январь-декабр...

Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...

Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»

В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...

Белокурая берёза – символ Родины моей

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Белокурая берёза – символ Родины моей...

Белая берёза-символ Родины моей.

Расширять и систематизировать знания детей о березе, каксимволе России...

Проект "Белая берёза - символ Родины моей"

Расширять представления о самом почитаемом дереве России - берёзе, о её значении в жизни человека ( оздоровительном, эстетическом, хозяйственном)....