Белая берёза - символ Родины моей
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие по ознакомлению с природой "Белая берёза - символ Родины моей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_st._gruppa.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Организованная образовательная деятельность
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Природа»
Тема: «Белая береза - символ Родины моей»
возрастная группа: старшая
Выполнил:
воспитатель
Гареева Р.Г.
имеющаяся категория первая
г. Туймазы - 2024
Цель: формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе.
Задачи:
Образовательное: расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах. Познакомить детей со свойствами бересты, строением и использовании в быту. Формировать навыки бережливого отношения к природе.
Развивающие: развивать сообразительность, интерес к родной природе. Развивать любознательность, стремление детей к наблюдению за живыми объектами природы.
Воспитательные: воспитывать эмоционально – положительные отклики на красоту русской природы, таланта русского народа. Воспитывать желание защитить и сохранить природу родного края.
Средства реализации:
Демонстрационный материал: сундук с письмом, изображение берёзы.
Раздаточный материал: ленточки, кусочки бересты, фломастеры, уголь, берёзовые листочки.
Активизация словаря: бетулин, черешок, листовая пластина, береста, березняк, чечевички.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов про березу, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, рассматривание березы на прогулке, рассматривание почек, листочков.
Методы и приемы: беседа, художественное слово.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие.
Ход занятия
I.Вводная часть.
Дети заходят в группу, здороваются и встают в круг.
Игра «Добрые ладошки».
Воспитатель: дети, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете?
Дети: чувствуем тепло.
Воспитатель: да, это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый мой сосед.
Воспитатель: сегодня утром, нам в группу «Золотой петушок» передали волшебный сундучок с письмом. Давайте откроем письмо и прочитаем от кого оно. Дети, вам интересно?
Дети: да!
Воспитатель открывает письмо и начинает читать.
Дорогие дети группы «Золотой петушок»!
Пишет вам Лесовичок. Я живу в лесу, охраняю деревья, цветы, травы, птиц и животных. Наступила осень и я хотел прийти к вам в гости. Но у меня очень много дел: нужно помощь моим лесным обитателям с подготовкой к зиме.
Дети, вам передаю волшебный сундучок, думаю вам очень понравится.
Воспитатель: ну, что открываем сундучок?
Дети: да!
Воспитатель: для начало я вас порошу сесть на свои места. Сели все правильно, спина прямая, ноги вместе.
Воспитатель открывает сундучок.
II.Основная часть.
Воспитатель: а в этом сундучке стихотворение. Хотите прочитаю?
Дети: да
Воспитатель:
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок… и я.
Воспитатель: дети, о чем это стихотворение?
Дети: это стихотворение о маме, папе, бабушке, школе, котенке, соседях, друзьях, о городе, о квартире, о Родине.
Воспитатель: правильно. А как вы думаете, что такое Родина?
Дети: где мы живем, где родились.
Воспитатель: верно. Но человек не всегда остается в том месте, где родился, поэтому Родина - это не только твой дом, в котором ты живешь. Это - твоя страна.
Воспитатель: дети, а как называется наша страна?
Дети: наша страна называется Россия
Воспитатель: в какой стране мы живём?
Дети: мы живём в России
Воспитатель: правильно. Мы живём в России, значит мы кто?
Дети: мы россияне.
Воспитатель: а как называется самый главный город нашей страны, столица России?
Дети: Москва.
Воспитатель: правильно. Еще в сундучке есть загадка для вас. А попробуйте отгадать загадку.
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой.
Какое это дерево?
Дети: береза.
Воспитатель: молодцы! Конечно это береза. За свою красоту береза стала символом России. Дети, посмотрите на березу, какая она?
Дети: нарядная, красивая, кудрявая, в белом сарафане. С золотистыми сережками и зелеными клейкими листочками.
Воспитатель: дети, береза-это единственное дерево в мире с белой корой! В коре березы находится особое вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Это вещество называется бетулином. Белизна помогает дереву в жару. Дети, где можно встретить, увидеть березу?
Дети: в лесу, на поляне, около дома, в парке, на территории детского сада.
Воспитатель: Как называется лес, где растут одни березы?
Дети: березовая роща, березняк.
Воспитатель: правильно, молодцы! А теперь, рассмотрим березу. Что есть у березы?
Дети: ствол, ветки и листья, корень, серёжки – это семена берёзы.
Воспитатель: правильно. А еще Лесовичок отправил для вас березовые листочки. Давайте рассмотрим листья берёзы. На что они похожи?
Дети: на сердечко, треугольник.
Воспитатель: а для того, чтобы лучше рассмотреть листочек используем увеличительный прибор — лупу. Дети, мы с вами на прогулке уже наблюдали за деревьями и листочками. Скажите, что есть у листочка?
Дети: у листочка есть черешок и листовая пластинка.
Воспитатель: а для чего нужен черешок?
Дети: черешок соединяет лист с веткой.
Воспитатель: правильно. А сейчас рассмотрим листовую пластинку с двух сторон: с верхней и нижней стороны. Потрогайте. Верхняя сторона пластинки какая?
Дети: верхняя сторона листа гладкая, зеленого цвета, видны тоненькие жилки.
Воспитатель: а чем отличается нижняя сторона листовой пластики от верхней?
Дети: на нижней стороне больше видны жилки и она светло зеленого цвета.
Воспитатель: дети, скажите, для чего жилки нужны?
Дети: с помощью жилок листочки питаются влагой.
Воспитатель: дети, как вы думаете? Почему верхняя сторона листочка темнее, чем нижняя?
Дети: потому, что солнечные лучи падают на поверхность листочка.
Воспитатель: а теперь рассмотрите край листа. Как называется край листа?
Дети: край листа называется кромка.
Воспитатель: правильно. Скажите, а какая кромка у березовой листочки? Зубчатая или ровная?
Дети: у березовой листочки кромка зубчатая.
Воспитатель: правильно, молодцы! Мы узнали о строении листочка. А теперь пора отдохнуть.
Физкультминутка «Берёзка»
Мы берёзку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой её полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперёд.
И берёзка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой сесть.
Воспитатель: а теперь продолжаем работать. Сели все правильно, спина прямая, ноги вместе. Дети, как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?
Дети: потому что береза приносит много пользы человеку.
Воспитатель: правильно. А какую пользу приносит береза человеку?
Дети: люди собирают березовый сок. Изготавливают березовые веники. Из почек- лекарство, березовыми дровами топят печь.
Воспитатель: мы с вами уже много знаем о берёзе, а хотите еще больше узнать? И мы откроем с вами ещё некоторые её секреты.
- Дети, для вас Лесовичок отправил необычный предмет. Как вы думаете, что это?
Дети: это кора березы.
Воспитатель: дети, скажите, чем необычна кора березы?
Дети: кора березы белого цвета.
Воспитатель: правильно. Березу за её кору называют белоствольной.
Как называют березу за ее кору?
Дети: Березу называют белоствольной.
Воспитатель: если летом прикоснуться к березе, то даже на солнце ствол у нее будет прохладный. Разве это не чудо? Белую кору называют берестой. Она защищает ствол от воды и вредных воздействий.
- Дети, как называют белую кору березы?
Дети: белую кору березы называют береста.
Воспитатель: дети, я вам уже сказала в самом начале, что береста - это удивительный предмет. А вы хотите узнать почему береста удивительная?
Дети: да.
Воспитатель: возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите ее хорошенько, с одной стороны она какая?
Дети: гладкая, а с другой шершавая.
Воспитатель: сейчас мы с вами рассмотрим бересту при помощи лупы. Что вы заметили ещё на ней?
Дети: на бересте есть черные черточки
Воспитатель: да, вы заметили на бересте черные черточки. Они называются чечевички. Через них береза дышит.
- Дети, как называется черные черточки на бересте?
Дети: черные черточки на бересте называется чечевички.
Воспитатель: дети, а что у меня в руке?
Дети: лист бумаги.
Воспитатель: правильно. Раньше в давние времена не было бумаги, а люди на чем-то писали и рисовали.
- Догадались на чем?
Дети: на бересте.
Воспитатель: ручек и карандашей, тем более фломастеров в давние времена не было, на бересте писали углём.
Воспитатель: давайте тоже попробуем написать на бересте. Сначала фломастером, а потом углём.
Воспитатель: дети, чем легче было рисовать, а чем труднее?
Дети: фломастером легче, углём труднее.
Воспитатель: посмотрите на срез, и скажите, сколько слоев у бересты?
Дети: у бересты много слоев.
Воспитатель: помните, сверните, порвите. Если поперек кусочка, ни за что не порвешь. Значит она какая?
Дети: прочная, крепкая, а если вдоль кусочка хорошо рвется, отслаивается.
Воспитатель: таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой.
Воспитатель: как еще называют березовую кору?
Дети: береста. (Дети повторяют)
Воспитатель: дети, скажите пожалуйста, а как можно березу назвать ласково?
Дети: березка, березонька, березушка.
Воспитатель: а надо ли заботится о деревьях, о берёзах?
Дети: да, нельзя ломать ветки, принимать участие в посадке деревьев.
Воспитатель: а как вы думаете березе больно, когда с нее снимают кору, бересту? Ведь, береза живая.
Дети: да, больно.
Воспитатель: берёза живая, и ей наверно больно, когда с нее снимают слой бересты, но береза от этого не погибает, так как кора у нее снова обновляется, появляется другой слой коры. Это такой фокус в природе.
- Дети, а мы с вами можем снимать кору с березы?
Дети: нет.
Воспитатель: конечно нет. Бересту снимает человек, который знает, как правильно и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.
III.Анализ.
Воспитатель:
- Что нового вы узнали?
- Что мы делали на занятии?
- Как вы будете относиться к деревьям?
- Дети, Лесовичок отправил вам небольшой сюрприз. В сундучке находятся ленточки. Согласно старинной легенде на берёзе люди завязывали лоскуток ткани, или ленточку и загадывали желание. Когда мы пойдём на прогулку, каждый завяжет на берёзе свою ленточку и загадает желание, и оно должно обязательно сбыться. (Дети берут ленточки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД детей по познавательно–речевому развитию в средней группе «Белокурая берёза – символ Родины моей».
Данный материал был использован при проведении цикла занятий посвящённых природе родного края....
Экологический проект Берёза - символ Родины моей
Исследовательская деятельность в природных условияхПаспорт проекта1. Тема: Берёза – символ Родины моей2. Вид проекта : долгосрочный (январь-декабр...
Конспект интегрированного занятия для средней группы "Русская берёза - символ Родины моей"
Конспект интегрированного занятия для средней группы «Русская береза — символ Родины моей»Конспект занятия для средней группы "Колокольчик"ТЕМА: «Русская береза – символ Родины моей»Цель: ф...
Непосредственная организованная образовательная деятельность в старшей группе (компенсирующей направленности) по приобщению детей к культурным традициям русского народа «Белоствольная берёза – символ Родины моей»
В рамках инновационной деятельности «Патриотическое воспитание на основе духовно-нравственных традиций» совместно с учителем-логопедом в соответствии с лексической темой проводим интегрированные занят...
Белокурая берёза – символ Родины моей
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Белокурая берёза – символ Родины моей...
Белая берёза-символ Родины моей.
Расширять и систематизировать знания детей о березе, каксимволе России...
Проект "Белая берёза - символ Родины моей"
Расширять представления о самом почитаемом дереве России - берёзе, о её значении в жизни человека ( оздоровительном, эстетическом, хозяйственном)....