Проект "Саратов"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Юрина Ольга Николаевна

Познавательно - творческий проект в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_saratov.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                            

                                             Проект

                      «Моя малая Родина - Саратов!»

                                                                                                   Разработала: воспитатель: МДОУ «Детский сад № 119» г. Саратова

 Юрина Ольга Николаевна

                                                                                                 

Город мой!

Омытый Волгой и веками,

Встаёт всё явственней теперь

Твоё грядущее – пред нами!

Вид проекта: долгосрочный, познавательно-творческий

Продолжительность: октябрь – май

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 5 - 6 лет

Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине,  развитие интереса к истории и культуре родной города.  Знакомство дошкольников с наиболее яркими событиями, которые происходили и происходят в жизни нашей страны – это основа воспитания любви к Отечеству и формирование чувства гордости за родной край!  

Актуальность: У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам город Саратов, в котором они живут, стал бы самым любимым! Этот проект посвящается городу Саратову, который является малой Родиной наших воспитанников. 

Природа Саратовского края удивительна и разнообразна. Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Леса и степи, звери и птицы – все есть у нас. Но особую роль в жизни всего живого играла река Волга. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь.   Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными земляками, которые прославили наш город.

Проводя беседы о родном городе, отметила не высокий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого город, как у детей, так и у взрослых. Этот факт вызвал необходимость разработать проект по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – городом Саратовом и Саратовской области.

Проблема: 

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве городом Саратовом и Саратовской области, возможна   через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. 

Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его культуры, истории, природы.

 «Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Саратовом! Дети c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями, но беседуя с детьми мы убедились в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике, достопримечательностях. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о его достопримечательностями.  Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине! Краеведческий подход в образовании дошкольников, учит познавать родной край, знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Поэтому мы  разработали проект "Моя малая Родина  Саратов".

 

Цель: создать условия для формирования у детей знаний о культуре, истории и природных богатствах Саратовского края.

Задачи: 

-расширять  знания детей о родном крае;

-расширять представления о достопримечательностях нашего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;

 -закрепить понятие «Малая Родина»;

 -развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу, навык самостоятельной исследовательской деятельности  при расширении кругозора о природе окружающей нас.

 - воспитывать духовно – нравственные ценности, гуманное отношение к природе, любви к родному краю!

 

Ожидаемые результаты:

У детей: дети должны знать и называть:

 -государственные символы города Саратова; иметь представления об основных   архитектурных сооружениях, памятниках, знания о названиях улиц города.

- место проживания: город, область;

- знаменитых людей, чьи судьбы связаны с городом Саратовом, прославили наш город.

 - Его историю,

 - Должны знать природу родного края (Красная книга Саратова);

- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.

У родителей: 

- появится желание больше общаться с детьми, осознание ответственности за патриотическое воспитание гражданина России.

Реализации проекта включает пять разделов:

1 раздел «Памятные места»

2 раздел «Музейное зазеркалье»

3 раздел «Театральные встречи»

4 раздел «Туристические тропы»

5 раздел «Красная книга Саратова»

6  раздел «Наполним музыкой сердца»

Этапы:

подготовительный,

основной,

заключительный

Первый этап – подготовительный.

Формулирование целей и задач;

Изучение методической литературы;

Создание развивающей среды;

Подбор игр и оборудования;

Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.

Анкетирование родителей по теме: «Город Саратов».

Составление перспективного плана реализации проекта (разделов)

Подготовка  материала для работы с родителями.

                               

                                1 раздел « Памятные места»

Деятельность детей

Деятельность воспитателей

Деятельность родителей

Беседа: «Что я знаю о родном крае?»

 

Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова.

 

Познавательная беседа «Мой город - Саратов»

Заучивание  стихов о Родине, о Саратове.

Раскрашивание символики города Саратова (герб, флаг)

Разучивание текстов песен о Саратове, о России, о Берёзке.

Беседа: «Чем наш город знаменит»  

Экскурсии с детьми. «Историческое  прошлое:  архитектурные и культурные

ценности нашего города»  (памятник «Журавли» - Парк Победы», памятник «Приземление первого космонавта Ю.А.Гагарина, памятник Петру 1, памятник погибшим железнодорожникам, «Вечный огонь»)    

Рисование «Улицы нашего города»

Участие в фото – выставке (распечатка фото)

 

Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание  пазл достопримечательных мест Саратова )

Чтение рассказов, стихов о Родине, Саратове.

Рассматривание карты Саратова.

Презентация: «Имена героев, в названиях улиц нашего города!»

Чтение сказки о Кумысной поляне.

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»  

Распечатка фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове.

Фото - выставка «Красивые места  Саратова» (любимые места отдыха)

Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.

Чтение сказки «О трёх осётрах и трёх стерлядках»

Чтение «Сказка о серебряной рыбке» - легенда о Волге»

Заучивание пословиц, поговорок о хлебе, дружбе.

Изготовление

кукол в национальных костюмах, населяющих  Поволжья.

 

                                     2 раздел «Музейное зазеркалье»

Деятельность  детей

Деятельность воспитателей

Деятельность родителей

Участие детей в создании мини – музеев в группе (аппликация, рисование, конструирование их бумаги, лепка хлебобулочных изделий из солёного теста и т. д )

 Создание мини - музея «Русская изба»

Беседы: «Путешествие в мир музеев» (музеи Саратова).

«Музейное зазеркалье» (знакомство с музеями, история и культура родного края)

Создание мини – музея «Предметы народного быта»

Посещение Областного краеведческого музея совместно с детьми и родителями («Природа Саратовского края») 

Онлайн - путешествие:

-Саратовский художественный музей А.Н.Радищева

-Музей Самовара.

-Парк Победы (национальные деревни) 

Создание мини – музея «Хлеб – всему голова»

 Посещение музеев с детьми: Парк Победы.

Областной краеведческий музей, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.

«Музей самовара», Этнографический музей г. Саратова.

Участие родителей в сборе предметов народного быта, изготовление кукол в русских народных костюмах.

3 раздел «Театральные встречи»

 

Деятельность детей

Деятельность воспитателей

Деятельность родителей.

Участие детей в выставке рисунков «Мы любим театр!» (Саратовский театр кукол «Теремок»)

Заучивание стихов о театре.

 

Участие в драматизации сказок: «Как звери маму искали», «Заюшкина избушка», «Как собака друга искала», «К нам гости пришли»

 Беседы о посещении театров с родителями, о просмотренных сказках и спектаклях.

 Беседа: «Что вы знаете о театре?»

Драматизация сказок, спектаклей, разучивание ролей с детьми.

 

Чтение Русских народных сказок

Игра – викторина: «Волшебный мир театра» 

Беседа: «Какие разные театры»

(ТЮЗ,  Кукольный театр «Теремок»,

театр Оперы и балета)  

 

Посещение с детьми Театра Юного Зрителя, Саратовского театра кукол «Теремок» – просморт сказок, спектаклей.

2. Этап – Основной

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность воспитателей

  Беседа: «Что я знаю о родном крае?»

 

Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова.

 

Познавательная беседа «Мой город - Саратов »

Знакомство с именами героев, чьими именами названы улицы нашего района

 Мужество в годы Великой Отечественной войны (просмотр слайдов, рассматривание фотографий, боевых наград, чтение литературы, экскурсии по местам боевой славы, (парк Победы) походы к памятникам, возложение цветов).

Пометка на карте Саратова  самых интересных объектов: предприятия Саратова -  Саратовская  кондитерская фабрика.

(рассматривание производимую продукцию)

 Постановка экспериментов, опытов, не несущих вреда живому.

Квест – игра «Родной город – Саратов».

Игра: «Умницы и умники»

Игра: Викторина «Загадки земли Саратовской»

Игра: «Саратов – мой город родной»

Игра: «Прогулка по городу»

 Игра: «Город будущего»

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»  

Распечатка фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове.

Фото Красивых мест  Саратова, мест Поволжья.

Познавательная беседа с детьми «Моя малая родина-Саратов»

Чтение рассказов, стихов о Родине, Саратове.

Рассматрива

ние карты Саратова.

Рисование «Улицы нашего города»

 Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях.

Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.

 

 

Раскрашивание символики города Саратова

Участие родителей в посещении Областного музея краеведения.

 Экологическая направленность

Создание макета «Волге чистые берега».   

  «Мой богатый край Саратовский»

Изготовление

кукол в национальных костюмах, населяющих  Поволжья

 

 

Познавательная беседа

«Моя малая родина-Саратов»

Чтение, заучивание  стихов о Родине»  

Беседа: «Чем наш город знаменит»  (историческое  прошлое, к архитектурным и культурным

памятникам города)

Рисование: «Мой музыкальный театр»

Рассматривание карты Саратова.

Организация  фото – выставки

 «Наш любимый город Саратов!»

Рисование «Улицы нашего города»

 

Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание  пазл достопримечательных мест

Саратова )

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях.

Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.

Чтение произведений С.Капутикян, Р.Газматова, В.Драгунского, Ю.Яковлева, Н.Носова, С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского и др.

Заучивание стихов о городе Саратове,  доме, семье, природе.

Чтение сказки «О трёх осётрах и

трёх стерлядках»

 Чтение «Сказка о серебрянной

рыбке» - легенда о Волге»

Заучивание пословиц, поговорок о хлебе,

 

Презентация «Мой богатый

край Саратовский»

НОД по ознакомлению с окружающим «Государствен

ная символика» 

 

Онлайн путешествие:

-Саратовский художественный музей А.Н.Радищева

-Музей Самовара.

-Парк Победы (национальные деревни) 

 Беседы: «Путешествие в мир музеев» (музеи Саратова).

«Музейное зазеркалье» (знакомство с музеями, история и культура родного края)

Беседа: «Какие разные театры»

(ТЮЗ,  Кукольный театр «Теремок»,

театр Оперы и балета)  

Презентация «Каменная летопись края» - достопримечательности, архитектуру старинных и современных зданий, культурным памятникам города.

 Презентации: «Природа Саратовского Края», «Волга – царица русских рек.

Беседа: «Путешествие в мир растений» к

«Удивительный мир животных. Саратовской области» 

 

Просмотр слайдов - «Мужество

жителей Саратова  в годы Великой Отечественной войны»

Работа с картой Саратовской области»

Работа с гербарием

Растения степей.

Лекарственные травы.

Лечебные свойства цветов и трав.

Беседа: «Животный мир нашей Саратовской области» - польза и опасности от животных.

Создание ручной работы  - «Красной книги» Саратовского края – редких животных,  растений (из рисунков, иллюстраций детей, родителей)

Лепка: животных, игрушек (народные промыслы – Дымка, Городецкая роспись, Хохлома» (домашней утвари, людей разных профессий.

Аппликация:

Изготовление альбома  «Живая книга Саратовской области»

        Изготовление        праздничных открыток,

 Изготовление панно «Мой город – Саратов»

 Рисование:

- на тему «Мой любимый детский сад», «Мой город»,

«Моя Родина»,

«Растения Саратовской области»,  

Конкурс-выставка «Наш славный Саратов» (рисунки)

Рисование «Животные Саратовской области»  (занесённые в Красную книгу).

 

 Рисование «Улицы нашего города»  

Раскрашивание символики города Саратова (герб, флаг)

 Изготовление подарков – открыток, рисунков  бойцам, солдатам  н6а праздники 23 февраля, 9 мая.

 

Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад).

Рисование герба нашего города Саратова»

Рисование «Мост через Волгу, соединивший берега»

 

 Рисование «Наш любимый город»

Рисование на тему: «Нарисую  герб Саратова»

Рисование родителей с детьми «Герб нашей семьи!

Беседа с детьми «Саратовский край – край России»

Игры: «Города», «Повтори и запомни»

Презентация - «Птицы, насекомые нашего края

 «Туристические тропы» .          

Онлайн путешествие: «Национальные

 и природные парки Саратовской области»

 

Сюжетно ролевая игра: «Следопыт»

Презентация: «Люди прославившие

Наш Саратов»

Презентации: «Природа Саратовского Края», 

«Волга – царица русских рек».

Проведение тематических праздников: «День России», «День города», «День Знаний», «День защитника Отечества», «9 мая -  День Победы»

 Беседа «Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с   Саратовом:  О.Табаков, О. Янковский,

Наполним музыкой сердца…» 

Слушание песен о Саратове, реке Волга.  

«Знакомство с народными музыкальными инструментами –свистулькой,  дудочкой, трещёткой. Саратовской гармошкой.

Участие родителей в творческом конкуре «Краски осени» -используя разнообразный природный материал.

Подготовка к праздникам,

изготовление атрибутов, тематическое оформление зала

Приглашение к чтению» 

Экскурсия в «Областную библиотеку для детей и юношества им. А.С Пушкина»

Чтение произведений     В.Драгунского, Ю.Яковлева, Н.Носова, С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского и др.

Заучивание стихов о городе Саратове,  

Чтение: «Сказка о Кумысной поляне»

Заучивание пословиц, поговорок о хлебе,

Чтение детям «Сказка о Соколовой горе»

Заучивание стихов о городе Саратове,  доме, семье, природе.

Заключение

На мой взгляд, работа с детьми по ознакомлению с родным городом, краем, очень важна, потому что несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную, краеведческую функции.  Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине,  о краеведческо - туристической направленности (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).

После проведения проекта дети и родители попросили продолжить работу в данном направлении.