Проект "Саратов"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Познавательно - творческий проект в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_saratov.docx | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Моя малая Родина - Саратов!»
Разработала: воспитатель: МДОУ «Детский сад № 119» г. Саратова
Юрина Ольга Николаевна
Город мой!
Омытый Волгой и веками,
Встаёт всё явственней теперь
Твоё грядущее – пред нами!
Вид проекта: долгосрочный, познавательно-творческий
Продолжительность: октябрь – май
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5 - 6 лет
Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к Родине, развитие интереса к истории и культуре родной города. Знакомство дошкольников с наиболее яркими событиями, которые происходили и происходят в жизни нашей страны – это основа воспитания любви к Отечеству и формирование чувства гордости за родной край!
Актуальность: У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам город Саратов, в котором они живут, стал бы самым любимым! Этот проект посвящается городу Саратову, который является малой Родиной наших воспитанников.
Природа Саратовского края удивительна и разнообразна. Человек наделен особым природным даром – разумом, благодаря которому, мы вполне можем строить свою жизнь так, чтобы не гибли и не страдали животные и растения, чтобы не исчезали леса и водоемы. Леса и степи, звери и птицы – все есть у нас. Но особую роль в жизни всего живого играла река Волга. Отсюда вытекает проблема: как не навредить реке, дать ей полноводную жизнь. Бережно относиться к природе может каждый, но чтобы таких людей становилось больше, необходимо воспитывать экологически грамотных, культурных людей. На это и рассчитан наш проект.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными земляками, которые прославили наш город.
Проводя беседы о родном городе, отметила не высокий уровень знаний о прошлом и даже настоящем нашего небольшого город, как у детей, так и у взрослых. Этот факт вызвал необходимость разработать проект по знакомству наших воспитанников с их малой Родиной – городом Саратовом и Саратовской области.
Проблема:
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города, края и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве городом Саратовом и Саратовской области, возможна через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Туристско-краеведческая деятельность дошкольников является важным средством связи с жизнью. Культурной традицией любого народа должно быть получение знаний о том или ином крае, изучение его культуры, истории, природы.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Саратовом! Дети c увлечением рассматривают фотографии о родном городе, делятся впечатлениями, но беседуя с детьми мы убедились в том, что у них отсутствуют знания об истории возникновения родного города, о его символике, достопримечательностях. Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе, о его достопримечательностями. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине! Краеведческий подход в образовании дошкольников, учит познавать родной край, знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Поэтому мы разработали проект "Моя малая Родина Саратов".
Цель: создать условия для формирования у детей знаний о культуре, истории и природных богатствах Саратовского края.
Задачи:
-расширять знания детей о родном крае;
-расширять представления о достопримечательностях нашего города, о названиях улиц и его исторических памятниках;
-закрепить понятие «Малая Родина»;
-развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу, навык самостоятельной исследовательской деятельности при расширении кругозора о природе окружающей нас.
- воспитывать духовно – нравственные ценности, гуманное отношение к природе, любви к родному краю!
Ожидаемые результаты:
У детей: дети должны знать и называть:
-государственные символы города Саратова; иметь представления об основных архитектурных сооружениях, памятниках, знания о названиях улиц города.
- место проживания: город, область;
- знаменитых людей, чьи судьбы связаны с городом Саратовом, прославили наш город.
- Его историю,
- Должны знать природу родного края (Красная книга Саратова);
- Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней.
У родителей:
- появится желание больше общаться с детьми, осознание ответственности за патриотическое воспитание гражданина России.
Реализации проекта включает пять разделов:
1 раздел «Памятные места»
2 раздел «Музейное зазеркалье»
3 раздел «Театральные встречи»
4 раздел «Туристические тропы»
5 раздел «Красная книга Саратова»
6 раздел «Наполним музыкой сердца»
Этапы:
подготовительный,
основной,
заключительный
Первый этап – подготовительный.
Формулирование целей и задач;
Изучение методической литературы;
Создание развивающей среды;
Подбор игр и оборудования;
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
Анкетирование родителей по теме: «Город Саратов».
Составление перспективного плана реализации проекта (разделов)
Подготовка материала для работы с родителями.
1 раздел « Памятные места»
Деятельность детей | Деятельность воспитателей | Деятельность родителей |
Беседа: «Что я знаю о родном крае?»
Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова.
Познавательная беседа «Мой город - Саратов» Заучивание стихов о Родине, о Саратове. Раскрашивание символики города Саратова (герб, флаг) Разучивание текстов песен о Саратове, о России, о Берёзке. | Беседа: «Чем наш город знаменит» Экскурсии с детьми. «Историческое прошлое: архитектурные и культурные ценности нашего города» (памятник «Журавли» - Парк Победы», памятник «Приземление первого космонавта Ю.А.Гагарина, памятник Петру 1, памятник погибшим железнодорожникам, «Вечный огонь») Рисование «Улицы нашего города» Участие в фото – выставке (распечатка фото)
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание пазл достопримечательных мест Саратова ) Чтение рассказов, стихов о Родине, Саратове. Рассматривание карты Саратова. Презентация: «Имена героев, в названиях улиц нашего города!» Чтение сказки о Кумысной поляне. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» Распечатка фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове. Фото - выставка «Красивые места Саратова» (любимые места отдыха) Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе. Чтение сказки «О трёх осётрах и трёх стерлядках» Чтение «Сказка о серебряной рыбке» - легенда о Волге» Заучивание пословиц, поговорок о хлебе, дружбе. Изготовление кукол в национальных костюмах, населяющих Поволжья.
|
2 раздел «Музейное зазеркалье»
Деятельность детей | Деятельность воспитателей | Деятельность родителей |
Участие детей в создании мини – музеев в группе (аппликация, рисование, конструирование их бумаги, лепка хлебобулочных изделий из солёного теста и т. д ) | Создание мини - музея «Русская изба» Беседы: «Путешествие в мир музеев» (музеи Саратова). «Музейное зазеркалье» (знакомство с музеями, история и культура родного края) Создание мини – музея «Предметы народного быта» Посещение Областного краеведческого музея совместно с детьми и родителями («Природа Саратовского края») Онлайн - путешествие: -Саратовский художественный музей А.Н.Радищева -Музей Самовара. -Парк Победы (национальные деревни) Создание мини – музея «Хлеб – всему голова» | Посещение музеев с детьми: Парк Победы. Областной краеведческий музей, Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева. «Музей самовара», Этнографический музей г. Саратова. Участие родителей в сборе предметов народного быта, изготовление кукол в русских народных костюмах. |
3 раздел «Театральные встречи»
Деятельность детей | Деятельность воспитателей | Деятельность родителей. |
Участие детей в выставке рисунков «Мы любим театр!» (Саратовский театр кукол «Теремок») Заучивание стихов о театре.
Участие в драматизации сказок: «Как звери маму искали», «Заюшкина избушка», «Как собака друга искала», «К нам гости пришли» Беседы о посещении театров с родителями, о просмотренных сказках и спектаклях. | Беседа: «Что вы знаете о театре?» Драматизация сказок, спектаклей, разучивание ролей с детьми.
Чтение Русских народных сказок Игра – викторина: «Волшебный мир театра» Беседа: «Какие разные театры» (ТЮЗ, Кукольный театр «Теремок», театр Оперы и балета)
| Посещение с детьми Театра Юного Зрителя, Саратовского театра кукол «Теремок» – просморт сказок, спектаклей. |
2. Этап – Основной
Деятельность детей | Деятельность родителей | Деятельность воспитателей |
Беседа: «Что я знаю о родном крае?»
Рассматривание фотографий, иллюстраций Саратова.
Познавательная беседа «Мой город - Саратов » Знакомство с именами героев, чьими именами названы улицы нашего района Мужество в годы Великой Отечественной войны (просмотр слайдов, рассматривание фотографий, боевых наград, чтение литературы, экскурсии по местам боевой славы, (парк Победы) походы к памятникам, возложение цветов). Пометка на карте Саратова самых интересных объектов: предприятия Саратова - Саратовская кондитерская фабрика. (рассматривание производимую продукцию) Постановка экспериментов, опытов, не несущих вреда живому. Квест – игра «Родной город – Саратов». Игра: «Умницы и умники» Игра: Викторина «Загадки земли Саратовской» Игра: «Саратов – мой город родной» Игра: «Прогулка по городу» Игра: «Город будущего» | Беседа с родителями «Знакомство с проектом» Распечатка фотографий с изображением знаменитых мест в Саратове. Фото Красивых мест Саратова, мест Поволжья. Познавательная беседа с детьми «Моя малая родина-Саратов» Чтение рассказов, стихов о Родине, Саратове. Рассматрива ние карты Саратова. Рисование «Улицы нашего города» Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях. Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе.
Раскрашивание символики города Саратова Участие родителей в посещении Областного музея краеведения. Экологическая направленность Создание макета «Волге чистые берега». «Мой богатый край Саратовский» Изготовление кукол в национальных костюмах, населяющих Поволжья
| Познавательная беседа «Моя малая родина-Саратов» Чтение, заучивание стихов о Родине» Беседа: «Чем наш город знаменит» (историческое прошлое, к архитектурным и культурным памятникам города) Рисование: «Мой музыкальный театр» Рассматривание карты Саратова. Организация фото – выставки «Наш любимый город Саратов!» Рисование «Улицы нашего города»
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (выкладывание пазл достопримечательных мест Саратова ) Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях. Заучивание стихов о доме, семье, природе, городе. Чтение произведений С.Капутикян, Р.Газматова, В.Драгунского, Ю.Яковлева, Н.Носова, С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского и др. Заучивание стихов о городе Саратове, доме, семье, природе. Чтение сказки «О трёх осётрах и трёх стерлядках» Чтение «Сказка о серебрянной рыбке» - легенда о Волге» Заучивание пословиц, поговорок о хлебе,
Презентация «Мой богатый край Саратовский» НОД по ознакомлению с окружающим «Государствен ная символика»
Онлайн путешествие: -Саратовский художественный музей А.Н.Радищева -Музей Самовара. -Парк Победы (национальные деревни) Беседы: «Путешествие в мир музеев» (музеи Саратова). «Музейное зазеркалье» (знакомство с музеями, история и культура родного края) Беседа: «Какие разные театры» (ТЮЗ, Кукольный театр «Теремок», театр Оперы и балета) Презентация «Каменная летопись края» - достопримечательности, архитектуру старинных и современных зданий, культурным памятникам города. Презентации: «Природа Саратовского Края», «Волга – царица русских рек. Беседа: «Путешествие в мир растений» к «Удивительный мир животных. Саратовской области»
Просмотр слайдов - «Мужество жителей Саратова в годы Великой Отечественной войны» Работа с картой Саратовской области» Работа с гербарием Растения степей. Лекарственные травы. Лечебные свойства цветов и трав. Беседа: «Животный мир нашей Саратовской области» - польза и опасности от животных. Создание ручной работы - «Красной книги» Саратовского края – редких животных, растений (из рисунков, иллюстраций детей, родителей) |
Лепка: животных, игрушек (народные промыслы – Дымка, Городецкая роспись, Хохлома» (домашней утвари, людей разных профессий. Аппликация: Изготовление альбома «Живая книга Саратовской области» Изготовление праздничных открыток, Изготовление панно «Мой город – Саратов» Рисование: - на тему «Мой любимый детский сад», «Мой город», «Моя Родина», «Растения Саратовской области», Конкурс-выставка «Наш славный Саратов» (рисунки) Рисование «Животные Саратовской области» (занесённые в Красную книгу).
Рисование «Улицы нашего города» Раскрашивание символики города Саратова (герб, флаг) Изготовление подарков – открыток, рисунков бойцам, солдатам н6а праздники 23 февраля, 9 мая.
Составление схемы «Я иду в детский сад» (дорога из дома в детский сад). Рисование герба нашего города Саратова» Рисование «Мост через Волгу, соединивший берега»
Рисование «Наш любимый город» Рисование на тему: «Нарисую герб Саратова» | Рисование родителей с детьми «Герб нашей семьи! Беседа с детьми «Саратовский край – край России» Игры: «Города», «Повтори и запомни» | Презентация - «Птицы, насекомые нашего края «Туристические тропы» . Онлайн путешествие: «Национальные и природные парки Саратовской области»
Сюжетно ролевая игра: «Следопыт» Презентация: «Люди прославившие Наш Саратов» Презентации: «Природа Саратовского Края», «Волга – царица русских рек». |
Проведение тематических праздников: «День России», «День города», «День Знаний», «День защитника Отечества», «9 мая - День Победы» Беседа «Знаменитые люди, чьи судьбы связаны с Саратовом: О.Табаков, О. Янковский, Наполним музыкой сердца…» Слушание песен о Саратове, реке Волга. «Знакомство с народными музыкальными инструментами –свистулькой, дудочкой, трещёткой. Саратовской гармошкой. | Участие родителей в творческом конкуре «Краски осени» -используя разнообразный природный материал. | Подготовка к праздникам, изготовление атрибутов, тематическое оформление зала |
Приглашение к чтению» Экскурсия в «Областную библиотеку для детей и юношества им. А.С Пушкина» Чтение произведений В.Драгунского, Ю.Яковлева, Н.Носова, С.Маршака, К.Чуковского, К.Ушинского и др. Заучивание стихов о городе Саратове, Чтение: «Сказка о Кумысной поляне» Заучивание пословиц, поговорок о хлебе, | Чтение детям «Сказка о Соколовой горе» Заучивание стихов о городе Саратове, доме, семье, природе. |
Заключение
На мой взгляд, работа с детьми по ознакомлению с родным городом, краем, очень важна, потому что несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную, краеведческую функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине, о краеведческо - туристической направленности (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).
После проведения проекта дети и родители попросили продолжить работу в данном направлении.