Проект "Профессии"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Дорохова Мария Александровна

Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в

России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника

об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного

развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации

детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе

образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_proforientatsiya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №391 детский сад

Красносельский район

Проект «Профессии»

Информационная карта проекта

по ранней профориентации дошкольников

«Билет в будущее»

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься

своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.

Леонардо да Винчи

Пояснительная записка.

Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в

России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника

об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного

развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации

детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе

образования.

Актуальность темы

Проблема профориентации является общественной, так как именно от

неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,

возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие

сферы деятельности.

Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного

детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии

заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в

ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий.

21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен

динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды.

Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей

получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация

заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной

работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления

дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и

привлекательнее для него.

Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация

являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Тема проекта: «Билет в будущее»

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Цель проекта: создание педагогических условий для ранней

профессиональной ориентации дошкольников.

Задачи проекта:

расширить знания детей о мире профессий;

сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых и эмоциональное

отношения к профессиональному миру;

расширить представления детей о разных специальностях, отражающих

современные социально-экономические отношения и новые профессии;

сформировать финансовую культуру у детей;

обеспечить пространство детской реализации, где воспитанники могли бы

воплотить свои идеи;

предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах

деятельности;

стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих

способностей детей;

обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение

компетентности родителей в вопросах ранней профориентации

дошкольников.

Ожидаемые результаты: Основные результаты проекта будут заключаться в

том, что:

- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового

процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой

деятельности;

- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к

профессиям взрослых,

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий;

- родители почувствуют себя равноправными участниками совместно

организованной образовательной деятельности, станут активными

участниками воспитательного процесса

Новизна

Новизна предложенного проекта заключается в том, что среди доступных для

просмотра проектов про ранней профориентации дошкольников данный

проект является одним из немногих, который не ограничивает круг изучаемых

профессий только широко известными и востребованными профессиями. Наш

проект направлен на расширение знаний детей о новых, только появляющихся

профессиях; о профессиях будущего; о профессиях, которые не являются

популярными, но позволяют реализовать весь творческий потенциал человека.

Практическая значимость.

Проект может быть использован педагогами ДОУ для ознакомления

воспитанников с профессиями, так как имеется наглядно- информационный,

познавательный материал игр, пособий, презентаций для проведения

виртуальной экскурсии по знакомству с профессиями, фотоматериалы

оформления уголка и информационного стенда для родителей по ранней

профориентации. В проекте представлен системный подход по

профориентации.

Проект может представлять значительный интерес и для родителей

дошкольников тем, что собранным материалом они могут воспользоваться для

раскрытия детям темы знакомства с профессиями, а также для самих детей,

потому как помогает раскрыть потенциал каждого ребенка.

Продукт проекта: Презентация-отчет по реализации проекта. Альбом «Все

профессии нужны».

Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир профессий».

План работы

Проект реализуется по следующим этапам:

1. Подготовительный этап

- теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических

ресурсах;

- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;

- определение целей и задач проекта;

- прогнозирование результатов;

- повышение собственной компетенции по теме;

- подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта;

- подбор наглядно-демонстрационного материала;

- разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей

воспитанников в вопросах профориентации детей

2. Основной этап.

Сроки с 05.02- 24.02.2004г.

 Профессии: знакомые с детства

1 ВАРИАНТ : (врач, фармацевт, учитель, библиотекарь, повар, почтальон)

- Интервью детей «Кем быть?»

Экскурсия в медицинский кабинет

- Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника»,

«Больница», «Школа, «Аптека», «Библиотека»;

- Беседы: «Кто такой фармацевт?» «Кто нас

лечит?», «Как нужно вести себя в кабинете

врача!», «Правила личной гигиены», «Что

делает мама, когда я заболел»;

- Конструирование «Постройка больницы,

школы, аптеки»;

- Аппликация «Вывеска для магазина, почты,

больницы, аптеки»

- Д/и «Кому что нужно для работы?», «К

какому врачу обратиться, если болит...»

- Лепка из соленого теста «Сладкая жизнь»

- Консультация для родителей «Быть здоровым

здорово!»

- Привлечение родителей к изготовлению

атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр;

- Консультация для родителей «Знакомим

ребенка с профессиями»

- Оформление страничек в Альбоме профессий

2.ВАРИАНТ: Профессии, знакомые с детства (строитель, архитектор, водитель, продавец, автомеханик)

- Сюжетно-ролевые игры «Магазин»,

«Стройка»; «Шиномонтажная мастерская»

- Беседы: «Кто построил наш город?», «Какие

профессии можно назвать мужскими, а какие –

женскими?»

- Конструирование «Постройка домов»;

- Коллективная аппликация «Город нашей

мечты»

- Д/и «Кому что нужно для работы?»,

«Хлопните в ладоши, если это надо для …

(название профессии)», «Кто больше назовет

действий?» (с мячом), «Что предмет расскажет

о себе?»

- Легоконструирование « Детский сад

будущего», « Новый район нашего города»;

- Оформление страничек в Альбоме профессий

3 ВАРИАНТ; Современные профессии: Промоутер Экскурсовод

- Виртуальные экскурсии «Инженерпрограммист», «Грумер- загадочная профессия»

- Познавательная беседа «Инженерпрограммист – великий волшебник»

Программист

Блогер

Диетолог

Фитнестренер

Грумер

- Дидактические игры «Угадай слово»,

«Анаграммы», «Что нужно для работы?».

- Презентация «Эволюция компьютерной

техники»

- Просмотр развивающего мультфильма

«Программист» https://youtu.be/ARRD4nR4EQQ

- Конструирование из бумаги «Мой

персональный компьютер»

- Экскурсия по детскому саду с детьми в роли

экскурсоводов

- Беседа «Для чего нужны диеты?», «Кто такой

диетолог»

- Коллективная аппликация «Пирамида

здоровья»

- Мастер-класс «Знакомьтесь, я фитнес-тренер»

- Оформление странички в Альбоме профессий.

4 ВАРИАНТ:  Самые «зеленые» профессии (эколог, лесник, ветеринар, сити-фермер, эковожатый, ландшафтный дизайнер)

- Беседы «Знакомство с «зелеными»

профессиями: эколог, лесник, ветеринар, ситифермер, эковожатый; «Как помогает эколог

животным и растениям», «Какие профессии

могут навредить природе», «Что мы можем

сделать для сохранения чистоты в нашем

городе?», «Как дети могут помочь экологам?»

- Акция «Не рубите елочку»

- Стенгазета «Мусор требует разделения»

- Разработка правил поведения в природе

- Создание красной книги нашего района

- Беседы о том, как мы можем сохранить

деревья, цветы, птиц на нашей улице.

- Викторина «Знатоки родной природы»

- Словесные игры: «Назови ласково», «На

земле, в небесах и на море», «Кто живет

рядом», «Угадай растения, животного, птицу,

насекомого», «Цепочка», «Кто где живет»

- Акция «Сбор использованных батареек»

- Показ экологической сказки «Случай в лесу»

- Создание листовок для родителей «Мы за

чистый город»

- Рисование «Создание экологических знаков»

- Выставка рисунков «Прикоснись к природе

сердцем»

- Экологический флешмоб

https://www.youtube.com/watch?v=-paynBnSNOc

5 ВАРИАНТ: Самые творческие профессии (актер, танцор, музыкант, художник, дизайнер, фотограф)

- Беседа «Здравствуй, театр»

- Разыгрывание этюдов

- Театральные игры

- Уроки ритмопластики

- Виртуальная экскурсия в драмтеатр

- Драматизация сказки «Репка»

- Постановка музыкальной сказки «Дорога к

теремку»

- Беседа «Фотография вчера и сегодня»

- Экскурсия по саду с фотоаппаратом

- Аппликация «Рамка для фотографии»

- Мини-музей фотоаппаратов и фотоснимков

- Встреча с фотографом и фотосессия для детей

- Коллективная лепка «Дизайн комнаты»

- Домашнее задание «Изготовление забавного

бутерброда» (фуд-дизайн)

- Привлечение родителей к изготовлению

костюмов и атрибутов

6 ВАРИАНТ: «Военные профессии» (летчик, десантник, пограничник, танкист, артиллерист, сапер…)

- Беседы: «Кто стоит на страже Родины?»,

«Военное снаряжение», «Каким должен быть

защитник Родины?», «Военная техника»;

«Виды и рода войск»

- Рассматривание иллюстраций с военной

техникой и формой;

- Просмотр презентации «Военные профессии»;

- Знакомство с пословицами и поговорками о

Родине, силе, мужестве и доблести,

- Рисование «Танк», Лепка «Самолет»,

- Конструирование «Пограничная застава»;

- Аппликация «Корабль»;

- Фотоальбом «Мой папа- солдат»

- Сюжетно- ролевые игры», «Пограничники»,

«Летчики», «Моряки»

7 ВАРИАНТ: «Мастера красоты» (парикмахер, стилист, визажист, косметолог, мастер маникюра,

массажист)

- Беседа «Кто такие мастера красоты?»

- Тематическая презентация «Профессии

парикмахера, стилиста, визажиста, косметолога,

мастера маникюра, массажиста»

- Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

- Рисование на заготовке «Нанеси макияж,

сделай прическу», «Дизайн ногтей»

- Мастер-класс «Сам себе массажист»

- Создание журнала мод

- Мастер-класс «Задорные косички»

- Д/и «Что предмет расскажет о себе?»

«Что нужно для работы?»

- Совместное с родителями изготовление

атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В

парикмахерской»

8 ВАРИАНТ: Профессии Службы спасения (спасатель, пожарный, инспектор ДПС, полицейский)

- Компьютерная презентация «Спасатель –

важная профессия», «Пожарный – героическая

профессия»

- С/и «Отдел полиции»

- Дидактические игры: «Не ошибись», «Что

можно, а что нельзя?», «Доскажи словечко»,

«Экстренная помощь», «Позови на помощь»,

«Опасные предметы», «Кому ты откроешь

дверь?».

Беседы: «Важные телефонные номера», «Огонь

– наш друг или враг?»

- Флешмоб «Соблюдай ПДД»

https://www.youtube.com/watch?v=tZui7IsyluQ

- НОД Лепка «Лучший друг спасателя – собака»

- Чтение художественной литературы

«Денискины рассказы. Как Дениска решил

стать пожарным»

Экскурсия по ДОУ «Противопожарная

безопасность нашего детского сада»

9 ВАРИАНТ: «Все профессии нужны, все профессии важны»

Фестиваль чтецов «Кем быть?»

Изготовление альбома «Профессии наших

родителей»

Изготовление альбома «Стихи и загадки про

профессии»

Дидактическая игра «Кому что нужно для

работы»

Викторина «Чья профессия нужней, интересней

и важней?»

3. Заключительный этап.

- обобщение положительного опыта и результатов проекта;

- анализ деятельности;

- презентация проекта и обмен презентацией с группами своей параллели.

- оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего

использования результатов работы.

- трансляция опыта учреждения в сети Интернет.

Вывод: Профориентация - многогранная проблема, решаемая не одним

годом. И только правильная систематическая работа в данном направлении в

дошкольном учреждении и в школе позволит нашим воспитанникам

правильно определиться с выбором будущей профессии. И это может стать

решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего

профессионального определения.