Проект "Профессии"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в
России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника
об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного
развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации
детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе
образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_proforientatsiya.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №391 детский сад
Красносельский район
Проект «Профессии»
Информационная карта проекта
по ранней профориентации дошкольников
«Билет в будущее»
В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься
своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни.
Леонардо да Винчи
Пояснительная записка.
Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в
России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника
об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного
развития личности ребенка. В рамках преемственности по профориентации
детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе
образования.
Актуальность темы
Проблема профориентации является общественной, так как именно от
неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,
возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие
сферы деятельности.
Скрытые резервы профориентации таятся уже на этапе дошкольного
детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в
ознакомлении детей с многообразием и широким выбором профессий.
21 век диктует свои условия. Современный рынок профессий должен
динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды.
Каждый год появляются новые профессии, которые требуют от людей
получения новых знаний и навыков их применения. Создавшаяся ситуация
заставляет нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной
работы с дошкольниками. Чем разнообразнее будут представления
дошкольника о мире профессий, тем этот мир окажется ярче и
привлекательнее для него.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация
являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Тема проекта: «Билет в будущее»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
Цель проекта: создание педагогических условий для ранней
профессиональной ориентации дошкольников.
Задачи проекта:
расширить знания детей о мире профессий;
сформировать интерес к трудовой деятельности взрослых и эмоциональное
отношения к профессиональному миру;
расширить представления детей о разных специальностях, отражающих
современные социально-экономические отношения и новые профессии;
сформировать финансовую культуру у детей;
обеспечить пространство детской реализации, где воспитанники могли бы
воплотить свои идеи;
предоставить детям возможность использовать свои силы в доступных видах
деятельности;
стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих
способностей детей;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах ранней профориентации
дошкольников.
Ожидаемые результаты: Основные результаты проекта будут заключаться в
том, что:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового
процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой
деятельности;
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к
профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий;
- родители почувствуют себя равноправными участниками совместно
организованной образовательной деятельности, станут активными
участниками воспитательного процесса
Новизна
Новизна предложенного проекта заключается в том, что среди доступных для
просмотра проектов про ранней профориентации дошкольников данный
проект является одним из немногих, который не ограничивает круг изучаемых
профессий только широко известными и востребованными профессиями. Наш
проект направлен на расширение знаний детей о новых, только появляющихся
профессиях; о профессиях будущего; о профессиях, которые не являются
популярными, но позволяют реализовать весь творческий потенциал человека.
Практическая значимость.
Проект может быть использован педагогами ДОУ для ознакомления
воспитанников с профессиями, так как имеется наглядно- информационный,
познавательный материал игр, пособий, презентаций для проведения
виртуальной экскурсии по знакомству с профессиями, фотоматериалы
оформления уголка и информационного стенда для родителей по ранней
профориентации. В проекте представлен системный подход по
профориентации.
Проект может представлять значительный интерес и для родителей
дошкольников тем, что собранным материалом они могут воспользоваться для
раскрытия детям темы знакомства с профессиями, а также для самих детей,
потому как помогает раскрыть потенциал каждого ребенка.
Продукт проекта: Презентация-отчет по реализации проекта. Альбом «Все
профессии нужны».
Итоговое мероприятие: Развлечение «Путешествие в мир профессий».
План работы
Проект реализуется по следующим этапам:
1. Подготовительный этап
- теоретический анализ состояния проблемы в научно-методических
ресурсах;
- оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы;
- определение целей и задач проекта;
- прогнозирование результатов;
- повышение собственной компетенции по теме;
- подбор и систематизация материала и оборудования для реализации проекта;
- подбор наглядно-демонстрационного материала;
- разработка плана мероприятий по повышению компетентности родителей
воспитанников в вопросах профориентации детей
2. Основной этап.
Сроки с 05.02- 24.02.2004г.
Профессии: знакомые с детства
1 ВАРИАНТ : (врач, фармацевт, учитель, библиотекарь, повар, почтальон)
- Интервью детей «Кем быть?»
Экскурсия в медицинский кабинет
- Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника»,
«Больница», «Школа, «Аптека», «Библиотека»;
- Беседы: «Кто такой фармацевт?» «Кто нас
лечит?», «Как нужно вести себя в кабинете
врача!», «Правила личной гигиены», «Что
делает мама, когда я заболел»;
- Конструирование «Постройка больницы,
школы, аптеки»;
- Аппликация «Вывеска для магазина, почты,
больницы, аптеки»
- Д/и «Кому что нужно для работы?», «К
какому врачу обратиться, если болит...»
- Лепка из соленого теста «Сладкая жизнь»
- Консультация для родителей «Быть здоровым
здорово!»
- Привлечение родителей к изготовлению
атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр;
- Консультация для родителей «Знакомим
ребенка с профессиями»
- Оформление страничек в Альбоме профессий
2.ВАРИАНТ: Профессии, знакомые с детства (строитель, архитектор, водитель, продавец, автомеханик)
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин»,
«Стройка»; «Шиномонтажная мастерская»
- Беседы: «Кто построил наш город?», «Какие
профессии можно назвать мужскими, а какие –
женскими?»
- Конструирование «Постройка домов»;
- Коллективная аппликация «Город нашей
мечты»
- Д/и «Кому что нужно для работы?»,
«Хлопните в ладоши, если это надо для …
(название профессии)», «Кто больше назовет
действий?» (с мячом), «Что предмет расскажет
о себе?»
- Легоконструирование « Детский сад
будущего», « Новый район нашего города»;
- Оформление страничек в Альбоме профессий
3 ВАРИАНТ; Современные профессии: Промоутер Экскурсовод
- Виртуальные экскурсии «Инженерпрограммист», «Грумер- загадочная профессия»
- Познавательная беседа «Инженерпрограммист – великий волшебник»
Программист
Блогер
Диетолог
Фитнестренер
Грумер
- Дидактические игры «Угадай слово»,
«Анаграммы», «Что нужно для работы?».
- Презентация «Эволюция компьютерной
техники»
- Просмотр развивающего мультфильма
«Программист» https://youtu.be/ARRD4nR4EQQ
- Конструирование из бумаги «Мой
персональный компьютер»
- Экскурсия по детскому саду с детьми в роли
экскурсоводов
- Беседа «Для чего нужны диеты?», «Кто такой
диетолог»
- Коллективная аппликация «Пирамида
здоровья»
- Мастер-класс «Знакомьтесь, я фитнес-тренер»
- Оформление странички в Альбоме профессий.
4 ВАРИАНТ: Самые «зеленые» профессии (эколог, лесник, ветеринар, сити-фермер, эковожатый, ландшафтный дизайнер)
- Беседы «Знакомство с «зелеными»
профессиями: эколог, лесник, ветеринар, ситифермер, эковожатый; «Как помогает эколог
животным и растениям», «Какие профессии
могут навредить природе», «Что мы можем
сделать для сохранения чистоты в нашем
городе?», «Как дети могут помочь экологам?»
- Акция «Не рубите елочку»
- Стенгазета «Мусор требует разделения»
- Разработка правил поведения в природе
- Создание красной книги нашего района
- Беседы о том, как мы можем сохранить
деревья, цветы, птиц на нашей улице.
- Викторина «Знатоки родной природы»
- Словесные игры: «Назови ласково», «На
земле, в небесах и на море», «Кто живет
рядом», «Угадай растения, животного, птицу,
насекомого», «Цепочка», «Кто где живет»
- Акция «Сбор использованных батареек»
- Показ экологической сказки «Случай в лесу»
- Создание листовок для родителей «Мы за
чистый город»
- Рисование «Создание экологических знаков»
- Выставка рисунков «Прикоснись к природе
сердцем»
- Экологический флешмоб
https://www.youtube.com/watch?v=-paynBnSNOc
5 ВАРИАНТ: Самые творческие профессии (актер, танцор, музыкант, художник, дизайнер, фотограф)
- Беседа «Здравствуй, театр»
- Разыгрывание этюдов
- Театральные игры
- Уроки ритмопластики
- Виртуальная экскурсия в драмтеатр
- Драматизация сказки «Репка»
- Постановка музыкальной сказки «Дорога к
теремку»
- Беседа «Фотография вчера и сегодня»
- Экскурсия по саду с фотоаппаратом
- Аппликация «Рамка для фотографии»
- Мини-музей фотоаппаратов и фотоснимков
- Встреча с фотографом и фотосессия для детей
- Коллективная лепка «Дизайн комнаты»
- Домашнее задание «Изготовление забавного
бутерброда» (фуд-дизайн)
- Привлечение родителей к изготовлению
костюмов и атрибутов
6 ВАРИАНТ: «Военные профессии» (летчик, десантник, пограничник, танкист, артиллерист, сапер…)
- Беседы: «Кто стоит на страже Родины?»,
«Военное снаряжение», «Каким должен быть
защитник Родины?», «Военная техника»;
«Виды и рода войск»
- Рассматривание иллюстраций с военной
техникой и формой;
- Просмотр презентации «Военные профессии»;
- Знакомство с пословицами и поговорками о
Родине, силе, мужестве и доблести,
- Рисование «Танк», Лепка «Самолет»,
- Конструирование «Пограничная застава»;
- Аппликация «Корабль»;
- Фотоальбом «Мой папа- солдат»
- Сюжетно- ролевые игры», «Пограничники»,
«Летчики», «Моряки»
7 ВАРИАНТ: «Мастера красоты» (парикмахер, стилист, визажист, косметолог, мастер маникюра,
массажист)
- Беседа «Кто такие мастера красоты?»
- Тематическая презентация «Профессии
парикмахера, стилиста, визажиста, косметолога,
мастера маникюра, массажиста»
- Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»
- Рисование на заготовке «Нанеси макияж,
сделай прическу», «Дизайн ногтей»
- Мастер-класс «Сам себе массажист»
- Создание журнала мод
- Мастер-класс «Задорные косички»
- Д/и «Что предмет расскажет о себе?»
«Что нужно для работы?»
- Совместное с родителями изготовление
атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В
парикмахерской»
8 ВАРИАНТ: Профессии Службы спасения (спасатель, пожарный, инспектор ДПС, полицейский)
- Компьютерная презентация «Спасатель –
важная профессия», «Пожарный – героическая
профессия»
- С/и «Отдел полиции»
- Дидактические игры: «Не ошибись», «Что
можно, а что нельзя?», «Доскажи словечко»,
«Экстренная помощь», «Позови на помощь»,
«Опасные предметы», «Кому ты откроешь
дверь?».
Беседы: «Важные телефонные номера», «Огонь
– наш друг или враг?»
- Флешмоб «Соблюдай ПДД»
https://www.youtube.com/watch?v=tZui7IsyluQ
- НОД Лепка «Лучший друг спасателя – собака»
- Чтение художественной литературы
«Денискины рассказы. Как Дениска решил
стать пожарным»
Экскурсия по ДОУ «Противопожарная
безопасность нашего детского сада»
9 ВАРИАНТ: «Все профессии нужны, все профессии важны»
Фестиваль чтецов «Кем быть?»
Изготовление альбома «Профессии наших
родителей»
Изготовление альбома «Стихи и загадки про
профессии»
Дидактическая игра «Кому что нужно для
работы»
Викторина «Чья профессия нужней, интересней
и важней?»
3. Заключительный этап.
- обобщение положительного опыта и результатов проекта;
- анализ деятельности;
- презентация проекта и обмен презентацией с группами своей параллели.
- оценка и прогнозирование перспективных направлений дальнейшего
использования результатов работы.
- трансляция опыта учреждения в сети Интернет.
Вывод: Профориентация - многогранная проблема, решаемая не одним
годом. И только правильная систематическая работа в данном направлении в
дошкольном учреждении и в школе позволит нашим воспитанникам
правильно определиться с выбором будущей профессии. И это может стать
решающим фактором будущей социализации ребенка, основой для будущего
профессионального определения.