Наблюдение за елью, растущей на территории детского сада.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Наблюдение за елью, растущей на территории детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dekabr_1_bally_tsikl_nablyudeniy_za_elyu.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл наблюдений за елью, растущей на территории детского сада.
Цель:формирование ценностного отношения к объектам живой природы на примере дерева – ель.
Задачи:
Образовательные:
Углублять и систематизировать знания детей о живой природе.
Формировать представления о внешнем виде хвойных деревьев на примере ели.
Развивающие:
Развивать внимание, память, умение рассуждать и делать выводы.
Развивать и обогащать словарный запас детей (загадки, стихи, пословицы, поговорки).
Воспитательные:
Воспитывать у детей основы экологической культуры: желание защищать и оберегать природу; эмоционально, бережно относиться к окружающему миру.
Наблюдение №1. «Рассмотрим нашу ель».
Цель:Уточнить представления о настоящей ели, назвать характерные особенности строения, признаки, отличающие от других деревьев. Учить любоваться живой елью.
Ход наблюдения:
Вокруг нашего садика посажено много разных растений и деревьев. Ребята, а что мы сегодня будем рассматривать, вы отгадаете.
Загадка:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Подходим к елям, обращаем внимание, какие они красивые, высокие, стройные, «в зелёном наряде» из иголок, пирамидального строения.
– Что это за дерево? Кто знает? (Ель).
– Почему вы думаете, что это ель?
– Какая она: большая или маленькая?
– Что есть у ели? (Ствол, веточки, иголочки).
– Какого цвета веточки? (Зеленые).
– А это что на веточках? (Шишки).
– Какие у ели иголки? (Маленькие, острые, колючие).
– Нравится вам наша ель? Давайте на неё посмотрим, полюбуемся.
Ель – высокое, могучее дерево. Растёт она медленно, но живёт долго – 500 – 600 лет. Как в народе говорят про ель? «Зимой и летом одним цветом».
Наша красивая ель!
Вывод.Ель — дерево высокое, стройное, у него прямой ствол, покрытый шершаво-коричневой корой. Ель похожа на пирамидку, у неё много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев. Это вечнозелёное дерево.
Наблюдение №2 «Что есть у ели?»
Цель: Продолжать знакомить с елью: ствол, ветки с колючими иголками (иголок много, они зеленые, маленькие, ветки растут по всему стволу).
Ход наблюдения:
Загадка:
Мягко светятся иголки
Хвойный дух идет от… (ёлки)
Вспомните, какое дерево мы с вами рассматривали в прошлый раз? (Ель). Давайте найдем ель. Полюбуйтесь елью, её красотой. Вот она какая, красавица лесная. Наша ель большая или маленькая? Покажите, какая она. Да, она очень высокая, стройная. У ели есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много. Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у ели? Потрогайте веточки. Какие они? (Колючие). Почему веточки колючие? (Колючие иголки).
Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Много).Какого цвета иголочки? (Зеленые). Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Маленькие, острые, колючие).Иголочек у ели много. Они очень острые и колючие,называются хвоинки. Могут уколоть руку, будьте аккуратны. Вспомним скороговорку:
Ель на ежика похожа
Еж в иголках, елка тоже.
А теперь отгадайте загадку:
Не похожи на иголки
А упали тоже с ёлки. (Шишки).
У ели есть шишки. Когда они падают с дерева, мы можем собирать их для поделок.
Давайте еще раз полюбуемся нашей елью и её красотой. В круг вставайте, за руки беритесь, вокруг деревца пройдитесь, ласковые слова скажите.(Лесная красавица, чудесная, великолепная, стройная).
Ели на опушке —
До небес макушки —
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки —
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод. (Токмакова И.)
Иголочки у ели.
Вывод.Все ветки у ели покрыты иголками, которые растут вместо листьев. Иголки короткие, острые, колются, тёмно-зелёного цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, не опадают, если дотрагиваться.
Наблюдение №3 «Наша ель – живая, мы можем ей помочь».
Цель: Воспитывать бережное отношение к живому дереву, желание помогать ему (стряхивать снег с веток, не ломать ветки).
Ход наблюдения:
Давайте найдем нашу ель. Посмотрите, какая она красивая. Вспомните, какие добрые, ласковые слова мы ей говорим. Ель наша, мы любим тебя и никому в обиду не дадим. Наша ель живая, как и мы с вами. Если дерево обижать, то ей, так же, как и нам, будет больно. А ведь мы не хотим причинить ей боль? (Не хотим). Скажите, можем мы поднять ель и перенести в другое место? (Нет).Почему нет? Правильно, она живая, растет в земле, держится корнями, которые питают её. Посмотрите, что лежит на ветках у ели? (Снег). Как вы думаете, легко ли деревьям держать столько снега? Мы можем помочь и стряхнуть снег с веток. Посмотрите, как это делается. Стряхивать снег нужно осторожно, чтобы не повредить ветки у ели, чтобы не сделать ей больно. Если зимой мало снега, у дерева могут промёрзнуть корни. Мы можем прикопать к стволу снег с участка и сохранить там тепло, спасти ель. Нельзя ломать ветви у ели, какими бы они не были пушистыми и красивыми.
Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок. Ель издаёт чудесный хвойный аромат.
Давайте вспомним пословицы о ели:
– Если хлеба край, так и под елью рай.
– Ель не сосна, шумит неспроста.
Помогаем ели – отряхнули с веток снег.
Вывод. Ель – это очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогая всем быть здоровыми! Она живая, зеленая зимой и летом, её надо беречь и охранять. Не обижать и не портить растущие деревья самим, и не позволять это делать другим.
Наблюдение №4 «Сравниваем живую ель и искусственную ёлку».
Цель: Закреплять представление о живой ели. Показать отличие живой ели от искусственной. Формировать чувство восхищения живым деревом.
Ход наблюдения:
Ель получила своё название из-за колючей хвои – иголочек. В славянском языке «ель» означало «колючий, острый». Ёлкой называли «рождественскую ель», деревце Нового года. Приближается замечательный праздник – Новый год! По традиции, его празднуют возле ёлки. Было бы хорошо, чтобы дома и в детском саду была искусственная ёлочка, а не живая. Ведь если спилить живую ель, она потом засохнет, больше не сможет расти и радовать нас. А искусственная ёлочка тоже очень красивая! Её можно много лет наряжать разными игрушками, украшать, она не будет осыпаться. А радость будет всем! Послушайте, какое замечательное стихотворение написала Ирина Токмакова, называется «Хороший подарок»:
Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке, макушкой кивая.
Кому? Никому! Просто ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!
Посмотрите, что это за ёлочка? (Мы её принесли из группы, она неживая). Похожи ли настоящая ель и искусственная? Чем живая ель отличается от неживой ёлочки? (Может быть любого цвета, сделана из искусственного материала, у неё нет корней, её можно наряжать к празднику, она не растёт). Где растет живая ель? (В лесу, около детского сада, в земле). А растет ли неживая ёлка?(Нет). Почему вы так думаете? А если мы её посадим в землю, будет ли она расти, у неё появятся корни? Правильно, не будет. Она неживая. Потрогайте иголочки игрушечной ёлки? Какие они? А теперь потрогайте иголочки у живой ели? Какие они? Вырастут шишки у неживой ёлки? А у живой ели? (Да). Когда вырастают шишки у живой ели? (Когда она становится большая). Зачем нужна искусственная ёлка? (Наряжать её новогодними игрушками, водить вокруг хороводы). Когда мы наряжаем ёлочку, на какой праздник? (На Новый год).Надо ли беречь живую ель? Давайте полюбуемся живой елью, а в группе украсим нашу маленькую ёлочку к празднику. Стихотворение:
Ах! Такую ёлочку вижу в первый раз!
Не могу от ёлочки отвести я глаз
Пышная красавица серебром блестит,
И в мороз, на солнце – искрами горит!
Дети вместе с воспитателем украшают ёлочку. Новогодний праздник проводят вокруг большой, красиво украшенной искусственной ёлки.
Новогодний хоровод вокруг искусственной ёлки. Ёлочка в группе.
Вывод. Натуральная ель отличается от искусственной ёлки. Очень красивое, зелёное, стройное дерево с иголочками. Но для праздника лучше искусственная ёлочка, которую мы украсили. Наша ёлочка красива в помещении. А на улице пусть растёт прекрасная живая ель!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"
В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....
Проект "Лекарственные травы,растущие на территории детского сада"
Дорогие,друзья! Вы каждый день видите траву у дома.Ходите по ней,топчите её.Ваш взгляд скользит по поверхности травы, не задерживаясь на скромных её цветах,на стебельках и листьях.Но,друзья мои,стоит ...
Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"
Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
"Наблюдения за цветами, растущими на участке детского сада"
Цветы не везде растут, а только там, где для них созданы благоприятные условия. У детей расширяем представления о цветах на клумбах, закрепляем умение поливать цветы. Развиваем познавательную активнос...
Наблюдение за погодой на метеостанции на территории детского сада.
У дошкольников недостаточно сформированы знания о погоде о явлениях природы, недостаточно наглядных условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных прибо...