Сохраним удивительный мир природы.
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Казанцева Елена Николаевна

Цель: закрепление экологических и математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

Задачи образовательные. Закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке. Закреплять порядковый счет. Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов: решение занимательных задач.

Задачи развивающие. Продолжать развивать логическое мышление, сообразительность, воображение, зрительную память. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине). Развивать умения сравнивать группы предметов. Понятия «равно», «неравно».

Задачи воспитательные. Расширять и уточнять представления детей о природе.  Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Оборудование: карточки с цифрами и таким же количеством кружков, изображения деревьев (берёза, клён, рябина, осина, сосна). Макет кабины поезда. Изображения птиц (дятел, сорока, сова, соловей, кукушка, воробей), дупло на дубе, белка с бельчатами, грибы, листья деревьев, заготовка земного шара, цветы и деревья по количеству детей, карточки с загадками, наборное полотно. Геометрические фигуры. Кружочки. Картинки грибов. Записи птичьих голосов. Схема «Правила поведения в лесу». Презентация. 

Демонстрационный материал. Картинки деревьев, грибов, птиц, макет дерева с дуплом.                                                                                   

Раздаточный материал. Заготовки цветов.                                           

Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию. Изготовление макета поезда, схемы «Правила поведения в лесу». Подготовка стихов для заучивания, аудиозаписи, картинок. Изготовление раздаточного материала.                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_mir_prirody.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Сохраним удивительный мир природы.

Цель: закрепление экологических и математических знаний, умений и навыков посредством игры – путешествия.

Задачи образовательные. Закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке. Закреплять порядковый счет. Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов: решение занимательных задач.

Задачи развивающие. Продолжать развивать логическое мышление, сообразительность, воображение, зрительную память. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине). Развивать умения сравнивать группы предметов. Понятия «равно», «неравно».

Задачи воспитательные. Расширять и уточнять представления детей о природе.  Вызвать интерес к окружающему миру. Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её.

Словарная работа: костяника, сыроежки

Оборудование: карточки с цифрами и таким же количеством кружков, изображения деревьев (берёза, клён, рябина, осина, сосна). Макет кабины поезда. Изображения птиц (дятел, сорока, сова, соловей, кукушка, воробей), дупло на дубе, белка с бельчатами, грибы, листья деревьев, заготовка земного шара, цветы и деревья по количеству детей, карточки с загадками, наборное полотно. Геометрические фигуры. Кружочки. Картинки грибов. Записи птичьих голосов. Схема «Правила поведения в лесу». Презентация.                                                    Демонстрационный материал. Картинки деревьев, грибов, птиц, макет дерева с дуплом.                                                                                     Раздаточный материал. Заготовки цветов.                                            Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию. Изготовление макета поезда, схемы «Правила поведения в лесу». Подготовка стихов для заучивания, аудиозаписи, картинок. Изготовление раздаточного материала.

Предварительная работа с детьми. Заучивание стихов, беседы с детьми, отгадывание загадок.                                                                                             Методы и приемы, используемые на занятии. Словесные, наглядные, практические, проблемные, частично-поисковые.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Мотивационно – побудительный этап.

На ковер выставляется кабина поезда, рядом «вагончики» из стульчиков, на спинке которых прикреплена цифра. Звучит запись песни «Голубой вагон». Дети «покупают» билеты, на которых изображено разное количество кружочков.                                                                          Воспитатель: Внимание! Внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в мир растений и животных, просим вас занять места, согласно «купленным билетам». (Дети считают кружочки, изображенные на карточках и садятся на стул с нужной цифрой).                                                                Ребята, наш поезд отправляется в увлекательное путешествие. А куда нас сегодня умчит весёлый поезд, вы узнаете, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

 Ваню — земляникой

 Таню — костяникой,

 Машеньку — орешком,

 Петю — сыроежкой,

 Катеньку — малиной,

 А Васю — хворостиной. 

(Дети отгадывают загадку).

Воспитатель: Ребята, прежде чем наш поезд отправится в увлекательное путешествие мы должны вспомнить, о самом главном, как надо вести себя в лесу? (работа со схемой «Правила поведения в лесу»).

Воспитатель: А сейчас (имя ребенка) прочитает стихотворение.

 В лесу не нужен шум и гам,

Нельзя шуметь, галдеть, кричать

И громко музыку включать!

2. Организационно – поисковый.

Воспитатель: Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие. Посмотрите в окно нашего поезда какие красивые деревья нас окружают. Какие деревья в нём растут? Как они называются? Давайте их посчитаем. Я загадаю загадки, а вы их отгадывайте и считайте количество деревьев, изображено на картинках- отгадках.                                                                      Воспитатель читает загадки и на отгадку показывает картинки с разным количеством деревьев.

Что же это за девица
Не швея не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Он могучий и огромный
А в его зеленой кроне
Сотни крепких жёлудят
В шляпках крошечных висят.
И ответ слетает с губ –
Великан зовётся – …
(Дуб)

Много ягодок – огней
будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная
(Рябина)

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,                                                                                     А на веточках сережки.                                                                                            (Береза)

Все в покое, замер ветер
И деревья все молчат…
Нет, не все ещё —
у этих листья тихо шелестят.                                                                                 (Осина)

Воспитатель: Ну, вот мы с вами прибыли на конечную станцию «Лес». Выходите из вагонов.                                                                                      Давайте, ребята, поиграем в игру «С какого дерева упал листок?» (Проводится игра. Подобрать листочки к дереву, назвать дерево и листочек. Например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).

.

Воспитатель: Дети прислушайтесь, как много голосов разных птиц раздаётся в лесу (запись птичьих голосов) Слышите?

-Синь – синь – синь – это синица.

-Ча-ча-ча – это сорока.

-Чив – чив – чик – чирик – это воробей.

А, какие птицы живут в нашем лесу, отгадайте загадки:

Чёрный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

(На наборном полотне появляется картинка с изображением дятла).

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая (Сорока)

(Дети ставят картинку с сорокой).

Всю ночь летает – мышей добывает,

А станет светло – спать летит в дупло (Сова)

(На наборном полотне появляется картинка с изображением совы)

Маленький певец лесной,

Лучше всех поёт весной (Соловей)

(На наборном полотне появляется картинка с изображением соловья)

Кто, усевшись на суку,

Двадцать раз кричит «ку-ку»? (Кукушка)

(На наборном полотне появляется картинка с изображением кукушки)

Серый маленький воришка,

Я беспечен и болтлив, чив – чив! (Воробей)

(На наборном полотне появляется картинка с изображением воробья)

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько птиц на полотне? На каком месте стоит дятел, воробей, сорока и т.п.? На нижнюю полоску поставьте столько кружочков, сколько птичек на верхней полоске. Оставьте на полотне 3 птички и 2 кружочка. Что надо сделать, чтобы птичек и кружочков стало поровну. (Предлагается несколько типовых заданий).  

Дети: Отвечают на вопросы, выполняют указанные действия.  

 Воспитатель: А, сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка «Старик – Лесовик»:

Жил под елкой старичок,

Старичок – лесовичок

Вместе с солнышком вставал (потягивания),

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).

Подметал потом он хатку (движения «подметания»),

Застилал свою кроватку («застилают» руками).

Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища),

И уселся на тропинку (садятся).

Воспитатель: Ребята, вы готовы продолжить наше путешествие? Посмотрите, что за колючие клубочки спрятались под кустом.

Ребенок читает стихотворение.

      Серый ежик

Вот колючий серый ёжик.
Он свернулся так в клубок,
Что ни головы, ни ножек
Отыскать никто не смог.

Воспитатель: Дети нам семья ежей подготовила задания.

 «Помогите сосчитать и сравнить у кого больше, у кого меньше?»                    У ежа 4 яблока, а у ежихи 2 яблока. У кого больше яблок?                                  Ежонок- сыночек нашел 5 грибов, а ежонок- дочка нашла 3 гриба. Кто нашел больше грибов?                                                                                                       На ужин папа- ёж съел 5 божьих коровок, и сынок съел 5 божьих коровок. Кто съел на ужин больше божьих коровок? Дети выполняют задания.

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием. Ребята, вы готовы продолжить наше путешествие? Посмотрите какое дерево. А что это за отверстие в нём? Кто же мог здесь поселиться?

Дети: Дупло, а в нём живёт белочка со своими бельчатами.

 Воспитатель: Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом.

Эти зверьки живут в лесу круглый год. Ведь у них есть жилище и много – много корма в лесу.

Чем питается белочка?

Дети: Шишки да орехи, ягоды да жёлуди, и, конечно грибы – любимое лакомство белочек.

Воспитатель: Какие грибы растут в лесу?

Дети: Называют грибы, приготовленные к занятию.

Воспитатель: Дети, оказывается Белочка такая модница и она попросила нас собрать для нее бусы. (1 Вариант. Собрать бусы из геометрических фигур. 1красный квадрат, желтый круг, 2 синих треугольника, 3 желтых круга, 4 красных квадрата.                                                                                                     2 Вариант. Собрать бусы из грибов.1 мухомор, 3 лисички, 2 боровика, 4 мухомора,2 подосиновика).                                                                                       3. Вариант. Собрать бусы из треугольников, расположив их по размеру от самого большого к самому маленькому.

Ребенок читает стихотворение К. Бальмонта «За грибами»

Вот мы дружною семьёй – за грибами в лес.

Я да он, да ты со мной, старый лес воскрес.

Был он тихий, тёмный бор, пасмурно глядел.

А как наш родился хор, весь он загудел.

Белка слушала в сосне, и с размаху прыг!

Там сорока в вышине подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперёд, врассыпную вдруг.

Тот, кто первый гриб найдёт, он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай, вот вам уговор:

Чтобы этот гриб, пускай, был не мухомор.

Воспитатель: Ребята, а что делать с мухоморами? Может растоптать этот ядовитый гриб? Сбить его палкой?

Дети: После рассуждения делают вывод вместе с воспитателем, что для некоторых животных мухоморы пригодны в пищу. Например, лесной красавец лось не только щиплет траву, ест папоротники и лакомится молодыми побегами ив, осин и липок, но и ест грибы. А мухоморы для лося - лекарство.

Воспитатель: Кого из зверей, жителей леса вы знаете? Как вы думаете, хорошо ли живётся всем живым существам в лесу?

Дети: Рассуждают: «Лес- это чистый воздух, хорошо дышится в нём, это дом для животных, в лесу животные находят себе корм. Люди могут отдохнуть в лесу, набраться сил, только надо не забывать правила поведения в лесу» (повторяют правила поведения)

Просматривают презентацию «Животные леса»

 Ребенок Чтение стихотворения Я. Акима «Земля»

Есть одна планета – сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо…

Береги свою планету – ведь другой похожей нету!

3. Рефлексивно – корригирующий

 Воспитатель: Внимание! Внимание! Наше путешествие завершается. Наш весёлый поезд возвращается на станцию. Посмотрите на столе лежит модель Земли.  Давайте украсим нашу планету цветами, чтобы Земля была цветущей и прекрасной Дети наклеивают на модель Земли заготовки цветов и деревьев.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

удивительный мир природы

Ребёнок на каждом шагу совершает открытие в окружающем мире, богатом и прекрасном: цветы, зелёная трава, солнечное лето, белоснежная зима, голубое небо, загадочный лес.Влияние родной природы каж...

Конспект НОД по познавательному развитию на тему "Удивительное чудо природы - вода"

Программное содержание.Образовательные задачи:1. Познакомить детей с исследовательским опытоми этапами исследования объекта.2. Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, т...

«Цветы – удивительные творения природы».

Конспект непосредственной образовательной деятельности...

Презентация на тему "Удивительный мир природы"

Предлагаю вашему вниманию презентацию по экологии для детей старшей группы "Удивительный мир природы"....

Опыт семейного воспитания : "Удивительный мир природы!"

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, радость общения с природой, неповторимость, научить беречь и любить природу – за...

Проект-"Этот удивительный мир природы"

Исследовательски - творческий проект            групповой, краткосрочный. Проект адресован:   детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...

Проект-"Этот удивительный мир природы"

Исследовательски - творческий проект            групповой, краткосрочный. Проект адресован:   детям 5 – 6 лет старшей группы, воспитателям ДОУ, родителям. ...