НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сащук Н.М

Секреты бабушкиного сундучка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_sekrety_babushkinogo_sunduchka_1_1.docx65.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты бабушкиного сундучка»

Конспект НОД

по познавательному развитию Старшая группа

http://lib2.znate.ru/pars_docs/refs/299/298745/298745_html_m7cf65de.png

Подготовили: воспитатель Сащук Н.М.

г. о. Мытищи , 2022 г.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнить и расширить представления детей о народных играх и игрушках, их назначении. Активизировать словарь по теме

«Народные игры и игрушки». Совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие навыков речевого общения, зрительного и слухового восприятия и внимания, мышления, длительного плавного выдоха, тактильных ощущений, общей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Способствовать эмоциональному восприятию содержания занятия. Воспитывать интерес к изготовлению самодельных кукол, формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.

Виды детской деятельности:

двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, продуктивная.

Оборудование. Сундучок, шумовые игрушки (ложки, трещётка, бубенчики, молоточек, колотушка), лоскутки и крепкие нитки на каждого ребёнка для изготовления тряпичной куклы, свистульки, баян.

Предварительная работа. Проведение русских народных игр «Золотые ворота», «Шел козел по лесу», «Воротики» и др., разучивание пальчиковой гимнастики «Ежик», изготовление игрушек из ткани (кукла - оберег, кукла – пеленашка, рождественский ангел, зайчик, птичка..).

Методы и приемы:

словесный: беседа, объяснение, ситуативный разговор, игровой прием, загадки наглядный:        показ        (использование        наглядных        пособий),        задействованы        звуковой, зрительный, тактильный анализаторы.

практический: игры-упражнения, изготовление тряпичной куклы, игровые приемы, поддержка и помощь воспитателя.

Планируемые результаты:

выражает положительные эмоции (радость, интерес, удивление, восхищение); рассуждает и делает адекватные объяснения; делится с педагогом и детьми впечатлениями о русской народной культуре.

Ход занятия

  1. Организационный момент. (Ситуативный разговор).

Учитель - логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, оно будет проходить в музее.

Как называется наш музей? Ответы детей…(Русская изба)

-Посмотрите, как много необычных, старинных предметов вокруг. Но сегодня я хочу обратить ваше внимание на большой старинный сундук, раньше такой сундук был в каждом доме. Все дети очень любили заглядывать в него. В нем хранили разные интересные предметы. А как вы думаете, что можно хранить в сундуке?

Ответы детей…

Учитель - логопед: Хотите заглянуть в него?

  1. Игра «Угадай, на чем играю?»

Учитель - логопед: достает из сундука ложки.

  • Как вы думаете для чего они? Ответы детей…
  • Ложками можно не только есть, но и играть на них. Ребёнок играет на ложках.
  • Посмотрите, какие еще шумовые инструменты пришли к нам из старины.

Учитель - логопед показывает детям бубенчики, трещотку, коробочку, молоточек. Предлагает рассмотреть инструменты, поиграть, послушать и назвать, как они звучат (звенит, трещит, стучит).

Дети поворачиваются спиной к столу, на котором лежат шумовые инструменты. Педагог играет на каком-либо инструменте, а дети отгадывают, какой инструмент звучит.

Учитель - логопед: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. Давайте снова заглянем в сундук.

  1. Упражнение со свистульками.

Учитель - логопед: достает из сундука свистульки.

  • Ребята как вы думаете что это? А для чего она нужна? Ответы детей…
  • Вот такие были в старину игрушки. Рассмотрите свистульки, они сделаны из разного материала (из дерева, глины).

Из чего сделана эта свистулька? Значит она какая? Дети: из дерева (глины); она деревянная (глиняная)

  • Что надо сделать, чтобы свистулька наша засвистела? Ответы детей.

Учитель - логопед предлагает детям сделать        вдох через нос и тихонько подуть в свистульку. Повторить вдох и подуть сильнее.

Дети играют на свистульках.

Учитель - логопед: Молодцы, у вас хорошо получилось.

Воспитатель: Ребята, в старину        дети много времени проводили на улице, играя в подвижные игры. А какие русские народные игры вы знаете?

Ответы детей.

  1. Подвижная игра «Шел козел по лесу»

По считалочке выбирают козла        и козочку, остальные становятся кругом, берутся за руки, водят хоровод и поют:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, Нашел себе принцессу, принцессу нашел.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подвигаем, подвигаем, коза.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, коза.

И хвостиком помашем, помашем, помашем, И просто так попляшем, попляшем, коза.

(дети выполняют движения по тексту)

  1. Продуктивная деятельность. Изготовление тряпичной куклы.

Воспитатель: Ребята, давайте ещё раз заглянем в сундук.

Посмотрите, что там ещё лежит. (Достаёт поднос с лоскутками ткани).

В старину из ткани делали игрушки своими руками. А что мы с вами умеем делать? Ответы детей.

Послушайте загадку и отгадайте, что мы будем делать сегодня.

«Платье носит, Есть не просит. Всегда послушна

И с ней не скучно» (кукла)

Посмотрите, какую куклу я нашла в сундуке (педагог показывает тряпичную куклу). Дети с воспитателем делают куклу.

Воспитатель: Вечером вы можете нарядить своих кукол. Повязать им косынки, фартучки.

Учитель – логопед: Какие красивые куклы у вас получились! А в старину по вечерам маленьким детям рассказывали сказки. Давайте и мы укачаем куколок и расскажем им сказку про ёжика.

  1. Пальчиковая гимнастика «Ежик».

Под горою ёжик спит.

Ежика и гору изображает левая рука. Ежик – большой палец «спит» — пригибается к ладони, и все остальные пальцы загибаются в кулак. Большой палец (ежик)

оказывается спрятанным.

Он храпит: «Хыр-р, хыр-р,

лип, лит…».

Приставляют кулак к уху и слушают, как храпит ежик.

Солнце над горой встаёт.

Правая рука повёрнута, ладонь вперёд с раздвинутыми пальцами изображает солнце и покачивается влево –

вправо.

Каждым        лучиком        поёт:

«Просыпайся,        просыпайся, за работу принимайся».

Пальчики поочерёдно пригибаются к ладони в такт словам.

Ну,        а        ежик        всё        храпит:

«Хыр-р, хыр-р, лип, лит…».

Приставляют кулачок к уху, слушают.

Птицы прилетали, клювами стучали.

У правой руки большой палец оттянут в сторону и четыре пальчика пошевеливаются как крылья птицы.

Просыпайся, соня-ёж

Большой палец стучит по тыльной стороне ладони,

которая является крышей домика для ежа.

Приползали два ужа

Волнообразные движения рукой.

И шипели на ежа.

Это – кто так долго спит.

Пальцы собрать в щепотку и совершать плавные

движения кистью руки.

Ну,        а        ежик        всё        храпит:

«Хыр-р, хыр-р, лип, лит…».

Приставляют кулачок к уху, слушают.

Прибежали мыши.

Пальчики правой руки передвигаются от правого плеча по груди к левому, от левого плеча по руке

приближаются к «крыше» — кулаку левой руки.

И скребли по крыше.

Это кто здесь спит?

Скребут по тыльной стороне ладони.

Ну, а ежик всё храпит:

«Хыр-р, хыр-р, лип, лит…».

Слушают.

Прилетела мошка.

Указательный, средний и безымянный пальцы прижимаются к ладони, мизинец и большой палец –

соединяются.

Щель нашла в окошке. Ежа за нос укусила.

В зажатый кулак со стороны большого пальца,

ввинчивающими движениями пытается проникнуть внутрь кулака.

Еж: «Апчхи! Меня мошка

разбудила».

Кулак разжимается. Большой палец выскакивает из

кулака.

  1. Итог занятия.

Учитель-логопед: Вот и уснули ваши куколки. Уложим их в колыбельку. А вам пора гулять. Но сначала расскажите мне, понравилось ли вам в русской избе?

Дети делятся своими впечатлениями.