Доклад конференцию
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста с использованием инновационных образовательных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklada_giatsintova.doc | 59 КБ |
k_dokladu_ekologiya13.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/с №7 «Колосок»
Доклад на августовскую конференцию
для работников дошкольного образования.
Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста с использованием инновационных образовательных технологий»
Подготовил воспитатель
1 квалификационной категории:
Гиацинтова Елена Анатольевна
24 августа 2018г.
Актуальность
Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. В каждом образовательном учреждении необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду, в которой находился бы воспитанник с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но и наблюдать за явлениями и событиями задавать вопросы и получать на них ответы. Таким образом, в экологическом воспитании дошкольника нового поколения – основной упор должен быть сделан на внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность.
И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Реализацию своей методической темы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста с использованием инновационных образовательных технологий » я начала с изучения литературы по данной теме. Поставила цели и задачи. На втором этапе занялась выбором теоретического материала, подбором практических методов. Все это вам знакомо.
Я же хочу обратить внимание на использование инновационных форм и методов работы с дошкольниками.
Игровая технология: Содержанию в ролевых играх, сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» и т.д. Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие), в процессе моделирования дети на своем опыте, в сравнении учились видеть чистый и грязный лес; сортировали мусор, очищая полянку. Делали вывод, что в чистом лесу, на чистой поляне приятнее отдыхать, любоваться красотой природы.
Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты. («Чей хвост?» «Чьи следы?»). В ходе игры перед детьми ставлю проблемные вопросы: Почему на снегу нет следов медведя? Почему у зайца маленький хвост, а у лисы длинный? и др.
Также в своей работе использую технологию проектной деятельности. В совместной деятельности с детьми и родителями реализованы проекты: «Откуда хлеб пришел?», «Цветочный калейдоскоп», «Любители природы», «Здравствуй, здравствуй осень» и др. Проекты реализуются посредством включения разнообразных видов деятельности: наблюдения, экскурсии, изготовление различных моделей, приспособлений для наблюдений и экспериментирования, составление рассказов, решение проблемных ситуаций и др.
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.
Идеи технологии: предназначена для развития коммуникативных компетенций в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д. - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Давайте на примере рассмотрим метод дискуссий «Хорошо-плохо». Он направлен на: умение воспитанников аргументировано отстаивать свое мнение; способность вести конструктивный диалог; умение анализировать, видеть ситуацию с разных сторон. Ситуация: Дети слушают песню «Виноватая тучка» (Д. Тухманов). После этого воспитатель предлагает подумать, действительно тучка была виновата? Кто готов ее обвинить? А может быть кто-то встанет на ее защиту? Момент проблемного включения детей
Задача детей разбиться на пары. Участники каждой пары берут на себя роль защитника и обвинителя. Цель – привести как можно больше аргументов в защиту кого-нибудь или чего-нибудь. Дети высказывали свое мнение: «Я обвиняю дождь за то, что он холодный, мокрый, не дает гулять, простужает…», другой ребенок ответил «Я встаю на защиту дождя, потому что он дает жизнь, смывает пыль с растений, по лужам весело скакать, после него растут грибы…» и т.д.
Основная задача воспитателя – сформировать у детей компетенцию живого аргументированного спора. Основанием могут быть любые объекты, субъекты или явления окружающей действительности, в том числе и фантастические.
Технология исследовательской деятельности способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты с детьми организую подгруппами с различными объектами живой и неживой природы. В младшей группе проводили опыты по определению свойств воды, определяли «Где прячется воздух?» и другие. В средней группе проводили опыты: «Сравнение свойств льда и снега», «Влияние света на рост растений», «Проращивание семян», «Сравнение свойств мокрого и сухого песка», «Из чего птицы строят гнезда».
Природоохранные акции. В нашей группе проходят в течение всего учебного года природоохранные акции. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом: «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц); «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц).
«Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» «Чистый поселок» проходит традиционно, а мы активно подключаемся, родители, дети, сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем); «Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу).
Экологическая тропа. Один из важнейших компонентов экологической развивающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же мы преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничимся только одним объектом. На тропинке мы проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.
Проблему формирования экологической культуры решаем с помощью родителей. Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания. А также давались домашние задания, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; помощь в создании развивающей среды; благоустройство участков на территории детского сада; участие в природоохранных акциях (которые были описаны выше). Организую различные выставки, конкурсы.
Для родителей я выпускаю газету, где есть информация экологической направленности, из которой родители узнают о работе нашей группы в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и неживой природе; также выпускаются тематические буклеты: «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей», «Зимние прогулки», «Подвижные игры на прогулке», «Чистый поселок – наш поселок» и др.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по этой теме. На данном этапе занимаюсь изучением новой технологии интеллект-карт, которая поможет мне в старшем дошкольном возрасте продолжить формировать у детей экологическую культуру поведения.
Список литературы
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, группа) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! /Л.В. Ковинько. - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. - 2012.- №5.
- Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 г.
- Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
- Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. /С.Н.Николаеква. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
- Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ./Е.А. Сыпченко. – Детство-Пресс, 2012 .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. В. А Сухомлинский
Занятия. Экскурсии Экологические праздники и досуги. Наблюдение Использование иллюстративно-наглядного материала Использование художественной литературы о природе. Беседа Труд детей в природе
. Игровая технология
Кейс - технология
Природоохранные акции.