Животные холодных стран.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кириллова Татьяна Евгеньевна

Формировать представления детей о животных Арктики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_holodnyh_stran.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Животные холодных стран»

Цель:  Формировать у детей представление о животных холодных стран

Программные задачи:

1.Формировать умение детей по внешнему виду животного делать сравнительный анализ;

2.Развивать  наглядно-образное мышление;  

3.Воспитывать у детей  желание заботиться о природе и охранять ее.

Отправимся в путешествие в Арктику. Где же находится Арктика? Показать на карте.

- Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Кругом большие льдины, плавают айсберги.

Воспитатель. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

Воспитатель. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

Воспитатель. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

 Сейчас и посмотрим на глобусе, где находится холодные страны   Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком, но мы с вами поговорим об  Арктике самой северной точке нашей родины.

Воспитатель: Чтобы узнать, кто   живёт среди снегов и льда, и кого мы должны вернуть в Арктику, нужно отгадать загадку.

Загадка.

 Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь).   (Ответы детей).

 Воспитатель: Правильно это белый медведь. Белый медведь – это самый крупный хищный зверь.  Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями.   Хотя белого медведя мы представляем себе сухопутным зверем, но большую часть жизни он проводит в воде. Да не просто в воде, а в ледяной воде Северного Ледовитого океана! Для человека при пребывании в воде с температурой 2-3 градуса Цельсия через 10-15 минут наступает смерть. А медведь весь день проводит, ныряя в воде с отрицательной температурой. И прекрасно себя чувствует! Так что же помогает ему не мерзнуть?
Во-первых, у медведя очень толстый подкожный слой жира. Он достигает 10 см! Этот жир создает хорошую прокладку между ним и окружающей средой. И повышает плавучесть зверя в воде.
Во-вторых, у белого медведя черная кожа! Она прекрасно нагревается на солнце   и помогает медведю быстро просыхать. А, в-третьих, шерсть у белого медведя вовсе не белая. Она совсем лишена окраски. И состоит из тонких полых трубочек. Это прекрасная теплоизоляция - медведь находится как бы в термосе, сохраняющем его тепло. А еще шерсть медведя покрыта жиром и поэтому  когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается и вода скатывается с шерсти и медведь остается сухой.  

 Воспитатель: Слушаем следующую загадку.

Растянулся среди льдин

Толстокожий господин.

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин   усатый. (Морж)

Воспитатель: Правильно, еще один житель Арктики- морж. Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

  У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.

Воспитатель: Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде он  не замерзает, так как спасает моржа толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Ответы детей)

 Воспитатель: Правильно, моржи питаются рыбками, рачками.

Воспитатель: Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся толстые длинные  усы – вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно приходится искать на ощупь.

 Воспитатель: А кто же еще живет в Арктике узнаем, когда отгадаем следующую загадку.

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный … (Олень).

Воспитатель: - Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове? Длинные рога.

- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта которые не проваливаются в снег К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.

Чем же питаются северные олени?  Мхом, травой.

- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

  Воспитатель: Молодцы, ребята, еще одного жителя мы с вами вернули в Арктику. Слушаем следующую загадку:

 В Арктике кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он -.(Тюлень).

Воспитатель: Правильно, тюлень.  

- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног? (ответы детей)

 Воспитатель:   Верно, плавники, а не ласты. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? (ответы детей)

 Воспитатель:   Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.

- А почему детёныши Тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас, как вы думаете? (Для того, чтобы быть незаметным для хищников.)

- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Что спасает от холода тюленей? (От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.)

- Верно, молодцы!

Воспитатель: И так  с этими заданиями мы справились   и на нашей карте появились  жители Арктики. А теперь, прежде чем мы приступим к выполнению следующих заданий, давайте немножко отдохнем и проведем разминку.

 Физкульминутка «Мы идём!»  

Мы идём, идём вперёд, –   ( шагаем на месте).

Очень удивляемся. (  пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Воспитатель:  Идем дальше

Чтобы    выполнить следующее задание, мы должны с вами посмотреть  изображение следов   животных Севера.

Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных? (Ответы детей)

 Воспитатель: А теперь слушайте задание. На ковре разложены дорожки из следов разных животных.  Мы сейчас с вами разделимся на три команды. По команде одна команда должна собрать  следы оленя, вторая команда следы  волка, а третья следы  медведя. Когда дети соберут все следы педагог предлагает детям выложить дорожку из следов, пройти по следам и в конце каждого маршрута найти в конверте картинку того животного, следы которого они выложили открыть его достать картинку и приклеить на карту.

 Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу  троих зверей.

 Воспитатель: А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить еще одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки  с изображением разных животных  (работа в подгруппах). Дети по команде    собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети достают из конверта каждый по животному и идут наклеивать на карту.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру « Кто лишний?»

 Морж, тюлень,  бегемот, белый медведь

Песец, зебра, морж, тюлень

Воспитатель. 

 Ну вот и выполнили мы с вами все задания. Давайте вспомним какие животные живут в холодных странах?

- Чтобы вспомнить, что больше всего понравилось на севере, я вам сейчас загадаю загадки и посмотрю отгадаете ли вы их.

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и клыках. (Моржи)

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень)

Воспитатель: Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?  Что помогает животным выжить в этих суровых условиях:

- Толстый слой жира, густая шерсть,

- Широкие лапы, окраска меха.

- Молодцы, вспомнили .

- Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Животные холодных стран": Нарвалы.

Материал содержит информацию о редких животных Арктики нарвалах. Позволит расширить представление детей о диких животных....

Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.

Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....

Конспект логопедического досуга в подготовительной к школе группе "Письмо от Умки"(итоговое мероприятие по лексической теме "Животные холодных стран")

Конспект досуга выдержан в едином сюжете, разработан с целью обобщить знания детей, полученные за неделю по лексической теме "Животные холодных стран" и закрепить навыки звуко-буквенного анализа....

Мастер класс в подготовительной группе "по проведению игр с детьми Животные холодных стран"

Корекционная работа в логопедических группах в рамках единого тематического пространства...

Презентация для детей "Животные холодных стран"

Данные материал знакомит детей подготовительной группы с животными холодных стран...

конспект занятия по теме :"Животные холодных стран"

Программное содержание. Уточнять и расширять знания детей о животных Севера: характерном внешнем виде, повадках, питании, детёнышах; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащат...