Методическая разработка "Люблю тебя, моя Россия!"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Патриотизм – это не только знание государственных символов или исторических событий, но и глубокая привязанность к своей стране, уважение к ее культурному наследию и желание быть активным гражданином. Вот почему такое значение имеет патриотическое воспитание дошкольников в детском саду: оно оказывает непосредственное влияние на формирование ценностей у малышей и учит любви к Родине через привязанность и уважение к семье и ближайшему окружению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_rossiya_2024g.docx | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект ОО «Познавательное развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста
Занятие-путешествие «Люблю тебя, моя Россия!»
Технологии: познавательные, информационно - коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, социально-личностные, игровые, проектная деятельность.
Авторская разработка воспитателя
Косаговой Галины Васильевны
высшей квалификационной категории
Санкт-Петербург
2024г
Цель: способствовать духовно - патриотическому воспитанию детей, привитию любви к Родине.
Образовательные:
- Расширять представления о России.
- Обобщить знания и представления детей о государственных и негосударственных символах России, как государства, в котором они живут.
- Формировать умение ориентироваться на карте России.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес; развивать интеллектуально-познавательное мышление, память, зрительное и слуховое восприятие.
- Развивать связную речь, активизировать словарь, обогащать речь детей пословицами и поговорками, связанными с символами России.
- Развивать инициативу.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе, бережное отношение к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям.
- Воспитывать чувство гордости и восхищения природой родного края.
- Воспитывать патриотические чувства; уважительное отношение к символам России; интерес к истории своего города.
- Воспитывать умение слушать педагога, работать в коллективе сверстников.
Материал и оборудование:
- проектор, интерактивная доска, ноутбук
- информационный материал для интерактивной доски (презентация)
- конверт с письмом с фотографией
- лепестки ромашки с символами
- сумочка для лепестков ромашки
- ковролин
- мольберт
- магнитная доска, магнитные символы (флаг России, медный всадник)
- карта России (2 шт), указка
- аудиозапись гимна России, русской народной мелодии, звук поезда
- картинки: флаг, герб, скрипичный ключ, берёзка, ромашка, поднос с картинками процесса изготовления деревянной ложки
- сердечко
- предметы народно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома, филимоновская игрушка), матрёшки, самовар, деревянные ложки
- конверт для письма А4
Виды деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- восприятие художественной литературы
- двигательная
Предварительная работа:
- беседы о Российской символике;
- чтение и разучивание пословиц и поговорок о Родине, самоваре, приметы о ложке;
- разучивание стихов о ромашке, березе, балалайке, самоваре;
- рассматривание фотографий и иллюстраций государственных и негосударственных символов нашей Родины.
- д/игра «Собери флаг России».
- проектная деятельность «Негосударственные символы России».
Ход: звучит русская народная музыка, дети входят в группу, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.
Гости дорогие, важные такие.
В группе здесь у нас сидят,
Строго так на нас глядят.
Ребенок: И не строго, а с улыбкой,
Очень тёплой и простой,
Гости нас встречают с вами,
Чем ответим?
Все: Добротой.
Воспитатель: Ребята, когда люди встречаются, по правилам этикета принято здороваться. Вот и мы с вами давайте нашим гостям пожелаем доброго утра и начнем наше занятие. (Дети здороваются. Слышится стук в дверь.)
- Ребята, кажется, к нам в гости ещё кто-то спешит. Давайте я посмотрю кто там. (Педагог заносит письмо)
- Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Читают: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вик Махэ. Я живу в Африке, и никогда не был в России. Я очень хочу с вами подружиться, чтобы приехать в гости, но ничего не знаю о вашей стране. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Высылаю вам свою фотографию.»
- Ребята, кто написал письмо?
- Где живёт Вик Махэ?
- Почему он хочет с нами подружиться?
- О чём просит Вик Махэ?
- Мы ему может помочь?
- Но как мы познакомим Вик Махэ с Россией? (рассуждения детей: снять видеоролик о стране, нарисовать рисунки, сделать поделки, рассказать в письме).
- Ребята, какой цветок является символом нашей страны? (ромашка) Посмотрите у меня есть серединка для цветка. Я предлагаю вам отправиться в путешествие, собрать лепестки ромашки о нашей стране и отослать её в письме Вику Махэ. Согласны? Ну тогда наше путешествие начинается!
- Ребята, у каждого человека есть земля, на которой он живёт, есть мама и папа, которые дали ему жизнь. Но среди самого необходимого у каждого человека есть Родина.
Ребята, скажите, что такое Родина? (Родина - место, где мы родились, дом, где мы живём, где живут наши родители и Родина у каждого человека одна. Родина — значит родная, как мама и папа). А теперь давайте дружно скажем, как называется наша Родина, ребята? (Россия).
Да, наша родина - Россия. Как называют людей, которые живут в России? (россияне) Кто президент нашей страны? (В. В. Путин) Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране — России, на поезде. Рассаживайтесь по вагонам. Отправляемся. (Дети встают друг за другом и идут под музыкальное сопровождение)
1. - Мы приехали на первую станцию. Она называется «Географическая».
(На магнитной доске находится карта России)
И вот мы с вами видим карту России.
На планете много разных стран, но самая большая — наша страна. (Обвести по контуру границы России). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого.
На земле есть много разных стран. И у каждой страны есть самый главный город – это столица этой страны. Как называется столица России? (Москва) Кто из вас может найти на карте и обозначить столицу России флажком?
А как называется город, в котором мы с вами живём? (Санкт-Петербург) Санкт-Петербург – это наша малая родина, город, в котором мы родились, живём, ходим в детский сад. А где же находится Санкт-Петербург? Давайте мы тоже отметим его на карте флагом Санкт-Петербурга.
Я предлагаю вам поиграть в игру (дети встают в круг). Мы будем передавать сердечко и говорить какая наша Россия. (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, гордая, крепкая, сильная, могучая, необъятная, великая, гостеприимная, мудрая, современная, хорошая, непобедимая)
(Дети берут лепесток с картой Росси, рассматривают его и кладут в сумочку.)
Занимайте места в поезде, мы отправляемся дальше. (звучит музыка)
- Приехали мы на станцию, название которой «Государственная». (дети садятся на стульчики)
- Назовите какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн)
Давайте поговорим о флаге (педагог переворачивает картинку флага на ковролине). Свой флаг есть у каждой страны. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Но мы свой флаг всегда узнаем среди других.
— Вот он флаг России! Бело – сине – красный.
Скажите, что означает белый цвет флага?
- Белый цвет — это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Что напоминает нам белый цвет? (берёзу, снег, ромашку, облака)
- А что означает синий цвет?
- Синий цвет — это вера и честность. Что напоминает нам синий цвет? (небо, реки, озера, моря)
- А что же означает красный цвет?
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине. Красный цвет нам напоминает солнце, огонь, тепло.
- Когда поднимают государственный флаг России? (Флаг вывешивают во время праздников, которые отмечает наша страна.)
Посмотрите на герб России. (Показ герба) Кто здесь изображён? (двуглавый орёл.) Почему именно орла выбрали символом России? (Орёл – это самая гордая и величавая птица.) Как вы думаете, почему у орла две головы? (Выслушиваются варианты детей) Наша страна очень большая, и для того, чтобы увидеть её целиком, орлу приходится смотреть в обе стороны, на запад и на восток.
У каждой страны три государственных символа – флаг, герб, которые вы уже видели, и гимн (вывешивается на ковролин скрипичный ключ)
- Что такое гимн? (Это особая торжественная песня страны). Когда его можно услышать? (На торжественных праздниках, во время соревнований. Когда соревнуются спортсмены из разных стран, то в честь победителя звучит гимн его страны.) Как нужно слушать гимн? (Когда его исполняют, нельзя разговаривать, нельзя сидеть, гимн обязательно слушают стоя.) Я предлагаю вам послушать гимн России. И слушать мы будем его стоя. (прослушивание гимна России – 1 куплет)
Возьмите ещё один лепесток ромашки с государственными символами. Посмотрите, что вы видите на нём? (государственные символы) Кладите лепесток в сумочку. Занимайте места в поезде, мы отправляемся дальше. (звучит музыка)
- Станция «Умельцы» (дети встают вокруг стола.)
Наша Россия всегда славилась своими мастерами. Игрушки, посуда, сувениры наших умельцев всегда восхищают гостей нашей страны.
Какие народные промыслы вы видите на столе? (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, хохлома)
Ребята, отгадайте загадку какие ещё предметы является символам России?
- Разноцветные подружки
Любят прятаться друг в дружке. (матрёшки)
Матрёшка – это старинный русский сувенир, который дарили друг другу и до сих пор дарят.
Какой предмет люди считают символом гостеприимного дома? (самовар)
Давайте поговорим о деревянных ложках.
Древесину каких деревьев использовали мастера для изготовления ложек? Древесину липы, яблони, рябины, осины и березы.
- Кто сможет выложить с помощью картинок процесс изготовления ложек и рассказать о нём? (дети выкладывают процесс изготовления картинками на ковролине)
- Сначала мастер подбирал деревянный чурбан, раскалывал его на чурки (полено). Из деревянных чурок делались баклуши – заготовки для ложек. Работа эта была несложная, отсюда и появилась поговорка «Бить баклуши». Дальше уже мастер с помощью инструментов мастерил ложки, а художники расписывали их.
- С ложкой на Руси было связано множество пословиц, примет и поверий. Может быть вы помните какие-нибудь?
- Если уронить ложку – придет женщина.
- Две ложки в одной тарелке – к свадьбе.
- Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Молодцы, ребята! Хорошо рассказали о приметах.
Возьмите ещё один лепесток. Наше путешествие продолжается. Поехали дальше. Отправляемся(дети переходят на следующую станцию под музыкальное сопровождение) (Включить экран)
- Станция «УГАДАЙ-КА. (дети садятся на стульчики. Работа с мимио)
Поиграем? На экране будут появляться 4 предмета, нужно выбрать тот предмет, который является символом России и поместить его на полочку.
Слайды:
1. Перед вами картинки. Назовите их. (Кукла, матрешка, неваляшка, малыш) Что является символом России? (ребёнок объясняет и с помощью стилуса переносит картинку на полочку. Воспитатель проверяет верность ответа: «Остальные картинки не двигаются. Значит мы выбрали верную картинку»)
2. Лиса, рысь, медведь, волк.
3. Зебра, олень, лось, тройка лошадей.
4. Сапоги, ботинки, валенки, кроссовки.
5. Корона, шляпа, кокошник, пилотка.
6. Балалайка, металлофон, барабан, гармошка.
Молодцы! Справились с заданием. (Выключить экран)
Гимнастика для глаз
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Молодцы! Отдохнули наши глазки. Мы нашли ещё один лепесток для нашего письма. (дети рассматривают его) Наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах. Отправляемся дальше. Поехали.
(дети под музыку переходят на следующую станцию)
- Посмотрите, как много на карте зеленого цвета. (Карта на ковролине) Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет? (Это лес). Станция называется «Лесная»
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения. Россия — самая богатая лесами страна в мире.
Ребята, а какое дерево является символом России? Конечно, это береза. (показать картинку берёзы-А4)
- Ребята, только береза имеет такой ярко-белый цвет ствола. Расскажите, почему?
- Кора у нее тонкая и поэтому береза могла бы получить ожоги от яркого солнца. Но белый цвет коры отражает солнечные лучи.
Что находится под тонкой белой корой? (береста)
- Часто спрашивают, отчего на березе черные черточки?
— Это "чечевички", специальные отдушины, через которые летом к стволу проходит воздух.
Физкультминутка:
Руки подняли и покачали.
Это — березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Руки согнули назад.
(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом).
БЛОКАДА
- Ребята, вспомните, пожалуйста, о каком празднике мы с вами говорили на этой неделе. (День снятия Блокады)
- На каком мемориале можно увидеть берёзовую рощу? («Аллея Дружбы» (педагог показывает фотографию «Аллеи Дружбы») На «Алее Дружбы» посажено 900 берёз. Столько сколько дней длилась блокада.
Какой ещё памятник мы увидим в этом комплексе? («Цветок жизни» (педагог показывает фотографию памятника) Кому посвящён «Цветок жизни?» (Памятник посвящён ребятам, погибшим в блокаду.) Расскажите, как выглядит этот памятник. На какой цветок он похож? (на ромашку) Что мы видим на лепестках? Помните какие слова написаны на лепестках? («Пусть всегда будет солнце!»)
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.
Все жители блокадного Ленинграда стали защитниками города, чтобы не отдать его врагу, победили врага, сохранили и оставили нам, будущему поколению, наш прекрасный город!
Итог:
Наше с вами путешествие подошло к концу. Мы нашли ещё один лепесток. Что вы видите на нём? Давайте мы соберём ромашку. Теперь мы можем написать письмо и оправить ромашку Вику Махэ. (показать конверт формат А4)
Вам понравилось путешествие? (дети делятся впечатлениями)
На какой станции вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали?
Конечно, было познавательно и интересно. Спасибо. Я вижу, как вы много знаете о нашей родине России!
Давайте попрощаемся с нашими гостями, сядем на поезд и вернемся в наш детский сад. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я люблю тебя моя Россия»
Дать детям знания о том, что такое столица, познакомить с ее достопримечательностями.2.Закрепить знание о Российской символике.3. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать чувст...
"Тебе пою, Россия, песнь мою" (сценарий праздника для детей старших групп и родителей)
Праздник проводился в подготовительной группе совместно с родителями. После праздника было организовано чаепитие. Зал был украшен предметами быта татар, коми и жителей России....
Сценарий праздника "Люблю тебя, моя Россия"
Развлечение для детей по нравственному воспитанию....
Сценарий летнего развлечения, посвященный Дню России «Люблю тебя, моя Россия!»
Сценарий летнего развлечения, посвященный Дню России «Люблю тебя, моя Россия!» в старшей группе детского сада...
Сценарий летнего развлечения, посвященный Дню России «Люблю тебя, моя Россия!»
Сценарий летнего развлечения, посвященный Дню России «Люблю тебя, моя Россия!»...
Сценарий праздника ко Дню России «Люблю тебя, моя Россия!» во второй младшей группе.
Цель: воспитание патриотизма и гражданской ответственности у детей дошкольного возраста.Задачи:- воспитание любви и гордости к своему Отечеству, его тысячелетней истории; культурному и духовному насле...
Летний праздник, посвященный дню независимости России «Люблю тебя моя Россия!»
Летний праздник, посвященный дню независимости России «Люблю тебя моя Россия!» Цель: воспитание в детях нравственно – патриотических чувств, любви и уважения к ...