ИГРЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.
материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Казанцева Елена Николаевна

          Игры с экологическим содержанием органично вписываются в систему работы по формированию экологической культуры дошкольников. Они активно вплетаются во все образовательные области и виды деятельности и составляют с ними единое целое. Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФОП является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют формы деятельности и обладают соответствующим содержанием. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.  Малыши учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому.

Цель. Получение, отработка и закрепление естественно-научных представлений о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptichya_stolovaya.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ИГРЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ.

            Игры с экологическим содержанием органично вписываются в систему работы по формированию экологической культуры дошкольников. Они активно вплетаются во все образовательные области и виды деятельности и составляют с ними единое целое. Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФОП является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют формы деятельности и обладают соответствующим содержанием. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.  Малыши учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому.

Цель. Получение, отработка и закрепление естественно-научных представлений о природе.          

                                                 Птичья столовая.

                                                  (Варианты игры).

                                                   Вариант 1.  

Задачи образовательные. Расширить представления детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Закреплять знания о пищевых предпочтениях, различия в питании разных видов птиц.

Задачи развивающие. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Задачи воспитательные. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

Материалы: карточки- поля с изображениями синицы, воробья, снегиря, голубя. Круглые карточки, с изображением разных видов корма для птиц и продуктов (семена подсолнечника, сало, фрукты, сухофрукты, готовая кормовая смесь для попугаев, конфеты, чипсы, сухарики, яйцо вареное, капуста и т.д.)

                                                        Ход игры.

        Дети делятся на две команды. Каждой команде раздаются по два поля- карточки с изображением птицы. Воспитатель показывает карточки с изображением корма для птиц или продуктов, спрашивает: «Какая птица любит полакомиться салом, семенами подсолнечника, готовой кормовой смесью и т.д.?». Каждая команда выбирает корм или продукт, который подходит для птицы, изображенной на картинке и прикрепляет его к игровому полю.

                                                     Вариант 2 (игра по типу «Лото»).

Задачи образовательные. Расширить представления детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Закреплять знания о пищевых предпочтениях, различия в питании разных видов птиц. Активизировать словарный запас: воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири, голубь, скворец, кормушка, столовая, зимующие, перелётные

Задачи развивающие. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Задачи воспитательные. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

Материалы: карточки- поля, к которым подбираются, соответствующие заданию, маленькие карточки.

  1. К карточке с условным обозначением «птицы на кормушке» подбираются картинки с изображениями зимующих птиц.
  2.  К карточке с условным обозначением «запрещающий символом» подбираются картинки с изображениями продуктов, запрещённых для подкормки   птиц.
  3. К карточке с условным обозначением «разрешающий символом» подбираются картинки с изображениями продуктов разрешённых для подкормки птиц.
  4. К карточке с условным обозначением «чашечка» также подбираются картинки с изображениями продуктов рекомендуемых для подкормки птиц. 
  5. К карточке с условным обозначением «кормушки» подбираются картинки с различными видами кормушек (деревянная, картонная, пластиковая).

                                                      Ход игры.

             Детям раздаются карточки -  поля. Воспитатель показывает маленькие карточки и спрашивает: «К какой карточке подходит эта картинка?» Дети старшего возраста могут играть   в парах или четвёрках. 

                                                     Вариант 3.

Задачи образовательные. Расширить представления детей о зимующих и перелётных   птицах, их повадках и образе жизни. Закреплять знания о пищевых предпочтениях, различия в питании разных видов птиц. Активизировать словарный запас: воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири, голубь, скворец, кормушка, столовая, зимующие, перелётные. Закрепить знания дней недели. Закрепить навыки счёта в пределах десяти.

Задачи развивающие. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Воспитательные. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

   

 Материалы. Стихотворение З. Александровой «Новая столовая». Плоскостные фигуры птиц, закрепленные на подставке: воробьи, вороны, сороки, синицы, снегири, голубь, скворец. Кормушка из фанеры.

                                                 Ход игры.

Птицы расставлены на столе. Воспитатель читает стихотворение. По сюжету стихотворения дети находят нужных птиц и размещают их на кормушке.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели. (Дети приносят фигурки синиц, считают их)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири. (Дети приносят фигурки снегирей, считают их)

      Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду. (Дети приносят фигурки ворон, считают их)

       А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьев. (Дети приносят фигурки воробьёв, считают их)

      В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей. (Дети приносят фигурку голубя)

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок. (Дети приносят фигурки сорок, считают их)

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний –

Путешественник-скворец. (Дети приносят фигурку скворца)

Вот и песенке конец.

                                             Вариант 4.

Задачи образовательные. Расширить представления детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Закреплять знания о пищевых предпочтениях, различия в питании разных видов птиц.

Задачи развивающие. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Задачи воспитательные. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

Материалы: кормушка, плоскостные фигуры птиц, закрепленные на подставке. Круглые карточки, с изображением разных видов корма для птиц и продуктов (семена подсолнечника, сало, фрукты, сухофрукты, готовая кормовая смесь для попугаев, конфеты, чипсы, сухарики, яйцо вареное, капуста и т.д.)

Игровое правило: составлять предложения, правильно используя предлоги; помещать в «кормушку» столько птиц, сколько написано на карточке; «угощать» птиц их любимым лакомством.

Игровое действие: дети помещают в «кормушку» фигурки птиц, рассказывают, как они называются, что делают, чем питаются, «угощают» их любимым кормом.

                                                 Ход игры:

1. Воспитатель ставит на стол кормушку и расставляет фигурки разных птиц (в кормушку», на крыше кормушки, за кормушкой и т. д.). Дети по очереди рассказывают, используя предлоги, где находятся птица. За правильный ответ ребенок получает «корм» — картинку, на которой изображены пшено, хлебные крошки, семечки, ягоды рябины или кусочек сала и т.д.

2. Воспитатель помещает фигурки птиц в «кормушку» и просит детей ответить: «Сколько и каких птиц прилетело в кормушку?». За правильный ответ ребенок получает картинку с изображением корма для птиц.

3. Воспитатель   раздает детям картинки с изображением корма для птиц и просит развернуто ответить на вопросы: «Кого из птичек ты угостишь хлебными крошками (попотчуешь салом)?», «Кто из птичек любит рябину (семечки)?" и т. д.

 4. Ребенок, у которого есть картинка с изображением корма для птиц, получает карточку-схему, на которой указано, сколько к нему прилетело птиц и каких (например, 2 и 3 или 3 и 1). Ребенок помещает в «кормушку» соответствующее количество птиц и выбирает для них подходящий «корм», развернуто рассказывая о своих действиях. Примерный рассказ ребенка.  «В мою кормушку прилетели 2 синички и 3 снегиря. Синички угостились салом, а снегири — рябиной. Я рад, что помог птичкам». 

                                                    Вариант 5.

Задачи образовательные. Расширить представления детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Закреплять знания о пищевых предпочтениях, различия в питании разных видов птиц.

Задачи развивающие. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Задачи воспитательные. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

Материалы: кормушка, плоскостные фигуры птиц, закрепленные на подставке. Круглые карточки, с изображением разных видов корма для птиц и продуктов (семена подсолнечника, сало, фрукты, сухофрукты, готовая кормовая смесь для попугаев, конфеты, чипсы, сухарики, яйцо вареное, капуста и т.д.)

                                                        Ход игры.

На столе стоит кормушка, на которой «сидят» птицы, воспитатель предлагает детям накормить их, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе. Когда все птицы будут «накормлены», подсчитывается количество верных ответов каждого игрока. Выигрывает тот, у кого больше всего птиц (количество птиц увеличивается в зависимости от знаний детей).

                                                         Вариант 6.

Задачи образовательные. Расширить представления детей о зимующих птицах и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания их повадках и образе жизни. Закреплять знания о пищевых предпочтениях, различия в питании разных видов птиц.

Задачи развивающие. Развивать любознательность, умение наблюдать.

Задачи воспитательные. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

Материал: бочонки с цифрами до десяти, карточки с изображением корма для птиц, круг с вращающейся стрелкой, разделённый на 10 секторов.

                                                           Ход игры.

Воспитатель предлагает детям достать бочонок с цифрой, найти соответствующее изображение птицы, накормить ее, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает картинку с изображением подходящего корма себе. Когда все птицы будут «накормлены», подсчитывается количество верных ответов каждого игрока. Выигрывает тот, у кого больше всего картинок с кормом (количество картинок увеличивается в зависимости от знаний детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в дидактических играх с экологическим содержанием

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок доброжелателен.Эффективность ознакомления детей с природой, по мнению С.Н...

Игры-тренинги экологического содержания

Игры-тренинги для снятия психоэмоционального напряжения, тревожности; для развития саморегуляции...

Дидактические игры с экологическим содержанием

Картотека дидактических игр с экологическим содержанием...

ИГРЫ-ТРЕНИНГИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

развитие эмоциональной сферы, умения выражать раз¬личные эмоциональные состояния, снятие психоэмоционального напряжения....

Творческие игры с экологическим содержанием

Творческие игры включают в себя сюжетно-ролевые, театрализованные, строительные игры. Они имеют большое значение в развитии детей. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе за...

Семинар-практикум «Дидактические игры с экологическим содержанием».

  Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содейс...