Занятие "Деревья в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бузова Елена Николаевна

Разработано для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_derevya_i_listya.docx25.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «АЛЁНКА»

                               

Конспект ООД  по экологии в подготовительной группе на тему: «Деревья в лесу»

Воспитателя высшей квалификационной категории Бузовой Е.Н.                                        

                           

                                               

                                                 г. Гурьевск

                                                      2023г.                                                                                                  

Задачи: Формировать представления детей о лесе, разновидностях деревьев, растущих в лиственном лесу, их внешних отличиях друг от друга. Развивать связную речь, внимание, мышление; умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы. Уточнить с детьми  понятие «кора», для чего она служит дереву. Закреплять умение отгадывать загадки.                                                                                                     Обогащать словарный запас.                                                                                                                     Воспитывать  бережное отношение к природе.                                                                          

Словарь: лыко, липняк, роща, дубрава, крона, кора, береста, лапти, спил.                                    

Оборудование и материалы: презентация «Деревья и листья», ноутбук, мультимедийный экран.                                                                                                                      

                                             Ход занятия:                                                                                                  

«Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда-отгадайте:                                      

                                 Дом со всех сторон открыт,                                                                                                          

                                 Он резною крышей крыт.                                                                                                            

                                 Заходи в зеленый дом -                                                                                                  

                                 Чудеса увидишь в нем.                                                                                      

(Ответы детей: Мы отправляемся в лес.)  Да, ребята, мы с вами отправляемся в лес, чтобы вспомнить  знакомые нам деревья. Пойдем пешком.                                    

                                  Друг за другом по тропинке                                                                            

                                  Весело шагаем.                                                                                                  

                                  Через кочки и пенечки ноги поднимаем.                                    (Дети шагают друг за другом, высоко поднимая ноги и останавливаются перед экраном).                                                                                                                       Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Деревья бывают хвойные и лиственные. Самые распространенные лиственные деревья в лесу. Первое дерево на нашем пути. Отгадайте его название:  В белом сарафане стала на поляне. (Ответы детей: Это береза).                                                    -Что вы знаете про березу? Какое это дерево? (Ответы детей: У березы белый ствол с черными полосками и маленькие листики. Про березку  поют песни. Из березы делают веники для бани).  (На экране береза).                                    ---Правильно, ребята. У березы тонкий, прямой, белый ствол. Листья округлой формы. Лес из березы называется березовая роща. Весной у березы появляются красивые сережки. Почки и листья применяют в медицине. Люди пьют и березовый сок, собранный весной. Многие части этого дерева используются в хозяйстве: древесина, кора или береста (поверхностный слой коры). Раньше из бересты люди делали короба, корзинки, лапти. А из древесины делают шкатулки, мебель.                                                                                                                        Еще одно дерево у нас на пути. Отгадайте какое:                                                                                

                              Стоит над кручей богатырь могучий:                                                                        

                               Голова до тучи, плечи пораздвинул,                                                                        

                               Руки пораскинул, пальцы узловаты,                                                                                  

                               Силы непочаты…                                                                                                    

(Ответы детей: Это дуб).                                                                                                                            –Да, ребята, это дуб. Что вы знаете про это дерево?(Ответы детей: Дуб толстое дерево. У него плоды-желуди. Их любят белки и дикие кабаны). (На экране дуб).                                                                                                                                         -Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю и поэтому ему не страшны никакие бури. Лес из дубов называется дубрава. Желуди служат хорошим кормом для животных: белок и кабанов. Из древесины дуба делают мебель.(На экране мебель из дуба).                                                                                                 Идем дальше. Нас встречает дерево. Отгадайте, какое:                                                                    

                              С моего   цветка берет                                                                                                              

                              Пчелка самый вкусный мед.                                                                                    

                              А меня все  ж    обижают:                                                                                      

                              Шкуру тонкую сдирают.                                                                                                

(Ответы детей: Это липа). Что вы знаете про это дерево? (Ответы детей: У липы красивые листья-сердечком и лечебные цветы. Пчелы делают липовый мед). (На экране липа).                                                                                                                                                        –Липа-красивая, липкая, лечебная. Липу называют «царицей лета». Цветет липа желтыми цветами. Цветок-на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.                                

                             Листья-сердечки и с крылышком плод-                                                          

                             Липа на пасеке нашей растет,                                                                                          

                             Стройная липа, тенистая липа…                                                                                

                             В соты стекается липовый мед…                                                                                      

Лес из липы называется липняк, а липовую кору-лыком. Из лыка  раньше плели мочалки, корзины, лапти. Из древесины  липы  делают мебель, сувениры, игрушки. Знаменитые матрешки сделаны из липы.                                      А теперь идем дальше. Снова нас встречает дерево. Отгадайте, какое:                                                                                                                  

                                Из деревьев ранним летом                                                                                

                                Вдруг снежинки запорхают,                                                                                          

                                Но не радует нас это-                                                                                            

                                Мы от этого чихаем.                                                                                            

(Ответы детей: Это тополь). Что вы о нем знаете? (Ответы детей: Тополь –высокое дерево. У него бывают сережки и пух).  (На экране тополь).                                                             –У тополя высокий ствол, серого цвета, овальные листья. Почки липкие, их используют в медицине. Весной на тополях появляются сережки. А в июне тополиный пух разлетается по всему лесу. Тополя служат для озеленения улиц городов. Из его древесины делают мебель, пиломатериалы, фанеру, спички и даже шпалы для железной дороги.                                                                                  Ребята, давайте вспомним, из чего состоит дерево.(На экране строение дерева). (Дети называют: ветки и листья). Это называется: крона. А как можно узнать дерево, если у него нет листьев? (Дети: по веткам).                        –Правильно, по расположению веток или кроне. Что еще есть у дерева?(Дети продолжают: ствол).                                                                                                                     -На стволе может быть дупло. В земле у дерева… ( Дети: корни). Посмотрите на кусочек спиленного дерева или спил. (На экране спил дерева).                                                                       –С краю  на спиле кора или луб, в середине древесина. (На экране кора деревьев).                                                                                                                                                          –Как вы думаете, что это? (Ответы детей: кора).                                                                                  

-Можно по коре узнать дерево? (Ответы детей: можно).Найдите здесь березу, липу, дуб, тополь. (Дети находят деревья по коре).                                                            

-Я вам сейчас расскажу один секрет-как скопировать рисунок коры. (На экране слайд). Липкой лентой  нужно прочно прикрепить лист бумаги к стволу дерева. Натереть бумагу  восковым мелком, но при этом не порвать его. Получится  узор коры.                                                                                                  –А для  чего дереву нужна кора? Как вы думаете?  (Ответы детей: кора защищает дерево).                                                                                                                                      –От  чего она его защищает? (Дети: от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал).                                                                                                                                    –Как образуется рисунок коры? Старая корка растрескивается, а под ней постоянно образуется новая корка. Она может расти или  растягиваться, потому что состоит из мертвых клеток. А древесина, которая находится под корой растет в толщину, а затем отслаивается.                                                                 -А как узнать зимой, живое дерево или нет? (Ответы детей: взять веточку и поставить в воду). Зимой или ранней весной   у вас дома могут распуститься ветки различных деревьев. Лучше всего для этого подходят тополь, конский каштан, береза, ива. Ножницами  нужно срезать ветки. Не отламывать и их и не брать слишком много. Дома опустить ветки в банку с водой, поставить в солнечное место и терпеливо ждать, когда раскроются почки. Это может занять несколько недель. Можно зарисовать почки до и после распускания.                          Ребята, а хотите поиграть и ненадолго стать деревьями ? (Предлагаю  поиграть в подвижную  игру  «Ель, дуб, береза»).                                                                                                   Дети под музыку врассыпную бегают по  группе. По команде «Ель»   в паре берутся за руки, свободная рука имитирует еловую ветвь. Бег врассыпную по группе  под музыку. По команде «Дуб» - в паре поднимают    руки вверх, стоя лицом друг к другу. Бег по группе  врассыпную под музыку. По команде «Береза» - в паре становятся спиной друг к другу, руки внизу. Повторяю игру несколько   раз.                                                                                                                      Мы с вами долго гуляли по лесу . Пришло время возвращаться  в детский сад.                                  

                            Снова по лесной тропинке                                                                                              

                            Весело шагаем.                                                                                                                      

                            Через желуди и ветки                                                                                                

                            Ножки поднимаем.                                                                                            

(Дети идут друг за другом по группе и останавливаются). Вот мы и пришли обратно. Ребята, где в нашей группе мы можем  увидеть, как человек использует деревья в своей жизни? ( Ответы детей: в книжках, энциклопедии, в музее). Вы все правильно назвали. А сейчас садитесь, отдохнем  после нашего похода в лес, и вспомним, какие экспонаты есть в нашем музее. А помогут нам загадки и картинки- подсказки. Первая загадка:                                

                              Если я пуста бываю,                                                                                                      

                              Про тебя я забываю,                                                                                                  

                              Но когда несу еду-                                                                                                                  

                              Мимо рта я не пройду.                                                                                        

(На экране  картинки с посудой из музея).                                                                                            

-Что это, ребята? (Ответы детей: ложка). Да, в нашем музее дерева есть  деревянная  ложка. Следующая загадка:                                                                                          

                               Рядом разные подружки,                                                                                      

                               Но похожи друг на дружку.                                                                                        

                               Все они сидят друг в дружке,                                                                                  

                                А всего одна игрушка.                                                                                                  

-О чем эта загадка? (Ответы детей: эта загадка о матрешках). Правильно.                              

-И еще одна загадка:                                                                                                                                  

                                Ножек четыре,                                                                                                              

                                Шляпок одна,                                                                                                                

                                Нужен, коль станет                                                                                                    

                                Обедать семья.                                                                                              

(Ответы детей: стол). (На экране  картинка  с мебелью из музея).                                               –Отгадали, это загадка о столе. Вот сколько разных экспонатов есть в нашем музее: посуда, игрушки, мебель.                                                                                          – А где мы с вами сегодня побывали?  (Ответы детей: мы ходили в лес).                                    -Какие деревья мы видели в лесу? (Ответы детей: видели  березу, дуб, липу, тополь).                                                                                                                                                 -Что нового вы узнали о каждом из них? (Ответы детей: я узнал, что у березы кора называется береста  и из нее делали лапти). (Березовый лес называют роща).                                                                

-А что интересного вы узнали  про  дуб? (Ответы детей: что лес из дубов называется дубрава).( А лес из липы называется липняк).                                                       -Ребята, а как называют липовую кору? (Ответы  детей:  лыко. Из него тоже делают лапти).  ( А еще мы узнали, что у тополя бывает тополиный пух и у людей от него может быть аллергия).                                                                                             -Как по  другому называется расположение веток у дерева? (Ответы детей: по другому это называется крона).                                                                                                                                                           -Кусочек спиленного дерева-что это? (Ответы детей: это спил дерева).                               -Что нового вы узнали о коре дерева? (Ответы детей: мы узнали, что кора защищает дерево. Еще мы узнали, как появляется рисунок коры и как его можно нарисовать восковыми мелками).                                                                                  -А как зимой узнать, живое дерево или нет? (Ответы детей: нужно срезать у него веточки и поставить в воду и наблюдать-появятся листочки-значит дерево живое).                                                                                                                                    Вы молодцы. Запомнили сегодня много нового  и интересного о деревьях-для чего они нужны человеку и я думаю, что теперь вы еще больше будете их беречь, как бережете музейные экспонаты.  А сейчас я предлагаю вам  спеть и станцевать хоровод «Ай, да березка». (Дети исполняют хоровод «Ай, да березка»).                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".

Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"

Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...

Беседа о лесе и правилах поведения в лесу

Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...

Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"

Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»

Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...

Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»

Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...