Занятие "Деревья в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Разработано для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_derevya_i_listya.docx | 25.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «АЛЁНКА»
Конспект ООД по экологии в подготовительной группе на тему: «Деревья в лесу»
Воспитателя высшей квалификационной категории Бузовой Е.Н.
г. Гурьевск
2023г.
Задачи: Формировать представления детей о лесе, разновидностях деревьев, растущих в лиственном лесу, их внешних отличиях друг от друга. Развивать связную речь, внимание, мышление; умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Закреплять умение отгадывать загадки. Обогащать словарный запас. Воспитывать бережное отношение к природе.
Словарь: лыко, липняк, роща, дубрава, крона, кора, береста, лапти, спил.
Оборудование и материалы: презентация «Деревья и листья», ноутбук, мультимедийный экран.
Ход занятия:
«Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда-отгадайте:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.
(Ответы детей: Мы отправляемся в лес.) Да, ребята, мы с вами отправляемся в лес, чтобы вспомнить знакомые нам деревья. Пойдем пешком.
Друг за другом по тропинке
Весело шагаем.
Через кочки и пенечки ноги поднимаем. (Дети шагают друг за другом, высоко поднимая ноги и останавливаются перед экраном). Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Деревья бывают хвойные и лиственные. Самые распространенные лиственные деревья в лесу. Первое дерево на нашем пути. Отгадайте его название: В белом сарафане стала на поляне. (Ответы детей: Это береза). -Что вы знаете про березу? Какое это дерево? (Ответы детей: У березы белый ствол с черными полосками и маленькие листики. Про березку поют песни. Из березы делают веники для бани). (На экране береза). ---Правильно, ребята. У березы тонкий, прямой, белый ствол. Листья округлой формы. Лес из березы называется березовая роща. Весной у березы появляются красивые сережки. Почки и листья применяют в медицине. Люди пьют и березовый сок, собранный весной. Многие части этого дерева используются в хозяйстве: древесина, кора или береста (поверхностный слой коры). Раньше из бересты люди делали короба, корзинки, лапти. А из древесины делают шкатулки, мебель. Еще одно дерево у нас на пути. Отгадайте какое:
Стоит над кручей богатырь могучий:
Голова до тучи, плечи пораздвинул,
Руки пораскинул, пальцы узловаты,
Силы непочаты…
(Ответы детей: Это дуб). –Да, ребята, это дуб. Что вы знаете про это дерево?(Ответы детей: Дуб толстое дерево. У него плоды-желуди. Их любят белки и дикие кабаны). (На экране дуб). -Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю и поэтому ему не страшны никакие бури. Лес из дубов называется дубрава. Желуди служат хорошим кормом для животных: белок и кабанов. Из древесины дуба делают мебель.(На экране мебель из дуба). Идем дальше. Нас встречает дерево. Отгадайте, какое:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(Ответы детей: Это липа). Что вы знаете про это дерево? (Ответы детей: У липы красивые листья-сердечком и лечебные цветы. Пчелы делают липовый мед). (На экране липа). –Липа-красивая, липкая, лечебная. Липу называют «царицей лета». Цветет липа желтыми цветами. Цветок-на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Листья-сердечки и с крылышком плод-
Липа на пасеке нашей растет,
Стройная липа, тенистая липа…
В соты стекается липовый мед…
Лес из липы называется липняк, а липовую кору-лыком. Из лыка раньше плели мочалки, корзины, лапти. Из древесины липы делают мебель, сувениры, игрушки. Знаменитые матрешки сделаны из липы. А теперь идем дальше. Снова нас встречает дерево. Отгадайте, какое:
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это-
Мы от этого чихаем.
(Ответы детей: Это тополь). Что вы о нем знаете? (Ответы детей: Тополь –высокое дерево. У него бывают сережки и пух). (На экране тополь). –У тополя высокий ствол, серого цвета, овальные листья. Почки липкие, их используют в медицине. Весной на тополях появляются сережки. А в июне тополиный пух разлетается по всему лесу. Тополя служат для озеленения улиц городов. Из его древесины делают мебель, пиломатериалы, фанеру, спички и даже шпалы для железной дороги. Ребята, давайте вспомним, из чего состоит дерево.(На экране строение дерева). (Дети называют: ветки и листья). Это называется: крона. А как можно узнать дерево, если у него нет листьев? (Дети: по веткам). –Правильно, по расположению веток или кроне. Что еще есть у дерева?(Дети продолжают: ствол). -На стволе может быть дупло. В земле у дерева… ( Дети: корни). Посмотрите на кусочек спиленного дерева или спил. (На экране спил дерева). –С краю на спиле кора или луб, в середине древесина. (На экране кора деревьев). –Как вы думаете, что это? (Ответы детей: кора).
-Можно по коре узнать дерево? (Ответы детей: можно).Найдите здесь березу, липу, дуб, тополь. (Дети находят деревья по коре).
-Я вам сейчас расскажу один секрет-как скопировать рисунок коры. (На экране слайд). Липкой лентой нужно прочно прикрепить лист бумаги к стволу дерева. Натереть бумагу восковым мелком, но при этом не порвать его. Получится узор коры. –А для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Ответы детей: кора защищает дерево). –От чего она его защищает? (Дети: от солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал). –Как образуется рисунок коры? Старая корка растрескивается, а под ней постоянно образуется новая корка. Она может расти или растягиваться, потому что состоит из мертвых клеток. А древесина, которая находится под корой растет в толщину, а затем отслаивается. -А как узнать зимой, живое дерево или нет? (Ответы детей: взять веточку и поставить в воду). Зимой или ранней весной у вас дома могут распуститься ветки различных деревьев. Лучше всего для этого подходят тополь, конский каштан, береза, ива. Ножницами нужно срезать ветки. Не отламывать и их и не брать слишком много. Дома опустить ветки в банку с водой, поставить в солнечное место и терпеливо ждать, когда раскроются почки. Это может занять несколько недель. Можно зарисовать почки до и после распускания. Ребята, а хотите поиграть и ненадолго стать деревьями ? (Предлагаю поиграть в подвижную игру «Ель, дуб, береза»). Дети под музыку врассыпную бегают по группе. По команде «Ель» в паре берутся за руки, свободная рука имитирует еловую ветвь. Бег врассыпную по группе под музыку. По команде «Дуб» - в паре поднимают руки вверх, стоя лицом друг к другу. Бег по группе врассыпную под музыку. По команде «Береза» - в паре становятся спиной друг к другу, руки внизу. Повторяю игру несколько раз. Мы с вами долго гуляли по лесу . Пришло время возвращаться в детский сад.
Снова по лесной тропинке
Весело шагаем.
Через желуди и ветки
Ножки поднимаем.
(Дети идут друг за другом по группе и останавливаются). Вот мы и пришли обратно. Ребята, где в нашей группе мы можем увидеть, как человек использует деревья в своей жизни? ( Ответы детей: в книжках, энциклопедии, в музее). Вы все правильно назвали. А сейчас садитесь, отдохнем после нашего похода в лес, и вспомним, какие экспонаты есть в нашем музее. А помогут нам загадки и картинки- подсказки. Первая загадка:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду-
Мимо рта я не пройду.
(На экране картинки с посудой из музея).
-Что это, ребята? (Ответы детей: ложка). Да, в нашем музее дерева есть деревянная ложка. Следующая загадка:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
-О чем эта загадка? (Ответы детей: эта загадка о матрешках). Правильно.
-И еще одна загадка:
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья.
(Ответы детей: стол). (На экране картинка с мебелью из музея). –Отгадали, это загадка о столе. Вот сколько разных экспонатов есть в нашем музее: посуда, игрушки, мебель. – А где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей: мы ходили в лес). -Какие деревья мы видели в лесу? (Ответы детей: видели березу, дуб, липу, тополь). -Что нового вы узнали о каждом из них? (Ответы детей: я узнал, что у березы кора называется береста и из нее делали лапти). (Березовый лес называют роща).
-А что интересного вы узнали про дуб? (Ответы детей: что лес из дубов называется дубрава).( А лес из липы называется липняк). -Ребята, а как называют липовую кору? (Ответы детей: лыко. Из него тоже делают лапти). ( А еще мы узнали, что у тополя бывает тополиный пух и у людей от него может быть аллергия). -Как по другому называется расположение веток у дерева? (Ответы детей: по другому это называется крона). -Кусочек спиленного дерева-что это? (Ответы детей: это спил дерева). -Что нового вы узнали о коре дерева? (Ответы детей: мы узнали, что кора защищает дерево. Еще мы узнали, как появляется рисунок коры и как его можно нарисовать восковыми мелками). -А как зимой узнать, живое дерево или нет? (Ответы детей: нужно срезать у него веточки и поставить в воду и наблюдать-появятся листочки-значит дерево живое). Вы молодцы. Запомнили сегодня много нового и интересного о деревьях-для чего они нужны человеку и я думаю, что теперь вы еще больше будете их беречь, как бережете музейные экспонаты. А сейчас я предлагаю вам спеть и станцевать хоровод «Ай, да березка». (Дети исполняют хоровод «Ай, да березка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект "Лес - это богатство. Правила поведения в лесу" Рисование на тему "Что я видел в лесу".
Данный материал помогает систематезировать знания детей о лесе и его жителях....
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области "Познание" "Что растёт в лесу?" Кто растёт в лесу?"
Цель: Уточнить представления о лесе как о сообществе, в котором живут растения (деревья, кусты, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать простейшие причинно...
Беседа о лесе и правилах поведения в лесу
Материал об обитателях леса:деревьях,насекомых,птицах,зверях,,грибах,ягодах,растущих в лесу и бережном отношении к ним,о правилах поведения в лесу....
Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"
Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...
Природоведческая акция "В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!"
Цель акции важна и благородна: привлечение внимания населения и, в первую очередь, дошкольников, к проблеме вырубки ёлок в канун Нового года....
Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка - и пусть в лесу живёт!»
Двухнедельный праздник не стоит целой жизни замечательного дерева...
Природоведческая акция «В лесу родилась ёлочка – и пусть в лесу живёт!»
Перед Новым годом люди, как правило, украшают свое жилище. Новогодние ели – главные фавориты зимнего праздника. Мы должны призывать сберечь хвойные деревья от массовой вырубки и провести природоохранн...