Мастер-класс "Волшебница водичка"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Цель: продемонстрировать возможные способы экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.
2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с педагогами и родителями.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с водой.
Ход мастер-класса
Здравствуйте уважаемые коллеги. Мы очень рады приветствовать Вас в нашем детском саду.
Детство — неповторимый этап в развитии личности. Полноценной и насыщенной жизнь ребёнка будет в том случае, если, чувствуя себя активным деятелем, открывая что-то новое, он будет приобщаться к опыту взрослых. Знание, добытое самостоятельно, всегда является осознанным и прочным, недаром китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
И конечно, детское экспериментирование позволяет детям чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы о результатах опыта и эксперимента.
Давайте познакомимся.
Приветствие «В имени моём»
Цель: Знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности. Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т.д., начинающееся на ту же букву, что и имя
Начну я. Меня зовут Полина. Качество моей личности — понимающая.
Участники поочерёдно представляются.
Загадка:
Звучит аудио – запись журчания воды.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Меня льют, меня пьют.
Всем нужна я,
Кто я такая?( Вода)
Е. Соколова
Вы правильно отгадали. Сегодня мы будем экспериментировать с водой.
Приглашаю вас в лабораторию.
Практическая часть:
Опыт № 1«Потечет не потечет?»
Оборудование:
1.стакан
2.картон
3. вода
«Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим.
Наполняем стакан водой не полностью, вырезаем бумагу, кладем сверху на стакан и аккуратно переворачиваем стакан придерживая картон. Убедитесь, что между картоном и стаканом нет зазоров. Уберите руку и посмотрите, что будет.
Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!
Объяснение: «Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».
Опыт № 2 «Цветные пузыри»
Оборудование: для этого опыта нам понадобится пластиковая бутылка, подсолнечное масло, вода, пищевые красители (краски для пасхальных яиц).
Наполните бутылку водой и подсолнечным маслом в равном соотношении, при этом треть бутылки оставьте пустой. Добавьте немного пищевого красителя и плотно закройте крышку.
Вы будете с удивлением наблюдать, что жидкости не смешиваются — вода остается на дне и окрашивается, а масло поднимается наверх, потому что его структура менее тяжелая и плотная. А теперь попробуйте встряхнуть нашу волшебную бутылку — через несколько секунд все вернется на круги своя.
Опыт № 4 «Чудеса в мандариновой кожуре»
Цель: Доказать, что в кожуре мандарина есть воздух.
Оборудование:
1. 2 мандарина.
2. миска с водой.
Один мандарин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй мандарин и положим его в воду. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
Объяснение:
Оказывается, в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Опыт № 5 «С пресной и соленой водой»
Материал: немного земли, 2 стакана с водой, 2 чайные ложки соли.
Насыпьте одинаковое количество земли в 2 стакана. Наполните их водой.
В один из стаканов добавьте 2 чайные ложки соли. Хорошо перемешайте.
Дайте воде отстояться.
В стакане с соленой водой земля осядет на дно за несколько минут, и вода станет прозрачной. В пресной воде частицы грунта останутся во взвешенном состоянии.
Этот опыт показывает, как соленая вода ускоряет выпадение осадков содержащихся в ней.
Теперь я знаю почему в море такая прозрачная вода
ОПЫТ №6 «Разноцветная вода»
Материалы: Стаканы, гуашь, растительное масло, спирт.
Чтобы все эффектней смотрелось, жидкость покрасить в разные цвета. Сделать 2-3 заготовки разноцветной воды. налить на дно банки воду одного цвета. Потом аккуратно, по стенке с разных сторон залить растительное масло. Поверх его залить воду, смешанную со спиртом.
Объяснение: Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ. Поэтому слои жидкостей чередуются друг с другом и не смешиваются.
ОПЫТ № 5 «Дырявый пакет»
Материалы: полиэтиленовый пакет (не дырявый), остро наточенные карандаши, вода.
Описание опыта: наполним полиэтиленовый пакет водой из - под крана. Для удобства завяжем его. Наполненный водой пакет аккуратно проткнем карандашами насквозь. Делать это лучше над ванной или тазиком. Пакет удерживает воду, хотя его проткнули не один и не два раза…
Объяснение: пакет сделан из полиэтилена, который очень эластичен. Когда мы протыкаем пакет карандашом, полиэтилен легко растягивается и как-бы обволакивает карандаши, не давая воде проникнуть через отверстия.
Опыт № 6 «Фонтан»
Материалы: пластиковая бутылка, скотч.
Сделать отверстия в боковых стенках на расстоянии 5-7см от дна пластмассовой бутылки. Заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды, закрыть крышкой. Над большой емкостью аккуратно снимаем скотч и медленно открываем крышку. Что видим? Маленькое чудо. Если крышка закрыта, вода не выливается через отверстия в бутылке. Когда раскрываем крышку – “просыпается” фонтан.
Объяснение: когда раскрываем крышку, на поверхность воды в бутылке с большей силой давит воздух, поэтому вода начинает вытекать через отверстия.
Обратить внимание детей на практическое применение “фонтана” - можно таким способом сделать умывальник на даче.
Опыт № 7«Мини-торнадо»
Оборудование:
1.две пластиковые бутылки (1л. или 1.5 л)
2.вода
3.скотч
Заполняем одну из бутылок водой. Скотчем скрепляем две бутылки горлышками вместе. Заполненную водой бутылку переворачиваем вверх. Раскручиваем бутылку с водой круговыми движениями и наблюдаем интересное явление торнадо.
Объяснение: Когда мы раскручиваем бутылку, внутри нее образуется водоворот: сила тяжести заставляет воду опускаться, а вращение приводит к движению воды по спирали. За счет возникновения водяного вихря воздуху становиться легче подняться и поэтому вода выливается быстрее, чем если бы водоворота не было.
Вопрос - Подумайте и скажите: «Что развивают у детей игры – эксперименты?»
Есть одна притча: «В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну ладони. Если скажет «нет» - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: «Все в твоих руках». В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим детям, достигнут ли они соответственных высот или они останутся нераскрытыми.
Рефлексия: «Капелька»
Всем присутствующим предлагают прикрепить магнитом на магнитную доску силуэт грустной капельки (если мастер-класс был неинтересен), веселой капельки (если мастер-класс был интересен и информативен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»
В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...
Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»
Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...
Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья" КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...
Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.
План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....
"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)
В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...
Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде
Ознакомление с окружающим миром.Экспериментирование с водой. «Водичка, водичка. кораблики в воде«Знакомство со свойствами воды» Цель: знакомство детей со свойствами воды.Задачи: -выя...