дидактические игры по окружающему миру
картотека по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
(ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)
вторая младшая группа
Воспитатель: Канина О.Н.
1. «Где спрятался зайчик!»
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Содержание.
Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.
Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
2. «Где растет?»
Цель: формировать умение детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Содержание.
Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, которые не участвуют в бригадах проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
3. «Наши друзья»
Цель: расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных (попугай, рыбки аквариумные, попугайчики, хомячок, черепахи и тр.) Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма…
Содержание.
Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
4. «Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию, группировать растения по виду.
Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Содержание.
Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый, а за тем можно по считалке), остальные дети
покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
5. «Почтальон принес посылку»
Цель: формировать и представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Содержание.
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
6. «Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Материал: мяч.
Содержание.
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
7. «Чудесный мешочек»
Цель: формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Содержание.
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
8. «Что сначала, что потом?»
Цель: формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).
Материал: карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).
Содержание.
Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.
9. Магазин «Семена»
Цель: развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.
Материал. Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.
Содержание.
Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).
10. «Все по домам!»
Цель: формировать и закреплять знания детей разных растений (деревьев, кустов), по форме их листьев (по плодам, семенам). Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Содержание.
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Воспитатель предлагает отправиться в поход. Детям раздаются листья (плоды, семена) разных растений (кустов, деревьев). Дети делятся на отряды. Воспитатель предлагает представить, что у каждого отряда стоит палатка под каким-либо деревом или кустом. Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Пошел дождь. Все по домам!», дети бегут к своим «палаткам». Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, которому они подбежали.
11. «Собери грибы в лукошко»
Цель: развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.
Материалы: плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами (съедобными, не съедобными).
Содержание.
Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).
12. «С какой ветки детки»
Цель: развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.
Материал: засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).
Содержание.
Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться, желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют, по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.
13. «Когда это бывает?»
Цель: уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.
Материал: большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.
Содержание.
Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.
14. «Угадай по описанию»
Цель: развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.).
Материал: карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.
Содержание.
Карточки раздаются детям. Задача: не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.
15. «Рассели животных по домам»
Цель: развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.
Материал: фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.
Содержание.
На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разными животными, птицами, и т.д. Дети называют свое животное, где оно живет, и ставят его около нужной природной зоны на фланелеграф.
16. «Путешествие под водой»
Цель: развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.
Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.
Содержание.
Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.
17. «Четвертый лишний»
Цель: уточнять и закреплять знания детей о классификации разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.
Материал: карточки с разнообразными объектами.
Содержание.
Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор. Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.
18. «Зоопарк»
Цель: формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.
Содержание.
Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.
19. «Соберем урожай»
Цель: развивать знания детей об овощах, фруктах и ягодах, их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).
Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.
Содержание.
В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью.
Условие: можно переносить только по одному предмету.
20. «Овощехранилище»
Цель: развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.
Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.
Содержание.
У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.
Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная дидактическая игра по окружающему миру "Животные леса"
I. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе- Тема пособия: «Животные леса»- Возраст целевой...
Дидактическая игра по окружающему миру для детей 5-6 лет и родителей "Профессии бывают разные"
Закрепление у детей представлений о мире профессий. ...
Дидактическая игра по окружающему миру «ЧТО НАС ОКРУЖАЕТ» (для детей 5-7 лет)
Игра закрепляет знания детей о многообразии объектов и явлений окружающего мира....
Дидактические игры по окружающему миру для детей 5-6 лет
Дидактические игры направленные на расширение и закрепление знаний детей об окружающем мире....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА по окружающему миру "Что сажают в огороде, что в саду, а что на поле?"
Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам ( по месту их произрастания, по способу применения, по цвету, по форме и т.д.)...
Дидактическая игра по окружающему миру "Какой бывает транспорт".
Очень познавательная и увлекательная игра...
Авторская дидактическая игра по окружающему миру "Спасайка"
Авторская дидактическая игра по окружающему миру "Спасайка"Автор: Долгова Светлана АлександровнаЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: Формирование у детей сознательного отношения к окружающей природной сред...