Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы
картотека по окружающему миру (старшая группа)
В картотеке собраны опыты и эксперименты для детей старшего дошкольного возраста по темам "Песок и глина","Свет и тень", "Вода", "Снег и лед", "Растения", "Магнит", "Сила притяжения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opytov_i_eksperimentov_v_starshey_gruppe.docx | 37.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе
Сентябрь
Тема «Песок»
«Рассматривание песка через лупу»
Цель. Определение формы песчинок. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
Ход. Из чего состоит песок?
Из очень мелких зернышек – песчинок. Они круглые, полупрозрачные. В песке каждая песчинка лежит отдельно, не прилипает к другим песчинкам.
«Песчаный конус»
Цель: познакомить со свойством песка – сыпучестью. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход. Взять горсть сухого песка и выпустить его струйкой так, чтобы он падал в одно место.
Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок в одном месте, то в другом возникает движение песка, похожее на течение.
Вывод. Песок – сыпучий материал.
«Свойства мокрого песка»
Цель: познакомить со свойствами песка. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, формочки.
Ход. Засыпать сухой песок в формочку и перевернуть, что получится? Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.
Вывод. Мокрый песок может принимать любую форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и они слипаются.
«Песок и глина»
Цель: формировать знания о водопроницаемости песка и водонепроницаемости глины.
Материал: 2 баночки, песок, глина, вода
Ход. Подготовить две банки: одну – с песком, другую – с глиной. Налить в банки одинаковое количество воды. Выяснить, почему вода сразу прошла через песок и не прошла через глину.
Вывод. Глина более плотная, чем песок, поэтому вода медленно просачивается сквозь нее.
«Песочные часы»
Цель: закреплять с детьми свойства песка.
Материал: две бутылки, песок
Возьмите две одинаковые пластиковые бутылки. Склейте крышки плоскими сторонами скотчем. Середину обеих пробок пробейте тонким гвоздем, чтобы получилось небольшое сквозное отверстие.
Затем насыпьте в бутылку сухого, лучше просеянного песка. Соедините бутылки пробками. Часы готовы. Осталось только по часам определить, за какое время пересыплется песок из одной бутылки в другую. Добавьте или отсыпьте песок в таком количестве, чтобы часы показывали удобное для вас время: 5 минут или 15.
Октябрь
Тема «Свет и тень»
«Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы.
Ход. Повесить выстиранное кукольное белье на солнечном участке и в тени, понаблюдать, где быстрее оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада на солнечной стороне и теневой стороне.
Вывод. Солнце нагревает и высушивает предметы быстрее.
«Уличные тени»
Цель: показать детям, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установления причинно-следственных связей, умение делать вывод.
Ход. Рассматривание теней от разных предметов. Когда появляется тень? (когда есть источник света). Что такое тень? Почему она образуется? (это темное пятно, она образуется тогда, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее)
Вывод. Тень появляется при наличии света и предмета; очертание предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень, чем прозрачней предмет, тем тень светлее.
«Как образуется тень»
Цель. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Ход. 1)Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.
2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.
Вывод. Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света
Встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.
Ноябрь
Тема «Вода»
«Свойства воды»
Цель: закреплять знания о свойствах воды.
Ход. Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему?
Вывод. Вода – прозрачная, молоко – нет.
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках молочная речка с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких речках? (Нет! Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения) Если не будет растений – не будет рыб и других животных, потому что им тоже нужна прозрачная вода, чистая.
Вывод. Водоемы нельзя загрязнять.
«Состав воды»
Цель: познакомить с составом воды; развивать смекалку, любознательность. Ход. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород). Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что произошло? Образовалось большое количество пузырьков.
Вывод. В состав воды входит кислород; он виден в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков становится больше. Кислород нужен всем, кто живет в воде.
«Свойства воды»
Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Ход. Имеет ли вода форму? В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вспомнить, где и как разливаются лужи? Предложить детям перелить воду из сосуда в сосуд.
Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
«Чем пахнет вода?»
Цель: выявить имеет ли вода запах.
Ход. Предложить детям три стакана воды – чистую воду, с каплей валерианы и с каплей лимона.
Вывод. Вода начинает пахнуть тем веществом, которое в нее попало.
«Вкус воды»
Цель: выяснить, имеет ли вкус вода.
Ход. Предложить детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Вкусная ли она? Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет ее и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса ее не чувствует.
Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?
Вывод. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
«Вода – растворитель. Очищение воды»
Цель: выявление веществ, которые растворяются в воде; ознакомление со способом очистки воды – фильтрованием.
Ход. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Затем пробуют отфильтровать воду с помощью марли, ваты, сетки.
Вывод. Вода растворяет различные вещества, загрязненную воду можно отфильтровать.
«Прятки»
Цель: углублять знание свойств и качеств воды; развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: две баночки с водой (первая – с прозрачной, вторая – с подкрашенной водой, камешки, салфетка из ткани.
Ход. Что вы видите в баночках? Какого цвета вода?
Хотите поиграть с камешками в прятки? В баночку с прозрачной водой дети опускают камешек, наблюдают за ним (он тяжёлый, опустился на дно).
Почему камешек видно? (вода прозрачная)
Дети опускают камешек в подкрашенную воду. Что происходит? (камешка не видно – вода подкрашена, не прозрачная).
Вывод. В прозрачной воде предметы хорошо видны; в непрозрачной – не видны.
«В какую бутылку нальется быстрее вода?»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
Ход. Какую песенку поет вода?
Дети: Буль, буль, буль.
Послушаем сразу две песенки, какая из них лучше?
Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.
Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)
«Что бывает с паром при охлаждении?»
Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Ход. Предложить детям потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.
Вывод. Пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Во время прогулки при морозе воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки деревца или кустарника, открывает крышку и наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.»
«Путешествие Капельки»
Цель: формирование знаний о круговороте воды в природе, объяснение причины выпадения осадков в виде дождя и снега.
Ход. Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло и, подержав некоторое время, дети смотрят, что произошло со стеклом.
Вывод. Пар превратился в воду. Пар – это газообразное состояние воды. Вода выкипает, в чайнике ее стало меньше, т. к. в виде пара она улетучилась
Во время прогулок провести наблюдения за испарением воды из лужи.
Часть впиталась в землю, часть в виде невидимого пара поднялась к облакам, спустя время, в виде осадков выпадет на землю.
«Дождевые облака»
Цель: дать понятие, что облака – это скопившаяся в воздухе влага, которая в определенный момент может пролиться дождем или другими осадками.
Оборудование: банка, пена для бритья, вода, гуашь.
Ход. В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду. Понаблюдайте, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Вывод. Сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
«Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Ход. Воспитатель вместе с детьми опускает в воду предметы, сделанные из разных материалов (деревянные брусочки, палочки, металлические пластины, бумажные кораблики). Понаблюдать, какие предметы тонут, а какие остаются на плаву.
Вывод. Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Декабрь
Тема «Вода, снег и лед»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход. Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод. Рыхлый снег растает первым, затем растает утрамбованный снег, лед растает последним.
«Таяние снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход. Набрать на прогулке вместе с детьми снег в стеклянную баночку. Принести в группу и поставить в теплое место. Снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Вывод. Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход. Поместить баночки с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег. Зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за состоянием воды в баночках.
Вывод. Чем глубже будет находиться баночка в снегу, тем теплее будет вода. Корням под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
«Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход. Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
«Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход. В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод. Предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
Январь
Тема «Воздух – невидимка»
«Как обнаружить воздух?»
Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.
Ход 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.
2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.
Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.
3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.
«Воздух невидим»
Цель: познакомить со свойствами воздуха – не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.
Ход. Воспитатель предлагает взять (последовательно) ароматизированные, салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.
«Движение воздуха»
Цель: показать, что можно почувствовать движение воздуха. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Ход. Предложить детям помахать рукой у лица. Каково ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали?
Вывод: воздух не невидимка, его движение можно почувствовать, обмахивая лицо.
« Буря»
Цель: доказать, что ветер это движение воздуха. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).
Ход. Дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкость с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие корабли тоже движутся благодаря ветру. Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?
Вывод: Ветер – это движение воздуха.
Февраль
Тема «Растения»
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материалы: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Ход. Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «сквозь лист» в следующей последовательности: а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см; б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой; в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином; г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Вывод: воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
«Что нужно для питания растения?»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Материалы: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.
Ход. Педагог предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Вывод: без света питание растений не происходит.
«Как влияет солнце на растения»
Цель: установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.
Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?
2) Убрать колпак с растений. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.
3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?
Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофилл, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.
«Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Ход: Дать детям по одному «летающему» семени и одному «не летающему». Предложить поднять руки как можно выше и одновременно выпустить оба семени из рук (например: фасоль и семена клена).
Вывод. Семена имеют различные приспособления для полета, ветер помогает семенам перемещаться.
«Потребность растений в воде»
Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход. Из букета выбрать один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнить цветок, оставшийся без воды, и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему цветок вянет?
Вывод. Вода необходима растениям, без нее они погибают.
«Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Ход: срезанную ромашку помещают в воду, подкрашенную чернилами или краской. Через несколько дней разрезают стебель и видят, что он окрасился. Расщепляют стебель вдоль и проверяют, на какую высоту поднялась подкрашенная вода за время эксперимента. Чем дольше простоит растение в красителе, тем выше окрашенная вода поднимется.
Вывод. Вода поднимается вверх по растению от корня.
«На свету и в темноте»
Цель: подвести детей к выводу о необходимости света для растений.
Ход. Два одинаковых растения поместить одно в тёмное, другое в светлое место. Наблюдать за ростом и развитием растений, сравнивать.
Вывод. Растение, которое растет на свету, выглядит здоровым, красивым.
Следовательно, свет необходим для развития растений.
«В тепле и в холоде»
Цель. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений.
Ход. Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно в тёплое место, другое – в холодное. Наблюдать за их ростом и развитием.
Вывод. Замедляется рост и развитие растения, которое растет в холодном месте.
«Вода – это хорошо или плохо?»
Цель. Формировать представления о разной потребности растений во влаге.
Ход. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку. Через время отметить, что фиалка, кактус стали выглядеть хуже от обильного полива.
Вывод. Полив зависит от потребности растения в воде.
«Лабиринт»
Цель. Формировать знания о том, как растение ищет свет.
Ход. Поместить пророщенные клубни картофеля в коробку-лабиринт с отверстием для света.
Вывод. Растение проходит по лабиринту и тянется к свету.
Март
Тема «Магнит»
«Волшебная рукавичка»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы и оборудование: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.
Ход. Педагог демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет "почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему (в рукавичке есть «что-то», что не дает упасть металлическим
предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его.
«Когда магнит вреден»
Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.
Материал: Компас, магнит.
Ход. Дети высказывают свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение? Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.
Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильнодействующему на нее по сравнению с Землей. Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.
Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас).
Расскажите детям (можно это сделать от имени Почемучки) о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.
Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться. Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется. Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет, после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.
Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.
Пусть дети вспомнят и расскажут Почемучке о том, как «защититься» от магнита (с помощью стального экрана, магнитного якоря).
«Волшебный театр»
Цель: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.
Материалы и оборудование: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки, сделанные из легкого картона (конусные) с закрепленными внутри металлическими пластинками.
Ход. Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнита. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи, пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делают вывод о том, какие предметы могут притягиваться (только металлические). Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита (фигурки не притягиваются).
«Мы — фокусники»
Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Материалы и оборудование: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Ход. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что-то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).
Апрель
«Солнечные зайчики»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет и изображение предмета. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
Ход. В солнечный день дети рассматривают «солнечный зайчик». Как он получается? (Свет отражается от зеркала). Что произойдет, если в том месте на стене, куда попал «солнечный зайчик», поставить еще одно зеркало? (Он отразится еще раз).
«Разноцветные огоньки»
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный луч?
Материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.
Ход. Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал
Утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней — в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой и основы, держат перед зеркалом лист бумаги, другой — слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма — это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета — спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.)Воспитатель предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке. Дети уточняют, что вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.
«Радуга»
Цель: познакомить с радугой как природным явлением. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
«Свет имеет много цветов»
Цель: на примере призмы и фонарика показать, как образуется радуга, развивать познавательный интерес.
Материал: призма, фонарик.
Ход. Включить фонарик. Держите призму в руке напротив фонарика. Мы видим разные цвета света, выходящие из призмы. Если внимательно присмотреться, то можно заметить следующие цвета: красный, оранжевый,
Желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Эти цвета образуют «спектр».
Вывод. Свет состоит из семи цветом, когда пучок белого цвета проходит через призму. Все цвета преломляются и становятся видимыми. Радуга образуется по такому же принципу: капли воды в воздухе выступают в роли призмы.
Май
Тема «Вес, притяжение»
«Легкий — тяжелый»
Цели: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые).
Материалы и оборудование: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («тяжелый», «легкий»).
Ход. Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, которые каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:
игрушки из одного материала, но разные по размеру. Педагог спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;
игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Воспитатель спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;
игрушки одного размера из разных материалов. Воспитатель выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.
Затем педагог предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое — Гена? Педагог проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержание ведерок.
Потом выясняется, что Крокодил Гена и Чебурашка переезжают на новую квартиру. Дети определяют, кто из них какие предметы будет переносить: группируют предметы по признаку «легкий — тяжелый» с учетом размера и материала.
«Угадай - ка»
Цель: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Материалы и оборудование: предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.
Ход. Дети рассматривают пары предметов, выясняют, чем они похожи и чем отличаются (это мячи, немного отличающиеся друг от друга по размеру). Взрослый предлагает детям поиграть в «Угадайку» — поместить все игрушки в коробочку и, вынимая по одной, определить на ощупь, какая это игрушка — большая или маленькая. Далее предметы помещают в один мешочек. Взрослый предлагает достать тяжелый или легкий предмет и выясняет, как догадались (если большой предмет, то он тяжелый, а если маленький — легкий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр-экспериментов для детей старшего возраста.
Картотека игр-экспериментов - хорошая помощь в формировании познавательной активности детей ....
Картотека игр-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста
"Что такое лупа? А можно ли сделать ее самому? Как выйти сухим их воды? Можно ли склеить бумагу водой?" - какое множество вопросов возникает у ребенка. Вы хотите узнать ответы вместе с ним? Тогда чита...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.
Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы.
В картотеки представленны опыты и эксперименты с тазными материалами....
Картотека игр-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен воспитателям для организации познавательно-исследовательской деятельности....
Картотека игр и экспериментов для детей старшей группы
Картотека игр и эксперементов для детей старшей группы...
Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы
Картотека опытов и экспериментов для детей старшей группы...