Краткосрочный проект "Спят ли муравьи зимой?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
ОГРН 1025002876986, ИНН/КПП 5024044817 502401001
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ГДЕ ЗИМУЮТ МУРАВЬИ?»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории Безрукова Вера Владимировна
Авторы: Безрукова Вера Владимировна
Место работы: МБДОУ детский сад 17 (5 корпус)
Срок реализации: 10 октября -22 октября 2024г.
Описание материала:
Проект для детей 6 – 7 лет по теме «Где зимуют муравьи?».
Этот проект направлен на расширение кругозора детей о пользе и вреде муравьев, развитию поисковой деятельности, воспитанию бережного отношения к природе.
Продолжительность проекта: 2 недели (с 10 октября июля по 5 ноября)
Участники проекта:
- дети подготовительной группы
- воспитатель Безрукова В.В.
- родители воспитанников.
Актуальность проблемы.
В нашей группе появилась муравьиная ферма. Дети с интересом наблюдают за ними, начиная с самого утра, кормят их специальным кормом и раз в неделю поют водичкой. И однажды утром у одного ребенка возник вопрос: а уходят ли муравьи зимой в спячку? Отсюда и появилась актуальность нашего проекта. Мы найдем на него ответ вместе с детьми, изучая литературу, просмотр познавательных презентаций и обратимся к интернет источникам.
В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку и нашли вопрос на ответ, который еще не изучен для детей нашей 10 группы.
Цель проекта: расширить знания детей о муравьях, получить информацию о зимовке у муравьев.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения.
2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
- Развитие познавательной активности, любознательности
Для педагогов:
- Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
- Создание условий для проявления воображения
Для родителей:
Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» , создание рисунков по теме «Муравьи»
Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей
Основные направления реализации проекта по образовательным областям:
Познавательное развитие
- Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
- Познавательные беседы по теме.
Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
- Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».
- Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»
Социально-коммуникативное развитие
- Ситуативная беседа по теме
- Устные сообщения детей о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- - Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
- - Игры по сюжетам мультфильмов (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
- Просмотр презентации «Муравей в муравейнике»
Задачи: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни муравьев.ПР/РР/
Художественное - эстетическое развитие
- Лепка на тему «Муравей» (см. приложение № 1).
- Коллективная работа аппликация с использованием смешенной техники «Муравейник»
Чтение художественной литературы
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.
К. Ушинский «Капустная белянка»
В. Бианки «Муравейник зашевелился»
Н. Сладков «Муравей и сороконожка»
«Сказка о лягушке и муравьях»
Л. Н. Толстой «О муравьях»
И. Соколов-Микитов «Муравьи»
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Н. Гали «Муравьиные истории»
А.В. Митяев «Муравей и космонавт»
В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»
физическое развитие
- подвижные игры «Медведь и пчелы», «Муравьи и муравейник», «Муравей и дождик»
- Гимнастика для глаз «Стрекоза»
- Релаксация под звуки природы
Безопасность
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу».
Сотрудничество с семьёй:
- Мультипликационный мультфильм к сказке «Лягушка и муравьи».
Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста медиаграмотностью, которая позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. - Устное фольклорное творчество по придумыванию семейных частушек про муравьев
- Наблюдение за муравьями с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.
Итоговый продукт проектной деятельности:
Создание книги о муравьях «Зима у муравьев».
Цель: формировать оценочное отношения к миру, понимание причинно-следственных связей, на примере изученной литературы и интернет источников.
Результаты реализации проекта:
Участие детей и родителей в проекте позволило сформировать представления о том, кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какова его роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Муравьи умеют строить, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
А родители, участвуя в реализации проекта, стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Литература
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
- Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
- Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.
- Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
- Источник интернет: vsezagadki.ru
- Источник интернет: domnagorke.ru
- Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
- Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
- Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
Приложение № 1
Конспект занятия по лепки «Муравьи».
Цель:
Образовательная.
- Продолжать знакомить детей с техникой создания образов из пластилина.
- Учить лепить мелких насекомых, передовая характерные особенности строения и окраски.
- Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей при созданиях образа муравья.
Развивающая.
- Развивать творческие способности детей;
- Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательная:
- Воспитывать любовь и интерес к природе.
- Воспитывать интерес к художественному творчеству.
- Воспитывать самостоятельность.
Предварительная работа:
1. Беседа о муравьях.
2. Рассматривание картин, иллюстраций, открыток по данной теме.
3. Прослушивание стихотворений, загадок о муравьях.
4. Просмотр презентаций на тему «Удивительный мир муравья»
Оборудование:
Пластилин, дощечки, стеки, салфетки, бисер, проволока, палочки.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент
Дети сидят за столами. На столах у каждого ребёнка пластилин, дощечка, стеки, салфетки. В лоточках дополнительный материал: бисер, проволока, палочки, бусы. Макет леса с муравейником и озера с лягушкой.
2. Актуализация знаний
Беседа.
- Ребята, вчера мы с вами читали сказку, как она называется?
- О чем говориться в этой сказки, какие герой были в ней?
- Ребята, скажите, вам сказка понравилась? Мне она очень понравилась. Я предлагаю вам превратиться в мультипликаторов, и самим создать мультфильм по этой сказке, и называться он будет «Муравьи и лягушка». Вы согласны? У меня уже есть макет к сказке, но вот беда, героев сказки нет. Что делать, как вы думаете?
(Дети: сделать, слепить героев к сказке)
Воспитатель: Как вы думаете, кто работает над созданием мультфильма?
(Дети: над создание мультфильма работают люди, которых называют мультипликаторами)
Воспитатель: Правильно, героев для мультфильмов делают мультипликаторы. И я вам сегодня предлагаю стать мультипликаторами и слепить дружную семью муравья.
Для этого нам понадобится материал, из которого мы будем делать наших героев мультфильма.
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала можно изготовить героев к мультфильму.
( Дети: из пластилина)
Воспитатель: Я согласна с вами, что нам нужен был пластилин, из которого мы будем лепить муравьёв. Но какого цвета нам нужно будет взять пластилин? Почему?
(Дети: пластилин нам нужен чёрного и коричневого цвета, потому что в природе есть черные и коричневые муравьи)
3. Новая тема.
Объяснение последовательности выполнения лепки
Воспитатель: Вначале отделяем от общего комочка небольшую часть пластилина, из него мы будем лепить туловище муравья.
Нам нужно из этого комочка пластилина скатать конус и разделить его на части, чтобы голова была поменьше, а брюшко оказалось самым большим. Затем обращает внимание на то, что и брюшко у муравья тоже состоит из дух частей (маленькой и большой части).
Обратите внимание на столе стоят подносы с дополнительных материалов – бисером, бусами, проволокой и мелкими палочками. Как вы думаете для чего мы это можем использовать в своей работе?
Правильно, из бисера мы можем сделать нашему муравью глаза, из проволоки– усики, из палочек – ножки.
Практическая самостоятельная работа детей.
Воспитатель контролирует правильное выполнение работы
Физкультминутка
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
Коллективная работа
Коллективное оформление композиции.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные и забавные муравьи у нас получились.
Дети расселяют своих муравьёв на макете возле муравейника, на дорожках и возле озера с лягушкой.
3. Рефлексия
Молодцы, ребята! Какими разными получились ваши муравьи. Дети вместе с воспитателем размещают муравьёв на макете. Обговаривают как будут двигаться муравьи при съемке мультфильма.
Приложение № 3
Безусловно, самые яркие представления, остающиеся в памяти на всю жизнь, получаются в детстве. Зная это, мы в своем детском саду пытаемся всячески разнообразить, подать как можно красочнее и ярче материалы. Лето в разгаре, а значит пришло время для изучения насекомых, ведь только в это время их можно изучать не только по картинкам и макетам, но и воочию наблюдать за ними на прогулке. На тематической неделе "Удивительный мир - муравьев", мы поручили родителям совместно с детьми найти, по их мнению, самые интересные экологические сказки. Было предложено большое количество экологических сказок. Но одна сказка детям понравилась больше всех «Лягушка и муравьи»..
Приложения № 4
Частушки:
1. Вы послушайте частушки
Про весёлых муравьёв
Встретить можно нас в лесочке
Среди ёлок и берёз
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки
2. В муравейнике большом
Очень дружно мы живём
Каждый знает своё дело и справляется умело
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки
3. Как известно муравей
Самый древний из зверей
Много миллионов лет
Проживает на земле
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки
4. Каждый муравей – силач как бульдозер иль тягач
Больше своего веса тащит груз - и ничего!
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки
5. Муравьишки торопыжки,
Не лентяи, не глупышки
Друг за другом по дорожке
Тащат зернышки и крошки.
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки
6. Не напрасно нас в лесу санитарами зовут
От вредителей спасём и весь мусор соберём
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки
Результаты реализации мини-проекта
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы муравьи в природе.
По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей, узнали, что муравьи не спят зимой, а уходят глубже в свой муравейник, где зимой температура соответствует их жизнедеятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос: спят ли муравьи зимой?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - театрализованное представление "Стрекоза и муравей"
Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".
Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....
Рассказ воспитателя на тему"Муравьи-санитары леса".
Углубить знания детей о муравьях,их образе жизни....
Театрализованная деятельность - басня Крылова "Стрекоза и муравей"
Представлен материал по театрализованной деятельности - работа в течении определенного количества дней, которые необходимы для изучения произведения и подготовки его для театрализации. Раскрыты различ...
Сценарий осеннего праздника "Стрекоза и Муравей".
Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего праздника по мотивам басни И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" Надеюсь, что этот сценарий вызовет интерес к постановке. ...
Творческий краткосрочный проект « Жучки, муравьи и другие » в средней группе
Весна – чудесная пора. Ярко светит солнце, порхают бабочки, ползают муравьи…. Всё вокруг живёт, цветёт и благоухает...
Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...