Краткосрочный проект "Спят ли муравьи зимой?"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Безрукова Вера Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muravi.docx798.14 КБ

Предварительный просмотр:

   герб района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД   № 17

143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск,   деревня Путилково

Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru

ОГРН 1025002876986,  ИНН/КПП 5024044817  502401001

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ГДЕ ЗИМУЮТ МУРАВЬИ?»

                                       Подготовила:

   воспитатель высшей квалификационной категории Безрукова Вера Владимировна

Авторы: Безрукова Вера Владимировна

Место работы: МБДОУ детский сад 17 (5 корпус)

Срок реализации: 10 октября -22 октября 2024г.

Описание материала:

Проект для детей 6 – 7 лет по теме «Где зимуют муравьи?».

Этот проект направлен на расширение кругозора детей о пользе и вреде муравьев, развитию поисковой деятельности, воспитанию бережного отношения к природе.

Продолжительность проекта: 2 недели (с 10 октября июля по 5 ноября)

Участники проекта:

- дети подготовительной группы

- воспитатель Безрукова В.В.

- родители воспитанников.

Актуальность проблемы.

  В нашей группе появилась муравьиная ферма. Дети с интересом наблюдают за ними, начиная с самого утра, кормят их специальным кормом и раз в неделю поют водичкой. И однажды утром у одного ребенка возник вопрос: а уходят ли муравьи зимой  в спячку? Отсюда и появилась актуальность нашего проекта. Мы найдем на него ответ вместе с детьми, изучая литературу, просмотр познавательных презентаций и обратимся к интернет источникам.

В наше время, данная проблема актуальна, так как сейчас очень много муравьев и муравейников уничтожаются людьми, не думающих о последствиях. Поэтому очень хотелось, чтобы смотря на муравьев, наши дети проявляли уважение, как  к насекомым, приносящим большую пользу природе и человеку и нашли вопрос на ответ, который еще не изучен для детей нашей 10 группы.

Цель проекта: расширить знания детей о муравьях, получить информацию о зимовке у муравьев.

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к миру муравьев, поощрять любознательность и исследовательскую деятельность о жизни муравьев, их строении, способах передвижения.

2. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами.

3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

4. Воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе.

Ожидаемый результат по проекту:

Для детей:

  • Бережное отношение детей к природе, в частности к муравьям
  • Развитие познавательной активности, любознательности

Для педагогов:

  • Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде
  • Создание условий для проявления воображения

Для родителей:

Совместное чтение художественной литературы о муравьях, просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил» , создание рисунков по теме «Муравьи»

Привлечение к сотрудничеству по созданию условий для познавательно-исследовательского интереса детей

Основные направления реализации проекта по образовательным областям:

Познавательное развитие

  • Прогулка «Наблюдение за муравьями» (поиск муравейника: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание частей тела через лупу).
  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
  • Познавательные беседы по теме.
    Цель: знакомить с названиями частями тела муравья, знакомить со способами питания, образом жизни, о пользе или вреде и значении для жизни других обитателей природы.
  • Просмотр мультфильмов по мотивам В.Бианки «Как муравьишка домой спешил» и басни И.Крылова «Стрекоза и муравей».
  • Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые»

Социально-коммуникативное развитие

  • Ситуативная беседа по теме
  • Устные сообщения детей о насекомых.
  • Отгадывание загадок.
  • - Творческие игры с игрушками и муляжами насекомыми.
  • - Игры по сюжетам мультфильмов (с использованием игрушек главных персонажей мультсериалов)
  • Просмотр презентации «Муравей в муравейнике»

Задачи: обобщение и повторение темы проекта, развитие у детей понимания о жизни муравьев.ПР/РР/

Художественное - эстетическое развитие

  • Лепка на тему «Муравей»  (см. приложение № 1).
  • Коллективная работа аппликация с использованием смешенной техники «Муравейник»

Чтение художественной литературы
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравьях.

 К. Ушинский «Капустная белянка»
В. Бианки «Муравейник зашевелился»
Н. Сладков  «Муравей и сороконожка»
«Сказка о лягушке и муравьях»
Л. Н. Толстой «О муравьях»
И. Соколов-Микитов «Муравьи»
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей»
Н. Гали «Муравьиные истории»
А.В. Митяев «Муравей и космонавт»
В.Брагин «Как муравьишка домой спешил»

физическое развитие

- подвижные игры  «Медведь и пчелы»«Муравьи и муравейник»«Муравей и дождик»

- Гимнастика для глаз «Стрекоза»

- Релаксация под звуки природы

Безопасность

Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Почему нужно беречь природу».

      Сотрудничество с семьёй:

  • Мультипликационный мультфильм  к сказке «Лягушка и муравьи».
    Цель: познакомить родителей детей дошкольного возраста медиаграмотностью, которая позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода – любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. 
  • Устное фольклорное творчество по придумыванию семейных частушек про муравьев 
  • Наблюдение за муравьями с родителями в разных местах и в разное время за муравьями.

Итоговый продукт проектной деятельности:

Создание книги о муравьях «Зима у муравьев».

 Цель:  формировать  оценочное отношения к миру, понимание причинно-следственных связей, на примере изученной литературы и интернет источников.   

       Результаты реализации проекта:

Участие детей и родителей  в проекте позволило сформировать представления о том, кто такие муравьи, каковы условия обитания, из чего строятся муравейники, какова его  роль в природе. Тем самым у детей появилось желание общаться с природой.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе. Муравьи- яркий пример трудолюбия, взаимопомощи. Муравьи умеют строить, подавать друг другу сигналы, ориентироваться по солнцу, но не умеют жить в одиночку, как и всякий человек. Значение муравьев в природе велико. Поэтому необходимо беречь и охранять.
А родители, участвуя в реализации проекта, стали не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стали  непосредственными участниками образовательного процесса, обогатили свой педагогический опыт, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы муравьи  в природе.

По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Литература

  1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду», Москва 2008г.
  2. Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
  3. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
  4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.
  5. Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
  6. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Под. ред. Вераксы Н.Е., КомаровойТ. С., Васильевой М. А. – М., Мозаика – Синтез, 2015
  7. Источник интернет: vsezagadki.ru
  8.  Источник интернет: domnagorke.ru
  9.  Танасийчук В. В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970.
  10. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? М.: «ГНОМ и Д»-2005г.
  11. Я познаю мир. Насекомые: энцикл. /авт. - сост. П. Р. Ляхов. - АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.



                                                                                                   

                                                                                                       

Приложение № 1
Конспект занятия по лепки  «Муравьи».

 Цель:

 Образовательная.

- Продолжать знакомить детей с техникой создания образов из пластилина.

- Учить лепить мелких насекомых, передовая характерные особенности строения и окраски.

- Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей при созданиях образа муравья.

 Развивающая.

- Развивать творческие способности детей;

- Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательная:

- Воспитывать любовь и интерес к природе.

- Воспитывать интерес к художественному творчеству.

- Воспитывать самостоятельность.

 Предварительная работа:

1.        Беседа о муравьях.

2.        Рассматривание картин, иллюстраций, открыток по данной теме.

3.        Прослушивание стихотворений, загадок о муравьях.

4.        Просмотр презентаций на тему «Удивительный мир муравья»

        

 Оборудование:

 Пластилин, дощечки, стеки, салфетки, бисер, проволока,  палочки.

                                     

 

   Ход образовательной деятельности

1.        Организационный момент

Дети сидят за столами. На столах у каждого ребёнка пластилин, дощечка, стеки, салфетки. В лоточках дополнительный материал: бисер, проволока, палочки, бусы. Макет леса с муравейником и озера с лягушкой.

2.        Актуализация знаний

Беседа.

- Ребята, вчера мы с вами читали сказку, как она называется?  

- О чем говориться в этой сказки, какие герой были в ней?

- Ребята, скажите, вам сказка понравилась? Мне она очень понравилась.  Я предлагаю вам превратиться в  мультипликаторов, и самим создать мультфильм по этой сказке, и называться он будет «Муравьи и лягушка». Вы согласны? У меня уже есть макет к сказке, но вот беда, героев сказки нет. Что делать, как вы думаете?

 (Дети: сделать, слепить героев к сказке)

 Воспитатель: Как вы думаете, кто работает над созданием мультфильма?

  (Дети: над создание мультфильма работают люди, которых называют мультипликаторами)

Воспитатель: Правильно, героев для мультфильмов делают мультипликаторы. И я вам сегодня предлагаю стать мультипликаторами и слепить дружную семью муравья.

  Для этого нам понадобится материал, из которого мы будем делать наших героев мультфильма.

 Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала можно изготовить героев к мультфильму.

  ( Дети: из пластилина)

  Воспитатель: Я согласна с вами, что нам нужен был пластилин, из которого мы будем лепить муравьёв. Но какого цвета нам нужно будет взять пластилин? Почему?

  (Дети: пластилин нам нужен чёрного и коричневого цвета, потому что в природе есть черные и коричневые муравьи)

3. Новая тема.

  Объяснение последовательности выполнения лепки

  Воспитатель: Вначале отделяем от общего комочка небольшую часть пластилина, из него мы будем лепить туловище муравья.

Нам нужно из этого комочка пластилина скатать конус и разделить его на части, чтобы голова была поменьше, а брюшко оказалось самым большим. Затем обращает внимание на то, что и брюшко у муравья тоже состоит из дух частей (маленькой и большой части).

 Обратите внимание на столе стоят подносы с дополнительных материалов – бисером, бусами, проволокой и мелкими палочками. Как вы думаете для чего мы это можем использовать в своей работе?

 Правильно, из бисера мы можем сделать нашему муравью глаза, из проволоки– усики, из палочек – ножки.

   Практическая самостоятельная работа детей.

Воспитатель контролирует правильное выполнение работы

 Физкультминутка

Муравей не отдыхает.

За день много успевает:

Наклониться, подтянуться,

Перепрыгнуть, изогнуться,

Пробежать и повернуться,

Перелезть и развернуться,

Проползти и увернуться,

Чтоб на месте не споткнуться.

Так весь день. Назад - вперёд

И совсем не устаёт.

    Коллективная работа

 Коллективное оформление композиции.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные и забавные муравьи у нас получились.

Дети расселяют своих муравьёв на макете возле муравейника, на дорожках и возле озера с лягушкой.

3.        Рефлексия

  Молодцы, ребята! Какими разными получились ваши муравьи. Дети вместе с воспитателем размещают муравьёв на макете. Обговаривают как будут двигаться муравьи при съемке мультфильма. 

Приложение № 3

Безусловно, самые яркие представления, остающиеся в памяти на всю жизнь, получаются в детстве. Зная это, мы в своем детском саду пытаемся всячески разнообразить, подать как можно красочнее и ярче материалы. Лето в разгаре, а значит пришло время для изучения насекомых, ведь только в это время их можно изучать не только по картинкам и макетам, но и воочию наблюдать за ними на прогулке. На тематической неделе "Удивительный мир - муравьев", мы поручили родителям совместно с детьми найти, по их мнению, самые интересные экологические сказки. Было предложено большое количество экологических сказок. Но одна сказка детям понравилась больше всех «Лягушка и муравьи»..

Приложения № 4

Частушки: 
1. Вы послушайте частушки
   Про весёлых муравьёв
   Встретить можно нас в лесочке
   Среди ёлок и берёз
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки 

2. В муравейнике большом
   Очень дружно мы живём
   Каждый знает своё дело и справляется умело
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки 

3.  Как известно муравей
   Самый древний из зверей
   Много миллионов лет
   Проживает на земле
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки 

4.  Каждый муравей – силач как бульдозер иль тягач
    Больше своего веса тащит груз - и ничего!
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки 

5. Муравьишки торопыжки, 
    Не лентяи, не глупышки 
    Друг за другом по дорожке 
    Тащат зернышки и крошки.
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки 

6. Не напрасно нас в лесу санитарами зовут
   От вредителей спасём и весь мусор соберём
Припев:
Ох ты, да ишь ты, чудо- муравьишки


                                               Результаты реализации мини-проекта

В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы муравьи  в природе.

По итогам работы было отмечено, что дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей, узнали, что муравьи не спят зимой, а уходят глубже в свой муравейник, где зимой температура соответствует их жизнедеятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос: спят ли муравьи зимой?

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - театрализованное представление "Стрекоза и муравей"

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка - Конспект совместной деятельности по экологии в старшей группе на прогулке "Муравьи".

Информация для детей о строении муравейника, стихи и загадки о муравьях, эстафета, игра с водой....

Рассказ воспитателя на тему"Муравьи-санитары леса".

Углубить знания детей о муравьях,их образе жизни....

Театрализованная деятельность - басня Крылова "Стрекоза и муравей"

Представлен материал по театрализованной деятельности - работа в течении определенного количества дней, которые необходимы для изучения произведения и подготовки его для театрализации. Раскрыты различ...

Сценарий осеннего праздника "Стрекоза и Муравей".

Предлагаю вашему вниманию сценарий осеннего праздника по мотивам басни И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" Надеюсь, что  этот сценарий вызовет интерес к постановке. ...

Творческий краткосрочный проект « Жучки, муравьи и другие » в средней группе

Весна – чудесная пора. Ярко светит солнце, порхают бабочки, ползают муравьи…. Всё вокруг живёт, цветёт и благоухает...

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...