Экологическое воспитание старших дошкольников.
консультация по окружающему миру

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста включает познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx182.71 КБ

Предварительный просмотр:

         Экологическое воспитание старших дошкольников.

Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста включает познавательный, ценностный, нормативный и деятельностный компоненты.

Познавательный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии живых организмов, взаимосвязях растительных и животных организмов в процессе роста и развития со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней;

- о взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой в экосистеме;

- о человека как живом существе, как части природы, среде его жизни, обеспечивающей здоровье и нормальную жизнедеятельность;

- об использовании природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, недопустимости загрязнения окружающей среды, охране и восстановлении природных богатств.

Ценностный компонент включает знания и ценностные ориентации:

- о самоценности жизни во всех ее проявлениях, природы и человека как части природы;

- об универсальной ценности природы для жизни и деятельности человека (познавательный,, эстетической, практической и т.д.);

- об основных нравственных ценностях человеческого общества;

- о созидательной, культурной ценности человеческой деятельности.

Нормативный компонент включает знания и умения:

- о законах, декларирующих права и обязанности детей и взрослых, их исполнения и соблюдения;

- о нормах и правилах поведения в общественных местах и природе;

- о необходимости и способах проявления личного участия отношений к окружающим людям и природе.

Деятельностный компонент - включает знания и умения:

- о многообразии возможностей, видов и форм проявления созидательной деятельности в общественных местах, детском саду, семье, природным окружении;

- о способах осуществления созидательной и творческой деятельности;

- о необходимости проявления личной инициативы и участия созидательной деятельности и т.д.

         Вывод, экологическое воспитание - это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.

 

 

 

 

 

1.2  Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Детям старшего дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства детей, родители и педагоги могут с  большим успехом вызвать желание "поступать хорошо". Но при этом весьма опасно постоянно упрекать ребенка и акцентировать внимание на его недостатках.

Поведение ребенка в данный период становится более целенаправленным, целеустремленным, лишенным принуждения.

Умственная и физическая работоспособность у дошкольника существенно повышается, однако ее степень зависит от личного интереса к выполняемой работе и от продолжительности однообразной работы. В этот период для поддержания внимания максимально продолжительное время необходимо обеспечивать чередование различных видов деятельности: игры, труда, занятий.

По сравнению с более ранними периодами дошкольного детства, в старшем дошкольном возрасте существенно повышается уровень наглядно-образного мышления, в связи, с чем становится возможным формирование обобщенных знаний и элементарных понятий об окружающем мире. Формирование знаний и понятий делает деятельность ребенка осознанной.

Наиболее интенсивно знания и понятия формируются в процессе совместной работы ребенка с взрослыми, когда его деятельность сопровождается пояснениями и советами.

Однако ребенку даже очень развитому еще не всегда легко реализовывать свои знания в повседневной деятельности, к тому же его жизненный опыт еще слишком мал, а управлять своими эмоциями он умеет еще не достаточно хорошо.

В дошкольном возрасте дети обычно любопытны, их живо интересуют объекты окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества. Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

Для старших дошкольников характерной является особая восприимчивость к тем фактам, которые он получает самостоятельно, в процессе своей деятельности. Однако в то же время дети в этом возрасте очень внушаемы и доверчивы. Поэтому так важно, чтобы в этот период формировались правильные представления об объектах и явлениях неживой природы, чтобы они формировались именно на научной основе.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Особенностями самосознания детей старшего дошкольного возраста является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. В это время ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.

В дошкольном возрасте очень велика роль эмоциональных переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной ситуации, совершения нравственного выбора  .

В старшем дошкольном возрасте у ребенка оформляется новое психическое качество - ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов .

В старшем возрасте у дошкольника формируются отчетливые представления о предметах материальной культуры, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Обогащаются знания ребенка о свойствах и разновидностях различных материалов (бумага, картон, резина, пластмасса, дерево, металл и др.), используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека.

В старшем возрасте у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение ко всему окружающему .

У ребёнка развиваются синтетические формы восприятия пространства и времени, наглядно-образное мышление, творческое воображение, формирование которых в большей степени зависит от условий его жизни и воспитания. При систематической ориентировке на существенные признаки живых организмов и их жизненных проявлений в процессе игровой и практической деятельности ребёнка в форме наглядных образов для него открываются не только внешняя видимость явлений природы, но и простейшие причинные и функциональные связи между ними. Таким образом, у ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному.

Ребёнок учится следовать определённым общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу, - это принесёт положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека .

Данный возрастной период отличается повышенным вниманием ребенка к многообразным явлениям и процессам в окружающем мире .

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они познают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений, например связь живого и неживого в природе, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу и др.

В системе формирования отношений детей к природе большое место занимает развитие познавательного интереса к природе, а также эстетических чувств, связанных с ее красотой.

Расширяются представления о растениях, животных, многообразии внешнего строения конкретных живых существ, основные жизненные функции (питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение); различия в проявлении жизненных функций у конкретных животных и растений. (Береза, фасоль, бальзамин и другие растения получают питание из почвы с помощью корней)связь между строением органов и их функциями. понимание связи между средой обитания конкретных живых существ и особенностями их строения, образа жизни, зависимости живых существ от удовлетворения их потребностей.

Своеобразие и неповторимость каждого живого существа, необходимость бережного и заботливого отношения к природе.

Расширяются знания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и индивидуальных потребностях, которые удовлетворяются в определенных условиях среды. Конкретные представления о труде человека по выращиванию растений и животных в городских и сельских условиях. Об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника.

Представление о человеке как живом существе. Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных. Здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранение целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной среды(воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.

Освоение элементарных предметных понятий: «человек», «сезон как время года», «живое», «неживое», «природы».

Формируются предпосылки экологического сознания в виде наличия у ребенка представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций. Освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного осмотрительного отношения к окружающему миру природы, бережливого и экономного отношения к природным ресурсам.

Таким образом, можно сделать вывод что, старший дошкольный возраст - это период, характеризующийся становлением экологического развития, совершенствующегося под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели экологического воспитания и его значения в развитии личности . У ребёнка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Ребёнок этого возраста чуток и отзывчив. Он начинает сопереживать и сочувствовать. Это побуждает его к оказанию помощи, как человеку, так и животному.

1.3 Формирование экологической культуры старших дошкольников.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И в связи с этим возникает необходимость охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, взрослыми и сверстниками. Это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества и сообщества, в котором ему предстоит жить.

Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.

В ДОУ организуется основная образовательная программа, которая основывается на программе экологического образования детей «Мы» под редактированием автора Н. Н. Кондратьевой. Она выделяет три раздела:

- Раздел 1 «Живые… Какие мы?»

- Раздел 2 «Как живые приспосабливаются к среде»

-Раздел 3 «Мы нужны друг другу на земле»

Раздел «Живые …Какие мы?» выделяет конкретные представления о существовании живых организмов в природе и их разнообразии: деревьях, кустах, травянистых растениях, зверях, птицах, рыбах, насекомых и других животных, людях.

Раздел «Как живые приспосабливаются к среде» выделяются основные среды обитания живых организмов: живые живут на земле (наземная среда, в воздухе (воздушная) в воде (водная, неглубоко под землёй (подземная). Их свойства: воздух есть везде – и в земле, и в воде. Он лёгкий прозрачный; может быть тёплым, холодным, влажным. Им дышат живые существа – растения, животные, люди. Без воздуха они погибнут. Живые существа должны вдыхать чистый воздух, его очищают растения, люди. Воздух может быть загрязнённый там, где курят, где сжигают мусор, где движется большое количество транспорта, автомашин, выделяются ядовитые газы и тд. Земля, её состав (чернозём, глина, песок, торф, камни, остатки растений и др.). Свойства земли и её составляющие (степень сыпучести, проницаемости, растворимости в воде; цвет, влажность, рыхлость и др.). Земля – место обитания многих животных и растений. Растения получают из земли питательные вещества, животным земля удобна для передвижения, поиска пищи, укрытия и тд. (Аналогично – о других средах обитания).

Раздел «Мы нужны друг другу на земле» подразумевает существование природных объектов в экосистемах. Живые – это растения, животные и люди. Они дышат, питаются, двигаются, чувствуют. Живые существа удовлетворяют свои потребности, растут, развиваются, рождают себе подобных. Живой организм живёт, если не повреждены его основные органы, не нарушены связи со средой. Условия среды должны соответствовать потребностям и возможностям приспособления живых организмов. Этим все живые похожи.

Типичные природные экологические системы – водоём, луг, лес и др. Условия жизни в экосистеме (количество света, влажность и др., населяющие её живые существа (животные, растения).

В данной программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нём усложняются – пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие всё новых и новых знаний о живом создаёт предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с её объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику её развития.

Проанализировав данную программу, поняв, что в ней нет познавательно-исследовательской деятельности, была взята другая, дополнительная литература. Познавательно-исследовательская деятельность Автор Л. А. Королёва.

Поисковая деятельность является одним из главных и естественных проявлений детской психики, которая выражается в потребности исследовать окружающий мир. Организация познавательно-исследовательской деятельности в летний период направлена на сохранение полноценного здоровья и создание условий, в которых ребёнок дошкольного возраста смог бы проявить себя как пытливый исследователь окружающего мира.

Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интерес детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно - ориентирована на каждого ребенка.

Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым, открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Детское экспериментирование - это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследовательской деятельности как средства экологического воспитания старших дошкольников.

2.1Формы экологического воспитания.

В данном параграфе, какие формы работы по ознакомлению с природой можно применять в ДОУ у детей старшего дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями. Они овладевают главными движениями, их отношения с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее, в игре они отражают не только действия и операции с предметами, но и взаимоотношения между людьми. Совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание; появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое (причинно-следственное) мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое (особенно с помощью пиктограмм) обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнить содержание экологического воспитания.

Для старшей группы стержень составляют произведения Е.Чарушина. Это не означает, что воспитатель не может обратиться к другим авторам, - книгам Чарушина просто отдается предпочтение, так как они содержат доступные детям этого возраста описания животных и их художественные образы. Рассказы и рисунки писателя побуждают детей к собственному творчеству на основе впечатлений о природе, стимулируют развитие литературных и художественных способностей.

Это же самое относится к циклам наблюдений, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными). Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Для большей убедительности проводятся элементарные опыты (например, лук выращивается тремя различными способами: при наличии всех необходимых условий, в темноте, в холоде). Воспитатель включает в циклы наблюдения эстетического характера: дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение - это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Большую роль в их умственном развитии играет календарь нового типа, который из чисто пиктограммного становится пиктограммно-символическим: дети рисунками изображают растительный  мир данного периода данного сезона, значками-пиктограммами - параметры погоды, цветом - дни недели.

Аналогичными становятся календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры - они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений. Наблюдая зимой за пернатыми, дети ежедневно в период ведения календаря выставляют в соответствующих графах картинки с изображением тех птиц, которых они видели во время прогулки, а затем переносят общую картину в символический план - «галочками» разного цвета (т.е. символами) обозначают птиц, которые прилетали на подкормку, ели на кормушке и собирали крошки под ней или летали над участком, наблюдали за событиями с крыши здания, с дерева, на строке данного дня. Картинки воспитатель убирает, а в календаре остаются их «следы» ~ цветные галочки.

Ежедневно, начиная с октября, осуществляется совместная деятельность воспитателя с 2-3 детьми в уголке природы - это начало их приобщения к выполнению обязанностей дежурных. Важно, что каждые три ребенка помогают воспитателю не менее трех дней подряд - за это время они начинают осознанно относиться к делу, приобретают навыки, некоторую самостоятельность.

Новым средством работы являются природоохранные акции, в проведение которых включают детей старшей группы: «Живая ель» (с начала декабря до середины января), «День Земли» (приурочена ко Дню Земли - 22 апреля). Дети вместе с взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально) участвуют в них (рисуют плакаты в защиту ели, выращивают цветочную рассаду и высаживают ее на территории детсада и за ее пределами). В декабре  «Неделя добрых дел» - обще-групповое фотографии, в которых представлены все хорошие поступки каждого ребенка, это как бы «материализованная» значками нравственность каждой маленькой личности. Дети видят на фотографиях себя и других, начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится небезразличной оценка их поведения взрослыми и детьми - это начало формирования чувства достоинства, которое стимулирует нравственное развитие личности. «Фото отчет» воспитатель ведет до конца учебного года, поэтому у дошкольников есть время понять, осмыслить, отреагировать на нее, сознательно изменить свое поведение.

Экологические игры - это ведущая деятельность в дошкольном детстве. Они помогают увидеть ребенку неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

Литературным стержнем технологии экологического воспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик детей, а по содержанию демонстрируют морфофункциональную приспособленность животных к среде обитания. Поучительно и становление Бианки как писателя: в детстве отец приучал его внимательно наблюдать природу, затем записывать свои наблюдения, и эти дневники послужили основой для литературных произведений.

Параллельно воспитатель на протяжении всего учебного года читает рассказы и сказки писателя, создает вместе с детьми самодельные книги и альбомы. Дошкольники зарисовывают свои впечатления, рассказывают фрагменты сказок, воспитатель собирает рисунки, оформляет высказывания ребят и вместе с ними по всем правилам брошюрует книгу, которая является общей гордостью - ее, показывают родителям, ставят в книжный уголок для общего пользования. Эта творческая деятельность приобщает детей к пониманию писательского труда, значения книги в жизни человека, углубляет интерес к природе и наблюдениям. Особое значение имеет «Синичкин календарь» - его читают целый год, синичка «прилетает» к детям, они делают модель года - все это развивает эмоции детей, их интеллект.

Особое значение приобретают занятия - воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы - теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы. Большую роль на таких занятиях играют разные календари, которые отражают наблюдения за сезонными явлениями, ростом и развитием растений, зимующими птицами. Во всех календарях самими детьми смоделированы изменяющиеся явления и объекты природы. На этих занятиях дети учатся «читать» графическую модель - развертывать ход событий по значкам и рисункам.

«Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования».

Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой активности личности рассматривалась, и изучалось многими исследователями.

По мнению, Овида Декроли, «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей».

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы».

«В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев - исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам».

«Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность - как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях»[25,с 21].

Серьезный сдвиг в развитии представлений об исследовании связан с именем Николая Николаевича Поддьякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а исследование  Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства:

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же исследования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В исследовании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем исследования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность исследования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Под термином «исследование», мы понимаем общую деятельность ребёнка, направленную на познание окружающего мира путём проведения экспериментов. Исследование не зависит от внешних факторов, для неё не нужно предпосылок и условий. Потребность ребёнка в нём обусловлена биологически и возникает даже вопреки внешним факторам (запретам, опасности и т.д.)

Н.Н.Поддъяков называл исследованием особый тип мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов.

Исследование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельно экспериментировать дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

Детское исследование оказывает мощное положительное влияние как на развитие многих других детских деятельностей (конструирования, изобразительной деятельности, игры, труда в природе), так и на общее психическое развитие ребенка. Именно в связи с этим обстоятельством Н.Н. Поддьяков выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте. Поддьяков считал, что в исследовании наиболее ярко проявляется саморазвитие детей. Ведь именно в процессе этой деятельности ребенок может творчески подойти к решению любого вопроса, даже, казалось бы, самого неразрешимого.

Исследовательская деятельность - это непосредственно действия ребёнка возникающие в процессе исследования. Эти действия можно контролировать, организовывать, корректировать. Не маловажным фактом является то, что этим действиям можно обучать. То есть с раннего возраста можно обучить детей выполнять технику безопасности, экономить материалы и беречь инструмент.

Деятельность исследования чрезвычайно многообразна и легко поддается формированию и развитию в самых различных направлениях. Наряду с реальным исследованием с окружающими предметами и явлениями у дошкольников начинает развиваться так называемое мысленное экспериментирование, когда ребенок исследует не только различные предметы и явления, но и с собственными знаниями, способами умственных действий. Это открывает принципиально новый путь самостоятельного творческого добывания новых знаний, новых средств и способов деятельности. Вместе с тем сущность деятельности исследования, ее основные этапы становления и развития изучены далеко не полностью.

В деятельности исследования ребенок, как эквилибрист нащупывает правильный путь, поэтому без проб и ошибок нельзя обойтись. И взрослому, т.е. воспитателю надо понимать, что ребенок - дошкольник в большинстве случаев не знает, для чего предназначен тот или иной объект. Если объект является новым и содержит неизвестные скрытые свойства, то малыш вынужден использовать различные пробующие действия и их стратегии. Причем результат этих действий ему не может быть известен заранее. Эти действия не являются ошибочными в силу отсутствия информации о потенциальных возможностях объекта, о четко сформулированных целях деятельности с ним и способах их достижения.

Характерно, что в процессе исследовательской деятельности дети, как правило, обследуют тот или иной объект или ситуацию в том виде, как они предстают перед ребенком, не внося в них каких-либо существенных изменений. У детей наблюдаются развернутые обследующие действия руками, тщательное прослеживание взором контура и т.д. На основе такой развернутой ориентировки у детей формируется образ объекта, ситуации, ориентирующий исполнительные действия.

В детском исследовании после предварительного зрительно-перцептивного обследования того или иного объекта ребенок начинает осуществлять с этим объектом различные преобразования, существенно (в ряде случаев радикально), изменяющих данный объект. В ходе исследования исследуемый объект может быть не только радикально изменен ребенком, но может быть и разрушен. Именно в процессе таких преобразований объекта ребенок раскрывает для себя все более глубоко заложенные существенные связи и зависимости, характеризующие скрытую структуру объекта.

Таким образом, деятельность исследования - это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.

Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и пощупать эти объекты, но и преобразовать их, изменить, расчленить с целью познания внутренних связей и отношений. В этом процессе ребенок выступает как настоящий экспериментатор: он неутомимо изобретает все новые способы воздействия на окружающие предметы и явления. Мощная потребность в новых впечатлениях придает деятельности экспериментирования высокий энергетический потенциал, сопровождаемый эмоциональным подъемом. Поэтому именно в этой деятельности очень рано и наиболее ярко проявляются общее психическое развитие детей, формирование способностей, в том числе и такой фундаментальной, как способность к построению все более сложных иерархических структур собственной деятельности. Данная способность является универсальной, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует мысленной постановки определенной последовательности целей, их иерархизации.

Детское исследование характеризуется общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете. Получение новых знаний и сведений выступает как основной мотив деятельности. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.

Эта деятельность не задана взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения всех новых сведений об объекте. В процессе исследования с новым объектом ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию, что часто ведет к изменению направленности деятельности, ее существенной перестройке. И в этом заключается основа чрезвычайной гибкости детского исследования, способности детей перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.

Следует подчеркнуть, что в процессе детского исследования получает развитие новая сторона мыслительной деятельности, которой обычно уделяется недостаточно внимания. Дело в том, что новые связи и отношения объектов, которых исследует ребенок, выступают вначале в виде не совсем ясных образов, в форме неотчетливых знаний, находящихся в процессе своего становления. Такие знания обладают чрезвычайной гибкостью, подвижностью. Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей четкую систему знаний, но и в том, чтобы научиться управлять формированием той, еще не совсем определенной сферы знаний, которая имеет важное значение для общего развития познавательной деятельности детей. В настоящее время эта область знаний складывается стихийно.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное само выражаться. Задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

2. 2Использования календарей наблюдений в ДОУ

Интересным и эффективным средством экологического воспитания дошкольников является использование в работе календарей наблюдений. Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в изучаемой нами группе ДОУ и как правильно организовывать работу детей с календарями.

С детьми старшей группы создается  календарь, графа "Время" может состоять из одной недели, в графе "Живая природа" обязательными элементами являются одно дерево и покров земли.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений, неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с сезонными явлениями природы. Страница календаря в старшей группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с четырьмя неделями по семь дней; неживая природа представлена графой "погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально: второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа - это большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные (главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это время.

Календарь заполняется  значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж. В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева, куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом. Наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник - фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница - желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается схематическим изображением человечка, закрашенного символическим цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым, а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).''

Заполнение календаря - важный эколого-педагогический процесс, который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и быстро дети раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью или акварелью.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы: только в этом случае календарь становится моделью. Например, рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке, снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д.

 

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки. Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность - сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)

 И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое, опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла, желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого пейзажа нужны другие карандаши и краски.

 

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это "срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь) отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец. Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от погодно - Климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных изменений природы становится экологической моделью, в которой наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно меняющимися характеристиками.

Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования велика: календари заполняются самими детьми на основе непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие, которое можно использовать с разной целью и в разные моменты воспитательно-образовательного процесса.

 

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения.

Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени - "неделя". Все рисунки делаются с помощью двух картонных трафареток - банки и луковицы. Дети с удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

Несколько иначе выглядит календарь, в котором зафиксирован рост овощной культуры (например, быстро растущей редиски) в открытом грунте. На каждой странице такого календаря, кроме изображения самого растения, имеются параметры: время ("неделя"), за которое происходит изменение растения; условия, при которых происходит рост культуры (погода в сочетании с трудовыми операциями по уходу). Таким образом, моделирование роста и развития редиса - это ежедневное раскрашивание дня недели и фиксация погоды, обозначение значками трудовых операций в те дни, когда они были совершены, еженедельный осмотр и рисование растения со всеми его новыми признаками. Такой календарь - полноценная графическая модель экологического содержания: в ней наглядно представлены морфофункциональные изменения растения во взаимосвязи со средой обитания. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, используемым в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Календарь можно рассматривать осенью и зимой, когда редиска не растет, весной - когда только готовится ее посев. Календарь вообще детям интересно рассматривать, потому что они сами рисовали, сами трудились и собирали урожай, а потом ели салат из редиса.

Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

- Начинает подкормку в конце октября - начале ноября (в это время в поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

- На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга (не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их можно повесить на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны из окон.

- Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы, прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей. После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами. В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.

Календарь для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря старшей группы заполняются так: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (и недели), фиксируются разные особенности поведения птиц, ( ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом).

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Хорошо оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями, которые могут быть использованы в самых различных варианта.

 

 

 

 

Заключение

Передача экологических знаний - это начальный этап правильного отношения к окружающему миру. Он осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка. Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе. Отношение разных детей неоднородно: в нем может преобладать познавательный, эстетический или гуманистический компонент. Факт наличия такой деятельности - показатель отношения ребенка к тому содержанию, которое она в себе несет.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Таким образом, в процессе занятий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста при использовании моделей и наглядных пособии происходит умственное развитие детей. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Наглядные пособия и модели в экологическом воспитании способствуют лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.

Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

 

 

Список литературы

1. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М, 1997.

2. Ашиков В., Ашикова С. Природа, Творчество и Красота // Дошкольное воспитание. - 2005, N 7. С. 2-5; N 11. - с. 51-54. ъБалаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. - 2002. - N 5. - с. 80-82.

3. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 12-20.

4. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2004. - с. 111-113.

5. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2002. - с. 56.

6. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.

7. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 7. - с. 31-34.

8. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 7. - с. 3-9

9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.

10. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10-12.

11. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 5. - с. 70-73.

12. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

13. Кузнецов В.Н. Программы: Экология.- М.: Просвещение, 2006.-176 с.

14. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. - С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.

15. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой. - С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.

16. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. - с. 119.

17. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.

18. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5. - с. 26-34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 100%

поделиться в vkподелиться в одноклассникахподелиться в майлру

Скачать материал "Методическая разработка на тему:«Экологическое воспитание детей посредством познавательно – исследовательской деятельности»"

Как учитель может зарабатывать на Инфоуроке?

Курс повышения квалификации

Технологии засолки овощей: требования и основные принципы

108 ч.

699 руб.399 руб.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....