Проект "Огород на окне"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ОКНЕ»
Тема проекта: «Огород на окне»
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель.
Вид проекта: познавательный, творческий, исследовательский, информационный.
Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).
Актуальность:
Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира природы. Взрослые на этом этапе главные помощники. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включённого наблюдения. Деятельность по уходу за «огородом», позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание «огорода на окне» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
Гипотеза:
Я предполагаю, что дошкольник, прошедший «школу» ухода за огородными культурами на подоконнике, будет участвовать в посильном труде по выращиванию овощей на грядке вместе с родителями. А родители, получив необходимые советы, рекомендации, будут привлекать ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей.
Цель: формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи:
- Расширить знания детей о растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горчица, укроп, цветы, овес).
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление).
- Продолжать развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие способности.
Предполагаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап:
- Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, семена).
- Подбор информационного материала.
- Подбор иллюстраций с изображением растений.
- Подбор художественной литературы.
- Беседа с родителями.
- Оформление огорода на подоконнике.
Организационно - практический этап: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение), уход за растениями, наблюдение за ростом и развитием растений.
Заключительный этап: подводятся итоги, выставка творческих работ детей,
итоговая беседа.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике»
Просвещать родителей по данной теме.
3. Подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.
4. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».
II. Организационно - практический этап:
1. Беседы, рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
2. НОД «Царство растений»
Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений.
3. Рассматривание семян
Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное.
4. Практическая деятельность: посадка лука, семян укропа, петрушки.
Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
5.Опыт - наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки.
Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна.
6. Труд в «Огороде на окне»
Продолжать учить детей правильно ухаживать за растениями.
7. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
8.Подвижная игра «Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или картинки.
Ход игры: взрослый показывает овощ, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй —топают ногами. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
9.Рисование на тему «Собираем урожай»
III. Заключительный этап
Итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада»
Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети узнали необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
8. Проведена выставка детских рисунков.
Список литературы
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г.
- Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
- Овощи и фрукты, Издательский дом «Проф – Пресс», обучающие карточки.
Приложение1
Конспект НОД в средней группе
«Царство растений»
Цель: через познавательную активность детей подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир растений.
Задачи: ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные, дать понятие о плодородной почве, семенах, рассаде; обогащать словарный запас детей, развивать связную речь; воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
1.Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое».
2.Постановка темы и задач:
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с «Царством растений». Хотите отправиться в путешествие и побывать в «Царстве растений»?
-А что же такое растение? Это живое существо или нет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что растения - это живые существа, они бывают самыми разными: от крошечных водорослей до огромных деревьев. Помимо того, растения отличаются от животных тем, что сами «делают» себе пищу из воздуха и солнечного света).
-Где живут растения?
Ответы детей: в лесу, на полях, в водоемах.
Подвести к пониманию того, что на Земле очень много видов растений, и они есть буквально повсюду: на полях и в лесах, в горах и пустынях. Кроме воздуха, растениям необходим солнечный свет и вода, поэтому они не живут в тех местах, где очень темно и сухо).
-Ребята, попробуйте представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения, пропало целое царство-государство: и деревья, и кусты, и травы, и цветы. Что же будет? (дискуссия детей, подвести к пониманию того, что станет не только пусто и непривлекательно без растений, но и мы с вами не сможем жить. А почему?
Ответы детей: потому что не будет кислорода, и мы не сможем дышать.
Воспитатель: так как растения вырабатывают кислород, и чем больше на Земле лесов, садов, полей, лугов, тем чище и богаче кислородом воздух, тем легче человеку и всем животным дышать. Это одна из причин, почему надо беречь каждый кустик, каждую травинку, где бы они не росли.
-А что нужно растениям для нормального роста и развития?
Ответы детей: вода, воздух, солнечный свет.
Воспитатель: Но не только это, а что же ещё?
Ответы детей: ещё нужна плодородная земля-почва.
Воспитатель: но почва везде разная. Там, где она плодородная, то есть богата питательными веществами-там растут здоровые растения, а на бедной, скудной-чахлые, слабые!
Далее вспомнить, как сажать семена на грядки, как ухаживать за ростками (поливать, рыхлить, окучивать, удалять сорняки), и пока не собран урожай люди ухаживают за посаженными растениями. Подвести детей к пониманию того, что растения, которые живут только при участии человека, называются культурными растениями.
Показ картинок:
Воспитатель: «Где растёт это растение?»
Ответы детей: в огороде, в саду, в поле, комнатное растение, на клумбе.
Физкультминутка «Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
-А теперь подумайте и скажите, за всеми ли растениями луга, сада, поля ухаживает человек? (дискуссия детей)
-Да, конечно, одни растения растут при помощи человека, а другие сами по себе и называют их дикорастущими. Выживать им помогает «Матушка-природа». Ветер разносит семена, а когда они попадают в благоприятную почву-прорастают, растут и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят своей красотой с бабочками, шелковистой травой.
Показ дикорастущих цветов (эти цветы без участия человека, т.е. сами выросли на лугах, полях, лесу).
-Кто знает, как эти ягоды называются?
Ответы детей: клюква, черника, малина, земляника.
Воспитатель: а кто же их посадил?
Ответы детей: выросли сами
Воспитатель: да они тоже выросли сами и называются…(дикорастущие).
-А люди приезжают в лес: отдохнуть, набраться сил, набрать грибов, ягод.
Дикорастущие растения живут по своим законам, им совсем не нужна помощь человека. Они приспосабливаются к условиям дикой природы сами.
-А сейчас мы с вами будем решать непростые задачки. Ответьте на вопросы:
- Что любому растению нужно, чтобы оно хорошо росло?
Ответы детей: свет, влага, плодородная почва.
- Долго ли проживёт растение, если оно проросло на неплодородной почве?
Ответы детей: нет.
Воспитатель: можем ли мы помочь таким растениям? Как?
Ответы детей: пересадить в плодородную почву.
3)Игра «Дикорастущие и культурные растения»
-Назову дикорастущее растение-молчок, культурное-хлопок.
Заключительная часть.
Сегодня мы узнали, что в «Царстве растений» есть дикорастущие и культурные растения. Перед вами лежат перевёрнутые картинки с изображением дикорастущих и культурных растений. Вам надо их внимательно рассмотреть и определить, какое это растение, где оно растёт, в лесу или в саду, посмотрю, научились ли вы отличать дикорастущие и культурные растения в удивительном «Царстве растений» (Дети смотрят, определяют, подходят и вставляют в кармашки свои карточки. 2-4 детей спросить, почему положили именно сюда).
Итог: Какие растения живут в нашем «Царстве растений»?
Приложение 2
Беседа в средней группе
«Культурные растения»
Цель: закрепить представления о культурных растениях, подвести к пониманию особого отношения к ним человека, к осознанию их ценности для жизни человека (пища, здоровье, красота); познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития.
Материал: картинки с изображением культурных растений, в том числе комнатных.
Ход беседы:
Обратить внимание детей на то, что в группе много цветов. Разговор пойдет именно о них. «Мир цветов - нежный, хрупкий и очень красивый. Давайте вглядимся в него. Цветы радуют своей красотой, успокаивают нас. Какие цветы вы знаете? Какие нравятся? У каких есть аромат?»
Спросить: зачем людям нужны растения? Выслушав ответы, обобщить их: цветы (растения) играют огромную роль в жизни человека; они его восхищают своей красотой, кормят, лечат.
Обратить внимание детей на стоящие в вазе цветы (тюльпаны) предложить послушать рассказ о них.
«Когда зацветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздник и всем дарит разноцветные бокальчики, полные радости со счастья. Тюльпаны бывают разные по цвету и форме. Родина их – Греция (показ страны на карте мира). Однако еще более древние упоминания о тюльпанах были найдены в старинных книгах Персии (Иран). Там этот цветок называли «тюрбан» (чалма). Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. Послушайте ее. Вырос на лугу желтый тюльпан. В золотистом бутоне этого цветка было заключено счастье. Все мечтали добраться до него, но никто не мог этого сделать. Не было такой силы, которая могла бы открыть бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со смехом подбежал к цветку, и – о чудо! – бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто открыт для счастья».
Далее провести беседу об овощах, подвести к пониманию того, что овощи – культурные растения, потому что без заботы и внимания человека ни капуста, ни редис не вырастут.
В заключении предложить вырастить рассаду (цветы и овощи).
Приложение 3
Беседа в средней группе
«Дикие растения»
Цель: закрепить представления о диких растениях, рассказать об их многообразии, значении для всего живого; познакомить с интересными представителями мира диких растений (с лекарственными растениями, в том числе и произрастающими в нашей местности).
Материал: картинки с изображением дикорастущих растений, в том числе разных видов ромашки.
Ход беседы
Предложить детям поговорить о дикорастущих растениях: чем они отличаются от культурных? (Ответы.)
Растительный мир дикой природы богат и разнообразен. Каждый цветок, который мы встречаем в лесу, на лугу, в поле, хранит свою тайну, каждому из них человек должен быть благодарен.
Загадать загадку «На лугу стоят сестрички- золотые глазки, белые реснички» (ромашка). Разложить картинки с изображением различных дикорастущих цветов и предложить выбрать среди них отгадку. Отобранные картинки вывешиваю на доске.
Молодцы! Вы правильно отобрали картинки - отгадки. У этих цветов (у разных ромашек) есть свои названия: ромашка римская, немецкая, кавказская, персидская и т.п. Всего известно 350 видов ромашек. Больше ста из них растут в России. Самая известная из ромашек – нивяник с крупными бело-жёлтыми соцветиями. В народе его называют по- разному: поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, тягун, белица- трава, солнечник, невесточка… а как бы вы назвали нивяник? (Ответы- версии). Ромашка нивяник- милый, обаятельный цветок. Одна из самых распространенных ромашек - ромашка аптечная (показ картинок). Она славится своими лечебными свойствами (снимает воспаление, заживляет раны). Применяется в кулинарии и косметике (для изготовления кремов, паст, краски для волос).
Ромашка помогает не только людям, но и растениям: если ромашки посадить вокруг яблонь, они не будут страдать от своего злейшего врага - яблоневой плодожорки; капусту ромашка оберегает от гусениц и даже от мышей- полевок.
В заключении предложить рассмотреть другие дикорастущие растения, назвать известные им, выбрать растения, с которыми хотят познакомиться получше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цветы на окне и за окном
Конспект занятия для детей средней группы по ознакомлению с миром природы. К разработке прилагается набор карточек для игры....
консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"
фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки "Как предотвратить ...
«Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы» Акция «Окна победы»
laquo;Мастер-класс для детей и родителей «Украшаем окна к Дню Победы»Акция «Окна победы»...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении смотра-конкурса лучшего оформления окна группы к Новому году «Волшебное окно»
Цели и задачи смотра-конкурсаЦелями и задачами смотра-конкурса являются:создание праздничной новогодней атмосферы в группе;эстетическое воспитание дошкольников;активизация инициативы, творчества, выду...
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело!
За окном еще холодно, а у нас на окне зазеленело! Работа на нашем огороде началась зимой. На занятиях по экологии мы разобрали культуры, которые будем выращивать, изучили правила ухода....
Памятка для родителей "КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВЫПАДЕНИЕ РЕБЕНКА ИЗ ОКНА? Современное окно стало причиной несчастных случаев с детьми....
Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна “Безопасные окна”
Как защитить ребёнка от падения из окна?ЗАПОМНИТЕ несколько правил, которые сохранят жизнь Вашему ребенку!...