Картотека игр по экологии
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Колос Наталья Ивановна
Карточки-игры для

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon картотека игр по экологии115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Какого растения не стало?»

                               

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Словесный волейбол»

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Первая буква»

        

                 ГБДОУ детский сад № 83

              Красносельского района СПб

         

              Игра

   «Скажи наоборот»

Игра «Словесный волейбол»

Цель игры: Развивать у детей внимание и память. Пополнять и активизировать словарь детей. Упражнять детей в подборе глаголов, обозначающих действие к существительным. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

Продолжать формировать умение ловить и бросать мяч двумя руками.

Воспитывать у детей умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Вариант 1.Дети становятся в круг. Воспитатель выступает в роли ведущего. Он по очереди бросает мяч детям и называет существительное, тот, кто ловит должен подобрать подходящий по смыслу глагол.(Костер – горит, самолет – летит и т.д.)За бессмыслицу – временный выход из игры.

Вариант 2.Игра проходит так же как в предыдущем варианте, только в роли ведущего выступает ребенок.

        

Игра «Какого растения не стало?» 

Цель игры: Расширять представления детей о многообразии комнатных растений. Учить узнавать и правильно называть комнатные растения.

Развивать наблюдательность и память.

Ход игры:

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры:

Развивать у детей внимание и память. Пополнять и активизировать словарный запас детей за счет антонимов. Закреплять правильное произношение гласных  и согласных звуков.

Продолжать формировать умение ловить и бросать мяч двумя руками.

Воспитывать у детей умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч и называет слово, тот, кто ловит должен подобрать к заданному слову антоним. Например: «холод», ребенок должен подобрать антоним: «жара».  И дальше: «лето» - «зима», «веселый» - «грустный» и т.д.

Игра «Первая буква».

Цель игры: 

Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком в начале, середине или в конце слова. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

Ход игры:        

Вариант 1 Ведущий  достает  из мешочка кубик с буквой (можно использовать магнитную азбуку и назвать как можно больше предметов, начинающихся на заданную букву.

Вариант 2 Игра проводится так же, как в предыдущем варианте, только теперь нужно назвать слова, где заданный звук будет слышаться в середине или в конце слова.

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Я знаю…»

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Я иду в поход и беру с собой…»

                 

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Вспомним разные слова»

         

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Палочка остановись»

Игра «Я иду в поход и беру с собой…»

Цель игры:

Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать у детей внимание и память. Упражнять детей в подборе существительных подходящих по смыслу. Формировать у детей умение согласовывать слова в предложении. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

Ход игры:

Вариант 1:Дети встают в круг. Воспитатель начинает :«Я иду в поход и беру с собой…»

- Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий.

Вариант 2 Также можно играть в сюжетные игры, придумывая сказку:

Жил-был на горе великан, однажды он попал в капкан (продолжает игрок), посадили его в чулан, и попался ему на глаза таракан.

                        Игра «Я знаю…»

Цель игры: Развивать у детей внимание и память. Пополнять и активизировать словарь детей. Упражнять детей в подборе слов на заданную тему. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

Продолжать формировать умение отбивать мяч правой и левой рукой на месте.

Воспитывать у детей умение соблюдать правила игры.         

Ход игры:

Вариант 1: Ребенок, отбивая мяч, должен называть определенное количество слов на задуманную тему. Например: «Я знаю пять имен мальчиков: Сережа, Саша, Леня, Лева, Боря». Выбирать можно что угодно: города, страны, продукты, книжных героев и т.д. Выигрывает тот, кто не ошибется и при этом не «потеряет» мяч

Вариант 2:Все садятся в круг. Ведущий  садится в центр и по очереди обращается к игрокам: «Назови пять предметов желтого цвета?», «Назови пять цветов, которые знаешь», и т.д.

Игра «Палочка, остановись»

Цель игры:  

Развивать у детей внимание и память. Пополнять и активизировать словарь детей. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов  к существительным. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

Воспитывать у детей умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Вариант 1 :Дети встают в круг, воспитатель в центре. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь.

 Например,  про котенка:  подобрать слова про то, какой он – пушистый, ласковый, усатый, зеленоглазый…

Вариант 2 :Подобрать глаголы – лакает, мяукает…

  Если ребенок не может сразу назвать слово или повторяет уже названное,

  то он выходит из круга.    

   

Игра «Вспомним разные слова»

Цель игры: 

Развивать фонетический слух, совершенствовать отчетливое произнесение слов.

Ход игры:  

Вариант 1: Дети встают в круг. Каждый ребенок должен вспомнить слово на заданную тему (цветы, профессии, овощи, фрукты и т. д. ), «передать» его рядом  стоящему.

Все по очереди произносят по одному слову.

Вариант 2: Дети подбирают слова на определенный звук.

             

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Кто это?»

                                 

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Что сажают в огороде?»

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Добавь слово»

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Вершки-корешки»

                                       

   

                           

Игра «Что сажают в огороде?»

Цель игры: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Пополнять и активизировать словарь детей. Совершенствовать отчетливое произнесение слов.

Ход игры : Воспитатель  называет слова, если названное растет на огороде, нужно отвечать «да», если же то, что в огороде не растет, нужно отвечать «нет». Кто ошибется, тот проигрывает. Например: «-Морковь. -Да!— Огурцы. –Да!— Сливы.-Нет!»

Игра «Кто это?»

Цель игры:

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о профессиях. Закреплять правильное произношение звуков.

Ход игры:

Вариант 1: Дети по очереди отвечают на вопросы :Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье? 

Вариант 2: Игроки по очереди отвечают на вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер? 

Выигрывает тот, кто правильно ответит на все вопросы.

  Игра «Вершки-корешки»

Цель игры:

 Пополнять и активизировать словарь детей за счет существительных, обозначающих овощи. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно — корень или плоды на стебле). Развивать внимание и память.

Ход игры:        

Вариант 1 Воспитатель называет овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Например: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки». «Помидор!» — «Вершки».   «Лук!» — «Вершки   и   корешки». Тот, кто ошибается, не зарабатывает очко. Выигрывает ребенок, который заработает больше всего очков.

Вариант 2 воспитатель называет «Вершки» или «Корешки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки или корешки.

             

   Игра «Добавь слово»

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Вариант 1: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова «впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» — отвечать, где этот предмет находится. Воспитатель начинает:

— Стол стоит... (называет имя ребенка).

— Позади

— Полочка с цветами висит...

— Справа.

— Дверь от нас...

— Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

— Какая рука у тебя ближе к окну?

— Правая.

— Значит, где находится от тебя окно?

— Справа.

Вариант 2: Воспитатель произносит слова: «слева», «справа», «впереди», «позади», а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей младших групп не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи.

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Испорченный телефон»

               

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Летает-не летает»

     

ГБДОУ детский сад № 83

Красносельского района СПб

Игра

«Закончи предложение»

                         

                      Игра  « Летает — не летает»

Цель игры:

Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать слуховое внимание. Воспитывать выдержку и умение соблюдать правила игры.

Ход игры:

Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель :«Я буду называет по очереди  предметы,  и спрашивает: «летает или нет?», если я называется предмет, который в самом деле летает, дети поднимают руки. Если воспитатель называет нелетающий предмет, руки поднимать не следует.  Выигрывает самый внимательный.

             Игра «Испорченный телефон»

Цель игры: 

Развивать у детей слуховое внимание. Закреплять правильное произношение слов

Ход игры:

 Дети выбирают ведущего при помощи считалки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.

                  Игра «Закончи предложение»

Цель игры: 

Продолжать формировать у детей у детей умение согласовывать слова в предложении. Упражнять в составлении предложений.

Ход игры:

Вариант 1 :Воспитатель начинает предложение: «Я надела теплую шубу, чтобы...» — и предлагает детям закончить его. Примеры ответов: «чтобы было тепло... чтобы пойти гулять... чтобы не замерзнуть».

 «Мы зажгли свет, потому что...»,

 «Дети надели панамки, потому что...»,

«Полили рассаду, чтобы...»     И   т.  д.

Вариант 2 : Дети сами придумывают незаконченные предложения друг для друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов по экологии

Опыты с почвой и ветром Опыт №1 Цель опыта        Содержание опыта Показать, что в почве есть воздух.     Напомнить о том, что в Подземном царстве — по...

Картотека опытов по экологии

Картотека опытов по экологии...

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

Картотека игр по экологии

Подборка по темам....

картотека игр по экологии

подборка по темам...