Проект "Наш Иртяш"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Наш любимый Иртяш»
Руководитель проекта - Смирнова О.В., Кибанова В.П.
Консультант проекта – Козедуб С. Г.
Образовательная область - познавательная
Участники проекта – дети и родители групп №22, 23.
Проект предназначен для детей средней группы (4-5лет).
Типология: практико-ориентированный, коллективный, среднесрочный (июнь-август)
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Актуальность: В наше время мало уделяется внимания экологическому воспитанию детей в семье. Дети не знают природу родного края, не умеют любить и бережно относиться к природе. Наш город называется Озерск, потому что он находится в окружении озер. Самым большим и важным для города является озеро Иртяш. Именно поэтому мы решили разработать проект «Наш любимый Иртяш».
Цель проекта: Расширение представлений детей об озере Иртяш, его обитателях, окружающей флоре и фауне.
Задачи:
Учить наблюдать, замечать, выделять интересные объекты в природе
Учить детей отвечать на вопросы полным предложением, участвовать в диалоге.
Формировать первые представления о целостности природы и о связи человека с ней.
Формировать конкретные представления о флоре и фауне.
Формировать представление о самых простых природных взаимосвязях (рыбы приспособлены к жизни в воде, поэтому они живут в озере; жизнь лягушки связана с водоемом, потому что потомство выводится только в воде).
Развивать и поддерживать интерес к природе, как первоначальную основу экологического образования.
Развивать грамматически правильную, связную речь детей.
Развивать социально-коммуникативные навыки детей.
Развивать психические процессы (память, мышление, внимание).
Активизировать в речи употребление существительных, обозначающих названия растений, насекомых, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Предполагаемый результат: Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности по познанию природных особенностей родного края, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к природному окружению, сохранению природных мест.
Необходимое оборудование: фотоаппарат, компьютер, принтер, флажки, игрушки для игр с водой и ветром, корзинки, одноразовые стаканчики, питьевая вода, наглядные материалы: плакаты, картинки.
Продукт проекта: Фотогазета, фотоальбомы «Флора» и «Фауна» озера Иртяш.
1 этап - подготовительный
Подбор материала и литературы по теме проекта. Планирование работы с детьми и сотрудничества с родителями. Разработать и уточнить маршруты экскурсий. Провести беседы с детьми по правилам безопасности во время экскурсий.
2 этап - основной
Реализация проекта. Рассказали детям об озере Иртяш, показали наглядный материал. Провели познавательные экскурсии, познакомили детей с природой Урала. Привлекли родителей к оказанию помощи в реализации проекта. Рисовали, фотографировали, делали поделки. Пополнили предметно-развивающую среду в группах.
3 этап - итоговый
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта. Оформили выставку рисунков «У озера». Сделали коллективную работу «У озера» из природного материала, который дети собрали в ходе экскурсий. Оформили газету, фотоальбомы «Флора озера Иртяш», «Фауна озера Иртяш».
Планирование и организация деятельности
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1 этап - подготовительный | |||
1 | Создание проблемной ситуации: Дети заинтересовались, почему озеро называется Иртяш. Почему такое непонятное название. | Дети обсуждают данную проблему и предлагают пойти на экскурсию к озеру, чтобы больше узнать о нем, его обитателях и растениях вблизи озера. | |
2 | Воспитатели разрабатывают маршруты экскурсий. | Дети помогают воспитателям, говорят, о чем они хотели бы узнать. | Родители готовят удобную для экскурсии одежду и обувь. |
3 | Проведение беседы о правилах безопасности во время экскурсий. | Дети запоминают правила безопасности и повторяют их. | Родители дома с детьми закрепляют правила безопасного поведения. |
4 | Составление консультаций для родителей : «Как научить ребенка любить и понимать природу», Памятка «Правила безопасности при отдыхе на воде», «Малый туризм с детьми» | Родители знакомятся с содержанием консультаций и выполняют рекомендации. | |
2 этап - основной | |||
1 | Краткий рассказ об озере Иртяш, почему оно так называется. Показ фотографий «Виды Иртяша». | Дети рассматривают фотографии и слушают рассказ воспитателя. Дома рассказывают родителям о том, что узнали. | Родители записывают со слов детей рассказ об озере Иртяш. |
2 | В беседе выясняем, отдыхают ли дети с родителями на берегу озера Иртяш. | Дети делятся впечатлениями из собственного опыта. | Родители составляют фотоотчеты « Как мы отдыхаем с семьей на озере». |
3 | Экскурсия к озеру Иртяш. Воспитатели фотографируют деятельность детей. | Дети наблюдают, играют, экспериментируют. | Родители изготавливают игрушки, для игр с водой, ветром. |
4 | Воспитатели предлагают детям нарисовать то, что им больше всего понравилось во время экскурсии. | Дети рисуют. | |
5 | Воспитатель читает стихотворение «У озера», проводит беседу по содержанию и предлагает выучить стихотворение наизусть. | Дети слушают, отвечают на вопросы, заучивают наизусть. | Родители дома закрепляют стихотворение. |
6 | Воспитатели знакомят детей с жизнью обитателей озера и их взаимосвязями (цапля-лягушка - комары, комары-рыбы-человек…) с помощью дидактических и подвижных игр. | Дети играют в дидактические и подвижные игры: «Кто кого ест?», «Что сначала, что потом?», «Назови части рыбы», «Составь картинку из частей», «Рыбаки и рыбки», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Лягушка и комары» и т.д. | Родители изготавливают атрибуты для игр. |
7. | Воспитатели рассказывают детям о растениях, растущих вокруг озера (деревья, кустарники, травянистые растения, грибы, мох). | Дети рассматривают, исследуют растения, делают выводы, играют в дидактические и подвижные игры: «С кокого дерева лист?», «Узнай по описанию», «С какой ветки детки?», «К названному дереву беги». | Родители подбирают информационный материал для фотоальбома «Флора озера Иртяш» |
8. | Во время экскурсии воспитатели предлагают детям понаблюдать за насекомыми, птицами и рассказывают кого из животных можно встретить в лесу. | Дети проводят поисково-исследовательскую деятельность и играют в подвижные игры: «У медведя во бору», «Совушка», «Бездомный заяц», «Зайцы и волк», «Жуки», «Кто как двигается». | Родители подбирают информационный материал для фотоальбома «Фауна озера Иртяш». |
9. | Воспитатели предлагают детям собрать природный материал для изготовления поделок. | Дети собирают природный материал при помощи дидактических и подвижных игр: «Узнай на ощупь», «Кто быстрее соберет шишки?» и т. д. | |
10. | Предложить детям сделать коллективную работу из природного материала. | Дети делают макет «На озере». | |
3 этап - заключительный | |||
1 | Предложить родителям представить наглядно весь материал по проекту в виде фотогазеты. | Родители оформляют фотогазету. | |
2 | Воспитатели оформляют фотоальбомы «Флора» и «Фауна». |