«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру
Формирование экологической культуры у детей - тема актуальная. Ведь нам, взрослым необходимо показать детям чудеса нашей природы, на смену нам идёт новой поколение и наша главная задача - привить любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mishustina_l_v.docx | 61.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Золотая рыбка»
д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области, 393460.
тел. (07558) 4-16-89, 4-03-98
Доклад на тему:
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Л.В. Мишустина,
воспитатель высшей категории,
МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»
г. Уварово, 2024
Формирование экологической культуры у детей - тема актуальная. Ведь нам, взрослым необходимо показать детям чудеса нашей природы, на смену нам идёт новой поколение и наша главная задача - привить любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными и их средой обитания.
В настоящее время этому вопросу уделяется большое внимание, разработано много разных программ, авторами которых являются С. Н. Николаева, Н. А. Соломонова, Н. А. Рыжова и др.
Формирование экологической культуры С. Н. Николаева считает, что это есть - становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим её, отношения к себе, как к части природы, осознание своих умений созидательно воздействовать с природой.
По высказываниям В. А. Ясвина, экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
С точки зрения Т. В. Потаповой, формирование экологической культуры можно рассматривать, как процесс элементарных навыков неразрушающего общения с дикой природой и творения ума и рук человека, элементарные знания о различиях живой и неживой природы.
Целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания. Правильно организованное и систематически осуществляемое экологическое воспитание - оказывает интенсивное влияние на ум, чувства и волю ребёнка.
Дошкольное детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребёнка, его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. В этот период развития ребёнка начинает складываться его эмоциональная сфера. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что в природе всё взаимосвязано.
Основными задачами для формирования экологической культуры дошкольников является :
• Формирование основ экологического мировоззрения;
• Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилам поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях;
• Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережное отношение к ней.
При реализации этих задач, дети приобретают новые знания о природе, расширяют кругозор, у них формируются различные интеллектуальные умения, умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные отношения, обобщать, происходит интенсивное развитие речи. У детей расширяется словарный запас, дети учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвуют в диалоге. У детей развивается интеллект во всех его формах - наглядно-действенной, наглядно-образной, наглядно-схематической.
ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Содержание программного материала исходит из требований программы и уровня усвоения знаний и навыков детьми своей группы. В программное содержание я включила две группы задач:
1. образовательные
2. воспитательные.
Образовательные задачи:
• Формирование знаний, умений, навыков, их уточнение и конкретизация;
• Развитие познавательных навыков процесса восприятия, памяти, мышления;
• Задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи);
• Формирование учебных умений : слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредотачивать на предмете, находить характерные признаки;
• Формирование познавательного интереса к природе.
Воспитательные задачи:
Направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к природе.
Работу по формированию экологической культуры я веду по разным направлениям:
• Работа с детьми - это специально-организованные занятия, беседы, наблюдения, экскурсии, прогулки, эксперименты, самостоятельная деятельность, совместная работа педагога с детьми, дополнительное образование (кружок, игры, которые помогают решать задачи экологического воспитания;
• Работа с педагогами - консультации, открытые занятия;
• Работа с родителями - консультации, анкетирование, совместные занятия, выпуски экспресс – информации.
УСЛОВИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ
Чтобы сформировать у ребёнка основы экологической культуры и правильное представление о природе нужно создать условия по ознакомлению с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, она своей яркостью воздействует на его чувства и тем самым, участвует в становлении личности.
Для постоянного общения с растениями в нашей группе создан уголок природы. Он украшает нашу групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения. Для расширения знаний детей о комнатных растениях, мной была разработана экологическая тропа «Комнатные растения».
Благодаря этому у них формируются знания о растениях, условия их существования, природоохранные навыки, развивается наблюдательность, познавательная активность.
Постоянные обитатели уголка природы комнатные растения, дети принимают участие в уходе за ними. Общение вызывает эмоциональный интерес.
Организацию работы по формированию экологической культуры мы выполняем на участке, где проходят ежедневные прогулки. Значительную роль в воспитании экологической культуры и природоохранных навыков играет флора и фауна участка детского сада, так как именно он является местом общения детей с природой. На участке детского сада мы организуем, ежедневные наблюдения за природой, во время наблюдения дети многое узнают о жизни растений, животных, птиц, любуются красотой природы во все времена года.
Впечатления, которые получают дети от общения с природой - это способствует формированию любви к природе, интереса к окружающему миру. Мы имеем возможность, приобщать детей к труду в цветнике и огороде. В осенний период мы с детьми проводили очистку цветника от засохших стеблей и опавших листьев. При этом дети узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни растений, приобретают необходимые навыки и умения, учатся бережно и заботливо относятся к природе.
В любое время года на нашем участке можно наблюдать птиц. Большое разнообразие пернатых в зимнее и весеннее время года. Большое скопление снегирей, свиристелей и дроздов рябинников в урожайный год, когда много плодов рябины . Для птиц вывешиваем кормушки, в которые насыпаем хлебные крошки, семечки, семена сорных растений. Птицы настолько привыкают к детям и их присутствию, что позволяют спокойно наблюдать за ними. У детей появляется возможность наблюдать за поведением птиц, их питанием.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
В работе с детьми я использую различные формы и методы воспитания экологической культуры, которое обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми, содержания знаний о природе. Это занятия, экскурсии, труд и наблюдение - игровые моменты, дежурство в уголке природы, работа с календарем погоды.
Процесс формирования знаний, умений и навыков длительный, на одних занятиях идёт формирование - первичных знаний о природе. С этой целью использую наблюдение, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов. На других занятиях - углубляю, расширяю и конкретизирую знания.
Использую наглядный метод наблюдения - рассматривание картин, иллюстрации. Я считаю, что наглядный метод соответствует возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, а также позволяет сформировать у них яркие представления о природе.
Словесный метод - это рассказы о предметах и явлениях природы, художественная природоведческая литература о природе. Этот метод помогает формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практический метод - это игра, экспериментирование, элементарные опыты, моделирование. Использование этого метода позволяет мне уточнить представления, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний.
Особое место в своей работе я отвожу - наблюдениям и экспериментированию. В XVII. веке, по мнению великого чешского ученого Я. А. Коменского «всякое учение надо начинать не со словесного объяснения вещей, а с предметного их наблюдения». В. А. Сухомлинский призывал сделать «каждый шаг путешествием к чудесной красоте природы: непосредственное восприятие предметов природ, их разнообразие эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них удивление, радость, восторг».
В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира.
Чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, я стараюсь развить умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, любоваться им, но всё это не приходит само по себе и поэтому необходимо руководить процессом наблюдения и эти умения формируются в процессе длительной, кропотливой работы.
Цель наблюдений - это увидеть прекрасное в природе и полнее запечатлеть образ данного предмета или явления. В процессе наблюдения я использую различные приёмы. Предлагаю детям после однократного рассматривания предмета закрыть глаза и представить себе, то, что он только что видел, затем снова открыть глаза и уточнить то, что не удалось рассмотреть в первый раз. Этот приём повторяют ещё.
Наиболее эффективным приёмом наблюдений является имитация ребёнком движений, звуков, предметов и явлений природы (слушаем тишину). Например: предлагаю детям повторить движения крыльев птицы во время полёта, такие имитации заставляют детей внимательнее всматриваться, вслушиваться в предмет, явление. Улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении «прошли мимо».
В зимне-весенний период проводим наблюдения за набуханием почек и проявлением первых листочков на веточках, которые находим на улице и ставим в вазу, организуем посадку лука на подоконниках, наблюдаем за его ростом в различных условиях: с водой, без воды, со светом и без света.
В весенний период производим посев семян цветковых культур, выращенную рассаду пересаживаем в газон. В процессе этой работы, дети получают и закрепляют элементарные знания о строении растений, у них закладывается понимание связи роста и развития семян с условиями окружающей среды.
Экскурсии в природу - это основная форма организации работы по экологическому воспитанию. Экскурсии позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях знакомлю детей с растениями, птицами и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии развивают наблюдательность детей и интерес к природе, они связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что укрепляет здоровье детей. Где мы бы не находились с детьми, дети собирают разнообразный природный материал, который в дальнейшем мы используем на занятиях, в играх, для приготовления поделок. Считаю, что экскурсии - это эффективная форма работы по воспитанию экологической культуры детей, так как одновременно дети получают знания и практический опыт, обогащается духовный мир ребёнка, умение вести себя, в природе соблюдая определенные правила.
Экспериментирование
Познавательно-исследовательская деятельность и любознательность помогают детям получать знания о явлениях окружающего мира, также даёт возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Эта деятельность позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях, повысить наглядность доступность материалов, сделать процесс обучения наиболее эффективным. Познавательно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно удовлетворять естественную любознательность детей.
Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты, нужно давать детям возможность общаться, действовать с объектом природы, этими возможностями обладает эксперимент. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажу, и я запомню, дай попробовать и я пойму». Мы привыкли передавать знания через глаза и уши, но нужно, чтобы они проходили ещё и через руки, через деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее развивается.
Экспериментируя с детьми, я ставлю пред собой задачи:
• Побуждать детей наблюдать, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
• Поддерживать интерес детей к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
• Создать условия для экспериментирования.
Реализацию поставленных перед собой задач я начала с предметно-развивающей среды в группе. Чтобы удовлетворять интересы детей, я пополнила исследовательскую лабораторию материалами для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные и безопасны стеклянные предметы, позволяющие познакомится со свойствами материалов. Для развития познавательно-исследовательской деятельности я использую дидактические (обучающие) или развивающие игры, игрушки: мозаики, головоломки, Н. П. И., стимулирующие у детей способность к классификации и обобщению - разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, цветов.
Экспериментируем мы как на занятиях, так вне занятий, большие возможности для экспериментирования нам предоставила природа. Мы с детьми провели ряд опытов, из которых мы узнали о свойствах природных материалов, например опыты с песком : «Свойства мокрого песка», «Почему сухой песок просеивается, а глина нет?», проводим опыты : «Почему дует ветер?». Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших школ характера.
ИГРЫ
Дидактические игры
Их значение велико в экологическом воспитании, они уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у детей представления об объектах, о явлениях природы. Развивают память, внимание, наблюдательность, активируют разные умственные процессы, учат применять знания, обогащают словарь.
«Разрезные картинки». «Парные картинки», «Зоологическое домино», домино «Цветы», домино «Грибы», «Мир животных», «Дары природы», «Животные и их животные», «Кто где живет?», «Всё о времени», «В саду, в поле, в огороде», «Парочки», «Птицы-двойняшки» - учат классифицировать предметы по месту обитания. Игры с предметами природы (шишки, фасоль, камешки, овощи) - их можно сравнить по величине, цвету, разложить по порядку. Игры «Узнай на вкус», «Угадай по запаху», «Чудесный мешочек» - эти игры развивают у ребёнка все анализаторы.
Творческие игры
Они интересны. Это один из видов строительных игр с природными материалами: песок, глина, снег, камешки и т. д. Ценность природного материала и многообразие его использования помогает детям открывать новые свойства и качества предметов.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
В воспитании экологической культуры и экологического сознания помогает – экологическая тропа. Она позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми по формированию экологической культуры и одновременно для оздоровлению детей на свежем воздухе. На тропе можно проводить наблюдения за сезонными изменениями, которые помогают по-настоящему увидеть, почувствовать красоту природы, заставляют детей осмысленно относиться к природе; игры, театрализованные представления, экскурсии. Объекты экологической тропы дают больше возможности для: сенсорного развитии ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, эмоционального развития детей, формируется чувство близости : детей к природе. Работая по экологической тропе, дети узнают о разнообразии растений, которые растут на территории нашего детского сада и в его стенах, учатся устанавливать взаимосвязь явлений в природе.
Экологическая тропа служит подспорьем в воспитании любви и бережного отношения к природе родного края и её недрам.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работая по проблеме формирования экологической культуры у детей, я отвожу большую роль к сотрудничеству с родителями. Известно, что ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй. У нас в группе прошли встречи в семейном клубе «Мой дом - моё здоровье», «Витаминный калейдоскоп», «Экологический тренинг» и др.
Работа по экологическому воспитанию ведётся через экспресс-информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...
формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Закрепить знания детей о зиме....
Роль экологических акций в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста
Цель акций: формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.Задачи:Вовлечение родителей в обсуждение актуал...
Проект "Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста"
Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывают...