Главные вкладки
Проект "Чудо-огород"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект по познавательному развитию (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ogorod_na_podokonnike.docx | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Чудо - огород»
Введение
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – младшего дошкольного возраста. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Актуальность проекта:
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд. Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку, посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Формы работы: образовательная деятельность, игровая деятельность, познавательно - исследовательская, продуктивная, работа с родителями.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: Формирование познавательного интереса через выращивание и уход за овощными культурами в комнатных условиях. Формирование интереса к познавательно – исследовательской деятельности в процессе выращивания. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
-Расширять знания и представления детей о растениях, выращиваемых на подоконнике.
-Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка, огурец, фасоль, горох, цветы).
-Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Развивающие:
-Развивать познавательные и творческие способности.
-Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
-Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
Воспитательные:
-Воспитывать трудолюбие, бережное и заботливое отношение к растениям.
-Воспитывать интерес к уходу за растениями.
Проект: краткосрочный.
Срок реализации проекта: один месяц (февраль-март).
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Дети получат практический опыт создания дневника наблюдений за растениями на подоконнике.
4. С помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике дети получат представление об этапах роста растений и получении конечного результата.
5. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
6. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Продукт проектной деятельности:
1. Огород на подоконнике.
2. Презентация.
Этапы реализации экологического проекта «Чудо - огород»
1.Подготовительный: Изучение методической литературы и сбор информационного материала для создания «Огорода на окне». Составление плана мероприятий для организации детской деятельности.
2.Основной: Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта (беседы, опыты, наблюдения, игры, творческая деятельность, чтение, рассматривание иллюстраций).
3.Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Выставка рисунков «Овощи с нашей грядки». Обработка и оформление материалов в виде презентации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
•Составили план мероприятий по организации детской деятельности.
•Приобрели необходимое оборудование (контейнеры, земля, семена).
•Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов).
•Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки по данной теме.
2.Основной этап. (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
•рассматривание и сравнение семян (огурец, петрушка, фасоль, горох).
•посадка: лук (коллективно), огурец, фасоль - индивидуально;
•посев: цветочных семян;
•исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
План мероприятий по организации детской деятельности
№ п/п | Вид образовательной деятельности. Наименование мероприятия | Цель |
Познавательное развитие | ||
1 | Беседы с детьми: «Что такое огород и что на нём растёт», «Условия необходимые для жизни растений», «Какие растения можно вырастить на подоконнике», «Разные, но важные семечки» | • Формировать обобщённые представления об овощах: овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу. • Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. • Уточнить представления о многообразии овощей. • Формировать представление детей о разнообразии семян. |
2 | Дидактические игры: «Что сажают в огороде» | • Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки. |
«Вершки и корешки» | • Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки. | |
«Найди по описанию» | • Развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. | |
«Закончи предложение» | • Закреплять у детей знания овощей, расширять и активизировать словарный запас. | |
3 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях | • Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. |
4 | Рассматривание цветочных семян | •Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. |
5 | Практическая деятельность: выращивание рассады (бархатцы, огурцы) | • Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. • Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. |
6 | Наблюдения: «Растут ли наши растения?» (ежедневно) | • Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. |
7 | Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление (ежедневно) | • Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (вода, свет, тепло) |
8 | Оформление дневника наблюдений | • Зафиксировать наблюдение за растениями. |
9 | Опыт - наблюдение за ростом лука | • Помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле и в воде. |
10 | НОД «Мир овощей» | • Продолжать расширять знания детей о разнообразии овощей. • Познакомить с особенностями и местом их выращивания. |
11 | НОД «Лук - витаминный друг» | • Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желание ухаживать за ним. |
12 | НОД «Посадка семян овощей» | • Обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений. |
Речевое развитие (развитие речи, художественная литература) | ||
13 14 | НОД «Расскажи об овощах» Чтение стихотворений: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», С. В. Михалков «Овощи» Чтение: русская народная сказка «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых» | • Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и т. д. • Закреплять и уточнять знания детей об овощах. |
Художественно - эстетическое развитие | ||
15 | Рисование «Раскрась овощи» | • Уточнить знания детей об овощах; - формировать графические навыки: учится правильно держать карандаш, проводить линии без отрыва от бумаги, штриховать в одном направлении не выходя за контуры. |
16 | Рисование «Зеленый лучок» | • Познакомить детей с техникой рисования по трафарету. |
17 | Лепка «Овощи для салата» | • Закреплять приемы лепки, сплющивание, скатывание, вытягивание, вдавливание. |
18 | Лепка «Корзина с овощами» | • Учить передавать посредством пластилинографии изображение овощей, закреплять умение детей работать с пластилином на плоскости. |
19 | Аппликация «Ширма с овощами» | • Расширять знания детей об овощах; закреплять приемы аккуратного наклеивания. |
20 | Аппликация «Что растет в огороде» | • Формировать умение соединять готовые формы овощей для объемной аппликации; развивать мелкую моторику рук. |
Социально-коммуникативное развитие | ||
21 | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: «Овощи-фрукты»», «Приготовим обед для кукол», Настольно-печатные игры: Лото «Овощи-фрукты», «Что, где растет?», «Разложи фрукты, овощи и ягоды по тарелкам» | • Развивать интерес к игре, формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми. |
Физическое развитие | ||
22 | П/и «Огуречик»
| •Формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. •Учить детей согласовывать действия с текстом игры; закреплять названия овощей. •Развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей. |
23 | Пальчиковые игры: «Приглашаем в огород», «Морковка», «Капуста», «Картошка» | • Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев |
Работа с родителями
•Консультация «Для чего нужен «огород на окне»?
•Консультация и рекомендации по созданию мини огорода в домашних условиях;
•Папка-передвижка «Овощи и фрукты полезные продукты»;
•Выставка детских работ для родителей по проекту;
•Домашнее задание – предложить родителям дома с детьми посадить семена, наблюдать за ростом растений.
Работа с коллегами
•Составление методического пособия по организации экологической предметно-пространственной развивающей среды «Огород на подоконнике»
3.Заключительный этап.
•Провели анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
•Оформили выставку рисунков «Овощи с нашей грядки».
•Фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями".
•Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
•Участие во всероссийском детском познавательном конкурсе "Огород на подоконнике"
Результаты реализации проекта:
•Проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, а приобщение детей к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
•Дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода.
•Различают некоторые виды растений, узнали много интересного из жизни растений, исследовали опытным путем условия, необходимые для их роста.
•Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы.
•Приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность.
•У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
•Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию путём создания огорода на окне, дети в домашних условиях, совместно с родителями вырастили лук, фасоль, петрушку, помидоры и другие овощные культуры.
•В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена огурца, петрушки, фасоли, гороха, цветов. Конечный результат проектной деятельности можно будет увидеть на участке детского сада, где будут высажены корневая петрушка, лук, бархатцы.
•Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
•Развивающая среда группы пополнилась: художественной, методической, справочной литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами загадками по данной теме.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.: 2009 г.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -(Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн.: «Асар»- 1999 – 128с.
5. Николаева С. Н. Как приобщить ребёнка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993- 64с
6. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они? Знакомство с окружающим миром». М. 2009 г.