Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Владивостока»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения гражданского общества на основе толерантности и диалога;
- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающие рост творческого потенциала познавательных мотивов;
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, традиций;
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе различных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Юный Приморец | 279.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 5» протокол № _____ от «___» ___________ 2023г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. заведующего МБДОУ «Детский сад № 5» __________ А.А. Глядько «___» ___________ 2023г. |
Юный Приморец
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа краеведческой направленности
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 5 г. Владивостока»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Царегородцева В.С.
воспитатель
Владивосток
2024 г.
Содержание
I Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Направленность и актуальность Программы
1.4. Принципы построения Программы
II Содержательный раздел Программы
2.1. Этапы реализации Программы
2.2. Методы реализации Программы
2.3. Направления работы по реализации Программы
2.4. Ожидаемые результаты
III Организационный раздел Программы
3.1. Распорядок и режим дня реализации программы «Юный Приморец»
3.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды в рамках программы «Юный Приморец»
3.3. Перспективный план программы «Юный приморец» (дети 6 –
7 лет)
3.4. Список литературы и иных информационных источников
I Целевой раздел Программы
1.1. Пояснительная записка
Для каждого человека понятие Отечество неразрывно связано с родной природой, культурой, историей. Проблема формирования ценностных ориентиров через приобщение дошкольников к традиционной народной культуре как никогда актуальна в современной педагогике. Поэтому в настоящее время отмечается возрастной интерес к изучению истории, культуры, природы родного края.
Чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к своей земле, своей малой Родине.
Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине, следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение его к миру культуры. Считается, что краеведческий подход в образовании даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане.
Знакомясь с родным районом, с его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания, передачи общественно-патриотического опыта от старшего поколения к младшему и, формированию у последнего собственного патриотического опыта.
Всё это не возникает само по себе. Необходимо целенаправленное воздействие, причём с самого раннего возраста. Поскольку у детей старшего дошкольного возраста ещё нет достаточно сложившихся исторических представлений, не сформировалось логическое мышление, познание своей Родины необходимо начинать с Родины малой, т. е. семьи, родного посёлка. Далее с возрастом будет расширяться круг представлений за счёт новых знаний, а также пойдёт углубление прежних представлений.
Содержание программы разработано с учётом ФГОС ДО, а также регионального компонента и результатов анкетирования родителей.
1.2. Цели и задачи Программы:
Цель: содействовать развитию интереса к жизни народа, проживавшего на территории Приморского края в разное историческое время, к его истории и культуре, природе, воспитанию патриотических чувств и любви к малой Родине.
Задачи программы:
1. Знакомить детей с историей и современностью, формировать представления о жизни родного посёлка и района.
2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)
3. Воспитывать отзывчивость, чуткость к происходящим событиям, развивать личностные качества.
4. Обеспечивать взаимодействие с социумом, которое реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения гражданского общества на основе толерантности и диалога;
- разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающие рост творческого потенциала познавательных мотивов;
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, традиций;
- сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе различных видов деятельности.
1.3. Направленность и актуальность Программы
Направленность Программы социально-краеведо-педагогическая; по функциональному предназначению учебно-познавательная.
Актуальность Программы обусловлена потерей ориентиров в воспитании современного человека: юное поколение не помнит и не знает культуры, истории, традиций, безжалостно относится к природе своего края.
Всё чаще в поведении детей наблюдаются проявления безнравственности, бездуховности. А, как известно, любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. В этой связи огромное значение имеет ознакомление детей с культурными, историческими, природно-экологическим своеобразием родного места.
Данная Программа отвечает современным тенденциям и требованиям, помогает на перспективу воспитывать у подрастающего поколения гражданскую ответственность за судьбу родной природы, культуры, сохранения истории – одной из важных задач сегодняшнего дня.
1.4. Принципы построения Программы
В основу Программы положены следующие принципы, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве:
1) Принцип индивидуального и дифференцированного подхода
2) Принцип последовательности и систематичности.
3) Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
4) Принцип интеграции.
5) Принцип дифференцированного подхода.
6) Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условия ДОУ и семьи. Ничто не убеждает лучше примера родителей.
II Содержательный раздел Программы
2.1. Этапы реализации Программы
1. Подготовительный
- Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий.
- Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории, культуре, природе родного края.
- Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки.
- Анализ исходного состояния предметно-развивающей среды в группе и детском саду.
2. Практический
- Организация развивающего образовательного пространства в группе, создание центра краеведения и формирование необходимого материала.
- Взаимодействие с семьями по вопросам краеведения.
3. Аналитический
- Мониторинг детей.
- Спецопрос родителей.
- Выводы и предложения.
2.2. Методы реализации Программы
Методы, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:
В обучении:
- практический (изготовление моделей, деятельность в центре краеведения и мини-музее ДОУ);
- словесный (беседы, разъяснения);
- наглядный (наблюдения за живыми объектами, рассматривание карт, схем, фотографий, предметов быта);
- видеометод (использование ИКТ)
В воспитании:
- методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, беседа, пример);
- методы стимулирования поведения в деятельности (соревнования, поощрения)
2.3. Направления работы по реализации Программы
1. Создание развивающей среды по краеведению:
- оформление центра краеведения;
- подбор литературы, фотографий краеведческого содержания, карт, схем;
- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- оформление макетов;
- подбор дидактических игр;
- настольно-печатные игры;
- плакаты, иллюстрации, картины, фотоальбомы;
- видеофильмы.
2. Материально-техническая база
Мини-музей ДОУ: макет русской печи, «красный угол», полочки со
старинной посудой, вышитые рушники, предметы быта, прялка, половики,
русский сарафан для девочек, русская вышитая рубаха и т.д.
3. Формы организации совместной деятельности с воспитанниками:
- экскурсии;
- наблюдения;
- продуктивные виды деятельности;
- игровая деятельность;
- знакомство с художественной литературой;
- развлечения;
- занятия в краеведческом кружке;
- беседы, диалоги;
- целевые прогулки;
- изготовление и ремонт атрибутов и пособий;
- просмотр видеофильмов;
- занятия в районном историко-краеведческом музее и мини-музее ДОУ.
4. Диагностика
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры, знаний об истории, природе родного района будет осуществляться через механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рассказы детей, творческие работы, детские проекты, дидактические игры);
- наблюдение за поведением и общением детей, положительную направленность поведения, проявляющуюся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах;
- анкетирование родителей.
Уровни освоения программы:
Не сформировано: объём представлений о растениях, животных, птицах, рыбах незначителен. Ребёнок знает некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции слабо развиты. Знает домашний адрес, умеет ориентироваться в помещении и на территории детского сада. Знания о достопримечательностях, традициях, символике, истории родного посёлка отсутствуют.
Частично сформировано: ребёнок узнаёт и называет несколько растений, некоторых животных, птиц, рыб, опираясь на отдельные признаки. Интересы и желания неустойчивы. знает, что такое Красная книга, какие растения и животные родного района в неё занесены, знает традиции, праздники района, названия улиц, прилегающих к детскому саду, знает достопримечательности района.
Сформировано: знает достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Проявляет интерес к объектам культуры и истории края. Знаком с проблемами загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес проживания, памятные места, достопримечательности и историю возникновения посёлка, его символику, знаком с обычаями и традициями района, посёлка.
5. Взаимодействие с родителями
- анкетирование;
- папки-передвижки; консультации;
- родительские собрания;
- викторины по краеведению;
- развлечения.
2.4. Ожидаемые результаты
- Дети имеют представления о Приморском крае, о его географическом положении, природных особенностях, значении для страны;
- Дети знают и рассказывают о ярких представителях флоры и фауны Приморского края и биоразнообразии Японского моря;
- Дети проявляют интерес к исследовательской деятельности: повысился уровень их исследовательской активности;
- Дети выражают эмоционально–ценностное и бережное отношение к природе родного края;
- Дети проявляют любовь и привязанность к своей семье, родному дому, городу, где он живет;
- Дети с удовольствием знакомятся с православными традициями, трудом русского народа, народными календарными праздниками и хотят участвовать в их организации и праздновании;
- Повысился уровень педагогической компетентности педагогов в организации образовательной деятельности, использовании современных образовательных технологий, разработке методических материалов в области гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста;
- Сформирован комплекс нормативно – правового и организационно–методического обеспечения системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- Родители принимают активное участие в познавательно-исследовательской деятельности детей по изучению своей малой родины; совместно с детьми участвуют в народных праздниках, знакомятся с православными традициям.
III Организационный раздел
3.1. Распорядок и режим дня реализации программы
«Юный Приморец»
Все виды и формы деятельности по реализации Программы организуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, требованиям к чередованию разнообразной активной деятельности и отдыха. Так, например, образовательная деятельность по Программе проводится один раз в неделю с 15.15 до 15.45 часов. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, проектная, продуктивная и другие виды деятельности планируются во время дневной и вечерней прогулок, в группе во второй половине дня.
Задача воспитателя – наполнение жизни детей увлекательными и полезными делами, создание атмосферы радости общения и коллективного творчества, стремления узнавать больше о своем родном крае и городе, в котором они живут. В организации любого вида деятельности детей по реализации задач Программы воспитатели используют методические пособия, рекомендации, интернет – ресурсы, наглядно – дидактические и развивающие игровые пособия. Для самостоятельной детской деятельности в группе совместно с родителями организована предметно–развивающая среда с учетом регионального компонента в воспитательно–образовательном процессе.
3.2. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды в рамках программы «Юный Приморец»:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Предметно-пространственная среда групп организуется по принципу полузамкнутых небольших микропространств, способствующих играм и общению детей по 3-5 человек. В большинстве центров активности группы размещены необходимые материалы и оборудование по региональному компоненту:
• в центре познания – развивающие пособия и игры, оборудование для экспериментально-исследовательской деятельности;
• в литературном центре – народные сказки, энциклопедии, тематические альбомы, фотоальбомы по истории, традициям и природе Приморского края;
• в игровом центре – дидактические игры, игровые пособия, макеты, атрибуты для сюжетных игр;
• в центре творчества – оборудование и средства для изобразительной деятельности, лепке, конструированию.
Особое место в пространстве детского сада занимают мини – музей. Закрепление и систематизация знаний детей о родном крае, о родном городе происходит в ходе создания мини-музеев в каждой группе ДОУ, что значительно повышает качественный уровень реализации задач регионального компонента образовательного процесса. Роль мини-музея в образовательном пространстве детского сада имеет большое значение и решает комплексные задачи, направленные на:
- обогащение опыта, знаний детей об окружающем предметном и социальном мире, о традициях и быте разных народов;
- формирование эстетического восприятия и патриотических чувств дошкольников;
- приобщение родителей к проблемам дошкольного детства и установлению тесного сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников.
Важным условием реализации Программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Для стимулирования деятельностной активности детей необходимо большое количество увлекательных материалов и пособий.
Перспективный план программы «Юный Приморец»:
Сентябрь
1) ОД «Знакомство с историей Приморского края» (Разработка)
1. Выставка книг.
2. Видео-экскурсия в музей имени Арсеньева.
3. Просмотр альбомов.
2) ОД «Первооткрыватели Приморского края» (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о первооткрывателях.
Октябрь
1) ОД «Коренное население Приморья» (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме ОД.
2. Беседа на тему «Коренное население Приморья»
2) ОД «Столица Приморского края-Владивосток» (Разработка)
1. Рассматривание иллюстраций о Владивостоке.
2. Беседа об основных его достопримечательностях.
3. Оформление папки-передвижки «Мой любимый Владивосток».
4. Чтение стихов о Владивостоке.
Ноябрь
1) ОД «Города Приморского края» 1 часть» (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о городах Приморского края.
3. Просмотр книг про города Приморья.
2) ОД «Города Приморского края» 2 часть» (Разработка)
1. Просмотр презентации.
2. Беседа о городах Приморского края.
3. Просмотр книг про города Приморья.
Декабрь
1) ОД «Символика Приморского края, городов края» (Разработка)
1. Просмотр презентация по теме НОД.
2. Д/и «Собери правильно».
3. Рисование «Символы Приморского края».
2) ОД «Природа Приморского края (Уссурийская тайга)» (Разработка)
1. Видеофильм «Путешествие по уссурийской тайге».
2. Беседа «Наш красивый край».
3. Рисование «Природа нашего края, какая она».
Январь
1) ОД «Редкие животные, птицы, морские обитатели и растения Приморского края» (Разработка)
1. Презентация по теме ООД.
2. Д/и «Угадай животное».
3. Беседа о редких животных и их месте обитания.
2) ОД «Озеро Ханка и его обитатели» (Разработка)
1. Познавательный фильм «Озеро Ханка».
2. Рассматривание альбома про обитателей озера, водно-болотного комплекса озера. Воспитывать любовь к родной природе и чувства единения с ней.
Февраль
1) ОД «Заповедники» (Разработка)
1. Рассматривание альбома
«Заповедники Приморского края»
2. Д/и «Угадай заповедник по описанию».
3. Оформление стенда «Заповедники края»
2) ОД «Красная книга Приморского края» (Разработка)
1. Рассматривание Красной книги.
2. Просмотр познавательного видеофильма «Красная книга Приморского края»
3. Рисование «Страничка из Красной книги»
Март
1) ОД «Знакомство с картой Приморского края» (Разработка).
1. Рассматривание карты Приморского края.
2) ОД «Глобус- модель Земли» (Разработка)
1. Работа с глобусом.
Апрель
1) ОД «Путешествие в сафари-парк» (Разработка)
1. Просмотр фотографий из сафари-парка.
2. Загадывание загадок об обитателях сафари-парка.
2. Беседа «Когда я был в сафарипарке…».
2) ОД «Спортивные комплексы Приморского края» (Разработка)
1. Фотоэкскурсия.
2. Презентация «Приморский край спортивный».
Май
1) ОД «Приморский край, я хочу о тебе рассказать» (Разработка)
1. Беседа с детьми о полученных знаниях о Приморском крае.
2. Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о городах, природе, памятниках, достопримечательностях и т.д.
2) ОД-викторина «Знатоки родного края» (Разработка)
1. Фотоэкскурсия.
2. Фотовыставка «Знатоки родного края».
Вывод: Программа позволяет сделать процесс обучения развивающим и содержательным для каждого ребенка, формирует у него чувство принадлежности к определенной культуре, всесторонне знакомит детей с Приморским краем. Образовательный процесс осуществляется в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов, а также в процессе самостоятельной деятельности детей. Обучение проводится в форме занятий, игр-путешествий и экскурсий в прошлое и настоящее Приморского края, с широким использованием видео и фотоматериалов из истории родного края.
3.4. Список литературы и иных информационных источников
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
Декларация о правах ребенка;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р);
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках Национального проекта «Образование» (01.01.2021-31.12.2024 гг.);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в Приморском крае»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
Санитарные правила 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Муниципальная программа «Развитие образования города Владивостока» на 2020–2024 годы;
Устав МБДОУ «Детский сад №3».
Памяти К.Д. Ушинского: по случаю 25-летия кончины. Текст. – СПб.: Тип Т-ва Обществ, польза, 1896.-212с.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками М.: ТЦ Сфера, 2003. -128с.
Артемьев А.Р., Артемьева Н.Г. Русские первопроходцы на Дальнем Востоке в XVII- XIX вв. том 5. Часть 1 Владивосток: Дальнаука, 2007.
Барышникова Г.Б. Альманах патриотического воспитания. Ярославль, 2011.
Белая К.Ю. Использование современных информационных технологий в ДОУ// Современное дошкольное образование. Теория и практика. №4/2011, 14 с.
Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
Доронова Т.Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей//Дошкольное воспитание.2003.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России», Издательство: «Скрипторий 2003» (2010).
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Том 1 СПб.: Научно-издательский центр «Альфа», 2003.
Квасовка В.Т. (сост.) Формирование основ нравственно-правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста. – Мозырь: ООО ИД Белый Ветер, 2007 – 95с.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа [Текст]: учебно-методическое пособие: 2-е издание, перераб. и доп./ О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: АКЦЕНТ, 1997. - 158 с.
Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.
Маркина М.В. Путешествия по родному краю: метод. пособие по краеведению и экологическому образованию.-Владивосток, 2001.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет. Конспекты занятий Москва: Айрис-пресс, 2009. -208с.
Про тигра и тигрят. Сборник методических материалов для работы с детьми. Владивосток: wwf – Россия, 2008. -144с.
Скоролупова О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 136с.
Черных Т.В. Уроки моря: образовательная программа углубленного изучения окружающего мира для работников дошкольных учреждений. - Владивосток: Изд-во ПКИРО, 2006. -280с.
Шорыгина Т.А. Беседы о Дальнем Востоке. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с.
Шорыгина Т.А. Беседы о мире морей и океанов. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с.
Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2015. -64с.
Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2008. -96с.
Энциклопедия для детей. Биология. - Аванта+, 1996.
Энциклопедия для детей. Я познаю мир. Обитатели океана. – Балашиха: Астрель, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию звукового
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо формированию звукового анализа и синтеза на этапе обучения детей чтению...
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»
Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...
Организация НОД в подготовительной группе №7 "В поисках радуги" МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 155 Г. ВЛАДИВОСТОКА".
комбинированное итоговое занятие....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» (подготовительная к школе группа «Белочка») срок реализации прогр
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремо...
Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021
Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...
Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы СТАРШЕГО возраста «Дружные ребята»
laquo;Программа» направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка 5-6 лет, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творче...