«Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"
материал по окружающему миру

Рункова Любовь Васильевна

Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок всю планету. Писал Антуан Де Сент- Экзюпери в в своей книге "Маленький принц"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

                                                                                                                                Здравствуйте ,уважаемые коллеги.

   Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок всю планету. Писал Антуан Де Сент- Экзюпери в в своей книге "Маленький принц"

Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивные отношения к природе, окружающему миру. 

И я  для себя взяла одно из приоритетных направлений работы с детьми по   экологическому воспитанию, так как, экологическое воспитание – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом.

                                                                                                                                                             Целью экологического воспитания является:  формирование у детей богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.

   Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе

   И чтобы решать поставленные задачи в формирования экологических знаний я применяю инновационные формы и методы обучения. Применяю их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    Грамотное применение данных технологий делает процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывая творческий потенциал детей, углубляя их знания.

   «Проектно-исследовательская деятельность»

Это неотъемлемая часть моей работы по экологическому воспитанию детей. С помощью этой технологии дети учатся видеть проблему, делать выводы, размышлять, сравнивать.

В своей я использую природоохранный социально-образовательный проект  «Эколята – молодые защитники природы». Так наш садик был включен во Всероссийский реестр по экологическому воспитанию дошкольников.

         В нём мы продумали разностороннюю деятельность с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.    

« Кейс – технология» 

Главное её предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение.  

Например: Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление.

 «Письмо-жалоба»

Это приём получения писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода - тех, кто нуждается в помощи и защите человека. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, лесу, реке и как нужно оберегать и охранять природу своего посёлка.

  «ИОС» -это        

Игровые обучающие ситуации  со сказочными героями: « Медвежонок беседует с детьми о деревьях», «Весна знакомится с комнатными растениями», «Незнайка проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе.                                

«Мнемотехника»

А вот заниматься мнемотехникой лучше с детьми , когда у них уже накоплен основной словарный запас, используя алгоритмы процессов ухода за комнатными растениями, посадка семян так как здесь обучение строится от простого к сложному. 

 «Экологический сторисек»

 Экологический сторисек или  «мешок историй»– интересный современный вариант такой традиционной формы работы с детьми, как «чтение вслух». Как выглядит «мешок историй»? Это настоящий полотняный мешок или рюкзачок, внутри которого находится хорошая иллюстрированная книга. Дополняют книгу мягкие игрушки, реквизит, дидактическая развивающая игра, и многое другое, что несомненно, поможет сделать чтение более интересным, а процесс усвоения экологических знаний - увлекательным.

 «Экологический микрофон».                                               

Где в ходе беседы дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную экологическую тему. Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются. В конце игры обобщаются все высказывания. Микрофон позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства.  

«Информационные технологии»

Конечно в своей деятельности с детьми по экологии, я использую современные информационные технологии. Одним из наиболее доступных средств использования компьютерных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные презентации, дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи (записи голосов птиц, млекопитающих, шум и голоса леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.). Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать.

«Активные формы работы с семьёй»

Проблему формирования экологической культуры мы конечно решаем с помощью родителей. Они являются нашими надежными помощниками в экологическом воспитании детей. Мы с ними принимали участие в акциях «Сохраним ели», «Сбережем лес от пожаров», «Кормушки для птиц», «Чистая территория- чистый дом». А также нами давались домашние задания, где ребята совместно с родителями осуществляли уход за животными, растениями.  

Продолжая поиск новых источников  в своей деятельности по формированию экологического воспитания дошкольников, я решила использовать «Сторителлинг».

Вместе с детьми мы решили, с помощью сторителлинга, придумать экологическую сказку, которая рассказывает о смене сезонных явлений.

Подобным образом можно знакомить детей с  разной тематикой по экологическому воспитанию. «Сказка про яблоньку» это наша первая работа,    

Яркие истории в сопровождении видео всегда наиболее выигрышны, нежели просто объяснение темы.

 

Анализируя проведенную мной работу, я увидела, что использованные мной технологии, методы и формы работы по экологическому воспитанию, дали положительный результат. воспитанники становились победителями и призерами конкурсов различных уровней:

Республиканская конференция по экологии «Мой мир - мой дом»,

Республиканская акция «Птичий дом»,

Всероссийский конкурс детского творчества,

Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета».

 У детей сформировано чувство бережного отношения к природе, чувство сопереживания и готовности прийти на помощь своему ближнему, будь это человек или другой обитатель флоры и фауны. Дети стали понимать, что природа – это единый дом. И человек тоже  житель этого дома, и если он навредит кому-то из других жителей этого дома, то в первую очередь навредит себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровымНаряду с традиционными фо...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...

Презентация "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"

Семинар-практикум "Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию"...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию «Диалог с природой» и «экологические тропинки»Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования...

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию

Инновационные формы работы с дошкольниками по экологическому воспитанию...