Картотека опытов
картотека по окружающему миру (младшая группа)
В картотеке представлены опыты с объектами неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека опытов с объектами неживой природы | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытов
Опыты с камешками
Опыт №1
Задача : выявить свойства камня.
Описание опыта.
Взрослый рассматривает камешки с детьми. Вопросы: « Одинаковые ли все камушки?(нет). Чем они отличаются?(цветом, формой, величиной). Какие они на ощупь? (гладкие). Назовите места, где можно увидеть много камушек? ( аквариум, в песочнице, на дорогах)».
Воспитатель: «Возьмите в руки камушки. Какие камушки тяжелые, какие лёгкие? Почему? (большие тяжелее маленьких). В одну руку возьмите камушек, а в другую перышко. Что тяжелее? (камушек)».
Игровое задание «Опусти камушки в воду». Вопросы: «Что происходит с камушками? Все ли камушки тонут? Почему?( камушки тяжелые). Утонет ли воде пёрышко? Давайте проверим. Почему пёрышко не утонуло? (оно лёгкое).
Вывод: Камушки тяжёлые и поэтому тонут в воде.
Опыт №2
Задача
Задача: выявить свойства камней.
Описание опыта.
На столе лежат камешки и тазик с водой. Дети опускают камешки в воду и вытаскивают их. Какие стали камешки мокрые или сухие?
Вывод: Если опустить камешки в воду, то они станут мокрыми, сырыми.
Опыт №3
Задача: выявить свойства камней.
Описание опыта: На столе лежат камешки и пластилин. Дети берут в каждую руку камешек и кусочек пластилина. Что произошло с камешком, а что с пластилином?
Вывод. Камень тверже пластилина. Если пластилин сжать в ладошке, он изменит форму, станет мягким, а камень нет. Из пластилина мы лепим разные фигурки, он мягкий, а из камешков ничего лепить нельзя. Они всегда твердые.
Опыты с водой
Опыт №1
Задача: выявить свойства воды (вода - жидкость), вода не имеет запаха.
Описание опыта: Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Что происходит с водой? Она льётся. Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Предложить детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт № 2
Задача : выявить свойства воды (прозрачная)
Описание опыта: перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка? Вода прозрачная, а молоко — нет.
Опыт №3
Задача: выявить свойства воды (в ней растворяются вещества).
Описание опыта:
На столе блюдце с сахарным песком или солью. Стакан с водой.
Предложить детям посыпать песок или соль в стакан с водой. Помешать. Что стало с сахаром? С солью? Их не стало видно. Вода – растворитель.
Опыт №4
Задача : выявить свойства воды (вода может окрашиваться в разные цвета)
Описание опыта: Поставьте перед детьми несколько стаканов с водой. Краски и кисть. Какая вода в стакане? Прозрачная. Предложите набрать на кисточку краску любого цвета опустить кисточку в стакан с водой. Что стало с водой? Она стала цветной. Значит вода может окрашиваться.
Опыт №5
Задача: познакомить со свойством воды – прозрачностью.
В два стакана воспитатель кладет по камешку. Дети наблюдают и отмечают, что в стакане с водой камешек видно. Вода прозрачная. В стакане с молоком камешка не видно – молоко не прозрачное.
Емкости разного размера. Мерные кружки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, воронки, лодочки, кораблики, лопатки, ведерки, кусочки разной ткани, крупа.
Опыт №6
Задача: познакомить со свойствами воды – текучесть.
Педагог переливает воду из одного сосуда в другой. Дети наблюдают и отмечают, что вода перетекает из одного сосуда в другой. Почему так происходит? Правильно. Вода жидкая. Она может течь.
Опыт с песком
Опыт №1
Задача: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка (состоит из песчинок, пропускает воду ; сухой- рассыпается, светлого цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету).
Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.
Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он сырой, в другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит песок?( из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики. Почему не получаются куличики? ( песок сухой, рассыпается). Как из сухого песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы: «Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).Что у вас получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке? ( песок сырой). Получаются ли из сырого песка куличики? (да).
Вывод: Сухой песок рассыпается, сырой - слипается, принимает форму ёмкости
Опыт №2
Задача: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных.
Описание: воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло. «Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой полочки с баночками и случайно их задела. Баночки упали прямо на песок; всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю, как теперь мне всё разобрать…»
Дети выбирают из песка горошины и гречку. Вопросы: «Быстро ли получается разбирать крупу? (нет). Почему? ( крупы много и она мелкая). Как вы думаете, что поможет нам быстрее отделить крупу? ( воспитатель предлагает посмотреть на сито).
Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (песок). Что остаётся на дне сита?( крупа). Почему крупа остаётся в сите? (она крупная). Почему песок просеивается через сито? (он меньше отверстий в сите). Есть ли у вас дома сито? Для чего его использует мама?»
Игровое задание « Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли мокрый песок?( нет). Почему?( он не рассыпается, липнет). Почему просеивается сухой песок?( он рассыпчатый).
Вывод: Сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно просеивать только сухой песок.
Опыт №4
Задача: Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого песка раздуваться в разные стороны. Описание :
Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это проверим.
Дети с воспитателем рассматривают сухой песок через лупу и вспоминают , из чего он состоит (из круглых маленьких песчинок).
Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него дуем? (он разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в стороны? (он лёгкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым песком? Почему он не раздувается? (мокрый песок тяжелый).
Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на сухой песок с разной силой.
Вывод: Сухой песок может раздуваться.
Опыт №1
Задача: выявить свойства песка (песок сухой, сыпучий; из него нельзя строить) Описание опыта: Перед детьми в тазике сухой песок. Взрослый предлагает ребёнку взять формочку и построить фигурку. Песок из формочки рассыпается. Сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики.
Опыт №2
Задача : выявить свойства влажного песка.
Описание опыта: насыпьте мокрый песок в формочки, сделайте фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки?
Мокрый песок принимает любую форму.
Опыт №2 «Делаем дорожки и узоры из песка»
Задача : продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.
Описание опыта:
Перед детьми на столе стоят пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Предложите детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Вывод: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.
Опыт со снегом
Опыт№1
Задача : познакомить со свойствами снега (снег в тепле тает и становится водой)
Описание опыта: Предложите детям набрать снег в ведерко или формочки. Принесите его в теплое помещение. Оставьте ведерко со снегом в тепле и подождите. Что у нас теперь в ведерке? (Вода). Что стало со снегом? (растаял) Снег в тепле тает и превращается в воду.
на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как только мы принесли в теплое помещение, он сразу начал таять и превратился в воду. Можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная).
Опыт №2
Задача : познакомить со свойствами влажного снега
Описание опыта: Возьмите снег в руки. Попробуйте слепить снежок. Снег стал липкий, из него можно лепить разные фигурки, “пирожки”. Предложите детям совочком разложить снег в формочки для песка и сделать снежные фигурки.
Опыт №3
Задача: познакомить со свойствами сухого снега
Описание опыта:
Возьмите снег в руки. Попробуйте слепить из него снежок. Снег рассыпается. В морозные дни. Снег не липкий. Лепить фигурки из него нельзя.
Опыт № 4 Задача: определить цвет снега и льда.
Описание опыта: Возьмите 2 стакана. В один положите снег, в другой положите лёд. Какого цвета снег? (белого). Какого цвета лёд? (Прозрачный)
Опыты со льдом
Цель: познакомить со свойствами воды.
Описание опыта:
Рассмотрите с детьми воду налитую в стаканчиках, какая вода по цвету? (прозрачная, бесцветная, через неё можно увидеть разные предмет).
Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Вода может окрашиваться. Предложить детям налить цветную воду в приготовленные формочки, положить в каждую форму нитку и убрать их на улицу на карниз чтобы понаблюдать, как замерзает вода.
Вывод: вода на морозе замерзает и превращается в лёд.
Опыт № 3 «Цветные бусы»
Также сделать бусы из коробки из - под конфет. В формочную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз.
На прогулке предложить посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.
Опыт № 4
Тема «Ледяные кораблики».
Задача: Познакомить со свойствами льда.
Описание опыта: предложить узнать, может ли лед плавать. Надо сделать ледяные кораблики. На зубочистку надеть бумажный флажок и воткнуть ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Налить в баночки воду, ее покрасить разными цветами и оставить их на улице. Когда вода замерзнет, вытащить лед из стаканчика - получился ледяной кораблик с мачтой и флагом. Предложить опустить их в емкость с водой - они будет плавать!
Я кораблик смастерила,
По воде его пустила.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
Вывод: лед плавает – не тонет
Опыт №5
Содержание опыта:
Внести сосульки в теплое помещение, положить в пластиковый стакан. Понаблюдать, как сосульки будут таять.
Результат:
Со временем сосульки тают все больше и больше, превращаясь в воду.
Вывод: сосульки – это замерзшая вода.
Бумага
Тема № 4 «Бумага, ее качества и свойства»
Задача: формировать умение узнавать предметы сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, размокает).
Описание опыта:
Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) Верно, о бумаге. Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага? Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая). Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой. Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей). . Но все-таки бумага мнется всякая- и тонкая, и толстая, и белая, и цветная. ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ. Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей). Бумага мнется и совсем не разглаживается. А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Значит бумага еще и рвется. ВЫВОД: бумага рвется и мнется.
Опыт № 2 «Бумага намокает»
Задача : научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Описание опыта:
Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).
ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ
Опыт № 3 « Бумага для рисования»
Задача : научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность).
Описание опыта: возьмите графитный карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось? Закрепляем рисунком на выбор.
Дети, посмотрите вокруг! Назовите каждый по одному предмету, сделанному из бумаги. А как вы думаете, почему нельзя сделать мебель из бумаги, сшить одежду, строить жильё? (ответы детей). Правильно, потому что мы с вами выяснили, что бумага непрочная, легко мнётся, рвётся. Дома строят из камня, одежду шьют из ткани, потому что это прочные материалы.
Что вы узнали о бумаге нового, интересного?
ВЫВОД: бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.
Ткань
Опыт №1
Задача : Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.
Оборудование: кусочки ткани разной фактуры
Ход: воспитатель предлагает детям рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани.
- Какие они на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая, теплая, толстая, тонкая и т.д.)
Дидактическая игра «Найди пару».
- Где вы видели такую ткань?
- Для чего она нужна? (тонкая для летней одежды, плотная для зимней одежды)
Вывод: ткань может быть разной.
Опыт №2
Задача: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется).
Оборудование: кусочки ткани разной фактуры
Ход: воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с тканью (складывают, сворачивают, мнут).
- Что произошло с тканью? Какая она стала?
Вывод: если ткань сжимать в руках, она мнется.
Опыт №3
Тема: «Свойства ткани»
Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (намокает).
Оборудование: кусочки ткани, емкость с водой.
Ход: по показу воспитателя дети опускают лоскутки в емкость с водой, производят различные манипуляции с тканью в воде.
- Рассмотрите лоскутки, что с ними стало?
Вывод: если ткань опустить в воду, она намокнет.
Опыт №4
Задача: «Из чего состоит ткань»
Цель: Объяснить детям, что ткань состоит из ниток.
Оборудование: кусочки ткани, лупа.
Ход: детям предлагается рассмотреть ткань с помощью лупы.
-Что вы увидели (дырочки, сплетение нитей).
- Ткань состоит из ниточек.
Воспитатель вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
Вывод: ткань состоит из ниток.
Опыт №3
Тема: «Свойства бумаги»
Задача : Познакомить детей со свойством бумаги намокать.
Оборудование: кораблики из бумага, салфетки, емкость с водой.
Ход: Грустный Буратино рассказывает историю:
- Ребята, мне подарили бумажные кораблики и я решил их запустить в ручей. Первый кораблик плыл по ручейку, но вдруг стал тонуть и совсем пропал в воде. Я запустил второй кораблик, и он утонул. Остался последний, и я пришел к вам показать. Посмотрите. (дети убеждаются, что кораблик сделан из бумаги)
Буратино предлагает запустить кораблик в емкость с водой. Дети наблюдают, дуют на кораблик.
- Что произошло с корабликом? (бумага стала мокрой и кораблик утонул)
- Попробуйте поэкспериментировать с бумажными ленточками. Дети опускают в воду разную бумагу.
- Какая бумага намокла и утонула быстрее? (салфетка)
- Достаньте бумагу из воды. (она порвалась)
- Ребята, что можно сделать, чтобы наш Буратино не расстраивался? (подарить игрушечный кораблик или сделать самим )
Вывод: бумага намокает в воде, тонет и рвется.
Опыт №6
Тема: «Тонет-не тонет»
Задача: способствовать расширению знаний детей о свойствах предметов, сделанных из резины, пластмассы, дерева, стекла, железа; закрепить понятие у детей «тонет - не тонет», активизировать речь и обогащать словарный запас у детей, развивать навыки взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности.
Оборудование: большая чаша с водой на столе, набор игрушек и предметов из резины, пластмассы, дерева, метала, шарики и мячи из этих материалов, «чудесная коробка», 2 больших коробки синего и красного цвета, большая кукла.
В группу входит плачущая кукла Таня.
Воспитатель: - Почему ты плачешь, Таня?
Кукла: - Пошла играть на полянку уронила в речку мячик, а-а-а, он утонет.
Воспитатель: - Не плачь, Таня, послушай лучше стихотворение. (Читает стихотворение А. Барто «Мячик» с детьми.)
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, наши мячики тоже не тонут? Давайте узнаем. (У воспитателя в руках корзина с маленькими мячами и шариками.)
Дети опускают маленькие мячики, сделанные из резины и пластмассы, а так же деревянные шарики в воду (большая чаша с водой стоит на столе), наблюдают за ними и приходят к выводу, что эти шарики и мячи не тонут, так как они деревянные, пластмассовые, резиновые. Шары и мячи достают из воды, вытирают насухо и складывают в корзину.
Воспитатель: Таня, а из чего сделан твой мячик?
Таня: из резины, он резиновый.
Воспитатель: Ребята, утонет ли Танин мячик? Мы попросим взрослых, они достанут твой мячик.
Д/и «Тонет- не тонет».
(Воспитатель держит в руках красную коробку.)
Воспитатель: - Что это?
Дети: - Коробка.
Воспитатель: - А что в ней лежит?
Дети достают из коробки предметы, рассматриваю их и проводят опыты «тонет - не тонет». Те предметы, которые тонут (стеклянные, металлические) складывают в синюю коробку, а те, которые не тонут (деревянные, пластмассовые, резиновые) - в красную.
Вывод: резиновые, деревянные, пластмассовые предметы не тонут, а стеклянные, металлические тонут.
Опыты с песком и глиной
Задача: учить сравнивать песок и глину, показать свойство песка – сыпучесть.
Оборудование: стаканчики с песком и стаканчики с сухой глиной. Лист бумаги.
Педагог предлагает детям аккуратно насыпать немного песка из стаканчика на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? (Легко) Предложить высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать? Песок) Потому и говорят, что песок сыпучий. Глина слипается комочками., ее нельзя легко высыпать из стаканчика, как песок.
Вывод: песок в отличие от глины обладает сыпучестью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста
Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...
Картотека опытов с детьми (опыты с водой)
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....
Картотека опытов с детьми (опыты с песком)
Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...