Экологический проект "Вода наш лучший друг"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_nash_luchshiy_drug.docx | 62.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
«Вода наш лучший друг».
Составила:
Старкова Инна Юрьевна
Вид проекта: исследовательско – творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель проекта: формировать у детей знание и значение воды в жизни всего живого на земле. Вода источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитания экологического сознания.
Задачи:
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Расширить знания о свойствах воды, о значении для всего живого
- Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за всё живое на земле.
- Вызвать интерес и желания экономить расходовать воду, беречь охранять природные источники воды: реки, озера водоемы.
- Развивать активное общение, связную речь, логическое мышление детей, обобщать словарь по данной теме. Воспитывать познавательный интерес, кругозор, внимание.
1.Подготовительный этап:
•подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
•пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; подбор энциклопедий, карт, схем; , дидактических, пальчиковых игр; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой.
2.Основной этап:
•разработать перспективный план
•подготовить информацию для родителей по темам:
* экспериментирование с водой;
*занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
* беседы, рассказы;
* чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
*художественное творчество ( рисование)
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
- Дети приобретут экологический ценный опыт поведения и деятельности в природе.
- У детей появятся исследовательские умения, соответствующие опыту.
- Повысится воспитательная компетенция родителей в экологическом образовании дошкольников.
Основные принципы реализации проекта:
- Единство целей и задач воспитания экологического развитого ребенка в ДОУ и семье. Это достигается слаженностью работы педагогов и родителей в данном направлении.
- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующееся на укреплении авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду, формирование отношений к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников.
Оснащение проекта:
Основные законодательные и нормативные документы |
- Закон об образовании РФ. - Конвенция ООН «О правах ребенка». - Семейный кодекс РФ. - Конституция РФ. - Концепция дошкольного воспитания. - Устав ДОУ. |
Методическое обеспечение. | ||
Техническое обеспечение | ||
- музыкальный центр; - цифровой фотоаппарат; -интерактивная доска; - ноутбук ; - уголок экспериментирования. | ||
Печатные средства | ||
- Методические пособия, - Дидактические пособия, - Альбомы с фотографиями - Картотека Экспериментирование - Картотека опытов. |
Список источников литературы
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П,., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:
Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е
изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.
2. Лисина Т.В. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Т.В.
Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128с.
3. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы
в старшей группе детского сада. / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2017. – 192с.
4. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с
детьми 3 – 7 лет / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с.
5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в
разных возрастных группах/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 320с.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –
СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2011.
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. –
М., ТЦ Сфера, 2013.
Перспективный план по реализации проекта «Вода-наш друг».
(старшая группа 5-6 лет)
Понедельник. | Вторник. | Среда. | Четверг. | Пятница. | |
1 Неделя | Диагностика. Диагностическая карта уровня развития детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию. Приложение №1 | Анкетирование родителей. Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. Приложение №2 | Д/И. Что вредно и полезно для природы (воды)? Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде. Приложение №3 | Подвижные игра. Море волнуется. Цель. Развивать фантазию Умение выражать в движении задуманный образ. Приложение №4 | Беседа. Круговорот воды в природе. Цель. Расширить знания детей о значении воды в жизни человека. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; источниках питьевой воды. |
2 Неделя | Беседа. Нет жизни без воды Цель. Дать представления детям о значении воды в нашей жизни. Развивать любознательность, мышление, речь детей. | Экспериментирование. Состояния воды. Тема: «Пар и его свойства» «Пар – это вода» Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Приложение №5 | Познакомить детей с пословицами, поговорками, закличками о воде. Цель. Развивать интерес к фольклору, обогащать словарный запас. | Аппликация «Подводный мир». Цель. Развитие творческих способностей и кругозора учащихся через занятия декоративно-прикладным творчеством (аппликацию). | Работа с родителями. Подобрать с детьми загадки о воде. Цель. Создание единственного образовательного пространства в детском саду и семье. |
3 Неделя | Создание фотогазеты «Вода наш лучший друг». Цель. Создавать позитивный настрой. Учить детей любоваться природой. | Беседа. Подводный мир. Закреплять первоначальное представление детей о морях и океанах, формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать бережное, эстетическое отношение к природе. Обогащать словарный запас. | Конкурс Загадок о воде. Цель. Расширить представление детей о значении воды в жизни человека. Подвижная игра. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге. Приложение №4 | Чтение художественной литературы. Васюткино озеро. В.П. Астафьев. Цель. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Поговорить об одной зеленой аксиоме «Общая среда обитания». | Д/И «Кому нужна вода?» Цель. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности. Приложение №3 |
4 Неделя | Беседа. Кому нужна вода? Цель. Уточнить представления детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ: растения, животные, человек. | Экспериментирование. «Свойства воды» Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). Приложение №5 | Рисование. Водоёмы и их обитатели. Цель. Закрепить знания о реке, что у неё два берега, течёт в одном направлении. Озеро берег вокруг, никуда не вытекает. Воспитывать любовь к прекрасному. | Д/И. «Природа и человек». Цель. закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа. Приложение №3 | Рефлексия. |
Приложения №1
Диагностическая карта уровня развития детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.
Диагностическая карта по экологическому воспитанию старших дошкольников по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанной в
«Комплексной диагностике уровней усвоения программы» автор - составитель Н.Б. Вершинина
№ п\п | Виды полученных знаний умений и навыков | Умение объяснить экологические связи в природе | Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | Знания о растительности леса, луга, сада, поля | Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги | Знания о природе родного края | ||||||
Имя ребёнка | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | нг | кг | |
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
итого℅ |
Вывод
Приложения №2.
Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
Анкета для родителей по экологии.
1. Что такое экология?
2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?
Если нет, то почему?
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о
природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,
лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о
природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в
детском саду?
Приложения № 3
Дидактическая игра. Что вредно и полезно для природы (воды)?
(Игра с перфокартами.)
Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.
Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).
Дидактическая игра. Кому нужна вода?
Цель. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и
растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.
Дидактическая игра. «Природа и человек».
Цель. закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Материалы: мяч.
Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Приложения № 4
Подвижная игра. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.
Подвижные игра. Море волнуется.
Цель. Развивать фантазию
Умение выражать в движении задуманный образ.
Приложения № 5
Экспериментирование. «Свойства воды»
Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.
Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
Экспериментирование. «Пар – это вода»
Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным
предметом, пар превращается в воду.
Материалы и оборудование: чайник, оргстекло.
Описание. Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло.
Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.
Вывод: пар – это газообразное состояние воды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: " Книга- лучший друг ребёнка"
В настоящее время появилось очень много полезных, развивающих и обучающих книг, которые предлагаются родителям для домашних занятий с детьми. Они помогают расширить знания ребёнка об окружающем мире, ...
Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества "Мой папа самый лучший друг"
Сценарий совместного праздника малышей и их пап. Целью данного праздника является воспитание чувства гордости за своих отцов. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной д...
Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"
Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....
Книга -лучший друг
Сценарий открытия детской библиотеки в детском саду....
Отчёт о работе по проекту "Книга-лучший друг!" в старшей группе
Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, ...
Экологический проект «Лук -наш лучший друг» средняя группа
Совместно с детьми средней группы был проведен краткосрочный, практико-ориентированный проект на тему "Лук-наш лучший друг"...
Консультация для родителей «Почему конструктор лучше другой игрушки» Почему конструктор лучше другой игрушки
Консультация для родителей «Почему конструктор лучше другой игрушки»...