Экологический проект "Вода наш лучший друг"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Старкова Инна Юрьевна

Проект для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_nash_luchshiy_drug.docx62.85 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

«Вода наш лучший друг».

Составила:

Старкова Инна Юрьевна

Вид проекта: исследовательско – творческий

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители

Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

     Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель проекта: формировать у детей знание и значение воды в жизни всего живого на земле. Вода источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитания экологического сознания.

Задачи:

  1. Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  2. Расширить знания о свойствах воды, о значении для всего живого
  3. Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за всё живое на земле.
  4. Вызвать интерес и желания экономить расходовать воду, беречь охранять природные источники воды: реки, озера водоемы.
  5. Развивать активное общение, связную речь, логическое мышление детей, обобщать словарь по данной теме. Воспитывать познавательный интерес, кругозор, внимание.

1.Подготовительный этап:

            •подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

•пополнить развивающую среду: подбор художественной литературы по теме; составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; подбор энциклопедий, карт, схем; , дидактических, пальчиковых игр; составление картотеки опытов с водой; подготовка оборудования для опытов с водой.

             

            2.Основной этап:  

               •разработать перспективный план
              •подготовить информацию для родителей по темам:
                * экспериментирование с водой;

               *занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;

               * беседы, рассказы;

               * чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

               *художественное творчество ( рисование)

           Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
  • У детей сформируются начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов.
  • Дети приобретут экологический ценный опыт поведения и деятельности в природе.
  • У детей появятся исследовательские умения, соответствующие опыту.
  • Повысится воспитательная компетенция родителей в экологическом образовании дошкольников.

Основные принципы реализации проекта:

  • Единство целей и задач воспитания экологического развитого ребенка в ДОУ и семье. Это достигается слаженностью работы педагогов и родителей в данном направлении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующееся на укреплении авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду, формирование отношений к родителям как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательной работе.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители воспитанников.

Оснащение проекта:

Основные законодательные и нормативные документы

- Закон об образовании РФ.

- Конвенция ООН «О правах ребенка».

- Семейный кодекс РФ.

- Конституция РФ.

- Концепция дошкольного воспитания.

- Устав ДОУ.

Методическое обеспечение.

Основная программа

Комплексная

Программа

Общеобразовательная Программа дошкольного образования (Педсовет № 1 от  28 августа 2015 г.).

Общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Техническое       обеспечение

- музыкальный центр;

- цифровой фотоаппарат;

-интерактивная доска;

- ноутбук ;

- уголок экспериментирования.

Печатные средства

- Методические пособия,

- Дидактические пособия,

- Альбомы с фотографиями

- Картотека Экспериментирование

- Картотека опытов.

Список источников литературы

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П,., Щетинина В.В. Неизведанное рядом:

Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е

изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 192 с.

2. Лисина Т.В. Подвижные тематические игры для дошкольников/ Т.В.

Лисина, Г.В. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 128с.

3. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы

в старшей группе детского сада. / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2017. – 192с.

4. Николаева, С. Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с

детьми 3 – 7 лет / С. Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112с.

5. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в

разных возрастных группах/ сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 320с.

6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. –

СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2011.

7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. –

М., ТЦ Сфера, 2013.

Перспективный план по реализации проекта «Вода-наш друг».

(старшая группа 5-6 лет)

Понедельник.

Вторник.

Среда.

Четверг.

Пятница.

1

Неделя

Диагностика. Диагностическая карта уровня развития детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Приложение №1

Анкетирование родителей.

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Приложение №2

Д/И. Что вредно и полезно для природы (воды)?

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Приложение №3

Подвижные игра. Море волнуется.

Цель. Развивать фантазию

Умение выражать в движении задуманный образ.

 Приложение №4

Беседа. Круговорот воды в природе.

Цель. Расширить знания детей о значении воды в жизни человека.

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; источниках питьевой воды.

2

Неделя

Беседа. Нет жизни без воды

Цель. Дать представления детям о значении воды в нашей жизни. Развивать любознательность, мышление, речь детей.

Экспериментирование.

Состояния воды. Тема: «Пар и его свойства»

«Пар – это вода»

Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным предметом, пар превращается в воду. Приложение №5

Познакомить детей с пословицами, поговорками, закличками о воде.

Цель. Развивать интерес к фольклору, обогащать словарный запас.

Аппликация «Подводный мир».

Цель. Развитие творческих способностей и кругозора учащихся через занятия декоративно-прикладным творчеством (аппликацию).

Работа с родителями. Подобрать с детьми загадки о воде.

Цель. Создание единственного образовательного пространства в детском саду и семье.

3 Неделя

Создание фотогазеты «Вода наш лучший друг». Цель. Создавать позитивный настрой. Учить детей любоваться природой.

Беседа. Подводный мир.

Закреплять первоначальное представление детей о морях и океанах, формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать бережное, эстетическое отношение к природе. Обогащать словарный запас.

Конкурс Загадок о воде.

Цель. Расширить представление детей о значении воды в жизни человека.

Подвижная игра.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

  Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке.      Упражнять в ходьбе и беге.

Приложение №4

Чтение художественной литературы. Васюткино озеро. В.П. Астафьев.

Цель. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Вызвать у детей эмоциональный отклик на прочитанное. Поговорить об одной   зеленой аксиоме «Общая среда обитания».

Д/И «Кому нужна вода?»

Цель.

Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира.

Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц.

Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

Приложение №3

4

Неделя

Беседа. Кому нужна вода?

Цель. Уточнить представления детей о том, что вода очень нужна для всех живых существ: растения, животные, человек.

Экспериментирование.

«Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Приложение №5

Рисование. Водоёмы и их обитатели.

Цель. Закрепить знания о реке, что у неё два берега, течёт в одном направлении. Озеро берег вокруг, никуда не вытекает. Воспитывать любовь к прекрасному.

Д/И.  «Природа и человек».

Цель. закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Приложение №3

Рефлексия.

Приложения №1

Диагностическая карта уровня развития детей дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Диагностическая карта по экологическому воспитанию старших дошкольников по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В, Гербовой, Т.С. Комаровой, разработанной в

«Комплексной диагностике уровней усвоения программы» автор - составитель Н.Б. Вершинина

№ п\п

Виды полученных знаний умений и навыков

Умение объяснить экологические связи в природе

Умение ухаживать за растениями в уголке природы

Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе

Знания о растительности леса, луга, сада, поля

Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книги

Знания о природе родного края

Имя ребёнка

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

 1

 2

3

4

5

6

7

8

9

5

итого℅

Вывод

Приложения №2.

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

Анкета для родителей по экологии.

1. Что такое экология?

2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?

    Если нет, то почему?

3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

4. Посадили ли Вы дерево?

5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о

     природе?

8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев,

      лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о

       природе?

13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в

      детском саду?

Приложения № 3

Дидактическая игра. Что вредно и полезно для природы (воды)?

(Игра с перфокартами.)

Цели: Обратить внимание детей на отношение человека к объектам природы (воде). Закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: Перфокарты, на которых изображены действия человека, наносящие вред природе (воде) и применение воды в полезных целях.

Игровое действие: Отметить различными знаками (например, разного цвета или формы) положительное и отрицательное воздействие человека на природу (воду).

Что вредно и полезно для природы

Дидактическая игра. Кому нужна вода?

Цель. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека, животного и

растительного мира. Упражнять детей в классификации растений, животных, птиц. Развивать логическое мышление, память и внимание. Формировать усидчивость, стремление к самостоятельности.

 

Дидактическая игра. «Природа и человек».

        

Цель. закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.

«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.

Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.

Приложения № 4

 Подвижная игра. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

  Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке.      Упражнять в ходьбе и беге.

Подвижные игра. Море волнуется.

Цель. Развивать фантазию

Умение выражать в движении задуманный образ.

Приложения № 5

 Экспериментирование.  «Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Описание. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Вывод. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

 

Экспериментирование. «Пар – это вода»

Цель: познакомить детей с тем, что пар – это мельчайшие лёгкие капельки воды; соприкасаясь с холодным

предметом, пар превращается в воду.

Материалы и оборудование: чайник, оргстекло.

Описание. Воспитатель ставит перед кипящим чайником стекло.

Все наблюдают, как постепенно по нему начинают стекать струйки воды.

Вывод: пар – это газообразное состояние воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Книга- лучший друг ребёнка"

В настоящее время появилось очень много полезных, развивающих и обучающих книг, которые предлагаются родителям для домашних занятий с детьми. Они помогают расширить знания ребёнка об окружающем мире, ...

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества "Мой папа самый лучший друг"

Сценарий совместного праздника малышей и их пап. Целью данного праздника является воспитание чувства гордости за своих отцов. Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной д...

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"

Конспект интегрированного занятия "Кукла не просто игрушка, а мой лучший друг"....

Книга -лучший друг

Сценарий открытия детской библиотеки в детском саду....

Отчёт о работе по проекту "Книга-лучший друг!" в старшей группе

Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, ...

Экологический проект «Лук -наш лучший друг» средняя группа

Совместно с детьми средней группы был проведен  краткосрочный, практико-ориентированный  проект на тему "Лук-наш лучший друг"...