Конспект "Осень".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Никитина Наталья Александровна

- Учить детей различать приметы осени и описывать их.

- Продолжать формировать у детей представления об изменениях в природе в осенний период.

- Обогащать словарный запас по теме Осень

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ftskm_na_temu_osen_srednyaya_gruppa.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЦКМ в средней группе

Тема: «Осень»

Интегрирование образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: закреплять представления детей о характерных признаках осени и процессах в природе в осенний период.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей различать приметы осени и описывать их.

- Продолжать формировать у детей представления об изменениях в природе в осенний период.

- Обогащать словарный запас по теме Осень

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

- Формировать эстетическое восприятие красоты и разнообразия природы в период «золотой осени».

- Учить умению работать в коллективе.

Подготовительная работа: наблюдения за погодой, изменениями природы и поведением животных и птиц в разные периоды осени, чтение стихотворений и рассказов об осени; рассматривание иллюстраций на тему «Осень»; разучивание стихов, отгадывание загадок, изготовление поделок (рисунки, аппликации, лепка).

Оборудование и материалы: магнитола; «пенёчки» (стульчики), нарисованные осенние листья, солнце,  тучи, картины с изображением осеннего леса,  цветок с разноцветными лепестками, аудиозапись, муляжи грибов, губки, прищепки, одноразовые тарелки, краски гуашевые, влажные салфетки, корзина.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Дети становятся в круг и вместе с воспитателем приветствуют друг друга.

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро!

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

2. Основная часть

Воспитатель:

 Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели ,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года... (ответы детей) зовётся.

Воспитатель: Осень приглашает нас в лес, на осеннюю полянку. Ребята, сейчас мы произнесем волшебные слова «Покружись, покружись, лес осенний, появись!» и  под звуки красивой музыки мы «перенесёмся» из детского сада на лесную полянку. (Звучит музыка) Посмотрите,  как красиво осенью в лесу, как много разноцветных листьев!

Посмотрите на картину, которую «нарисовала» Осень. Что на ней изображено?(лес, деревья, осень).Какого цвета листочки на деревьях? (красные, желтые, оранжевые).А как еще можно назвать желтый цвет листочков?(золотой).Правильно, молодцы! А красный цвет? (багряный).А что происходит с листочками осенью? (меняют цвет, опадают).А как называется явление, когда опадают листья? (листопад) Молодцы!

Упражнение «Подуй на листочек» (дыхательная гимнастика)

Воспитатель: Покажите мне ладошку, я  положу на нее по осеннему листочку , а вы наберите воздух и подуйте, чтобы листок, сдуло как ветерком, только не резко, а плавно. Вот какой листопад у нас получился! Молодцы!

Воспитатель: Присаживайтесь на пенёчки. А давайте поиграем. Приготовьте свои ушки  и слушайте внимательно. Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:

Поиграем в игру «Осенние приметы». 

 Осенью растут грибы? (да).

Часто — часто льют дожди? (да).

Птичьи стаи улетают? (да).

Урожай все собирают? (да).

 Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет).

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Молодцы! Вы знаете ,что происходит в  природе осенью.

Воспитатель: Давайте полетаем как осенние листочки.

 Физкультминутка “Мы - осенние листочки

Звучит музыка, дети двигаются в соответствии с характером музыки .

Воспитатель: Какой красивый танец листочков у нас получился!

Гимнастика для глаз.( В это время помощник раскладывает грибы на ковре)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на небо. Какое оно осенью?(серое, хмурое, низкое).А разве осенью только серое и хмурое небо бывает?(нет, в солнечный день оно голубое). А посмотрите под ноги. Что это?! (Грибы) А какие грибы бывают?(съедобные и несъедобные).А какие съедобные грибы вы знаете? (белый гриб, подберёзовик, лисички.....) А несъедобные? (мухомор, поганки)

Ребята, вы сказали, что мухомор несъедобный гриб, а можно его пинать ногой или топтать?

Дети: Нет!

Воспитатель: Конечно, нет, а почему?

Дети: Мухомором звери лечатся.

Воспитатель: Правильно, ведь всё в природе взаимосвязано, всё что растёт и живёт на земле приносит пользу.

Давайте соберем съедобные грибы мне в корзинку.

Дидактическая игра-физкультминутка “Собери грибы” 

(На полу разложены муляжи грибов, а ребятам нужно собрать и положить в корзинку только съедобные грибы) – дети наклоняются, - собирают в корзинку Осени.

Воспитатель: Молодцы, грибочки собрали, а что можно приготовить из грибов? (Ответы детей). Переходим к продуктивной деятельности (рисование в нетрадиционной технике - губкой)

Воспитатель Ребята, посмотрите, какой необычный цветок вырос на полянке, обратите внимание на цвет его лепестков… Какого они цвета?( Дети называют цвета: Жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, коричневый). Правильно, он разноцветный.

Осень в гости к нам пришла

Осень краски принесла.

В эти цвета осень раскрашивает листочки.

Воспитатель: Ребята, осень приглашает нас в лесную мастерскую и просит помочь ей раскрасить листочки осенними красками.(Воспитатель садится на стул) Подготовим наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Осень, осень к нам пришла

И в подарок принесла:                  (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листик клена,                              (загибаем пальцы, начиная с мизинца)

Лист березы,

Лист осины,

Лист дубка,

Чудо-осень! Хороша!                       (вращение кистям рук, хлопки)

Посмотрите, этот листок с какого дерева? (с клена).Как называется? (кленовый).На что он похож?(на звездочку, на ладошку). А этот с какого дерева? (с дуба).Как называется?(дубовый).На что он похож? (на облачко). Правильно, молодцы!

 Раскрашивать листья будем необычным способом (не кисточкой, а губкой). Посмотрите, как мы будем это делать.(Воспитатель на мольберте показывает прием раскрашивания листка губкой).Берем в руки прищепку, набираем краску, раскрашиваем листочек вот такими движениями. Всем понятно? (да) Приступаем.( дети раскрашивают листья в цвета осени нетрадиционной  техникой-губкой, а воспитатель в это время смотрит и комментирует работу детей, хвалит, помогает).После окончания работы предложить детям вытереть руки салфетками.

Воспитатель: Какие молодцы! Вы - помощники осени, помогли разукрасить листочки яркими красками.(Звучит музыка) А  нам пора возвращаться с осенней полянки в детский сад,(взять корзину с грибами) произносим волшебные слова «Покружись, покружись, детский садик, появись!» И вот мы снова в детском саду

3. Рефлексия (подвести итог)

Воспитатель:

-Ребята, где мы были?(в осеннем лесу, на лесной полянке, у осени в гостях)

-Что делали? (танцевали танец листочков, собирали грибы, помогали осени раскрашивать листочки в осенние краски)

-Вам понравилось на моей полянке? (ответы детей)

Если сегодня вам было интересно, вы  старались, у вас все получилось, то возьмите у меня солнышко. А если было не очень  интересно, то возьмите тучку. Поднимите ручки вверх и покажите, что вы выбрали.

Затем сам воспитатель говорит: Как здорово мы провели время в лесу: говорили о приметах осени, о том, как меняется цвет листьев, как осенний ветерок сдувает листья с деревьев, собирали грибы, раскрашивали листья в «краски осени».Спасибо, ребята.