Проект «Осень, Осень, в гости просим!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Маланова Елена Константиновна

Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей природы.
         Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_osen._osen_v_gosti_prosim.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Осень, Осень, в гости просим!»

Подготовила и провела воспитатель высшей категории:

Маланова Е.К.

Вид проекта: исследовательский, познавательно-речевой.

Сроки реализации:  1-2 неделя сентября 2024г.

По продолжительности: краткосрочный      

Участники проекта:  дети 5-6 лет, воспитатели  группы,  родители воспитанников.

Актуальность проекта:
          Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого к прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку - дошкольнику открыть мир окружающей природы.
         Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.
Проблема:
         У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, дарах осени, о правильном отношении к окружающему миру природы, взаимодействии с ней.

Цель:

расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

     Задачи:

Образовательные:
- углубить представления об изменениях в природе осенью;
- привлечь внимание к окружающим природным объектам;
- пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Деревья и кусты».
- расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
   Развивающие:
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
- развивать связную речь, навыки общения со взрослыми и сверстниками.
- формировать умение применять полученные знания в повседневной жизни.
- развивать мелкую моторику кистей рук, мышление внимание, память и пр.
    Воспитательные:
- воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Предполагаемые результаты:

- Формирование у детей знаний об осени, ее явлениях и дарах, изменениях в жизни животных и птиц, людей.
- Активизация словаря, развитие коммуникативных умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и детьми).
- Совместное творчество воспитателей и детей.
- Стимулирование познавательных интересов и расширение кругозора у воспитанников.

- Знакомство детей с произведениями поэтов, писателей и художников на тему осени;

- Развитие художественно - творческих навыков.

 

Используемые  виды деятельности:

  • НОД;
  • игровая;
  • чтение художественной литературы;
  • изобразительная;
  • труд ;
  • конструирование из природных  материалов.

Итоги проекта:

  • выставка рисунков и поделок из природного материала «Краски осени»;
  • гербарий «Разноцветные листья»;
  • фотовыставка «Осенние деньки».

 

Содержание практической деятельности по реализации проекта

1 этап. Организационно-подготовительный

  • Обсуждение темы проекта
  • Изготовление наглядных пособий.
  • Беседы с родителями.

Воспитатели:

- Изучение методической и специальной литературы по теме проекта. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с\р игр с детьми.

- Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта.

- Подбор наглядного и демонстрационного материала, стихов, загадок, чистоговорок, пословиц по теме проекта.

Сотрудничество с родителями:

- Оформление  папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

- Подбор  фотографий для выставки  на  тему: «Осенние деньки».

- Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки  «Разноцветная осень».
2 этап. Практический

Образовательные области

Виды детской деятельности.

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Магазин цветов».

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?».

 

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор листьев для гербария.

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой:

- беседы и групповые логопедические занятия по лексическим темам «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;  «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Уходит золотая осень»;

- экскурсия в осенний парк;

- цикл наблюдений: «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов»,  «Украсим группу, красивыми цветами», «Где еще растут садовые цветы?», «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?»  

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах с использовании приёмов мнемотехники.

Оформление заданий в индивидуальных тетрадях по темам недели.

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

 Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» .

Чтение детям: И. Соколов- Микитов  «Листопадничек».

Ю. Тувим «Овощи»,
Л. Толстой «Косточка»,
Я. Тайц «По ягоды»,
Дж. Родари «Чиполлино»,
Н. Сладков «Осень на пороге»,
русская народная сказка «Хвосты»,
Е. Чарушин «Кто как живет?»,
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
Свободное творчество – рисование по теме «Что нам осень подарила», Трафареты: «Овощи» и «Фрукты»

Художественное творчество

Рисование: «Золотая осень», «В саду созрели яблоки», «Ветка рябины», «Идет дождь», натюрморт из фруктов.

Лепка:  «Фрукты», «За грибами в лес осенний», «Осенний ковер»,  «Овощи».

Аппликация: «Ваза с фруктами», «Огурцы и помидоры лежат на тарелочке», «Осенний ковер», «Грибы», «Букет цветов», Изготовление открыток, приглашений на осенний праздник.

Конструирование: «Грибок» (из бумаги), «Осенний ковер» (природный материал).

Самостоятельная художественная деятельность детей: изготовление объемных фигур овощей из соленого теста, разукрашивание их акварельными красками.

Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

Разучивание песен об осени.

Музыкальная сказка «Репка».

Культурно - досуговая деятельность

Осенняя викторина, оформление выставки семейных поделок: «Краски осени».

Фотовыставка   на тему: «Осенние деньки».

 

3-й этап. Заключительный

  • Поощрение участников выставки «Разноцветная осень» и фотовыставки «Осенние деньки».
  • Подведение итогов проекта.

 

Приложение№1.

Приём

Цель

1.       Беседа об осени

Расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

2.       Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»

Упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать.

3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»

Продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин.

4.       Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

Учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе.

5.       Чтение произведения

В. Сутеева «Под грибом»

Продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах.

6.       Пересказ произведения

Я. Тайца «По грибы»

Продолжать учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать литературное произведение, используя авторские слова и выражения; развивать связную речь; воспитывать интерес к художественной литературе.

7.       Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

Продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить.

8. Заучивание стихотворения

А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

9.       Составление рассказов по стихотворениям об осени

Учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову.

10. Рассматрива-ние и сравнение картин И.Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»

Продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству.

11.     Составление описательного рассказа по схеме « Осень»

Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей.

12.     Заучивание стихотворения

А. Толстого «Осень»

Продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии.

Приложение №2

Рекомендации родителям.

Дорогие наши мамы и папы !
Просим Вас: 

-  Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
-  выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени;
-  рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
-  погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
-  составить букет из осенних листьев (для дома);
-  посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
-  сходить в лес за грибами;
-  заучить приметы и загадки об осени;
-  почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
-  собрать семена разных растений;
-  прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
-  сделать фотографию  со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
-  сделать поделки из природного материала.
 

Приложение №3

Иры и упражнения, используемые логопедом в ходе реализации проекта.

Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.)
Листья нам под ноги тихо ложатся, 
(Приседают.)
И под ногами шуршат, и шелестят, 
(Движения руками вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят. 
(Поднимаются, кружатся.)

На березе, на осина
Догорели листья... 
(Поочередно сильно сжать пальцы на правой, левой руках)
Дунул ветер, и рябина
Уронила кисти... 
(Разжать и тихонько положите но стол руки.)
Дождик моет желтый луг
Ржавый и шершавый
И земля вздыхает: 
(Положи кисти правой, а затем левой руки.)
— Уф!... Отдохну, пожалуй... 
(Спокойно положить руки на стол.)
(В. Фетисов)

Физкультминутка

Логопед предлагает детям изобразить деревья и листочки, которые качает ветерок.
«Дует легкий ветер—листочки едва шевелятся»
Дети имитируют легко дуновение ветра и слегка шевелят пальцами.
«Сильный ветер - качаются деревья», - говорит логопед, а дети выполняют наклоны туловища.
Осенние листочки на веточках сидят.
Осенние листочки ребятам говорят:
Осиновый: a-a-a.
Рябиновый: и-и-и.
Дубовый: о-о-о.
Березовый: у-у-у.

 

Физкультминутка «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (Стоят на месте)
Будем листья собирать 
(Приседать.)
Листья березы
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(Руки перед собой. Изображать руками ступеньки: поочередно укладывать ладошки друг на друга.)
Листики дуба мы соберем, 
(Встать. Руки сжать в замок.)
Маме осенний букет отнесем. 
(Шагать на месте.)

Общее расслабление

Приходите в огород (Шаги на месте.)
Посмотреть, как все растет, 
(Руки поднимать вверх.)
Все растет, все цветет 
(Потряхивание руками.)
Никому не тесно. 
(Руки разведены в стороны.)
Приходите в огород! 
(Толчкообразные движения.)
Очень интересно. 
(Наклон вперед, перекрестные движения перед собой.)

Развитие общей моторики

«В огород пойдем»

В огород пойдем,
Урожай соберем. 
(Шаги на месте.)
Мы моркови натаскаем 
(«Таскают».)
И картошки накопаем. 
(«Копают».)
Срежем мы кочан капусты, 
(«Срезают»)
Круглый, сочный, 
(Показывают круг руками три раза.)
очень вкусный!
(Н. Нищева)

Развитие мелкой моторики

«У Лариски —
Две редиски»

(По очереди разгибают пальчики из кулачков, начиная с большого на обеих руках.)
У Лариски —
Две редиски.
У Алешки —
Две картошки.
У Сережки сорванца —
Два зеленых огурца.
А у Вовки —
Две морковки.
Да еще у Петьки —
Две хвостатых редьки.
(В. Волина)


Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи

«Подбери картинку к стихотворению»

На доске выставляются две картинки: «ранняя осень» и «поздняя осень».
• Дети вспоминают, с какого месяца осень начинается, а каким заканчивается. Логопед читает стихотворения Е. Трутневой.
• Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое

У березы на плечах.
• У калины и рябины

Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины

Красотой своей горды.
• Все деревья облетели

Зеленеют только ели
Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот.
• Логопед просит соотнести стихотворения и картинки: какое стихотворение, к какому периоду осени относится и почему?

 

«Назови действия»

 Логопед предлагает детям вспомнить, какое сейчас время года. Подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? по теме «Осень».
• Приходит 
(что?) -... Желтеют - ...
• Плывут —... Улетают - ...
• Дует - ... Готовятся к зиме - ...
• Вянут — ... Моросит — ...
• Опадают — ... Мокнет — ...

 

«Один-много»

Логопед говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны назвать много деревьев (с опорой на картинки). И наоборот.
дуб - дубы сосна - сосны
ель - ели каштан - каштаны
клен - клены береза - березы
осина - осины рябина - рябины
Среди этих деревьев два дерева не похожи на другие. Что это за деревья? 
(Сосна, ель.) Почему? Дуб, каштан, клан, барам, осина, рябина осенью
желтеют и роняют ЛИСТЬЯ - это лиственные деревья. А сосна и ель всегда зеленые - это хвойные деревья.

 

«Назови листья»

Назовите правильно листья (с опорой на картинки).
Лист дуба - дубовый.
Лист берёзы - берёзовый.
Лист липы - липовый.
Лист рябины - рябиновый.
Лист осины - осиновый.
Лист клёна - кленовый.
Шишка сосны - сосновая.
Шишка ели - еловая.

 

«Незнайка собирает урожай»

Педагог предлагает детям прослушать рассказ.
Наступила осень. Все стали собирать урожай на огороде. Один Незнайка стоит и смотрит на свои грядки: «Как ему собрать урожай?»
На панно «Огород» расставлены овощи. Дети
собирают овощи и говорят: «Я дергаю морковь, репку, лук, чеснок. Я копаю картофель. Я срезаю капусту. Я срываю помидоры, огурцы, горох, кабачки, тыкву, баклажаны».

 

Составить сравнительные рассказы о клюкве и
малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.
Составить предложение из слов.
Яблоко, лежать, яблоня, под.
Картошка, расти, огород, в.
Клубника, тарелка, лежать, на.
— Закончить предложения 
(составление сложно-
подчиненных предложений)
.
Мама почистила картошку, чтобы....
Мама помыла овощи, чтобы....
Мама собрала в саду малину, чтобы....
Мама купила в магазине яблоки, чтобы....
— Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.
Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.
Морковь растет в огород», а яблоко — в саду.
Из моркови делают салат, а из яблок — компот.

 

«Плодовые деревья»

Используется макет «плодового дерева».
Логопед: «На прошлом занятии был собран урожай. Урожай чего был собран? 
(Фруктов.) А с каких деревьев мы его собирали?»
Логопед вставляет в кармашек дерева картинку с изображением яблока и спрашивает: «Если на дереве растут яблоки, то как оно называется? 
(Яблоня.)
А если груши? 
(Груша.)» и т.д. Последней на дерево выставляется картинка с изображением банана.
«Ребята, а может на нашем дереве вырасти банан?»
(Нет, потому что бананы растут на пальмах.)

Лексико-грамматические игры

 

Игра «Назови ласково». Дуб, клен, осина, береза, рябина, каштан, ель, ива, сосна.
Игра «Где увидим этот лист?». Дубовый — на дубе, кленовый — на клене и т.д.
Игра «1, 3, 5, 7». Сосчитать деревья, а также листья {один кленовый лист, три кленовых лис-та, пять кленовых листьев и т.д.)

 

Игра «Вершки - корешки».
Логопед объясняет детям, что у одних овощей мы едим то, что растет на поверхности земли 
(вершки), а у других - то, что растет в земле (корешки). Дети делятся на две команды. Одна команда будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название «вершков» (капуста, помидор, огурец и т.д.), а другая — приседать, когда логопед назовет
«корешки» 
(картофель, лук, морковь, редис и т.д.).
Выигрывает команда, допустившая меньшее количество ошибок.

 

Игра «Плодовое дерево».
Логопед достает из кармашков различные картинки с изображением фруктов: яблока, груши, лимона, апельсина, мандарина, абрикоса — и спрашивает у детей: «Что это? Как называется дерево, на
котором растут фрукты? 
(Плодовое.)»
Дети берут корзинки и идут к дереву «собирать» урожай фруктов, при этом комментируя свои действия:
«Я собрал с дерева много груш».
«Я собрал с дерева много апельсинов». И т.д.

 

Приложение № 4

Стихи про Осень для детей 5-6 лет для чтения и заучивания в детском саду

Осень

Я хожу, грущу один:

Осень рядом где-то.

Желтым листиком в реке

Утонуло лето.

 

Я ему бросаю круг -

Свой венок последний.

Только лето не спасти,

Если день - осенний.

Г. Новицкая

 

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем -

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

 

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Е. Трутнева

 

Бабье лето

Наступило бабье лето -

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

 

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

 

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

 

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти - мы.

Д. Кедрин

 

Осенью

Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней

И под окном у селянина

Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

А. Фет

 

Желтой краской кто-то

Выкрасил леса,

Стали отчего-то

Ниже небеса,

Ярче запылали

Кисточки рябин.

Все цветы увяли,

Лишь свежа полынь.

Я спросил у папы:

- Что случилось вдруг?

И ответил папа:

- Это осень, друг.

Н. Антонова

 

Листоход

Рыжий дождик валит с небосвода,

Ветер рыжие листья несет...

Листопад,

Смена времени года,

Листоход на реке, листоход.

 

У реки подмерзают бока,

И от инея некуда деться.

Лисьей шубой накрылась река,

Но дрожит

И не может согреться.

В. Шульжик

 

Перед дождем

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

 

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок,

И струей сухой и острой

Набегает холодок.

 

Полумрак на все ложится;

Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон.

Н. Некрасов

 

Осенние листья

Осенние листья по ветру кружат, 

Осенние листья в тревоге вопят:

- Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!

 

Не слышит тревоги их царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

А. Майков

Осень

Если встанешь на заре -

Крыши в сером серебре...

Длинно тень ложится,

Долго лист кружится.

 

Если выйдешь по утру -

Галки стынут на ветру...

Вьются над парами

 

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

Е. Головин

 

Осенняя песенка

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

 

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

А. Плещеев

 

Улетают, улетели

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

улетели журавли.

 

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел!

 

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

улетели и грачи.

Е. Благинина

 

Зайчик

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки...

 

Осенью расплакались

Тонкие былинки,

Лапки наступают

На желтые листочки.

 

Хмурая, дождливая

Наступила осень,

Всю капусту сняли,

Нечего украсть.

Бедный зайчик прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы волку

Серому попасть...

 

Думает о лете,

Прижимает уши,

На небо косится -

Неба не видать...

 

Только б потеплее,

Только бы посуше...

Очень неприятно

По воде ступать!

А. Блок

 

Лес осенью

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

 

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

 

Стала ель в лесу заметней -

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шляпу набекрень.

А. Твардовский

 

Осень

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин...

А.К. Толстой

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Осень, осень, в гости просим!» во 2 младшей группе.

Реализация проекта, изготовление поделок родителями "Дары осени"....

Проект: «Осень, осень, в гости просим!»

Проект:«Осень, осень, в гости просим!»во 2 младшей группе....

Проект «Осень, осень, в гости просим!»

Работа предназначена для педагогов ДОУ, в которой представлен опыт познавательного развития дошкольников....

мини проект «Осень, Осень в гости просим!»

ЦельФормировать обобщенные представления об осени как времени года, приспособлении растений и животных к изменениям в природе, явлениях природы. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными работ...

Проект "Осень, осень в гости просим"

Цель: расширить и систематизировать знания детей об осени совместно с родителями....