Проект "Доброта"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Наблюдения и беседы; работа с родителями; изучение литературных источников по теме «Доброта», дидактические игры, чтение художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dobrota.docx | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №20».
Еманжелинского муниципального района, город Еманжелинск.
Педагогический проект в группе раннего возраста
по нравственному воспитанию
«Доброта»
Вид проекта: познавательный
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Методы исследования: наблюдения и беседы; работа с родителями; изучение литературных источников по теме «Доброта», дидактические игры, чтение художественной литературы
Продолжительность: долгосрочный (2 месяца)
Сроки реализации проекта: апрель - май 2024г.
Участники: воспитатель, дети ясельной группы (1.5 – 2 года), родители.
Подготовила: воспитатель Попова Ирина Александровна.
Эпиграф проекта:
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде.
В улыбке доброй и рассвете,
В мечте и ласковом привете.
По всей земле добра частицы,
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своем,
Тогда не будет злого в нем.
Гипотеза проекта: «Добрый человек — хороший человек?»
Актуальность проекта:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Поэтому формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальным.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т. п., нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
Проблема, на решение которой был направлен проект.
Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе.
Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать, дерутся, кусаются, зачастую бьются на смерть, многие не владеют элементарными культурно–гигиеническими навыками: не умеют сами кушать, держать ложку, кружку, не умеют умываться, пользоваться носовым платком, полотенцем, не ходят на горшок (большая часть детей в памперсах). У детей нет желания быть хорошими, добрыми, ласковыми. Дети не переживают совершив плохой поступок, что их сверстник или взрослый огорчен этим у них отсутствует чувство сопереживания. Поэтому мы решили реализовать в нашей группе проект по нравственному воспитанию «Доброта в ладошках» Тем самым вызвать у детей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. Воспитать у ребят любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.
Проблема нравственного воспитания дошкольников очень актуальна.
Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.
Воспитанию в детях доброты нужно уделить большое внимание.
Доброта – это не только чувство, способность сопереживать и дарить свою любовь, внимание и заботу. Доброта – это ещё и осознанное отношение к жизни и всему окружающему. Учить детей поступать правильно — это значит формировать у них готовность к активному, осознанному послушанию. И мы, взрослые направляем внимание детей на то, чтобы они усвоили основные правила, нравственные понятия, на основе которых ребенок постепенно научится оценивать свои поступки.
Цель проекта:
Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Углубить представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность. Воспитание желания совершать добрые поступки.
Совершенствование коммуникативных навыков, проявлять доброжелательность, навыки культурного общения со сверстниками, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Задачи проекта:
- создать атмосферу доброжелательности в группе.
- формировать у детей положительное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;
- создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, внимательного, заботливого отношения к окружающим; побуждать детей к положительным поступкам и делам;
- воспитывать уважение к труду взрослых, благодарность за их труд, желание сделать для них что-нибудь приятное
- закрепить понятия «доброта», «добрый»,
- уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии,
- развивать чуткость, отзывчивость, внимание;
- упражнять детей в употреблении вежливых слов: «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания».
Для родителей:
- Побудить родителей вне детского сада закреплять полученные знания о положительных поступках и делах.
- Принять участие в акции «Кормушка для пичужки».
- Принять участие в акции «Передай добро по кругу».
- Принять участие в оформлении альбома « Добрые дела» .
- Принять участие в анкетировании на тему «Мой стиль воспитания ребенка в семье».
Ожидаемый результат:
- дети станут внимательными к окружающей их среде, своим сверстникам, к близким людям, станут совершать для них добрые дела;
- дети усвоят представления о добрых и злых поступках;
- развитие положительного, доброго отношения детей к окружающему миру;
- развитие познавательных навыков детей;
- умение работать в группе активно, сообща;
-умение контролировать свои эмоции;
- обогащение эмоциональной сферы;
- формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их общения со взрослыми.
Этапы проекта:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Итоговый.
4. Презентационный.
Реализация проекта
Подготовительный:
-определение проблемы, цели, задач проекта
- изучение методической литературы
- составление плана проектной деятельности.
Основной:
Разделы программы | Виды детской деятельности | |
Социально-личностное развитие | ||
Игровая | Д/и: « Добрый или злой »: оценить героя из сказки, литературного произведения, мультфильма; «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Сказочные герои»; «Что такое хорошо, что такое плохо», «Как помочь другому человеку», «Я знаю добрые слова» и др.; Коммуникативные игры «Добрые волшебники». Речевые игры «Скажи ласково», «Доскажи словечко», «Ласковое имя», «Назови много добрых слов», «Вежливые слова», «Кто больше знает добрых слов» Этюды «Улыбнемся друг другу», «Скажи доброе слово другу», «Добрые ладошки»; Пальч Пальчиковые игры: «Я пеку, пеку, пеку….», «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Моя семья», «Здравствуй». Подвижные игры: «Добрые и вежливые слова», «Щенок», «Ручеек», «Лошадки». Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Полечим Мишку», «К нам гости пришли», «Что подарим Зайчику в день рождения?», «Уложим куклу спать» | |
Труд | Труд в уголке природы «Помоги цветам». Труд в уголке игрушек «Помоги игрушке». Мытье игрушек Труд в природе «Накормим птиц». | |
Познавательно-речевое развитие | ||
Коммуникация | Беседы о добрых поступках и делах, «Как мы можем заботиться о маме», «Что такое доброта?», «Не надо ссориться, друзья», «Я люблю трудиться!», «Добрый доктор Айболит», «Зачем люди здороваются», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Мы умеем вежливо разговаривать» Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках в течение дня. Расширение словаря за счет слов-понятий «хороший - плохой», «добрый - злой» | |
Познание | Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах) Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев. Беседы о добрых поступках и делах. «Добрый человек не оставит в беде», «Что значит быть добрым?», «Для чего нужны кормушки», «В мире доброты», «Ты улыбкой сумей поделиться», «Уроки доброты», «Добро и зло в сказках» | |
Художественная литература | Чтение и разучивание стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки», чтение рассказа Н. Калининой "Разве так играют", Е. Благинина "Вот какая мама", В. Берестова «Больная кукла», чтение потешек «Котик-коток», «Кошка Мурка», «Сорока белобока»,«Кисонька - Мурысонька», «Пошел котик на торжок». Разучивание стихов к празднику мам. Сказки (уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии): «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц». Обсуждение поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить». | |
Художественно-эстетическое развитие | ||
Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз. М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», Леопольд «Ярко светит солнце», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»). Просмотр мультипликационных фильмов «Лунтик», «Уроки доброты от тетушки совы»; Инсценировка русской народной сказки «Козлята и волк». НОД лепка «Пирожки для Маши» НОД рисование «Зонтики для друга», «Ягодки для птичек» НОД конструирование «Дорожка к другу», «Мебель для гостей» | ||
Итоговая работа, работа | Оформление альбома «Добрые дела» совместно с родителями. Картотеки: «Беседы по нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста», «Картотека мирилок», картотека игр «Утро радостных встречь», картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей, «Вежливые слова (загадки для детей)». Папки-передвижки для родителей: «Культура общения и поведения», «Воспитание добротой», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Как вы любезны». Консультация для родителей: «Будем добры», «Истоки доброты», «Особенности социально-нравственного воспитания детей». Информация для родителей в электронном виде (ВК): «Воспитываем маленького помощника», «Трудолюбивые малыши», «Хорошие манеры для детей». «Хорошие привычки у ребенка», «Помогите ребенку научиться дружить», «Помощь птицам зимой». Тест для родителей «Я и мой ребенок» Анкета для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье» |
Вывод:
В ходе проведения проекта выявилось, что наши дети, несмотря, на то, что находятся в столь раннем возрасте, оказалось все понимают и готовы совершать добрые поступки по силам и возможностям данного возраста. Несомненно, большую роль в этом сыграло и художественное слово, мы много на примерах сказок учились доброте. Дома смотрели мультфильмы о добрых и злых героях, затем, обсуждали их поступки и давали им оценку.
В группе мы учились помогать друг другу - одеваться на прогулку и раздеваться после прогулки, а также перед тихим часом, ведь не у всех детей это сразу получалось. Так же детям объясняли о значимости взрослого труда и дети старались оказать посильную помощь в группе няне, на прогулке на участке собирали игрушки, чистили снег.
Список литературы:
• «Ребёнок познаёт мир» сост. Т.В. Смирнова. Волгоград «Учитель» 2008г.
• О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» (М., 2007 г.);
• Буре Р. С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М., 2011г. ;
• Петрова В. И., Стульник Т. Д., Нравственное воспитание в д/с: методическое пособие. М., 2010 г. ;
• Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до трех лет» - Академия Ярославль 2007
• Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. М. 2008 г
• Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду.