Проект «Удивительный космос» в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Мусаидова Жанна Владимировна

 

 

 

 

Проект

«Удивительный космос»

в средней группе

 

 

Подготовил:

Воспитатель

Мусаидова Жанна Владимировна

                        

 

 

                                                      

 

2024г.

Вид проекта: групповой, познавательный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Длительность проекта: 2 недели.

Актуальность: Космос – это обширная тема , вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

     Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Задачи проекта:

  1. Сформировать познавательные способности детей.
  2. Поддерживать естественный интерес ребенка к объектам живой и не живой природы.
  3. Познакомить с государственным праздником Днем Космонавтики, с первым русским космонавтом Ю. Гагариным.
  4. Расширить представления детей о Солнечной системе, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавт, о личных качествах космонавта).
  5. Расширять словарный запас.
  6. Развивать интерес к окружающему миру, любознательность, фантазию, мышление, воображение.
  7. Воспитать чувство коллективизма, умение играть в группах.
  8. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за успех страны.
  9. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей.

Предполагаемый результат:

1. Создание условий для реализации задач по проекту

2. Обогащение знаний детей о космосе, нашей планете, активизирование словаря детей по данной теме.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, содержание проекта, предположение результата.
  2. Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации;
  3. Подбор методической и художественной литературы, музыкального репертуара для реализации проекта (стихи, рассказы, сказки, песни, пословицы).
  4. Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап:

  1. Изучение источников по вопросам исследования.
  2. Сбор и систематизация материала.
  3. Проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
  • Беседа на тему: «Что такое космос?», «Солнечная система», «Кто такие космонавты» и т.д.
  • Конструирование из бумаги «Космическая ракета»
  • Организованная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию «Звезды и кометы»
  • Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
  • Чтение отрывка из книги В. Синицына «Первый космонавт»
  • Разукрашивание раскрасок «Звездная фантазия»
  • Оформление группы к празднику
  • Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты»
  1. Взаимодействие между всеми участниками проекта:
  • Папка – передвижка для родителей «Праздник 12 апреля – День космонавтики»
  1. Консультации и оказание практической помощи в изготовлении творческих продуктов проекта.

Продукт проектной деятельности: конструирование макетов «Космические ракеты»», космонавта из шаров.

Заключительный этап:

  1. Выставка совместных работ «Этот удивительный космос»

 

 

 

  1. Основной этап (реализация проекта):


 


 

День недели

Вид совместной деятельности

Программное содержание

Взаимодействие с родителями

Понедельник

12.04.2024г.

Беседа

«Что такое космос!»

Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

(Приложение 1)

Папка – раскладушка для родителей

«Праздник 12 апреля – День космонавтики»

Конструирование «Ракета»

(из счетного материала)

Развивать навыки конструирования по образцу.

Дидактическая игра- разрезные картинки «Космические корабли»

Развивать логическое и образное мышление. Учить составлять целое изображение из его частей.

Рассматривание фотографий и иллюстраций, о космосе и космонавтах.

Развивать познавательный интерес по теме.

Вторник

13.04.2024г..

Беседа «Голубая планета - Земля».

Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом!»

Коллективное творчество,

рисование «Космос»

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Продолжить учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций. Развивать чувство композиции и колорита.

Дидактическая игра

«Помоги ракете вернуться на землю».

Развивать зрительное внимание. Учить находить правильный путь в лабиринте.

(Приложение 3)

Сюжетно-ролевая игра

«Космонавты тренируются»

Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Среда

14.04.2024г.

Беседа «Луна - спутник Земли»

Выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

 

Дидактическая игра: «Найди лишний предмет»

Учить находить лишний предмет, пояснить свой выбор.

Ознакомление с художественной литературой

А. Хайта «Планеты по порядку», В. Степанова «Юрий Гагарин»

Предложить послушать произведения. Учить слушать внимательно, отвечать на вопросы по содержанию.

Четверг

15.04.2024г.

Беседа «Семья планет».

Расширять представления детей о планетах солнечной системы

 

Лепка «Ракета»

Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Учить действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Дидактическая игра «Куда летят ракеты»

Учить считать , сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

Сюжетно-ролевая игра «Космодром»

Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Пятница

16.04.2024г.

Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Выставка детских работ «Разноцветный мир космоса!»

Аппликация из геометрических фигур: «Ракеты в космосе»

учить детей выбирать фигуры и приклеивать их на лист бумаги;

развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;

наклеивать детали на поверхность листа;

развивать у детей творчество, мелкую моторику рук.

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

 

Дидактическая игра

«Добавь словечко»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

Развлечение для детей «12 апреля – День космонавтики»

Оборудование: 2 стола, 2 картинки, разрезанные на части (можно по количеству детей), 2 обруча, большие кубы лего и 2 призмы для постройки ракеты, 2 целлофановых мешка, ориентиры, презентация, «Космические загадки» - ответы на слайдах..

Ход:

Дети входят в зал под «Марш космонавтов», муз. А. Рыбникова.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? А почему именно 12 апреля считается Днем космонавтики? (Слайд1)

Дети: потому что 12 апреля первый космонавт Ю. Гагарин полетел в космос. (слайд2)

Сегодня праздник – 12 апреля – «День космонавтики». 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наша страна вывела на орбиту Земли космический корабль «Восток Длительность полёта составила около 1 часа, точнее 80 минут. На борту корабля «Восток» находился первый космонавт – Юрий Гагарин. Он первый в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток».

Вот так появилась на Земле профессия космонавт.

Воспитатель:  Ребята, назовите пожалуйста, каких еще космонавтов вы знаете?

Дети: В. Терешкова, Г. Титов

Воспитатель: Правильно, а что же такое «космос»?

Дети: небо, звезды, планеты. (слайд 3)

Воспитатель: – Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Очень умный астроном.

Наш весёлый звездочет

Знает все наперечет!

На Земле он живет.

Всем планетам счет ведет.

Воспитатель: – Обратимся к звездочёту?

Он астролог – высший класс!

Быстро к звёздам обратится

И совет нам дельный даст.

Под музыку появляется Звездочет

Звездочёт: – Я главный магистр волшебных наук

Ребятам и взрослым – загадочный друг!

Я в небо ночное на звёзды гляжу!

Про звёздные тайны вам всё расскажу. (Смотрит в трубу).

Звездочёт –

Меркурий — раз, Венера — два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех Плутон.

Много тайн хранится в нём!

Воспитатель: - Смотрите ребята, в небе ночном,

Для нас засветился звёздочек рой.

Звёздочки в небе так ярко сияют,

В гости к себе они нас приглашают!

И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет.– Вы согласны?

Воспитатель: Космонавтом чтобы стать,

Надо очень много знать.

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

Вот мы и проверим это сейчас (дети делятся на 2 команды, выбирают название).

Воспитатель: Предлагаю, поиграть вам в игру

1 «ПОСТРОЙ РАКЕТУ»

(У каждого в руках по кубику, у последнего ребёнка конус. По сигналу первые игроки бегут к обручу, ставят кубик и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету. Выигрывает та команда, игроки которой раньше выполнят задание).

Воспитатель– Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту?

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

А на какую планету полетим сначала мы сейчас и узнаем

Кто планету быстрее всех соберет на ту и вперед полетим.

Следующий конкурс «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

(напротив каждой команды стоит стол, у каждого игрока в руке какая-то часть картинки. По сигналу сначала по очереди бегут и кладут на стол части картинок. Потом по второму сигналу бегут и собирают картинку целиком. (скафандр, планета, или созвездие, и т.д.)).

Воспитатель: Какие вы сообразительные!

Что же у нас получилось?

Командам занять свои космические кресла.

Все готово?

Ключ на старт!

Отправляемся в полет,

Нам пора начать отсчет.

Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!

(звук летящей ракеты)

Музыкальная композиция

Воспитатель: Вот мы и прибыли на ….(название планеты Марс, Юпитер.)

Ребенок: Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Воспитатель: вам не трудно будет угадать загадки:

(Команды по очереди отгадывают загадки, воспитатель читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.)

Конкурс «Космические загадки»

1. Очень большое, днем голубое, утром алеет, ночью темнеет. – небо (на слайде появляется картинка НЕБА)

2. Освещает ночью путь, звездам не дает уснуть,

Пусть все спят, ей не до сна, в небе не уснет. (Луна, Месяц)

3. ни пера, ни крыла, а скорее Орла,

только выпустить хвост, понесется к звездам. (комета)

4. Рассыпалось ночью зерно, а утром - нет ничего. (звезда)

5. ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет. (солнце)

6. Голубая Планета, любимая, родная,

Она твоя, она моя, называется. (Земля)

Воспитатель: Молодцы, все угадали

Ребенок:

На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

А рядом ярко светится –

Малая Медведица.

Воспитатель: С заданием справились!

А теперь садитесь в космические кресла.

Наше космическое путешествие продолжается. Начинаем отсчет.

Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!

(звук летящей ракеты)

Воспитатель: я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну.

КОНКУРС-ИГРА «ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА, ГОНКИ НА ЛУНОХОДАХ» :

(один из игроков в каждой команде берет обруч, обегает вокруг конуса, возвращается к своей команде, к нему присоединяется еще один, бегут вместе, чья команда вся быстрее пробежит, та команда и выиграла).

Воспитатель: – В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку.

ЭСТАФЕТА «НАДЕНЬ СКАФАНДР»

(Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до ориентира, снимают мешок и возвращаются обратно передавая мешок другому игроку).

ВоспитательМолодцы ребята! Вы очень дружные, сильные и быстрые.

ВоспитательСледующее задание – «Выход в открытый космос».

«ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС».

(Все дети проползают через туннель).

Воспитатель– Всем Спасибо!

Вот и закончилась наша игра.

Программа полета выполнена!

Домой возвращаться, ребята, пора!

Экипажу занять свои места!

Мы возвращаемся на Землю. (музыка)

Воспитатель: – Окончен путь. Приземлилась ракета. Мы в детском саду на нашей планете. Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.

Воспитатель – Из вас получились замечательные космонавты.

Вам понравилась наша сегодняшняя игра?

Отправляемся в группу нас там ждет космическое угощение.

 

 

Беседа «Что есть в космосе?»

 

 

 

 

Цель: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор

детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.

Материал: картинки о космосе.

Ход беседы:

Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели?(ответы детей)Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им оченьинтересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах?Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. Ипервыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись,люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть назвезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт.В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос безспециального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться вледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек тамне сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел вкосмос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищаеткосмонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человекможет дышать – он снабжает человека воздухом.Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре,три, два, один, ПУСК! ». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – таксильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Онаподнималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе.Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался.Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – онакруглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая.Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться надземлей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этойкартинке.Посмотрите, какая красивая наша планета!Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей).

А что зеленого? Коричневого? (ответы детей).Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Лунанамного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар.А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромныйсветящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты несмогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к немуслишком близко – то можно вообще сгореть.А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты,которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное нашеСолнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вотона – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другимипланетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца посвоей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – оченьжарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальнихпланетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому чтосолнечные лучи туда плохо долетают.На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бываютпланеты и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце намкажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самомделе – вот какое оно огромное!А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики,похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вамиполюбуемся ими.Вот сколько интересного узнали космонавты о космосе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по художественно-эстетическому развитию

в средней группе

«Звезды и кометы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Расширять знания детей о космосе. Изготовление звездного неба.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами.
  • Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой).
  • Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.

Развивающие:

  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Развивать  мелкую моторику, пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
  • Воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: Наблюдение звёздного неба. Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака. Рисование звёздного неба с месяцем и звёздами (в младшей группе). Рассматривание изразцов и других рельефных изображений. Изготовление рельефных картин «Цветы-сердечки» в подарок мамам. Чтение стихотворений о звёздном небе, космосе и космонавтах. Изготовление основы для рельефной картины.

Материал и оборудование: Размягчённый пластилин разных цветов; бусины и пуговицы, композиционная основа для лепки в парах (плитки, картонные квадраты или прямоугольники, коробки с низкими бортиками); стеки; панно «Ночное небо» для показа и пояснения приёмов лепки; презентация «Ночное небо».

Ход ООД

  1. Организационный момент.

Воспитатель:Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой нового дня, ощутите тепло солнечных лучей.  Я желаю вам хорошего настроения.

  1. Основная часть.
  • Просмотр презентации.

«Слайд 2. Издавна людей влекло небо, было интересно, что там светиться. Поэтому появились учёные, которые наблюдали за звёздами. Которые их сначала считали. Эти учёные назывались – Звездочётами. Слайд 3. Появились первые обсерватории – это то - место, откуда смотрят на звёзды. Слайд 4. А вот так выглядят современные обсерватории. Слайд 5. Вот в такие телескопы смотрят люди на звёзды. Слайд 6. А вот такие телескопы находятся в обсервациях, и сотни учёных следят за звёздами. Слайд 7. Что же там интересного, подумаете вы? А там находятся миллионы звёзд, это планеты. Ещё не изведанные. Слайд 8. А там очень даже интересно, из самых ярких звёзд рядом находящихся люди составляют созвездия и по ним можно определить где ты  находишься на Земле, в каком полушарии. Слайд 9. Пройдут годы, десятилетия, века, этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Слайд10. На вот такой ракете наш космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. Давайте и мы с вами отправимся в космос.

  • Гимнастика для глаз.

Воспитатель: приглашаю вас полюбоваться ночным небом, достаём подзорную трубу, свёрнутую из бумаги, всматривается через неё в картину, комментирует: «Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета - хвост по небу разметала...». Следим внимательно на экране за передвижением звёзд.

  • Изготовление картин.

Воспитатель предлагает, распределившись по парам, создать свои пластилиновые картины «Звёзды и кометы». Спрашивает, как дети будут лепить звёздочки. После ответов показываю и поясняю некоторые варианты (от простого - к сложному): готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера (например, жёлтый, оранжевый и красный или жёлтый, зелёный и фиолетовый), раскатываем шарики; прикрепляем к фону сначала самый большой - прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний по размеру шарик и тоже сплющиваем;сверху укладываем самый маленький шарик и прижимаем лишь слегка - получается трёхцветная звезда, которая светит нам из далёкого-далёкого космоса; отщипываем кусочек пластилина жёлтого цвета, раскатываем в шар и прижимаем к фону; затем раскатываем жгутики и прикрепляем так, будто это лучики моей звезды; таких лучей может быть разное количество - три, четыре, пять, шесть.., даже один-единственный или вообще ни одного;соединяем вместе два кусочка пластилина, например, жёлтый с красным, смешиваем, чтобы получились красивые узорные разводы; раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем лучики пальцами, заостряя кончики, и прикрепляем к фону; размещаем рядом несколько звёздочек, чтобы получилось созвездие. Затем воспитатель показывает на пластилиновые кометы и спрашивает детей, знают ли они, что это такое. В доступной детям форме поясняет, что кометы - это космические тела, которые состоят из «головы» (ядра) и «хвоста», похожего на дым и огонь. (Для наглядного сравнения показываю детям волан для игры в бадминтон.) Кометы мчатся по небу с огромной скоростью.

  • Выполнение работы.

Дети распределяются на пары, берут необходимый материал, садятся за столы и договариваются, кто из них, что и как будет лепить. Вылепив отдельные изображения, раскладывают их на общей картине, ищут наиболее удачное композиционное изображение и только потом прикрепляют - прижимают, примазывают, дополняют контррельефом и т.д.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте оформим выставку «Звёзды и кометы». Сравнение ночного и дневного неба. Беседа о космосе (на доступном материале). Благодарю вас за работу.

А пока корабли на орбите

За витком совершают виток,

Я сплетаю фантастики нити

В многоцветный рассказов венок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по конструированию в средней группе

«Космические ракеты»

 

 

 

 

Цель: создание коллективного панно по теме «Космос».

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять и расширять представления детей с космосе.

-Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схему.

-Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги, умение работать в технике оригами.

Развивающие:

- Развивать творческие способности, эстетический вкус,  мелкую моторику  пальцев рук.

 -Развивать пространственное воображение и логическое мышление.

Воспитательные:

-Формировать умения работать в группах, сообща, договариваться.

-Формирование положительного эмоционального отклика.

Оборудование для воспитателя: офисная  цветная бумага, ножницы, фото Ю.А.Гагарина, фото по теме "Космос".

Оборудование для воспитанников: офисная  цветная бумага, элементы дизайна-звёздочки и пайетки разных цветов, конфетти, самоклейка блестящая, клей, простые карандаши, фломастеры, ножницы, листы тонированные формата А-3.

Предварительная работа: беседа о космосе,  о первом полёте человека в космос, знакомство с портретами космонавтов, рассматривание фотографий, плакатов по теме, рассматривание карты вселенной, энциклопедии, чтение рассказов А. Митяева "Первый полёт", В. Бороздина "Первый в космосе", А. Леонова "Шаги над планетой".

Ход ООД

  1. Организационный момент

Воспитатель: (Отгадывание загадки.)

Океан бездонный, 
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, 
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.

-Что это?

-Почему я загадала вам загадку про космос?

Дети:Потому  что 12 апреля день космонавтики.

Воспитатель: В этом году исполняется 55 лет со дня первого полёта Ю. А. Гагарина в космос.

Воспитатель: В каком году  он совершил свой первый полёт?

-Как назывался космический корабль?

2. Основная часть.

Воспитатель:А что мы с вами можем сделать к этому празднику?

Дети:Нарисовать рисунки, сделать аппликацию, открытку.

Воспитатель:Космос огромный и бесконечный. Давайте сделаем одну большую работу.Будем делать все вместе.

Воспитатель:А что бы вы могли наблюдать во время космического путешествия, глядя в иллюминаторы? (ответы детей)

Физминутка.

Раз, два - стоит ракета,

( Руки вниз)

Три, четыре - самолёт.

(Руки в стороны)

Раз, два хлопок в ладоши,

( Хлопки в ладоши над головой )

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

(Ходьба на месте)

А сейчас мы с вами, дети,

(Присели, руки над головой соединили)

Улетаем на ракете.

(Подпрыгнули, встали на носочки)

В ясном небе солнце светит,

(Руки вверх, помахали)

Космонавт сидит в ракете.

А внизу леса, поля -

(Руки в стороны, покачивания)

Расстилается земля.

(Руки вперёд и разводим в стороны)

Объединяемся в космические команды по 4 человека. У нас уже есть 6 тонированных больших листов бумаги, которые вы приготовили.  Потом мы соединим ваши работы и получим одно большое панно.

Воспитатель:Из какой фигуры изготовим ракету?(ответы детей)

-Чем они отличаются? (ответы детей)

- Договоритесь в командах какие будут ваши ракеты по размеру и цвету.

Оригами. Ракета.

1. Выбираем заготовку-квадрат. Складываем пополам по вертикали и разворачиваем (получаем 1 сгиб по центру).

2. Сгибаем к центру  правую и левую стороны квадрата (получили 3 сгиба).

3. Сгибаем к центру правый и левый верхний углы заготовки.

4. Правую сторону совмещаем с  левым сгибом  - обратно  отгибаем  по центру.

5. Левую сторону совмещаем с правой и отгибаем обратно по центру.

6. Переворачиваем. Рисуем карандашом две короткие вертикальные линии. Вырезаем треугольники слева и справа.

Готовые ракеты приклеиваем на основу.

-Как изготовить иллюминаторы? ( Нарисовать кружочки и вырезать.)

-Какой ещё вариант можете предложить?

(Можно согнуть гармошкой цветную полоску и нарисовать круг.Так вырежем несколько одинаковых деталей.)

-Чем дополним космическое пространство? Договоритесь в командах кто что сделает.

-Как и чем украсим космическое пространство.  Готовыми элементами дизайна - пайетками и звёздочками.

 Планеты можно нарисовать  и вырезать из разноцветной бумаги и самоклейки.

- Давайте посмотрим какие работы получились у наших команд?

-Как соединим детали нашего панно?

-Какие варианты названий вы придумали?

-Какое вам понравилось больше всего?

3. Рефлексия.

Воспитатель:Куда панно повесим?

-Кому покажем и о чём расскажем?

-Давайте сфотографируем нашу работу и отправим на интернет конкурс "Звёздный путь".

-Какие работы  хотели бы ещё сделать? (ответы детей)

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Знакомим ребенка с космосом»

 

 

 

 

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

                                                    К. Циалковский 

          Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем дошкольников.

         Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем простые дворняжки Белка и Стрелка.

Еще бы! Им впервые удалось  летать больше суток вокруг планеты в настоящем космическом корабле, и при этом вернуться домой целыми и невредимыми!

         За это  время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, родители, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва». Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

     

«Почему Луна превращается в месяц?»

        Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»). Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

 

«Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kosmos.docx860.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Удивительный космос»

в средней группе

Подготовил:

Воспитатель

Мусаидова Жанна Владимировна

2024г.

Вид проекта: групповой, познавательный.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.

Длительность проекта: 2 недели.

Актуальность: Космос – это обширная тема , вызывающая интерес у детей и дающая возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них.

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Цель проекта: Расширить знания и представления детей о космосе, о профессии космонавт, о планетах солнечной системы, развивать познавательный интерес, внимание, память, воображение, логическое мышление, творческие способности.

Задачи проекта:

  1. Сформировать познавательные способности детей.
  2. Поддерживать естественный интерес ребенка к объектам живой и не живой природы.
  3. Познакомить с государственным праздником Днем Космонавтики, с первым русским космонавтом Ю. Гагариным.
  4. Расширить представления детей о Солнечной системе, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса (о профессии космонавт, о личных качествах космонавта).
  5. Расширять словарный запас.
  6. Развивать интерес к окружающему миру, любознательность, фантазию, мышление, воображение.
  7. Воспитать чувство коллективизма, умение играть в группах.
  8. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за успех страны.
  9. Создать доброжелательную атмосферу и положительные эмоции у детей.

Предполагаемый результат:

1. Создание условий для реализации задач по проекту

2. Обогащение знаний детей о космосе, нашей планете, активизирование словаря детей по данной теме.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

  1. Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, содержание проекта, предположение результата.
  2. Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации;
  3. Подбор методической и художественной литературы, музыкального репертуара для реализации проекта (стихи, рассказы, сказки, песни, пословицы).
  4. Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Основной этап:

  1. Изучение источников по вопросам исследования.
  2. Сбор и систематизация материала.
  3. Проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
  • Беседа на тему: «Что такое космос?», «Солнечная система», «Кто такие космонавты» и т.д.
  • Конструирование из бумаги «Космическая ракета»
  • Организованная образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию «Звезды и кометы»
  • Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»
  • Чтение отрывка из книги В. Синицына «Первый космонавт»
  • Разукрашивание раскрасок «Звездная фантазия»
  • Оформление группы к празднику
  • Просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты»
  1. Взаимодействие между всеми участниками проекта:
  • Папка – передвижка для родителей «Праздник 12 апреля – День космонавтики»
  1. Консультации и оказание практической помощи в изготовлении творческих продуктов проекта.

Продукт проектной деятельности: конструирование макетов «Космические ракеты»», космонавта из шаров.

Заключительный этап:

  1. Выставка совместных работ «Этот удивительный космос»


  1. Основной этап (реализация проекта):



День недели

Вид совместной деятельности

Программное содержание

Взаимодействие с родителями

Понедельник

#1075;.

Беседа

«Что такое космос!»

Дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.

(Приложение 1)

Папка – раскладушка для родителей

«Праздник 12 апреля – День космонавтики»

Конструирование «Ракета»

(из счетного материала)

Развивать навыки конструирования по образцу.

Дидактическая игра- разрезные картинки «Космические корабли»

Развивать логическое и образное мышление. Учить составлять целое изображение из его частей.

Рассматривание фотографий и иллюстраций, о космосе и космонавтах.

Развивать познавательный интерес по теме.

Вторник

#1075;..

Беседа «Голубая планета - Земля».

Объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

Консультация для родителей «Знакомим ребенка с космосом!»

Коллективное творчество,

рисование «Космос»

Воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира. Продолжить учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печатать по трафарету. Побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций. Развивать чувство композиции и колорита.

Дидактическая игра

«Помоги ракете вернуться на землю».

Развивать зрительное внимание. Учить находить правильный путь в лабиринте.

(Приложение 3)

Сюжетно-ролевая игра

«Космонавты тренируются»

Расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Среда

#1075;.

Беседа «Луна - спутник Земли»

Выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

Дидактическая игра: «Найди лишний предмет»

Учить находить лишний предмет, пояснить свой выбор.

Ознакомление с художественной литературой

А. Хайта «Планеты по порядку», В. Степанова «Юрий Гагарин»

Предложить послушать произведения. Учить слушать внимательно, отвечать на вопросы по содержанию.

Четверг

#1075;.

Беседа «Семья планет».

Расширять представления детей о планетах солнечной системы

Лепка «Ракета»

Развивать у детей наблюдательность, память, интерес к окружающему миру. Учить детей проявлять фантазию, творческое воображение. Продолжать работу по формированию навыков речевого общения.

Подвижная игра «Ждут нас быстрые ракеты»

Учить действовать по сигналу. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения.

Дидактическая игра «Куда летят ракеты»

Учить считать , сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз.

Сюжетно-ролевая игра «Космодром»

Способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Пятница

#1075;.

Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».

Уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Выставка детских работ «Разноцветный мир космоса!»

Аппликация из геометрических фигур: «Ракеты в космосе»

учить детей выбирать фигуры и приклеивать их на лист бумаги;

развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;

наклеивать детали на поверхность листа;

развивать у детей творчество, мелкую моторику рук.

Подвижная игра

«Солнышко и дождик»

Дидактическая игра

«Добавь словечко»


Приложение

Развлечение для детей «12 апреля – День космонавтики»

Оборудование: 2 стола, 2 картинки, разрезанные на части (можно по количеству детей), 2 обруча, большие кубы лего и 2 призмы для постройки ракеты, 2 целлофановых мешка, ориентиры, презентация, «Космические загадки» - ответы на слайдах..

Ход:

Дети входят в зал под «Марш космонавтов», муз. А. Рыбникова.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой сегодня праздник? А почему именно 12 апреля считается Днем космонавтики? (Слайд1)

Дети: потому что 12 апреля первый космонавт Ю. Гагарин полетел в космос. (слайд2)

Сегодня праздник – 12 апреля – «День космонавтики». 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, наша страна вывела на орбиту Земли космический корабль «Восток Длительность полёта составила около 1 часа, точнее 80 минут. На борту корабля «Восток» находился первый космонавт – Юрий Гагарин. Он первый в мире совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток».

Вот так появилась на Земле профессия космонавт.

Воспитатель: Ребята, назовите пожалуйста, каких еще космонавтов вы знаете?

Дети: В. Терешкова, Г. Титов

Воспитатель: Правильно, а что же такое «космос»?

Дети: небо, звезды, планеты. (слайд 3)

Воспитатель: – Издавна люди смотрели на звёзды. Им было интересно узнать, что же на них происходит. Для этого люди придумали специальный увеличительный прибор – телескоп. Телескопом сотни лет изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Очень умный астроном.

Наш весёлый звездочет

Знает все наперечет!

На Земле он живет.

Всем планетам счет ведет.

Воспитатель: – Обратимся к звездочёту?

Он астролог – высший класс!

Быстро к звёздам обратится

И совет нам дельный даст.

Под музыку появляется Звездочет

Звездочёт: – Я главный магистр волшебных наук

Ребятам и взрослым – загадочный друг!

Я в небо ночное на звёзды гляжу!

Про звёздные тайны вам всё расскажу. (Смотрит в трубу).

Звездочёт –

Меркурий — раз, Венера — два,

Три — Земля, четыре — Марс,

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, восьмой — Нептун,

Девять — дальше всех Плутон.

Много тайн хранится в нём!

Воспитатель: - Смотрите ребята, в небе ночном,

Для нас засветился звёздочек рой.

Звёздочки в небе так ярко сияют,

В гости к себе они нас приглашают!

И мы с вами сегодня совершим наш увлекательный, виртуальный космический полет.– Вы согласны?

Воспитатель: Космонавтом чтобы стать,

Надо очень много знать.

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

Вот мы и проверим это сейчас (дети делятся на 2 команды, выбирают название).

Воспитатель: Предлагаю, поиграть вам в игру

1 «ПОСТРОЙ РАКЕТУ»

(У каждого в руках по кубику, у последнего ребёнка конус. По сигналу первые игроки бегут к обручу, ставят кубик и бегом возвращаются обратно. Затем второй, третий, пока не построят ракету. Выигрывает та команда, игроки которой раньше выполнят задание).

Воспитатель: – Молодцы! Собрали ракеты. Готовы к полёту?

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

А на какую планету полетим сначала мы сейчас и узнаем

Кто планету быстрее всех соберет на ту и вперед полетим.

Следующий конкурс «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

(напротив каждой команды стоит стол, у каждого игрока в руке какая-то часть картинки. По сигналу сначала по очереди бегут и кладут на стол части картинок. Потом по второму сигналу бегут и собирают картинку целиком. (скафандр, планета, или созвездие, и т.д.)).

Воспитатель: Какие вы сообразительные!

Что же у нас получилось?

Командам занять свои космические кресла.

Все готово?

Ключ на старт!

Отправляемся в полет,

Нам пора начать отсчет.

Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!

(звук летящей ракеты)

Музыкальная композиция

Воспитатель: Вот мы и прибыли на ….(название планеты Марс, Юпитер.)

Ребенок: Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Воспитатель: вам не трудно будет угадать загадки:

(Команды по очереди отгадывают загадки, воспитатель читает загадки, обращая внимание детей на слайды презентации.)

Конкурс «Космические загадки»

1. Очень большое, днем голубое, утром алеет, ночью темнеет. – небо (на слайде появляется картинка НЕБА)

2. Освещает ночью путь, звездам не дает уснуть,

Пусть все спят, ей не до сна, в небе не уснет. (Луна, Месяц)

3. ни пера, ни крыла, а скорее Орла,

только выпустить хвост, понесется к звездам. (комета)

4. Рассыпалось ночью зерно, а утром - нет ничего. (звезда)

5. ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет,

не фонарь, а ярко светит, и не пекарь, а печет. (солнце)

6. Голубая Планета, любимая, родная,

Она твоя, она моя, называется. (Земля)

Воспитатель: Молодцы, все угадали

Ребенок:

На небе ковшик золотой

Зовут Медведицей Большой.

А рядом ярко светится –

Малая Медведица.

Воспитатель: С заданием справились!

А теперь садитесь в космические кресла.

Наше космическое путешествие продолжается. Начинаем отсчет.

Дети хором 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1…Пуск!

(звук летящей ракеты)

Воспитатель: я предлагаю экипажам совершить посадку на Луну.

КОНКУРС-ИГРА «ЛЕТАЮЩАЯ ТАРЕЛКА, ГОНКИ НА ЛУНОХОДАХ» :

(один из игроков в каждой команде берет обруч, обегает вокруг конуса, возвращается к своей команде, к нему присоединяется еще один, бегут вместе, чья команда вся быстрее пробежит, та команда и выиграла).

Воспитатель: – В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос без специального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться в ледышку.

ЭСТАФЕТА «НАДЕНЬ СКАФАНДР»

(Надев мешок – «скафандр» дети по одному прыгают до ориентира, снимают мешок и возвращаются обратно передавая мешок другому игроку).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень дружные, сильные и быстрые.

Воспитатель: Следующее задание – «Выход в открытый космос».

«ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС».

(Все дети проползают через туннель).

Воспитатель: – Всем Спасибо!

Вот и закончилась наша игра.

Программа полета выполнена!

Домой возвращаться, ребята, пора!

Экипажу занять свои места!

Мы возвращаемся на Землю. (музыка)

Воспитатель: – Окончен путь. Приземлилась ракета. Мы в детском саду на нашей планете. Вот и закончилось космическое путешествие, мы с вами вернулись домой, на самую лучшую из всех планет, планету – Земля.

Воспитатель – Из вас получились замечательные космонавты.

Вам понравилась наша сегодняшняя игра?

Отправляемся в группу нас там ждет космическое угощение.

Беседа «Что есть в космосе?»

2 Развитие интереса к... 1 Уточнение представлений детей о Космосе,планетах...

Цель: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор

детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.

Материал: картинки о космосе.

Ход беседы:

Ребята, вы смотрели когда-нибудь на небо? Что вы там видели?(ответы детей)Люди давно смотрят на небо и любуются звездами. Им оченьинтересно узнать какие они. А вы хотите узнать о звездах?Чтобы узнать о звездах, люди построили космическую ракету. Ипервыми отправили в космос собак: Белку и Стрелку, а когда они вернулись,люди тоже захотели приблизиться к звездам. Следующий посмотреть назвезды отправился Ю. А. Гагарин – это первый космонавт.В космосе очень и очень холодно. Если выйти в космос безспециального костюма – можно моментально замерзнуть и превратиться вледышку. Кроме того – в космосе очень мало воздуха и обычный человек тамне сможет дышать. Именно поэтому на космонавта, который полетел вкосмос, одели вот такой скафандр. Скафандр очень теплый и защищаеткосмонавта от холода даже в космосе. Кроме того – в скафандре человекможет дышать – он снабжает человека воздухом.Когда космонавт сел в ракету, пошел обратный отсчет: «Пять, четыре,три, два, один, ПУСК! ». Ракета взлетела, из ее хвоста вырвался огонь – таксильно работал ее двигатель. И ракета полетела высоко в небо. Онаподнималась все выше и выше. И вот ракета оказалась в открытом космосе.Посмотрите, что увидел космонавт, когда в нем оказался.Это – наша планета Земля – мы на ней живем. Как видишь – онакруглая и похожа на большой мяч. Наша планета – очень и очень большая.Поэтому мы не замечаем, что она похожа на шар. Но если подняться надземлей высоко-высоко – то из космоса мы ее увидим такой, как на этойкартинке.Посмотрите, какая красивая наша планета!Как вы думаете, что на нашей планете синего цвета? (ответы детей).

А что зеленого? Коричневого? (ответы детей).Посмотрите, а это небольшой шарик около земли – луна. Лунанамного меньше земли и в космосе она выглядит тоже как шар.А вот таким космонавты увидели наше Солнце. Огромныйсветящийся огненный шар. Но подлететь близко к Солнцу космонавты несмогли – ведь Солнце очень и очень горячее. Если приблизиться к немуслишком близко – то можно вообще сгореть.А еще космонавты увидели другие планеты, которые вращались вокруг солнца. Посмотри, на этой картинке изображены все планеты,которые вращаются вокруг Солнца. Обрати внимание, какое огромное нашеСолнышко! Оно больше всех остальных планет! А наша планета Земля – вотона – третья от Солнца – совсем небольшая по сравнению с другимипланетами. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца посвоей орбите. На тех планетах, которые очень близко к Солнцу – оченьжарко! Мы не смогли бы пробыть там и секунды! А на самых дальнихпланетах – которые далеко от Солнца – наоборот очень холодно, потому чтосолнечные лучи туда плохо долетают.На этой картинке вы можете увидеть какие разные по размеру бываютпланеты и какое большое оказывается наше Солнце. С Земли Солнце намкажется не таким большим, потому что оно очень далеко от нас. На самомделе – вот какое оно огромное!А вокруг планет космонавты увидели маленькие светящиеся шарики,похожие на маленькие солнышки, это были звезды. Давайте и мы с вамиполюбуемся ими.Вот сколько интересного узнали космонавты о космосе.

Конспект

организованной образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

в средней группе

«Звезды и кометы»

Цель: Расширять знания детей о космосе. Изготовление звездного неба.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать освоение техники рельефной лепки.
  • Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами.
  • Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой).
  • Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.

Развивающие:

  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Развивать мелкую моторику, пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).
  • Воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: Наблюдение звёздного неба. Беседа о ночном небе, о звёздах, созвездиях и знаках Зодиака. Рисование звёздного неба с месяцем и звёздами (в младшей группе). Рассматривание изразцов и других рельефных изображений. Изготовление рельефных картин «Цветы-сердечки» в подарок мамам. Чтение стихотворений о звёздном небе, космосе и космонавтах. Изготовление основы для рельефной картины.

Материал и оборудование: Размягчённый пластилин разных цветов; бусины и пуговицы, композиционная основа для лепки в парах (плитки, картонные квадраты или прямоугольники, коробки с низкими бортиками); стеки; панно «Ночное небо» для показа и пояснения приёмов лепки; презентация «Ночное небо».

Ход ООД

  1. Организационный момент.

Воспитатель:Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните, выдохните и забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Вдохните и почувствуйте свежесть воздуха, восхититесь красотой нового дня, ощутите тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

  1. Основная часть.
  • Просмотр презентации.

«Слайд 2. Издавна людей влекло небо, было интересно, что там светиться. Поэтому появились учёные, которые наблюдали за звёздами. Которые их сначала считали. Эти учёные назывались – Звездочётами. Слайд 3. Появились первые обсерватории – это то - место, откуда смотрят на звёзды. Слайд 4. А вот так выглядят современные обсерватории. Слайд 5. Вот в такие телескопы смотрят люди на звёзды. Слайд 6. А вот такие телескопы находятся в обсервациях, и сотни учёных следят за звёздами. Слайд 7. Что же там интересного, подумаете вы? А там находятся миллионы звёзд, это планеты. Ещё не изведанные. Слайд 8. А там очень даже интересно, из самых ярких звёзд рядом находящихся люди составляют созвездия и по ним можно определить где ты находишься на Земле, в каком полушарии. Слайд 9. Пройдут годы, десятилетия, века, этот день будут помнить всегда. Ведь именно с этого дня – 12 апреля 1961 года - человек начал освоение космоса. Слайд10. На вот такой ракете наш космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. Давайте и мы с вами отправимся в космос.

  • Гимнастика для глаз.

Воспитатель: приглашаю вас полюбоваться ночным небом, достаём подзорную трубу, свёрнутую из бумаги, всматривается через неё в картину, комментирует: «Сверкают звёзды необыкновенной красоты, мчится комета - хвост по небу разметала...». Следим внимательно на экране за передвижением звёзд.

  • Изготовление картин.

Воспитатель предлагает, распределившись по парам, создать свои пластилиновые картины «Звёзды и кометы». Спрашивает, как дети будут лепить звёздочки. После ответов показываю и поясняю некоторые варианты (от простого - к сложному): готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера (например, жёлтый, оранжевый и красный или жёлтый, зелёный и фиолетовый), раскатываем шарики; прикрепляем к фону сначала самый большой - прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний по размеру шарик и тоже сплющиваем;сверху укладываем самый маленький шарик и прижимаем лишь слегка - получается трёхцветная звезда, которая светит нам из далёкого-далёкого космоса; отщипываем кусочек пластилина жёлтого цвета, раскатываем в шар и прижимаем к фону; затем раскатываем жгутики и прикрепляем так, будто это лучики моей звезды; таких лучей может быть разное количество - три, четыре, пять, шесть.., даже один-единственный или вообще ни одного;соединяем вместе два кусочка пластилина, например, жёлтый с красным, смешиваем, чтобы получились красивые узорные разводы; раскатываем шар, слегка сплющиваем и вытягиваем лучики пальцами, заостряя кончики, и прикрепляем к фону; размещаем рядом несколько звёздочек, чтобы получилось созвездие. Затем воспитатель показывает на пластилиновые кометы и спрашивает детей, знают ли они, что это такое. В доступной детям форме поясняет, что кометы - это космические тела, которые состоят из «головы» (ядра) и «хвоста», похожего на дым и огонь. (Для наглядного сравнения показываю детям волан для игры в бадминтон.) Кометы мчатся по небу с огромной скоростью.

  • Выполнение работы.

Дети распределяются на пары, берут необходимый материал, садятся за столы и договариваются, кто из них, что и как будет лепить. Вылепив отдельные изображения, раскладывают их на общей картине, ищут наиболее удачное композиционное изображение и только потом прикрепляют - прижимают, примазывают, дополняют контррельефом и т.д.

  1. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, давайте оформим выставку «Звёзды и кометы». Сравнение ночного и дневного неба. Беседа о космосе (на доступном материале). Благодарю вас за работу.

А пока корабли на орбите

За витком совершают виток,

Я сплетаю фантастики нити

В многоцветный рассказов венок.

Конспект

организованной образовательной деятельности

по конструированию в средней группе

«Космические ракеты»

Цель: создание коллективного панно по теме «Космос».

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять и расширять представления детей с космосе.

-Формировать умение следовать устным инструкциям, читать схему.

-Закреплять приёмы сгибания и складывания бумаги, умение работать в технике оригами.

Развивающие:

- Развивать творческие способности, эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук.

-Развивать пространственное воображение и логическое мышление.

Воспитательные:

-Формировать умения работать в группах, сообща, договариваться.

-Формирование положительного эмоционального отклика.

Оборудование для воспитателя: офисная цветная бумага, ножницы, фото Ю.А.Гагарина, фото по теме "Космос".

Оборудование для воспитанников: офисная цветная бумага, элементы дизайна-звёздочки и пайетки разных цветов, конфетти, самоклейка блестящая, клей, простые карандаши, фломастеры, ножницы, листы тонированные формата А-3.

Предварительная работа: беседа о космосе, о первом полёте человека в космос, знакомство с портретами космонавтов, рассматривание фотографий, плакатов по теме, рассматривание карты вселенной, энциклопедии, чтение рассказов А. Митяева "Первый полёт", В. Бороздина "Первый в космосе", А. Леонова "Шаги над планетой".

Ход ООД

  1. Организационный момент

Воспитатель: (Отгадывание загадки.)

Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.

-Что это?

-Почему я загадала вам загадку про космос?

Дети:Потому что 12 апреля день космонавтики.

Воспитатель: В этом году исполняется 55 лет со дня первого полёта Ю. А. Гагарина в космос.

Воспитатель: В каком году он совершил свой первый полёт?

-Как назывался космический корабль?

2. Основная часть.

Воспитатель:А что мы с вами можем сделать к этому празднику?

Дети:Нарисовать рисунки, сделать аппликацию, открытку.

Воспитатель:Космос огромный и бесконечный. Давайте сделаем одну большую работу.Будем делать все вместе.

Воспитатель:А что бы вы могли наблюдать во время космического путешествия, глядя в иллюминаторы? (ответы детей)

Физминутка.

Раз, два - стоит ракета,

( Руки вниз)

Три, четыре - самолёт.

(Руки в стороны)

Раз, два хлопок в ладоши,

( Хлопки в ладоши над головой )

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре -

И на месте походили.

(Ходьба на месте)

А сейчас мы с вами, дети,

(Присели, руки над головой соединили)

Улетаем на ракете.

(Подпрыгнули, встали на носочки)

В ясном небе солнце светит,

(Руки вверх, помахали)

Космонавт сидит в ракете.

А внизу леса, поля -

(Руки в стороны, покачивания)

Расстилается земля.

(Руки вперёд и разводим в стороны)

Объединяемся в космические команды по 4 человека. У нас уже есть 6 тонированных больших листов бумаги, которые вы приготовили. Потом мы соединим ваши работы и получим одно большое панно.

Воспитатель:Из какой фигуры изготовим ракету?(ответы детей)

-Чем они отличаются? (ответы детей)

- Договоритесь в командах какие будут ваши ракеты по размеру и цвету.

Оригами. Ракета.

1. Выбираем заготовку-квадрат. Складываем пополам по вертикали и разворачиваем (получаем 1 сгиб по центру).

2. Сгибаем к центру правую и левую стороны квадрата (получили 3 сгиба).

3. Сгибаем к центру правый и левый верхний углы заготовки.

4. Правую сторону совмещаем с левым сгибом - обратно отгибаем по центру.

5. Левую сторону совмещаем с правой и отгибаем обратно по центру.

6. Переворачиваем. Рисуем карандашом две короткие вертикальные линии. Вырезаем треугольники слева и справа.

Готовые ракеты приклеиваем на основу.

-Как изготовить иллюминаторы? ( Нарисовать кружочки и вырезать.)

-Какой ещё вариант можете предложить?

(Можно согнуть гармошкой цветную полоску и нарисовать круг.Так вырежем несколько одинаковых деталей.)

-Чем дополним космическое пространство? Договоритесь в командах кто что сделает.

-Как и чем украсим космическое пространство. Готовыми элементами дизайна - пайетками и звёздочками.

Планеты можно нарисовать и вырезать из разноцветной бумаги и самоклейки.

- Давайте посмотрим какие работы получились у наших команд?

-Как соединим детали нашего панно?

-Какие варианты названий вы придумали?

-Какое вам понравилось больше всего?

3. Рефлексия.

Воспитатель:Куда панно повесим?

-Кому покажем и о чём расскажем?

-Давайте сфотографируем нашу работу и отправим на интернет конкурс "Звёздный путь".

-Какие работы хотели бы ещё сделать? (ответы детей)

Консультация для родителей

«Знакомим ребенка с космосом»

«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство»

К. Циалковский

Еще с древних времен люди обращали свой взор к небу. Делая первые шаги по земле человек ощущал свою зависимость от неба. Наши предки хорошо знали и разбирались в повадках неба. Для него небо всегда было живым, многообразно себя проявляющим. И вот эту любовь и знание неба мы воспитываем дошкольников.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

В начале шестидесятых годов прошлого века не было в мире более популярных собак, чем простые дворняжки Белка и Стрелка.

Еще бы! Им впервые удалось летать больше суток вокруг планеты в настоящем космическом корабле, и при этом вернуться домой целыми и невредимыми!

За это время произошли огромные изменения: и в нашем обществе, и в вопросах изучения космического пространства. Теперь такого ожидания запуска ракеты в космос уже нет, новые достижения проходят мимо нас, а дети совсем перестали играть в космонавтов, тем более мечтать о профессии космонавта. Да и вообще, многие ли из них знают об этом? Наша с вами задача, уважаемые, родители, рассказать детям, что такое Вселенная и космос, из чего состоит Солнечная система, познакомить с космическими телами. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва». Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

«Почему Луна превращается в месяц?»

Вид Луны меняется каждый день. Сначала она похожа на узенький серп, затем полнеет и через несколько дней становится круглой. Еще через несколько дней полная Луна постепенно становится все меньше и меньше и снова делается похожей на серп. Серп Луны часто называют месяцем. Если серп Луны повернут влево, как буква «С», то говорят, что луна «стареет», и вскоре исчезает совсем. Такую фазу Луны называют «новолунием». Потом постепенно Луна из узкого серпа, повернутого вправо превращается снова в полную. Перед тем, как превратиться в полную, она «растет» (если мысленно провести прямую линию через края серпа, получится буква «Р», т.е. месяц «растет»). Для объяснения того, что Луна такая разная и постепенно меняется от едва заметного «серпика» до круглой яркой красавицы, можно обратиться к модели с глобусом. Для этого понадобится глобус, какой-нибудь источник света, например, свеча или настольная лампа и маленький мячик – «Луна». Покажите детям, как Луна вращается вокруг Земли и что происходит с освещением, как оно влияет на вид Луны. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны.

«Планеты и звезды».

Наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Всё, что окружает нашу Землю, в том числе и сама планета, называется Вселенной, или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты: Марс, Венера, Юпитер. Кроме планет, существуют звезды. Звезды – это огромные светящиеся огненные шары. Солнце – тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Для того, чтобы ребенку было понятно данное явление, можно сравнить свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает Солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительный Космос" в средней группе

В космосе так здорово!Звёзды и планетыВ чёрной невесомостиМедленно плывут!В космосе так здорово!Острые ракетыНа огромной скоростиМчатся там и тут!Так чудесно в космосе!Так волшебно в космосе!В настоящ...

Образовательный проект «Удивительный мир космоса» В старшей группе

Образовательный проект«Удивительный мир космоса»В старшей группе  Вид проекта: Информационно – познавательный, творческийПродолжительность проекта:ДолгосрочныйУчастники ...

Проект "Удивительный мир-Космос" средняя группа

Проект в средней группе «Бабочка»на тему:«Удивительный мир - Космос»  Тип проекта: познавательно-исследовательский. Вид проекта: краткосрочный, групповой...

Проект "Удивительный космос" в средней группе

проектная деятельность в средней группе "Удивительный космос"...

Педагогический проект "Удивительный мир космоса" Средняя группа

Тема космоса всегда актуальна, поэтому важной задачей для педагога является  развитие  у детей интереса  к познанию космоса. Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить...