Консультация для педагогов детского сада
консультация по окружающему миру

Коржова Елена Григорьевна

«Знакомим детей с природой

во время прогулки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskogo_sada_progulka.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов детского сада

«Знакомим детей с природой

во время прогулки».

 «Мы растём, растём, растём!

Всё о мире узнаём!

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек,

Не сорвём прекрасный ландыш,

Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим».

Впечатления о родной природе, полученные в детстве,

запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека

к природе своего края, к Родине.

С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу,

молодым зелёным насаждениям, приучать их беречь птиц и вообще

«братьев наших меньших».

Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им

возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней.

Привлекая внимание детей к птичьим голосам, шелесту листьев,

журчанию ручья, следам животных, надо научить их понимать

природу, а поэтому стараться объяснять некоторые происходящие в ней

явления.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам

искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет

передать эти чувства детям. А дети очень наблюдательны и чутки к словам,

настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное

состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а так же познание.

Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим

выводам: о единстве и разнообразии природы, взаимосвязях между

разными её объектами, постоянных изменениях в природе и её

развитии, рациональном использовании природе и её охране.

Нет более благоприятного времени для общения детей с природой,

чем прогулка. Чтобы организовать интересные наблюдения детей,

воспитателям следует хорошо знать природу местного края, экологию

растений и животных ближайшего природного окружения.

Обратить внимание дошкольников на то, как многообразен мир

деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателем

они находят знакомые деревья: ель, сосну, берёзу, осину; узнают, что в

жаркую погоду под деревом прохладно, потому что от деревьев падает

тень.

Во время наблюдений научить детей различать деревья и кустарники

по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры,

форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.

Для сравнения разных пород деревьев можно предложить игры типа:

«Угадай, какое это дерево», «С какого дерева лист?», «С чьей ветки

детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает

подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и

лиственные.

В процессе наблюдений познакомить со значением растений

( очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей).

Полезно познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями,

рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах. По-

новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, мать-

и-мачеху, ромашку лекарственную.

Можно предложить найти доказательство полезности птиц

(посмотреть кору деревьев). Обследуя деревья, дети встретятся со

следами разрушительной работы жуков – короедов. Ребята сами

сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет».

В тёплое время года дошкольники могут наблюдать за насекомыми:

любоваться бабочками, следить за стремительным потоком стрекоз,

ползанием жуков. Дети учатся различать бабочек, жуков по названию,

размеру, окраске. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в

природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).

Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их

следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают

вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники, научить быть

осмотрительными, не наступать на муравьёв.

Работа по ознакомлению дошкольников с природой, поддержание

интереса к ней во многом зависят от планирования и чётко

продуманной организации эколого-педагогического процесса.

С определённой последовательностью из года в год, повторяются

сезонные явления, если наблюдать и изучать их, то накапливается

большой фактический материал, показывающий разнообразие

и взаимосвязь растительного и животного мира.

Солнце – источник света и тепла для всего живого. Весной под его

живительными лучами начинается движение соков в растениях, из

набухших почек появляются листочки, а из бутонов раскрываются

цветы.

Наступает осень. Всё меньше света и тепла получает земля,

прекращается движение соков из стебля в лист, он желтеет и после

первого заморозка отделяется от ветки и падает. И осенью можно

встретить цветы, но они сидят на коротких стеблях, низко прижавшись

к земле.

Яркие явления природы во все времена года доступны наблюдениям

самых маленьких детей. Воспитателю надо умело сочетать в работе

художественное слово с непосредственными наблюдениями детей за

тем, что происходит в природе.

Художественное описание знакомого растения, животного или

явления в природе делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к

наблюдениям.

Так, например, после того как детям прочитают рассказ

М.Пришвина

«Золотой луг»,

Они на прогулке с интересом рассматривают одуванчик и другие цветы, замечают изменения в форме их цветков, когда те открываются и закрываются.

В другом случае художественное слово должно опираться на личный

опыт детей, полученный ими из наблюдений конкретного мира в

процессе игр и труда на природе.

Так, например, сказку «Зимняя пирушка» Н. Павловой хорошо

прочитать детям после того, как они видели зимой деревья, различали

их по внешнему виду.

Стихотворения П. Воронько «Берёзка», А Плещеева «Травка

зеленеет» дают художественные образы знакомых детям деревьев,

птиц, вызывают к ним любовное, бережное отношение.

Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются детьми

только тогда, когда содержание их отражает близкие детям явления.

Например: «Мороз не велик, да стоять не велит» или «Береги нос в

большой мороз»; «Грач на горе – весна на дворе», «Грач прилетел –

весну принёс». Такие поговорки могут быть рассказаны детям на

прогулке, в подходящих для этого случаях.

Каждый выход на улицу для ребёнка должен стать увлекательной

прогулкой.

Прогулка

даёт

возможность

наблюдать,

познавать,

запоминать.

Как интересно, например, узнавать растения «по именам»! Не просто

травка, а травка «мышиный горошек», научиться различать ромашку а

как детям интересно поздороваться с ромашкой.

Добрый день, ромашка,

Белая рубашка,

Жёлтая серёдочка,

Листья, словно лодочка.

В тёплый весенний денёк на участке детского сада слушать весёлое

пение птиц. О чём они поют? Об этом мы разговариваем с детьми.

По ходу беседы можно вспомнить стихотворение В. Берестова:

О чём кричат воробушки

В последний день зимы?

Мы выжили, мы выжили

Мы живы, живы мы!

Чтение стихов о природе – полезный элемент экологического

воспитания ребёнка. При помощи поэзии маленькому человеку легче

объяснить, что всё растущее и движущееся вокруг нас – живое и

требует бережного к себе отношения.

Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально

положительного отношения к природе, вызвать добрые чувства и

побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану

природы.

Они должны понять, что состояние природы зависит от

деятельности и поведения людей. Знакомить детей с правилами

поведения

на

природе,

ребёнок

должен

осознать

их

значение,

эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы,

рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость

и красоту речи. Словом, развитие мышления и речи идёт как единый

процесс.

Подводя итог, можно сделать вывод, что прогулки в жизни детей

оказывают существенное влияние на их всестороннее развитие и

воспитание.

Игра «Экологи».

- Кто такие экологи? (люди, которые занимаются изучением природы и

вопросами её охраны)

«Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес.

Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться.

Решили, что каждый создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них

получилось, я вам сейчас расскажу.

1.

Первый волшебник решил, что в лесу никаких животных, даже

самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и

грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и

вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему

разобраться.

2.

Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в

котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы

думаете, что случилось?

3.

Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили.

Он поселил в своём лесу только мирных животных – зайцев,

лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень

огорчился добрый волшебник. В чём была его ошибка?

4.

Четвёртый волшебник поселил в созданном лесу только волков и

лисиц. Но они скоро покинули этот лес. Почему это произошло?

5.

Пятый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не

покинул. Почему?

Вопросы:

1.

Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?

2.

Для чего природе нужны хищники?

3.

Что такое красная книга и для чего она нужна?

4.

Для чего люди создают заповедники?

5.

Расскажите, как связаны между собой ёлка, белка, рысь?

6.

Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?

«Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Самообразование педагога детского сада".

Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...

Консультация для педагогов детского сада «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов детского сада "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов детского сада «Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях»

Консультация для педагогов детского сада "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"...

Консультация для педагогов детского сада «Воспитывать в ребенке оптимиста»

Консультация для педагогов детского сада "Воспитывать в ребенка оптимиста"...

Консультация для педагогов детского сада по теме: "Игры для детей с повышенной двигательной активностью"

Эту консультация предназанчена для  воспитателей детского сада.У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием реч...

Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»

Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...

консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности  детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....