Консультация для педагогов детского сада
консультация по окружающему миру
«Знакомим детей с природой
во время прогулки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_detskogo_sada_progulka.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов детского сада
«Знакомим детей с природой
во время прогулки».
«Мы растём, растём, растём!
Всё о мире узнаём!
Не обидим мы букашек,
Гнёзд не разорим у пташек,
Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,
Ручеёк не замутим».
Впечатления о родной природе, полученные в детстве,
запоминаются на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека
к природе своего края, к Родине.
С самых ранних лет необходимо воспитывать у детей любовь к лесу,
молодым зелёным насаждениям, приучать их беречь птиц и вообще
«братьев наших меньших».
Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им
возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней.
Привлекая внимание детей к птичьим голосам, шелесту листьев,
журчанию ручья, следам животных, надо научить их понимать
природу, а поэтому стараться объяснять некоторые происходящие в ней
явления.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам
искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет
передать эти чувства детям. А дети очень наблюдательны и чутки к словам,
настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определённое душевное
состояние, восприятие её красоты, но и её понимание, а так же познание.
Задача состоит в том, чтобы подвести детей к мировоззренческим
выводам: о единстве и разнообразии природы, взаимосвязях между
разными её объектами, постоянных изменениях в природе и её
развитии, рациональном использовании природе и её охране.
Нет более благоприятного времени для общения детей с природой,
чем прогулка. Чтобы организовать интересные наблюдения детей,
воспитателям следует хорошо знать природу местного края, экологию
растений и животных ближайшего природного окружения.
Обратить внимание дошкольников на то, как многообразен мир
деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с воспитателем
они находят знакомые деревья: ель, сосну, берёзу, осину; узнают, что в
жаркую погоду под деревом прохладно, потому что от деревьев падает
тень.
Во время наблюдений научить детей различать деревья и кустарники
по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры,
форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.
Для сравнения разных пород деревьев можно предложить игры типа:
«Угадай, какое это дерево», «С какого дерева лист?», «С чьей ветки
детки?». Детальное рассматривание и описание деревьев помогает
подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и
лиственные.
В процессе наблюдений познакомить со значением растений
( очищают воздух, уменьшают шум, оберегают здоровье людей).
Полезно познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями,
рассказав, какое они имеют значение, об их полезных свойствах. По-
новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, мать-
и-мачеху, ромашку лекарственную.
Можно предложить найти доказательство полезности птиц
(посмотреть кору деревьев). Обследуя деревья, дети встретятся со
следами разрушительной работы жуков – короедов. Ребята сами
сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет».
В тёплое время года дошкольники могут наблюдать за насекомыми:
любоваться бабочками, следить за стремительным потоком стрекоз,
ползанием жуков. Дети учатся различать бабочек, жуков по названию,
размеру, окраске. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в
природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).
Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их
следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничтожают
вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники, научить быть
осмотрительными, не наступать на муравьёв.
Работа по ознакомлению дошкольников с природой, поддержание
интереса к ней во многом зависят от планирования и чётко
продуманной организации эколого-педагогического процесса.
С определённой последовательностью из года в год, повторяются
сезонные явления, если наблюдать и изучать их, то накапливается
большой фактический материал, показывающий разнообразие
и взаимосвязь растительного и животного мира.
Солнце – источник света и тепла для всего живого. Весной под его
живительными лучами начинается движение соков в растениях, из
набухших почек появляются листочки, а из бутонов раскрываются
цветы.
Наступает осень. Всё меньше света и тепла получает земля,
прекращается движение соков из стебля в лист, он желтеет и после
первого заморозка отделяется от ветки и падает. И осенью можно
встретить цветы, но они сидят на коротких стеблях, низко прижавшись
к земле.
Яркие явления природы во все времена года доступны наблюдениям
самых маленьких детей. Воспитателю надо умело сочетать в работе
художественное слово с непосредственными наблюдениями детей за
тем, что происходит в природе.
Художественное описание знакомого растения, животного или
явления в природе делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к
наблюдениям.
Так, например, после того как детям прочитают рассказ
М.Пришвина
«Золотой луг»,
Они на прогулке с интересом рассматривают одуванчик и другие цветы, замечают изменения в форме их цветков, когда те открываются и закрываются.
В другом случае художественное слово должно опираться на личный
опыт детей, полученный ими из наблюдений конкретного мира в
процессе игр и труда на природе.
Так, например, сказку «Зимняя пирушка» Н. Павловой хорошо
прочитать детям после того, как они видели зимой деревья, различали
их по внешнему виду.
Стихотворения П. Воронько «Берёзка», А Плещеева «Травка
зеленеет» дают художественные образы знакомых детям деревьев,
птиц, вызывают к ним любовное, бережное отношение.
Народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются детьми
только тогда, когда содержание их отражает близкие детям явления.
Например: «Мороз не велик, да стоять не велит» или «Береги нос в
большой мороз»; «Грач на горе – весна на дворе», «Грач прилетел –
весну принёс». Такие поговорки могут быть рассказаны детям на
прогулке, в подходящих для этого случаях.
Каждый выход на улицу для ребёнка должен стать увлекательной
прогулкой.
Прогулка
даёт
возможность
наблюдать,
познавать,
запоминать.
Как интересно, например, узнавать растения «по именам»! Не просто
травка, а травка «мышиный горошек», научиться различать ромашку а
как детям интересно поздороваться с ромашкой.
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Жёлтая серёдочка,
Листья, словно лодочка.
В тёплый весенний денёк на участке детского сада слушать весёлое
пение птиц. О чём они поют? Об этом мы разговариваем с детьми.
По ходу беседы можно вспомнить стихотворение В. Берестова:
О чём кричат воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили, мы выжили
Мы живы, живы мы!
Чтение стихов о природе – полезный элемент экологического
воспитания ребёнка. При помощи поэзии маленькому человеку легче
объяснить, что всё растущее и движущееся вокруг нас – живое и
требует бережного к себе отношения.
Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально
положительного отношения к природе, вызвать добрые чувства и
побуждать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану
природы.
Они должны понять, что состояние природы зависит от
деятельности и поведения людей. Знакомить детей с правилами
поведения
на
природе,
ребёнок
должен
осознать
их
значение,
эмоционально прочувствовать последствия их несоблюдения.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы,
рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость
и красоту речи. Словом, развитие мышления и речи идёт как единый
процесс.
Подводя итог, можно сделать вывод, что прогулки в жизни детей
оказывают существенное влияние на их всестороннее развитие и
воспитание.
Игра «Экологи».
- Кто такие экологи? (люди, которые занимаются изучением природы и
вопросами её охраны)
«Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес.
Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласиться.
Решили, что каждый создаст такой лес, какой ему нравится. А что у них
получилось, я вам сейчас расскажу.
1.
Первый волшебник решил, что в лесу никаких животных, даже
самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и
грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом и
вовсе погиб. Волшебник не мог понять, почему. Помогите ему
разобраться.
2.
Второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в
котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь. Как вы
думаете, что случилось?
3.
Третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили.
Он поселил в своём лесу только мирных животных – зайцев,
лосей, косуль, оленей. И они чуть не съели весь лес. Очень
огорчился добрый волшебник. В чём была его ошибка?
4.
Четвёртый волшебник поселил в созданном лесу только волков и
лисиц. Но они скоро покинули этот лес. Почему это произошло?
5.
Пятый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не
покинул. Почему?
Вопросы:
1.
Если мы будем охранять птиц в лесу, кому мы поможем?
2.
Для чего природе нужны хищники?
3.
Что такое красная книга и для чего она нужна?
4.
Для чего люди создают заповедники?
5.
Расскажите, как связаны между собой ёлка, белка, рысь?
6.
Какую помощь растениям оказывают животные, насекомые?
«Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Самообразование педагога детского сада".
Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...
Консультация для педагогов детского сада «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов детского сада "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"...
Консультация для педагогов детского сада «Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях»
Консультация для педагогов детского сада "Использование компьютерной технологии в дошкольных учреждениях"...
Консультация для педагогов детского сада «Воспитывать в ребенке оптимиста»
Консультация для педагогов детского сада "Воспитывать в ребенка оптимиста"...
Консультация для педагогов детского сада по теме: "Игры для детей с повышенной двигательной активностью"
Эту консультация предназанчена для воспитателей детского сада.У многих воспитанников выявлен повышенный компонент гиперактивности с синдромом дефицита внимания. У детей с общим недоразвитием реч...
Консультация для педагогов детского сада"«Организация прогулок-походов за территорию детского сада»
Прогулки-походы представляют собой один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой решаются не только оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и фи...
консультация для педагогов детского сада «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Материа данной консультации полностью раскроет тему значимости экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в интелектуальном развитии....