Занятие по экологии
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Способствовать закреплению умения устанавливать связь между признаками в природе.
Расширить представления детей о диких животных, обитающих в лесу и степи, о том, чем они питаются и как готовятся к зимней спячке.
Дать детям представление о птицах, научить делить птиц на перелетных и зимующих.
Формировать умение видеть красоту природы.
Воспитывать любовь к природе.
Продолжать учить детей правильной и понятной для окружающих речи, уметь высказывать свое мнение.
-Ребята, я сегодня получила письмо от медвежонка Умки. Помните кто это? (показ слайда) Да он живет на севере. Он ищет друзей и хотел бы приехать к нам. Но он боится, что ему будет жарко у нас. Умка слышал, что у нас наступила осень. А какая она осень , он не знает. Ведь там, на севере, всегда зима. Давайте расскажем ему об осени. Мы будем рассказывать, а наши гости будут записывать наш рассказ, чтобы отправить письмо Умке.
Дид. игра « Подбери слово»
- Дети, какая бывает осень?
Дети передают друг другу осенний листок и говорят красивые слова про осень( красивая, яркая, веселая, хмурая, дождливая, холодная, ветреная, сырая, чудесная, пасмурная, золотая, серая, разноцветная, унылая, печальная, дивная, изменчивая )
- Молодцы, ребята. Да осень бывает такая разная, и только осенью бывает такое буйство красок.
- назовите месяцы осени.
-Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Ребята , осень это такое время года когда в природе происходит много чудесных превращений. Посмотрите на эту картинку и попробуйте рассказать о них. (рассказ по мнемотаблице) (слайд)
(дети садятся на стулья и по очереди рассказывают)
-Осенью солнце светит, но не греет так как летом. Часто дует холодный ветер, моросит дождь . С деревьев и кустов падают листья. Вянет трава, засыхают цветы. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к зиме: запасают на зиму корм или впадают в спячку. Люди собирают урожай в садах о огородах , варят варенье, компоты, убирают листья, обрезают ветки на деревьях. Надевают теплую одежду: плащи, куртки, шапки, сапоги и ботинки.
- Молодцы, спасибо. Ребята, а какие периоды осени вы знаете?
- Ранняя осень, золотая осень и поздняя осень.(слайды)
-Ранней осенью в сентябре люди собирают урожай фруктов и овощей. Хотите поиграть в игру «Чудесный мешочек»? В этом мешочке фрукты и овощи. (муляжи). Вы должны на ощупь определить что это, не вытаскивая его, назвать его характерные признаки, остальные дети должны отгадать, что это за предмет, который пока не видят.
- Хорошо, ребята. Вы успешно справились с заданием.
- Давайте пройдем к доске . Ребята, вы знаете , что в октябре начинается отлет птиц в теплые края. Все ли птицы улетают?
- Нет, только перелетные, а зимующие остаются.
- Все ли перелетные птицы одновременно улетают в теплые края?
-Нет. Сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми. (ласточки, жаворонки, кукушки).
Потом улетают птицы, которые находят корм на земле (червяки, плоды и ягоды деревьев, семена, зерна на полях). (скворцы, журавли, грачи)
И последними улетают водоплавающие птицы, потому что вода в реках и озерах замерзает. (гуси, лебеди, утки)
- Хотите превратиться в птиц и поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы»
-Да.
- Тогда выбирайте, какой птицей вы хотите стать. Как только зазвучит музыка, птицы начинают летать. Но как только музыка смолкнет , зимующие птицы летят к кормушке (картинка), а перелетные птицы улетают на юг (картинка).
- Давайте проверим, все ли перелетные птицы улетели в теплые края?
- Да. Вы молодцы.
- А как же дикие животные готовятся к зиме?(подходим к мольберту с картинками диких животных леса и степи)
- Некоторые впадают в спячку, другие запасают корм, меняют летний мех на теплый зимний.
-Назовите, какие животные водятся в лесу.
-Волк, лиса, заяц, медведь, лось, барсук, еж.
- Каких животных степи вы знаете.
- Сайгак, кабан, еж, лиса, волк, суслик, тушканчик.
- Хорошо. Вам задание –« найти животных , которые впадают в спячку».
-Следующая игра на сообразительность «Четвертый – лишний»
Сентябрь, октябрь, ноябрь, июль (летний месяц)
Картофель, помидор, яблоко, огурец (фрукт)
Волк, сайгак, белка, еж (впадает в спячку)
Сорока, голубь, ласточка, воробей (перелетная птица)
Молодцы, справились с заданием отлично.
Игра «Эхо»
Эхо лесное, спросить могу?
АУ-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали, опали, опали.
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже, ниже, ниже.
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты.
Птички – певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели.
Рыбы речные, вы где?
На дне, на глубине.
Лягушки и жабы куда, подевались?
В ил закопались, В ил закопались.
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем.
Так что же творится в лесу? – мы спросим
Осень, осень, осень.
- Я думаю , мы достаточно рассказали Умке об осени. Он теперь имеет представление об этом чудесном времени года. Отправим ему письмо и будем ждать его в гости.
Конспект занятия по экологии в старшей группе
Тема «Осень»
Воспитатель Бальджанова С.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Занятие по экологии « Экология –это жизнь».
: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....
Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе
Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»
Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Юные экологи»...
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Открытое занятие по экологии к педсовету Игра-путешествие «Игровые ситуации по экологии»
Формирование у детей представлений о важности сохранении природы и её жителей, причинно-следственных связей и элементарных правил поведения на природе.На занятии воспитываем заботу о флоре и фау...