Картотека русских народных подвижных игр
картотека по окружающему миру (средняя группа)

Иванова Ирина Александровна

Развитие у детей умения действовать по сигналу, упражнение в беге и прыжках, обучение ориентироваться в пространстве, умение играть в коллективе, развитие быстроты, ловкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_russkih_narodnyh_podvizhnyh_igr.docx686.44 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека русских народных подвижных игр

Цепи

кованые

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построении в две шеренги, беге.

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м.

Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, разбейте нас!

- Кем из нас? – отвечает другая

- Мишей! – отвечает первая

Ребенок, чье имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу

(целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую разбил. Если не разбивает, то встает в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

        

Медведь

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Участники игры по жребию выбирают одного товарища, которому поручают роль медведя. На одной из сторон пространства, отведенного для игры, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой

По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем «медведь», догоняет их, стараясь прикоснуться к одному из них рукой т. е. «осалить». «Осаленный» так же становится «медведем» и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока «медведей» не станет больше, чем оставшихся участников игры.

Правила: По мере увеличения числа помощников «медведя», все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Действовать надо только по сигналу.

        

Капуста

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу, умение согласовывать движения со словами, упражнять в беге, умению играть в коллективе.

Описание: Рисуется круг – «огород». На середину круга раскладываются шапки, пояса, платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет: 

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелкие колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали,

Волк и лисица, бобер и куница,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

Правила игры: бежать можно только после слов «медведь косолапый».

Бабка – ежка

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий – Бабка Ежка, в руках у нее «помело», Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка – Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

Пошла она на улицу –

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных станет много.

Гуси

Задачи: Развивать силовую выносливость, мускулатуру рук и ног, ловкость, чувство спортивного соперничества.

Описание: Дети делятся на 2 команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же соперник встанет на обе ноги.  Побеждает команда, набравшая более количество индивидуальных побед.

Варианты: Бой петухов

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра «Гуси». Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед

Хлоп! Хлоп! Убегай!

Задачи: Развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве, упражнять в беге

Описание: Играющие ходят по игровой площадке – собирают на лугу цветы, плетут веники, ловят бабочек и т.д. Несколько детей выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

Несколько игроков произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

И начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Стрекоза

Задачи: Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивать умение действовать по сигналу.

Описание: Дети становятся в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры. Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения назначенного места, считается победителем.

Правила: Начинать игру только после слов «Начали!». Споткнувшегося по дороге исключают из числа играющих.

Художественное слово:

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

И. А.Крылов

Жмурки

Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

Описание: Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого – нибудь из бегущих. Попавшийся меняется с ним ролями т.е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой».

Правила: Дети должны во время бега все – таки следить, чтобы тот из них, у кого глаза завязаны, не наткнулся на какой нибудь опасный предмет: при виде опасности они предупреждают криком: «Огонь!»

Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

Лягушки на болоте

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах

Описание: С двух сторон очерчивают берега в середине – болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят:

Вот с намокнувшей гнилушки

В воду прыгают лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке

Будет дождик на реке.

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека русских народных подвижных игр

Каартотека состоит из 26 карточек с описанием подвижных игр...

картотека русских народных подвижных игр

в картотеке русские народные  подвижные игры представлены по разделам: 1. игры с бегом; 2. игры с мячом; 3. игры с прыжками; 4. игры малой подвижности....

Картотека русских народных подвижных игр.

Презентация картотеки руских народных игр с описанием....

картотека русских народных подвижных игр

Русские народные подвижные игры - это наше богатство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Особенно популярны были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. ...

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Картотека русских народных подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека русских народных подвижных игр

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, форм...

Картотека русских народных подвижных игр

Картотека русских народных подвижных игр...