Занятие "Огонь-друг или враг?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Разработала тематическое занятие по теме дня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Огонь – друг или враг?»
Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные: формировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;
совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Развивающие: развивать умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;
развивать внимание, логическое мышление;
совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы;
расширять словарный запас детей словами, связанными с профессией пожарного.
Воспитательные:
воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;
воспитывать уважение к профессии пожарных.
Демонстрационный материал: картины с изображением пожарной спецтехники, набор картинок с правилами безопасного поведения на дороге, в природе, дома, пожарной безопасности.
Предварительная работа:
беседа о пожароопасных предметах;
чтение произведений С.Я. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»; К.Чуковского «Путаница»; Л.Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»;
разгадывание загадок по теме «Пожарная безопасность»;
дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»;
игра «Эвакуация».
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать и отгадать загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он от злости ест дрова,
Может, час, а может, два
Ты его рукой не тронь-
Искусает всю ладонь (огонь)
- Ребята как вы думаете, огонь для человека друг или враг?
(Огонь - враг, потому, что из-за него происходят пожары в квартирах, домах, лесах)
- Друг огонь или враг зависит от человека. Взрослые умеют «договариваться» с огнем, ладить с ним. Но, бывают случаи, когда огонь попадает в руки детей, и тогда он показывает свой непредсказуемый характер. Из доброго слуги и помощника он может превратиться в огнедышащее чудовище, которое стремиться на волю, гуляет по квартирам и домам, лесам и полям. Тогда может возникнуть беда. А приносит ли огонь пользу человеку?
- Подумайте, когда огонь бывает добрым, полезным, возможно даже ласковым? (В лесу можно погреться около костра, приготовить еду)
- Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом, светом, горячей пищей. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли. Он нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах.
- А все-таки, почему возникают пожары?
- Конечно, пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем.
- Скажите, люди какой профессии первыми приходят на помощь во время пожара? (Пожарные)
- Что вы знаете о пожарных? (Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне, ездят на специальной, пожарной машине, имеют специальные средства тушения пожара)
Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Для пожаров, связанных с электричеством, у пожарных есть специальные перчатки – краги, и специальная обувь – боты. Ведь при любых обстоятельствах пожарный бесстрашно идет в огонь!
- Ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
-Тушить пожар нелегко и даже опасно. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Тушить пожар на большой высоте им помогает пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?
(Пожарный должен быть умным, смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким)
-Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар». Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар стоящему возле него игроку.
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар
Этот красный шар недаром
Звал пожарных в бой с пожаром
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой огонь –
Ребенок: Пожар (Передает шар)
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, у кого пожар
Ребенок: В квартире. (Передает шар)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил
Ребенок: Утюг (Передает шар)
Воспитатель: Красный отблеск побежал, кто со спичками
Ребенок: Играл (Передает шар)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жёг
Ребенок: Листву. (Передает шар)
Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом незнакомые
Ребенок: Предметы. (Передает шар)
Воспитатель: Помнит каждый гражданин, этот номер
Ребенок: Ноль один (Передает шар)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай, и пожарных
Ребенок: Вызывай!
- Когда нарушают правила обращения с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал элементарные правила безопасности.
- Ребята, скажите, где может возникнуть пожар?
(Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде)
- На чем пожарные приезжают к месту пожара? (Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах)
Верно! В распоряжении пожарных находятся специально оборудованные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены
У пожарных есть различная спецтехника - пожарные машины, вертолеты, катера.
-Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить? (По номеру 01, 010, 112)
- Что нужно сообщить пожарным по телефону?
Воспитатель: Нужно назвать адрес возникновения пожара, фамилию звонящего, быстро и четко объяснить, что горит, сообщить свой номер телефона.
- А чего категорически нельзя делать, при возникновении пожара?
Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на помощь…..
- Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня? Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем, шарфом …..
- Ребята, что нужно делать, чтобы не было пожаров? (Нужно соблюдать правила пожарной безопасности)
- А какие правила пожарной безопасности должны знать дети?
- Чтобы не случился пожар, детям категорически запрещается:
брать в руки спички, зажигалку;
разжигать и оставлять без присмотра костер;
включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;
обходить стороной горючие вещества;
влезать разными предметами в розетку.
Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, как кто-то играет в опасные игры с огнем, и обязательно примете необходимые меры по предотвращению пожара.
Рефлексия:
Какие беды (пользу) приносит огонь?
Кто первым проходит на помощь во время пожара?
О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?
Как вызвать пожарную команду по телефону?