Занятие "Огонь-друг или враг?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Коваль Светлана Викторовна

Разработала тематическое занятие по теме дня 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_zanyatie_ogon_drug_ili_vrag.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия «Огонь – друг или враг?»

Цель: Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные: формировать знания детей о правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;

совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Развивающие: развивать умение правильно вести себя в экстремальной ситуации;

развивать внимание, логическое мышление;

совершенствовать речь детей, формировать умение детей поддерживать беседу, правильно и полным ответом отвечать на вопросы;

расширять словарный запас детей словами, связанными с профессией пожарного.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;

воспитывать уважение к профессии пожарных.

Демонстрационный материал: картины с изображением пожарной спецтехники, набор картинок с правилами  безопасного поведения на дороге,  в природе,  дома,  пожарной безопасности.

Предварительная работа:

беседа о пожароопасных предметах;

чтение произведений С.Я. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»; К.Чуковского «Путаница»; Л.Н. Толстого «Пожар», «Пожарные собаки»;

разгадывание загадок по теме «Пожарная безопасность»;

дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»;

игра «Эвакуация».

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать и отгадать загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может, два

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь (огонь)

- Ребята как вы думаете, огонь для человека друг или враг?

(Огонь - враг, потому,  что из-за него происходят пожары в квартирах, домах, лесах)

- Друг огонь или враг  зависит от человека. Взрослые умеют «договариваться» с огнем, ладить с ним. Но, бывают случаи, когда огонь попадает в руки  детей,  и тогда он показывает свой непредсказуемый характер. Из доброго слуги  и помощника он может превратиться в огнедышащее чудовище, которое стремиться на волю, гуляет по квартирам и домам, лесам и полям. Тогда может возникнуть беда. А приносит ли огонь пользу человеку?

- Подумайте, когда огонь бывает добрым, полезным, возможно даже ласковым? (В лесу можно погреться около костра, приготовить еду)

- Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом, светом, горячей пищей. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать механизмы, запускает в небо ракеты, космические корабли. Он нужен в домах, детских садах, школах, на предприятиях, больницах.

- А все-таки, почему возникают пожары?

- Конечно, пожары возникают из-за неосторожного обращения с огнем.

- Скажите, люди какой профессии первыми приходят на помощь во время пожара? (Пожарные)

- Что вы знаете о пожарных? (Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне, ездят на специальной, пожарной машине, имеют специальные средства тушения пожара)

Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Для пожаров, связанных с электричеством, у пожарных есть специальные перчатки – краги, и специальная обувь – боты. Ведь при любых обстоятельствах  пожарный бесстрашно идет в огонь!

- Ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

-Тушить пожар нелегко и даже опасно. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Тушить пожар на большой высоте им помогает пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать пожарный?

(Пожарный должен быть умным, смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким)

-Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар». Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар стоящему возле него игроку.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с пожаром

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь –

Ребенок: Пожар (Передает шар)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, у кого пожар

Ребенок: В квартире. (Передает шар)

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил

Ребенок: Утюг (Передает шар)

Воспитатель: Красный отблеск побежал, кто со спичками

Ребенок: Играл (Передает шар)

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву, кто у дома жёг

Ребенок: Листву. (Передает шар)

Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом незнакомые

Ребенок: Предметы. (Передает шар)

Воспитатель: Помнит каждый гражданин, этот номер

Ребенок: Ноль один (Передает шар)

Воспитатель: Дым увидел – не зевай, и пожарных

Ребенок: Вызывай!

- Когда нарушают правила обращения с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал элементарные правила безопасности.

- Ребята, скажите, где может возникнуть пожар?

(Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде)

- На чем пожарные приезжают к месту пожара? (Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах)

Верно! В  распоряжении пожарных находятся специально оборудованные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены

У пожарных есть различная спецтехника - пожарные машины, вертолеты, катера.

-Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить? (По номеру 01, 010, 112)

- Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Воспитатель:  Нужно назвать адрес возникновения пожара, фамилию звонящего,  быстро и четко объяснить, что горит, сообщить свой номер телефона.

- А чего категорически нельзя делать, при возникновении пожара?

Дети: Если случился пожар, нельзя оставаться в квартире, прятаться под кроватью, шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу, громко позвать на помощь…..

- Помимо самого огня, очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня? Нужно завязать или закрыть нос и рот мокрым платком, полотенцем,  шарфом …..

- Ребята, что нужно делать, чтобы не было пожаров? (Нужно соблюдать правила пожарной безопасности)

- А какие правила пожарной безопасности должны знать дети?

- Чтобы не случился пожар, детям категорически запрещается:

брать в руки спички, зажигалку;

разжигать и оставлять без присмотра костер;

включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;

обходить стороной горючие вещества;

влезать разными предметами в розетку.

Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, как кто-то играет в опасные игры с огнем, и обязательно примете необходимые меры по предотвращению пожара.

Рефлексия:

Какие беды (пользу) приносит огонь?

Кто первым проходит на помощь во время пожара?

О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?

Как вызвать пожарную команду по телефону?