Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Федотова Наталья Александровна
Тематическое занятие направлено на формирование представлений о самом жарком континенте - Африка (климатических зонах, представителях животного мира). Задачи занятия реализуются через игровые ситуации (дидактические игры), здоровьесберегающие технологии (массаж, физкультминутка), с использованием интерактивной доски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе

«Путешествие в Африку»

                                                                        Составила воспитатель

                                                                        высшей категории

                                                                        Федотова Н.А.

2024 г.

Цель: Формирование представлений об Африке, климатических зонах, животном и растительном мире самого жаркого континента.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить с климатическими зонами Африки: пустыня, саванна, джунгли

- расширять представления о животных Африки: верблюд, жираф, слон, зебра, носорог, о взаимосвязях животных и средой их обитания

- сформировать понятие «травоядные» животные.

Развивающие:

- развивать любознательность, интерес к приобретению новых знаний о животных

- развивать мышление, память, внимание

- развивать активный словарь: Африка, пустыня, саванна, джунгли, оазис, песчаная буря, барханы, травоядные.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое».

Оборудование и материалы: глобус; слайды: карта Африки, пустыня, саванна, джунгли, оазис, растения, верблюд, жираф, слон, зебра, носорог, обезьяна; аудиозаписи: «В мире животных», голоса животных, звуки пустыни и саванны; игровой музыкальный массаж «У жирафа пятна-пятна...»; игры: «Волчок», «Чья тень», «Кто лишний», «Узнай кто?», «Путаница»; значки-эмблемы «Животные Африки».

Предварительная работа:

Организация развивающей среды в группе: рассматривание иллюстраций животных жарких стран, географической карты «Африка», раскраски, разрезные картинки, игры с набором фигурок «Животные жарких стран», рассматривание энциклопедий, сюжетно-ролевая  игра «Зоопарк», ЧХЛ, дидактические и подвижные игры, художественное творчество «Животных жарких стран».

Ход НОД:

        

        Дети входят под музыку «В мире животных», встают в круг.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро – длится до вечера.

Сегодня в нашу группу пришло письмо от обезьянки Чики. Она приглашает нас в путешествие на свою Родину. Чтобы понять куда мы с вами отправимся, мы должны отгадать загадку.

Где же место есть такое?

Что же это за страна?

Очень жаркая она

Солнце, лето круглый год.

Море, пальмы и песок.

Там пустыни жаркие,

Звёзды ночью яркие.

Есть леса дремучие,

Растения колючие.

Что же это за страна,

Очень жаркая она.

- Правильно — это Африка (слайд №1 «Карта Африки»)

- Что такое Африка? (континент)

- Какие цвета есть на карте Африки? (жёлтый - песок, зелёный - лес)

 - Этот тёплый материк, живописен и велик.

- На чём можно добраться до Африки? (на вертолёте, на самолёте, на корабле, на автобусе)

Но я предлагаю самый быстрый путь: с помощью нашего волшебного глобуса (закройте глаза).

- Волшебный глобус я кручу

  В Африку попасть хочу

 (слайд №2 «Пустыня»)

- Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в пустыню)

- Что такое пустыня? (пустая земля)

- Какого цвета пустыня? (жёлтого)

- От чего она жёлтая? (от песка)

- Какой красивый рисунок на песке, словно волны. Кто нанёс такой рисунок? (ветер), (аудиозапись «Песчаная буря»).

- Как называется этот рисунок? (барханы)

- После песчаной бури пустыня похожа на песчаное море.

- Какой климат в пустыне? (это место где днём очень жарко, а ночью холодно и редко идут дожди)

- Как здесь жарко, сухо, много песка. Мне кажется, что в такой жаркой пустыне мы никого не встретим. Но вот чудеса. Прямо к нам кто-то приближается (давайте посмотрим в бинокли).

У него два горба,

В них и пища и вода.

Кто же это? (верблюд)

(Слайд №3 «Верблюд»)

- Послушаем как нас приветствует верблюд (аудиозапись голос верблюда)

- Почему верблюд может долго путешествовать по жаркой пустыне? (выносливый, может долго обходиться без еды и воды, но носит её в горбах).

- Что спасает верблюда от жары (мягкая густая шерсть: согревает в холодные ночи, защищает от жаркого дневного солнца).

- Как верблюд передвигается по такому жаркому песку? (на ногах между пальцев и на коленях у них есть широкие мозоли: спасают ноги от горячего песка и не дают проваливаться в песок).

- Чем питается верблюд? (верблюжьей колючкой, травой).

- Верблюд – травоядное животное.

- Кого ещё мы можем встретить в пустыне, сейчас мы с вами поиграем в игру.

- Игра «Найди животное в песке».

- Животные, которые могут долго обходиться без воды? (пауки, ящерицы, змеи, черепахи). (Слайд №4)

- А что же растёт в пустыне? (кактусы и удивительное растение перекати поле) (Слайд №5)

- Откуда растения берут воду? (длинными корнями из глубины песка и могут делать запасы воды в стеблях и листьях)

- В пустыне встречаются островки с густой растительностью вокруг водоёма - это оазис. (Слайд №6 «Оазис»)

- Давайте немножко поиграем

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Жил да был один верблюд,

Не любил он разных блюд,

Ел в пустыне лишь колючку,

Всё же вырос он могучим!

Нёс с собой он два горба -

В них и пища и вода.

Шёл неторопливо, плавно,

Он в пустыне - самый главный!

- Мы отдохнули, теперь можем продолжать наше путешествие.

- Жарко очень в пустыне. Давайте отправимся дальше.

- Приготовьте наши волшебные бинокли, посмотрите, куда мы с вами попали.

- Это саванна (слайд №7 «Саванна», аудиозапись «звуки саванны»)

- Что такое саванна? (равнина, степь)

- Что растёт в саванне? (трава, мало деревьев, сочная и зелёная летом в сезон дождей, жёлтая и сухая – в засуху).

- А вот и первый житель саванны (жираф)

Он имеет рост гигантский

Ни в пустыне, ни в горах –

По саванне африканской

Ходит медленно … (жираф)

(слайд №8 «Жираф»)

- Что мы знаем про жирафа? (высокий, длинноногий, длинношеий, пятнистый).

- Для чего жирафу нужна такая длинная шея? (чтобы достать листья акации и плоды на дереве).

- Жираф - травоядное животное.

- Жираф самое высокое животное на земле (встают и показывают).

Долговяз и весь пятнист

С веток рвёт легко он лист,

Но с трудом он достаёт

Травку, что внизу растёт.

Чтоб попить немного -

Расставляет ноги.

Рогами не бодается,

Фырчит, но не кусается.

- У жирафа очень спокойный добродушный характер

- Слышите, нас кто-то нас приветствует? (звуки голоса слона).

Хобот есть, большие уши,

Важно шествуют по суше,

И огромны, и сильны

Африканские …

Он трубит, но не трубач,

Всеми призванный силач.

Стоя спит под пальмой он.

Догадались? Это …

- Это слон. (слайд №9 «Слон»)

- Что мы знаем о слоне? (большой, толстокожий, толстоногий, сильный, большеухий).

- Какой орган у слона самый интересный? (хобот)

- Что может слон делать хоботом? (рвать траву, листья, засасывать воду, пыль, поливать себя как из душа, общаться; здороваться и ласкать своего детёныша, переносить брёвна, переворачивать камни).

- Слоны очень любят купаться, плавать и нырять. А если рядом нет воды, то слон может использовать воду, которую спрятал у себя в хоботе.  

- Для чего слону такие большие уши? (охлаждать себя в жару, слушать, отгонять насекомых и сообщать другим слонам об опасности)

- Что ещё заметили у слона? (бивни). Ими слон может защищать слонят.

- Слоны живут большими семьями и очень переживают друг за друга.

- Чем питается слон: травой, листьями, дикими плодами, фруктами. Поэтому слон - травоядное животное, самое большое сухопутное животное.

- Приготовьте наши волшебные бинокли

- Я вижу, что кто-то настороженно наблюдает за нами из травы? (аудиозапись голоса зебры)

Вот лошадки, все в полосках

Может быть они в матросках?

Нет, они такого цвета

Угадайте, кто же это?

(слайд №10 «Зебра»)

- На кого похожа зебра? (на лошадку)

- Чем похожа зебра на лошадку? (грива, копыта)

- Чем питается зебра? (травой, листьями, почками, корнями, древесной корой). Зебра – травоядное животное

- Как такая яркая лошадка может жить в саванне? Она будет очень заметна в траве? Когда зебры собираются  вместе (табуном) – издалека кажется, что это серое пятно. (игра «Волчок).

Игровой музыкальный массаж «У жирафа пятна…»

(Аудиозапись голоса носорога)

- Кто же нас зовёт?

Возле речек и болот

Этот тучный зверь живёт.

На носу имеет рог

Африканский … (носорог)

У него короткий хвост,

На носу большой нарост.

Он в саванне проживает,

Места лучшего не знает!

- Да, так нас приветствует носорог (слайд №11 «Носорог»)

- Какой носорог (большой, толстый, неуклюжий, есть рог или два)

- Как живёт носорог в Африке? (в жаркое время он отдыхает в лужах, маленьких озёрах, а вечером и ночью выходит питаться травой)

- Носорог - травоядное животное.

- Сейчас я предлагаю ещё одну игру.

- Игра «Угадай кто?» (в окошках)

- А теперь приготовьте наши волшебные бинокли.

- Ну вот мы наконец мы попали с вами в то место, где живёт Чика (слайд №12 «Джунгли»)

- Как называется этот лес? (джунгли)

- Что такое джунгли? (это густой непроходимый тропический лес, перевитый лианами).

- Джунгли это край приключений, где за каждым деревом поджидает что-то интересное.

- Чика очень хочет рассказать вам про своих друзей (слайд №13 «Обезьяна»)

- Что вы знаете про обезьян?

- Обезьяны очень ловко и легко передвигаются по деревьям, лианам, качаются на них как на качелях.

- Почему обезьяны могут так легко перебираться по деревьям? (у них очень цепкие руки, а ещё они помогают хвостом и ногами).

- Днём обезьяны добывают себе пищу: нежные листья деревьев, орехи, плоды и тропические фрукты (апельсины и бананы), а ночью они спят как и люди, только на деревьях.

- Обезьяны – это тоже травоядные животные.

- Обезьянка Чика подарила нам фотографию тех зверей, которых мы с вами увидели. Но почему-то все животные на фотографии перепутались. Давайте внимательно рассмотрим фотографию и найдём тех животных, которых мы видели в нашем путешествии.

- Игра «Путаница»

Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в детский сад. (Закрывайте глаза)

- Волшебный глобус я кручу

  Вернуться в садик я хочу.

- Ну, вот мы опять в детском саду.

Итог занятия (рефлексия)

- Вам понравилось путешествие? (понравилось)

- Где мы с вами были? (в Африке)

- Что узнали нового?

- С кем и чем познакомились?

- Что трудного было в нашем путешествии?

Обезьянка Чика хочет, чтобы вы вспоминали об этом путешествии и приготовила вам подарки. (раздача эмблем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе. «Путешествие в страну Сказок».

Создать условия для развития логического мышления, сообразительность, внимание.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Воспитательные...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»

Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке .Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).Повторить состав...

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие на остров чудес»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе«Путешествие на остров чудес»....

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Цель:·  углубление представлений детей в использование математических знаний в игровой ситуации;Программные задачи:1. Упражнять детей в счете в пределе 10 и обратно. Упражнять в выполнении движен...

Конспект открытого занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету математики»

Открытое занятие по математике в старшей группе по теме, связанной с Космосом, посвященное Дню космонавтики....

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Эти загадочные насекомые»

Конспект открытого занятияпо ФЦКМ ознакомление с природой в старшей группе на тему«Эти загадочные насекомые»...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы....