Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие в Африку»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе «Путешествие в Африку» | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе
«Путешествие в Африку»
Составила воспитатель
высшей категории
Федотова Н.А.
2024 г.
Цель: Формирование представлений об Африке, климатических зонах, животном и растительном мире самого жаркого континента.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить с климатическими зонами Африки: пустыня, саванна, джунгли
- расширять представления о животных Африки: верблюд, жираф, слон, зебра, носорог, о взаимосвязях животных и средой их обитания
- сформировать понятие «травоядные» животные.
Развивающие:
- развивать любознательность, интерес к приобретению новых знаний о животных
- развивать мышление, память, внимание
- развивать активный словарь: Африка, пустыня, саванна, джунгли, оазис, песчаная буря, барханы, травоядные.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое».
Оборудование и материалы: глобус; слайды: карта Африки, пустыня, саванна, джунгли, оазис, растения, верблюд, жираф, слон, зебра, носорог, обезьяна; аудиозаписи: «В мире животных», голоса животных, звуки пустыни и саванны; игровой музыкальный массаж «У жирафа пятна-пятна...»; игры: «Волчок», «Чья тень», «Кто лишний», «Узнай кто?», «Путаница»; значки-эмблемы «Животные Африки».
Предварительная работа:
Организация развивающей среды в группе: рассматривание иллюстраций животных жарких стран, географической карты «Африка», раскраски, разрезные картинки, игры с набором фигурок «Животные жарких стран», рассматривание энциклопедий, сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», ЧХЛ, дидактические и подвижные игры, художественное творчество «Животных жарких стран».
Ход НОД:
Дети входят под музыку «В мире животных», встают в круг.
Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро – солнцу и птицам! Доброе утро – улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым! Пусть доброе утро – длится до вечера. |
Сегодня в нашу группу пришло письмо от обезьянки Чики. Она приглашает нас в путешествие на свою Родину. Чтобы понять куда мы с вами отправимся, мы должны отгадать загадку.
Где же место есть такое? Что же это за страна? Очень жаркая она Солнце, лето круглый год. Море, пальмы и песок. Там пустыни жаркие, | Звёзды ночью яркие. Есть леса дремучие, Растения колючие. Что же это за страна, Очень жаркая она. |
- Правильно — это Африка (слайд №1 «Карта Африки»)
- Что такое Африка? (континент)
- Какие цвета есть на карте Африки? (жёлтый - песок, зелёный - лес)
- Этот тёплый материк, живописен и велик.
- На чём можно добраться до Африки? (на вертолёте, на самолёте, на корабле, на автобусе)
Но я предлагаю самый быстрый путь: с помощью нашего волшебного глобуса (закройте глаза).
- Волшебный глобус я кручу
В Африку попасть хочу
(слайд №2 «Пустыня»)
- Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в пустыню)
- Что такое пустыня? (пустая земля)
- Какого цвета пустыня? (жёлтого)
- От чего она жёлтая? (от песка)
- Какой красивый рисунок на песке, словно волны. Кто нанёс такой рисунок? (ветер), (аудиозапись «Песчаная буря»).
- Как называется этот рисунок? (барханы)
- После песчаной бури пустыня похожа на песчаное море.
- Какой климат в пустыне? (это место где днём очень жарко, а ночью холодно и редко идут дожди)
- Как здесь жарко, сухо, много песка. Мне кажется, что в такой жаркой пустыне мы никого не встретим. Но вот чудеса. Прямо к нам кто-то приближается (давайте посмотрим в бинокли).
У него два горба,
В них и пища и вода.
Кто же это? (верблюд)
(Слайд №3 «Верблюд»)
- Послушаем как нас приветствует верблюд (аудиозапись голос верблюда)
- Почему верблюд может долго путешествовать по жаркой пустыне? (выносливый, может долго обходиться без еды и воды, но носит её в горбах).
- Что спасает верблюда от жары (мягкая густая шерсть: согревает в холодные ночи, защищает от жаркого дневного солнца).
- Как верблюд передвигается по такому жаркому песку? (на ногах между пальцев и на коленях у них есть широкие мозоли: спасают ноги от горячего песка и не дают проваливаться в песок).
- Чем питается верблюд? (верблюжьей колючкой, травой).
- Верблюд – травоядное животное.
- Кого ещё мы можем встретить в пустыне, сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Игра «Найди животное в песке».
- Животные, которые могут долго обходиться без воды? (пауки, ящерицы, змеи, черепахи). (Слайд №4)
- А что же растёт в пустыне? (кактусы и удивительное растение перекати поле) (Слайд №5)
- Откуда растения берут воду? (длинными корнями из глубины песка и могут делать запасы воды в стеблях и листьях)
- В пустыне встречаются островки с густой растительностью вокруг водоёма - это оазис. (Слайд №6 «Оазис»)
- Давайте немножко поиграем
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Жил да был один верблюд,
Не любил он разных блюд,
Ел в пустыне лишь колючку,
Всё же вырос он могучим!
Нёс с собой он два горба -
В них и пища и вода.
Шёл неторопливо, плавно,
Он в пустыне - самый главный!
- Мы отдохнули, теперь можем продолжать наше путешествие.
- Жарко очень в пустыне. Давайте отправимся дальше.
- Приготовьте наши волшебные бинокли, посмотрите, куда мы с вами попали.
- Это саванна (слайд №7 «Саванна», аудиозапись «звуки саванны»)
- Что такое саванна? (равнина, степь)
- Что растёт в саванне? (трава, мало деревьев, сочная и зелёная летом в сезон дождей, жёлтая и сухая – в засуху).
- А вот и первый житель саванны (жираф)
Он имеет рост гигантский
Ни в пустыне, ни в горах –
По саванне африканской
Ходит медленно … (жираф)
(слайд №8 «Жираф»)
- Что мы знаем про жирафа? (высокий, длинноногий, длинношеий, пятнистый).
- Для чего жирафу нужна такая длинная шея? (чтобы достать листья акации и плоды на дереве).
- Жираф - травоядное животное.
- Жираф самое высокое животное на земле (встают и показывают).
Долговяз и весь пятнист С веток рвёт легко он лист, Но с трудом он достаёт Травку, что внизу растёт. | Чтоб попить немного - Расставляет ноги. Рогами не бодается, Фырчит, но не кусается. |
- У жирафа очень спокойный добродушный характер
- Слышите, нас кто-то нас приветствует? (звуки голоса слона).
Хобот есть, большие уши, Важно шествуют по суше, И огромны, и сильны Африканские … | Он трубит, но не трубач, Всеми призванный силач. Стоя спит под пальмой он. Догадались? Это … |
- Это слон. (слайд №9 «Слон»)
- Что мы знаем о слоне? (большой, толстокожий, толстоногий, сильный, большеухий).
- Какой орган у слона самый интересный? (хобот)
- Что может слон делать хоботом? (рвать траву, листья, засасывать воду, пыль, поливать себя как из душа, общаться; здороваться и ласкать своего детёныша, переносить брёвна, переворачивать камни).
- Слоны очень любят купаться, плавать и нырять. А если рядом нет воды, то слон может использовать воду, которую спрятал у себя в хоботе.
- Для чего слону такие большие уши? (охлаждать себя в жару, слушать, отгонять насекомых и сообщать другим слонам об опасности)
- Что ещё заметили у слона? (бивни). Ими слон может защищать слонят.
- Слоны живут большими семьями и очень переживают друг за друга.
- Чем питается слон: травой, листьями, дикими плодами, фруктами. Поэтому слон - травоядное животное, самое большое сухопутное животное.
- Приготовьте наши волшебные бинокли
- Я вижу, что кто-то настороженно наблюдает за нами из травы? (аудиозапись голоса зебры)
Вот лошадки, все в полосках
Может быть они в матросках?
Нет, они такого цвета
Угадайте, кто же это?
(слайд №10 «Зебра»)
- На кого похожа зебра? (на лошадку)
- Чем похожа зебра на лошадку? (грива, копыта)
- Чем питается зебра? (травой, листьями, почками, корнями, древесной корой). Зебра – травоядное животное
- Как такая яркая лошадка может жить в саванне? Она будет очень заметна в траве? Когда зебры собираются вместе (табуном) – издалека кажется, что это серое пятно. (игра «Волчок).
Игровой музыкальный массаж «У жирафа пятна…»
(Аудиозапись голоса носорога)
- Кто же нас зовёт?
Возле речек и болот Этот тучный зверь живёт. На носу имеет рог Африканский … (носорог) | У него короткий хвост, На носу большой нарост. Он в саванне проживает, Места лучшего не знает! |
- Да, так нас приветствует носорог (слайд №11 «Носорог»)
- Какой носорог (большой, толстый, неуклюжий, есть рог или два)
- Как живёт носорог в Африке? (в жаркое время он отдыхает в лужах, маленьких озёрах, а вечером и ночью выходит питаться травой)
- Носорог - травоядное животное.
- Сейчас я предлагаю ещё одну игру.
- Игра «Угадай кто?» (в окошках)
- А теперь приготовьте наши волшебные бинокли.
- Ну вот мы наконец мы попали с вами в то место, где живёт Чика (слайд №12 «Джунгли»)
- Как называется этот лес? (джунгли)
- Что такое джунгли? (это густой непроходимый тропический лес, перевитый лианами).
- Джунгли это край приключений, где за каждым деревом поджидает что-то интересное.
- Чика очень хочет рассказать вам про своих друзей (слайд №13 «Обезьяна»)
- Что вы знаете про обезьян?
- Обезьяны очень ловко и легко передвигаются по деревьям, лианам, качаются на них как на качелях.
- Почему обезьяны могут так легко перебираться по деревьям? (у них очень цепкие руки, а ещё они помогают хвостом и ногами).
- Днём обезьяны добывают себе пищу: нежные листья деревьев, орехи, плоды и тропические фрукты (апельсины и бананы), а ночью они спят как и люди, только на деревьях.
- Обезьяны – это тоже травоядные животные.
- Обезьянка Чика подарила нам фотографию тех зверей, которых мы с вами увидели. Но почему-то все животные на фотографии перепутались. Давайте внимательно рассмотрим фотографию и найдём тех животных, которых мы видели в нашем путешествии.
- Игра «Путаница»
Наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться в детский сад. (Закрывайте глаза)
- Волшебный глобус я кручу
Вернуться в садик я хочу.
- Ну, вот мы опять в детском саду.
Итог занятия (рефлексия)
- Вам понравилось путешествие? (понравилось)
- Где мы с вами были? (в Африке)
- Что узнали нового?
- С кем и чем познакомились?
- Что трудного было в нашем путешествии?
Обезьянка Чика хочет, чтобы вы вспоминали об этом путешествии и приготовила вам подарки. (раздача эмблем)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по фэмп в старшей группе. «Путешествие в страну Сказок».
Создать условия для развития логического мышления, сообразительность, внимание.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.Воспитательные...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в математическое королевство»
Программное содержание:Обучающие задачи:Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке .Развивать речь, включая в активный словарь термины (слева, справа, меньше, больше).Повторить состав...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие на остров чудес»
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе«Путешествие на остров чудес»....
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»
Цель:· углубление представлений детей в использование математических знаний в игровой ситуации;Программные задачи:1. Упражнять детей в счете в пределе 10 и обратно. Упражнять в выполнении движен...
Конспект открытого занятие по ФЭМП в старшей группе «Путешествие на планету математики»
Открытое занятие по математике в старшей группе по теме, связанной с Космосом, посвященное Дню космонавтики....
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Эти загадочные насекомые»
Конспект открытого занятияпо ФЦКМ ознакомление с природой в старшей группе на тему«Эти загадочные насекомые»...
Конспект открытого занятия по ФЦКМ в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»
обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы....