"Наши в космосе" проект
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Партина Вера Владимировна

«Наши в космосе». Познавательно-творческий, коррекционно-логопедический, духовно-патриотический проект. Цели: расширение представлений о космосе – Дне празднования современной космонавтики. Формирование представления о том, как зарождалась мысль покорения космоса, знакомство с великими учёными – праотцами современной космонавтики Циолковским Константином Эдуардовичем и Королёвым Сергеем Павловичем. Знакомство с первыми космонавтами испытателями – собаками и героическими советскими космонавтами, их ответственной работой на орбите нашей планеты. Развитие речевой активности, пополнение и активизация словарного запаса, так же связной речи и совершенствование общего звучания речи. Воспитание патриотизма у детей, через желание быть сильными, смелыми, стать великими людьми своей Родины, чувство гордости и патриотизма за Россию. В проекте принимали участие 16 воспитанников группы «Бабочки» с 4 по 13 апреля 2023 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Наши в космосе" проект281.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»

Арамильского городского округа

Проект «Наши в космосе»

Подготовительная группа комбинированного вида

(дети с ОВЗ) «Бабочки»

Разработчик проекта Партина Вера Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №5 «Светлячок»

Арамильский городской округ

2023 г.

Технологическая карта проекта

Тип проекта — педагогический, практико-ориентированный, коллективный, духовно-нравственный, патриотический, краткосрочный.

Участники — воспитатели, дети подготовительной группы комбинированного вида «Бабочки», родители (опекуны), специалисты ДОУ.

Масштаб — с 4 по 13 апреля 2023 г.

Основание (актуальность темы) для разработки:

Выход человека в космос - важный поворот в истории развития человеческого общества. Он расширяет сферу разума, сферу взаимодействия природы и общества. Несомненно, что в будущем человек еще больше освоит космическое пространство, включая все небесные тела Солнечной системы. Сбудется предсказание великого К. Э. Циолковского - космос принесет людям «горы хлеба и бездну могущества». Выход человека в космос изменил наши традиционные представления о взаимоотношениях природы и общества. Космонавтика самым непосредственным образом влияет на дела земные и уже сегодня помогает людям различных специальностей в их труде. Данный проект посвящён теме значимости космоса для человека. Я считаю данный вопрос весьма актуальным, новым для подрастающего поколения своих воспитанников и перспективным. Космические исследования относятся к одному из основных направлений научно-технической революции. Рассмотрение этого направления в эколого-экономическом аспекте представляет определенный интерес для специалистов, разрабатывающих международные программы сотрудничества в области экологии, науки и техники.

Цель проекта: познакомить детей с условиями и способами использования космического пространства, как ресурса окружающей среды.

Задачи:

  • Познакомить с историей развития космонавтики;
  • Рассказать о практической пользе освоения космоса;
  • Рассмотреть перспективы освоения космоса;
  • Воспитывать духовно-нравственные и патриотические предпосылки отношения к своей Родине и гордость за неё.

Методы исследования: поисковый, изучение и анализ научно-популярной литературы по данному вопросу, тематические занятия, продуктивная деятельность, трансляция тематических фильмов и видеороликов.

Основные принципы реализации данных задач:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • Доступность (усложнение материала с учётом возрастных особенностей детей);
  • Наличие потенциальных возможностей в формировании интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических) дошкольников;
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую, продуктивную и др.);
  • Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Ожидаемые результаты:

  • Повысится уровень знаний про космическое пространство, про учёных, благодаря которым, человек может сейчас быть и работать в космосе, первых покорителей космоса,
  • Будут приобретены необходимые практические умения (соблюдать меры предосторожности, правила этичного и безопасного поведения, умения обратиться за помощью, применение способов оказания элементарной помощи при ушибах, ранах и ссадинах.
  • Разовьются познавательные и игровые умения – с помощью картинок могут показать и рассказать полученную информацию о космосе.; умеют различать поступки и давать оценку деятельности человека; называют положительные человеческие качества, необходимые для покорения космоса Сила воли и духа, настойчивость, терпение, выносливость, смелость и отвага, высокие интеллектуальные способности и т.п), общее их значение с пояснением ситуации, в которой они применяются; отражают в играх разные сюжеты, связанные с космосом.
  • Целенаправленное сотрудничество родителей, как заинтересованных партнёров и активных помощников в работе с детьми по данному направлению.
  • Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств детей повысится и укрепиться в их сознании.
  • Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности, увеличением физических возможностей, в сочетании с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, что положительно отразиться на реализации проекта.

Этапы реализации задач:

Первый этап работы - подготовительный - выявление уровня знаний и интересов детей, их коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Знакомство и исследование необходимой информации через литературу, фильмы и интернет-ресурсы.

Второй этап работы - расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о космосе.

Третий этап работы - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к своей Родине с духовно-нравственной и патриотической составляющей.

Четвертый этап работы  - формирование у детей чувства ответственности. Дети понимают, принимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Готовность отвечать за свои поступки придёт позже и задача взрослых – формировать в подрастающем человеке эту готовность.

Пятый этап работы – развивать у детей чувство контроля и самоконтроля, так как эти качества во многом помогут личности вовремя и правильно ориентироваться в будущем.

Для решения задач проекта, необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы повысить и закрепить полученные знания. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Использование возможностей предметно - развивающей среды.

  • Тематический уголок, который содержит практический и наглядный материалы
  • Игротека: магнитная доска и фланелеграф, плоскостные фигуры, дидактические игры, развивающие настольно-печатные игры, папки с тематическими картами, строительный Лего и Тико конструктор с блоками среднего и маленького размера.
  • Библиотека: познавательная и художественная литература, копилка загадок и стихотворений, справочная литература: энциклопедии, справочники; фотоальбомы, рисунки детей, тематические иллюстрации для свободного рассматривания и обсуждения, раскрашки. Технические средства – магнитофон, интерактивная доска с проектором, обучающие тематических видео и мультипликационные фильмы.

•  Семейные работы: создание тематических рисунков.

  • Наглядно – информационные стенды.

Развитие ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проведения проекта для них и их детей, повысить образовательный уровень родителей по данной теме, дать рекомендации, с помощью которых родители смогут делиться информацией с детьми в непринуждённой обстановке в повседневной жизни.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребёнка очень важно выбрать чёткую стратегию сотрудничества и поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнёры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как личный пример взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами современного общества, развивая положительные качества в человеке с малых лет.

Непосредственно-образовательная деятельность. Занятие 1.

«Знакомство с историей выхода человека в космос»

С давних времён люди мечтали полететь в неизвестный им космос. С этой целью, век за веком многие учёные и не только, мечтали совершить полёт в космическое пространство.

Великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К. Э. Циолковского.  В 1911 году Циолковский произнес свои вещие слова: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, с начала робко проникнуть за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все около земное пространство».

И только в середине двадцатого века наступила эра космонавтики, начавшаяся с запуска на орбиту первого искусственного спутника. Это был только первый шаг. После этого космонавтика начала развиваться быстрыми темпами, в результате чего, всего через несколько лет в космос были отправлены уже первые живые существа – собаки Белка и Стрелка.

12 апреля 1961 года в космос отправился первый человек. Это был наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин. Весь мир запомнил его слова, произнесённые им перед полётом: «Поехали!». Гагаринский полёт перевернул весь мир, дал надежду людям на будущее. Гагарин и его последователи в течение сравнительно короткого периода времени превратили космическое пространство в обычное рабочее место. Начали создаваться новые космические корабли, к планетам солнечной системы стартовали автоматические аппараты, на орбиту выводились космические станции, человек вышел в открытый космос и побывал на Луне.

Таким образом, в 1958-1960 годы первая серия советских АМС осуществляла перелет до Луны и фотографирование обратной стороны. В 1962-1968 годах отрабатывались выполнение мягкой посадки и обращение вокруг орбиты Луны. В 1969-1976 годах на Луну доставлялись луноходы и научное оборудование, а также были взяты пробы грунта. В рамках этой программы было запущено 42 космических аппарата, из которых 15 выполнили возложенные на них задачи. До 2003 года в исследовании Марса СССР было выполнено 18 запусков.

СССР в 1975 году был создан Орбитальный солнечный телескоп (ОСТ-1) и с 1983 по 1989 годы работал автоматический телескоп на станции «Астрон».

По мере совершенствования техники АМС, сфера исследования дальнего космоса и даже межзвездного пространства будет только увеличиваться.

Вывод: исследование Луны, планет и дальнего космоса показали двойственный результат. С одной стороны, это грандиозный прорыв науки, эпохальные достижения в изучении Солнечной системы и получение колоссального объема знаний. С научной точки зрения программа исследования дальнего космоса увенчалась полным успехом и создала многообещающий задел на будущее.

Непосредственно-образовательная деятельность. Занятие 2.

«Значение выхода человека в космос»

С развитием космических полетов расширяется и область приложения человеческой деятельности. Выход в космос — величайшее завоевание человечества, победа разума над силами природы. Если раньше все приложения научных знаний и технических достижений ограничивались земными рамками, то с началом освоения космического пространства человек начал постепенно вовлекать космос в сферу своей практики.

Космические полеты не только открывают возможность все более глубокого познания окружающего нас мира. Уже сегодня есть ряд чисто практических задач, имеющих важное народнохозяйственное значение, которые наиболее успешно могут быть решены с помощью космической техники.

Одной из таких задач является космическое телевидение. В Советском Союзе действует система «Орбита», которая с помощью искусственных спутников-ретрансляторов типа «Молния» позволяет передавать на большие расстояния телевизионные программы и телефонные переговоры. Космические линии связи более выгодны, чем наземные радиорелейные линии, состоящие из цепочки приемопередающих станций. Так, для того чтобы создать радиорелейную линию Москва-Владивосток, пришлось бы построить около двухсот приемопередающих станций. Эти станции надо обслуживать, отапливать, питать электроэнергией. В настоящее время телевизионные передачи из Москвы на Дальний Восток осуществляются через космос с помощью всего лишь двух наземных станций — передающей и приемной и одного космического ретранслятора. К тому же спутник-ретранслятор получает энергию, необходимую для работы его бортовой аппаратуры, от Солнца с помощью солнечных батарей.

Космические линии связи непрерывно совершенствуются. Ведутся опыты передачи телевизионных сигналов непосредственно со спутников-ретрансляторов на коллективные антенны. И недалеко время, когда вся территория нашей страны будет охвачена передачами Центрального телевидения.

Не менее важное народнохозяйственное значение имеют и метеоспутники. В Советском Союзе на протяжении нескольких лет действовала система «Метеор». Два метеоспутника движутся по околоземным орбитам с таким расчетом, чтобы в течение суток дважды осмотреть всю поверхность нашей планеты. Специальная аппаратура, установленная на борту этих спутников, позволяет фиксировать различные параметры, характеризующие состояние земной атмосферы, и получать оперативную информацию о развитии явлений погоды. В частности, с борта метеоспутников осуществляется систематическое фотографирование облачных систем, что позволяет своевременно обнаруживать зарождение циклонов и антициклонов, а также возникновение ураганов и тайфунов. Благодаря применению метеоспутников оперативные прогнозы погоды в последние годы стали значительно более точными и надежными.

Кроме того, изучение атмосферных явлений из космоса позволит ученым более глубоко разобраться в закономерностях сложных процессов, протекающих в воздушной оболочке нашей планеты.

Вывод: выход в космос занимает совершенно особое место в ряду научно-технических достижений человечества. Он знаменует собой принципиально новые отношения между земным обществом и природой, выступающей в данном случае в масштабах Вселенной.

 

Непосредственно-образовательная деятельность. Занятие 3.

«Перспективы освоения космоса»

 Весьма заманчивы и перспективы осуществления в будущем на борту специализированных орбитальных станций своеобразного космического производства. Дело в том, что в условиях невесомости и космического вакуума появляется возможность осуществлять необычные технологические процессы, недостижимые в земных условиях, в частности производить особо чистые вещества, синтез некоторых химических соединений, в том числе ценных лекарственных препаратов, получать необычные сплавы, вырабатывать особо точные детали, например идеальные по форме шарики для шарикоподшипников.

Не исключена возможность, что со временем в космос будут вынесены и энергетические установки, выделяющие в процессе работы тепло, углекислый газ и вредные примеси и тем самым загрязняющие окружающую земную среду.

Вывод: Выход в Солнечную систему и открытое межзвёздное пространство, освоение безграничных ресурсов космоса с помощью новой формы физического движения – управления гравитацией, выведет человечество на качественно новый уровень космической формы существования. Это, в свою очередь, откроет путь к удовлетворению потребности в непрерывном технологическом прогрессе и всех остальных отраслей мирового производства, развитие которых уже сегодня начинает сдерживаться массой экологических проблем глобального, планетарного характера. Перед странами и народами откроется огромная арена взаимовыгодного международного сотрудничества, способного обеспечить всеобщий мир, гарантированное выживание и экологическую безопасность всех и каждого.

Формы и методы реализации проекта:

  • Подбор и чтение научной и познавательной литературы.
  • Подбор материала для творческой и игровой деятельности.
  • Загадывание и отгадывание тематических загадок и чтение стихотворений.
  • Информация в Интернет-пространстве. 
  • Учебные занятия по теме.
  • Участие воспитанников в тематической выставке на местном уровне (детский сад).
  • Выставка книг, тематических картинок и иллюстраций по теме проекта.
  • Просмотр обучающих видеоматериалов, мультфильмов, презентации «Наши в космосе».
  • Подвижные и дидактические игры.
  • Продуктивная художественная деятельность «Жители других планет», «Первый человек, полетевший в космос – Ю. А. Гагарин».
  • Прослушивание аудиозаписи космических звуков.
  • Конструирование моделей из Лего конструктора – луноход, орбитальный комплекс, орбитальная станция, космическая ракета.
  • Выполнение графического диктанта «Ракета».
  • Совершенствование навыков ориентирования в пространстве и на листе «Ракеты во все стороны света».
  • Тематическое развлечение на ФИЗО инструктором по физическому воспитанию.

Заключение:

Наше время не зря называют временем научно-технического прогресса. Особенно возросли в наши дни темпы развития науки и техники. У каждого из открытий и изобретений были не только горячие сторонники, но и рьяные противники. Видимо иначе не могло и быть. Прогресс человечества всегда происходил и происходит в борьбе противоположностей. Кто-то из великих остроумно подметил три стадии утверждения нового. Сначала о новом говорят: «Этого не может быть!» Через некоторое время можно услышать: «Здесь что-то есть...» И, наконец, приходит момент, когда даже рьяный скептик искренне удивляется: «А разве могло быть иначе?!»

Нечто похожее было и с освоением космического пространства. Первый советский искусственный спутник Земли многие на Западе встретили с нескрываемым скептизмом и недоверием. Мол, что из того, что на космическую орбиту заброшено несколько килограммов металла, какая польза от этого эксперимента, что принесет он миру и человечеству?

А меньше, чем через четыре года мир был удивлен и потрясен неслыханным событием: гражданин первой социалистической страны Юрий Алексеевич Гагарин совершил беспримерный облет Земли на космическом корабле «Восток». День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества.

В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Сергея Павловича Королева главного конструктора космоса академика. Именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «Это будущее, хотя и не столь близкое, но реальное, поскольку оно опирается на уже достигнутое».

Список информационных источников:

  1. Аверина И.Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ. Практическое пособие. М: Айрис-пресс, 2008.
  2. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие. – Изд.2-е перераб., доп. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
  3.  Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
  4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
  5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов ДУ и родителей. – М: Мозайка-синтез, 2011.
  6. Буре Р.С., Воробьёва М.В., и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: пособие для воспитателей ДОУ и родителей. М.: Просвещение, 2004.
  7. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПБ: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2010.
  8. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). – М.: Просвещение, 1969.
  9. Демидова О.Н. Будьте вежливы всегда. Конспекты занятий по этической грамматике с детьми 6-7 лет. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
  10. Джидарьян И.А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
  11.   Допаев М. М. Наблюдения звездного неба
  12. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  13. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
  14. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском ваду. Старшая и подготовительная к школе группы: методическое пособие. – М: ТЦ Сфера, 2009.
  15.   Куликовский П. Г. Справочник любителя астрономии
  16. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
  17. Лыкова И.А. Изодеятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М: «Карапуз-дидактика», 2009.
  18.   Маров М. Я. Планеты Солнечной системы.
  19.   «Освоение космического пространства в СССР» В.Л. Барсуков 1982 г.
  20. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. Москва: Просвещение 1983г.
  21. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград: Учитель, 2009.
  22.  Силкин Б. И. В мире множества лун
  23. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград:Учитель, 2009.
  24. Скоролупова О.А. тематическое планирование образовательного процесса в ДОО части 1 и 2.
  25. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. Играю – значит интересно живу: учебно-методическое пособие. – М: Дрофа, 2008.
  26. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.
  27.  Уиппл Ф. Земля, Луна и Планеты 
  28. Чернецкая Л.В «Психологические игры и тренинги в детском саду». (Сердце отдаю детям) Изд. 2-е Ростов н/Дону: Феникс, 2005г.
  29. Шитова Е.В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2009.
  30. www.cosmonautics.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к проекту " Наше деревце-Кленок" День рождения нашего Кленка

Пожелания Своему любимому дереву Кленок на день рождения....

Аппликация «Наша улица, наша станица» 2 младшая

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3398550","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"90","width":"59"}}]]Аппликация во второй младшей группе...

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Праздничное мероприятие «Наша гордость, наша вера, наша память» для детей старшей и подготовительной групп.

Цель:  Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников, формировать знан...

Проект к 23 февраля "Наша Родина.Наша армия.Наша символика"

Проект создан для расширения у детей знаний о Российской армии, о истории возникновения праздника. Имеется материал для знакомства с государственной символикой, структурой вооруженных сил....