Рассказ воспитателя о флаге России
план-конспект занятия по окружающему миру

Терехина Наргиза Илимдаровна

У каждой страны есть свой флаг. В нашей стране - в России - тоже есть государственный флаг: Российский флаг состоит из двух частей (показ) - древко (длинная круглая палка) на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)

(рассматривание флага).

Назовите цвета Российского флага. (Белый, синий, красный).

- О чем напоминает белый цвет? Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, белых ромашках, цветущих на лугу, летних белых облаках.

- Как вы думаете, что обозначает синий цвет на флаге? Синий цвет напоминает нам синеву неба, рек, озер и морей.

- Красный цвет всегда считался самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла и радости. Красный цвет - праздничный цвет.

Российский флаг вывешивается на зданиях в дни праздников.

Маленький флажок (макет Российского флага) останется у нас в группе.

«Белый, синий, красный»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belyy_siniy_krasnyy.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ воспитателя о флаге России

У каждой страны есть свой флаг. В нашей стране - в России - тоже есть государственный флаг: Российский флаг состоит из двух частей (показ) - древко (длинная круглая палка) на которое навешивается полотнище (отрезок ткани)

(рассматривание флага).

Назовите цвета Российского флага. (Белый, синий, красный).

- О чем напоминает белый цвет? Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, белых ромашках, цветущих на лугу, летних белых облаках.

- Как вы думаете, что обозначает синий цвет на флаге? Синий цвет напоминает нам синеву неба, рек, озер и морей.

- Красный цвет всегда считался самым красивым. Это цвет огня, солнца, тепла и радости. Красный цвет - праздничный цвет.

Российский флаг вывешивается на зданиях в дни праздников.

Маленький флажок (макет Российского флага) останется у нас в группе.

«Белый, синий, красный»

Цель: дать элементарные представления о происхождении флага вообще, об истории Российского флага. Познакомить со значением флага в современной жизни. Формировать эстетическое отношение к цветам Российского флага и знакомить с их символическим значением.

Обогащение словаря: Знамя, стяг, древко, полотнище, навершие.

Материал: презентация с изображением старинных и современных знамен, русских национальных костюмов. Репродукции живописных произведений: «Богатыри» В. Васнецова, «Александр Невский» П. Корина, исторические полотна А. Васнецова и др.

Ход занятия

Занятие можно провести в форме путешествия во времени.

1-я часть. Вводная.

Воспитатель вносит в группу различные флаги и флажки (или иллюстрации, презентации с их изображением, а также изображением кораблей, самолетов, маек спортсменов с символикой и т.д.).

Воспитатель: Знаете ли вы, что это такое? (флаги, флажки)

Воспитатель: Рассмотрите иллюстрации, и вспомните, где вы могли видеть флаги? (Флаги можно увидеть на зданиях, , кораблях, в армии у солдат, во время спортивных соревнований, флажки – на занятиях по физкультуре.)

Воспитатель: Что же такое флаг и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.

2 часть. Информационная. Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Флаг нашей страны имеет свою историю. В старину вместо флага наши далекие предки использовали шест, к концу которого привязывали пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это «сооружение» стягом. Главным его назначением было собрать «стянуть» воинов для защиты своей земли. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т.е. часть войска называлось стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а над ним появилось железное навершие – острожник. Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги.

Воспитатель: Какие части имеет современный флаг? (Древко, полотнище и навершие.) Чаще всего стяги были ярко-красного цвета. Червленые или багряные -  так называли эти оттенки красного цвета в старину. Стяг взметался ветром, предавая воинам уверенность и мужество.

Постепенно размеры полотнища увеличились, на них вышивали или рисовали красками изображения святых, «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета – зеленые, желтые, белые, красные.

3 часть. Проблемная.

Воспитатель: Зачем раскрашивали флаги?

Варианты ответов детей.

По цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Может быть, это свои воины возвращаются домой? Может быть, это враги, которые хотят захватить город? Или воины князя-союзника, которые нуждаются в отдыхе?

Если враги захватили город, они на его сторожевых башнях вывешивали новые флаги – свои. И люди, увидев их, сами решали, стоит заходить в этот город или лучше обходить его стороной.

Воспитатель: Что было бы, если бы не было флагов? (Ответы -  предположения)

Воспитатель: Что было бы, если бы все флаги были бы одинаковые? (Ответы -  предположения)

Воспитатель: На флагах изображали лики святых, звезды и кресты; их украшали богатыми узорами – золотом и серебром. Иногда для полковых знамен использовали сочетания белого, синего и красного.

Мы точно не знаем, почему наши предки остановили свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно, эти цвета использовались в древнем гребне московских князей: белы1 – святой Георгий Победоносец, синий – развивающийся плащ всадника, красный – фон, щит герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу добра над злом.

И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл.

Воспитатель: Что означают цвета на флаге?

Ответы: Белый цвет означает мир и чистоту, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Воспитатель: Расположение полос на знамени символизировало строение Земли: вверху расположен божественный мир, воплощенный в белом небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним – мир людей, красный цвет.

Белый, синий и красный – цвета, которые издревле почитались на Руси.

Воспитатель предлагает детям вставить нужные слова: «Мы говорим синее… (море), белый… (свет), весна… (красна), красная… (девица), т.е. красивая».

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

                                                                                                         (В. Степанов)

Конечно в наше время не надо высоко поднимать флаг, чтобы собрать всех воинов. Но флаги все равно необходимы (показываются иллюстрации). Как вы думаете, для чего? (ответы детей). Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте у него обязательно изображается флаг страны.

Когда в море встречаются два корабля, флаг помогает узнать, какой стране он принадлежит.

Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Вовремя награждения победителей над стадионом поднимается флаг страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою Родину.

Очень часто президенты и члены правительства с визитами отправляются в другие страны. Около здания, где они встречаются вывешиваю флаги этих государств.

Физкультминутка. Подвижная игра «Сигнальные флажки»

4-я часть. Стимулирование детских вопросов.

Воспитатель раздает детям карточки, на которых изображены разные события. если рядом стоит вопросительный знак, дети задают вопросы воспитателю; если знака нет - рассказывают сами.

На 1-й картинке изображен человек в короне и рядом вопросительный знак. Дети задают вопросы воспитателю. (Кто на картинке, как его зовут и т.д.).

На 2-й картинке река (Ока) и много кораблей. Посмотрите на эту картинку. Что нам не понятно? (Как называется река? Почему так много кораблей? Их здесь строят? И т.д.)

3-я картинка – среди маленьких кораблей один большой и около него вопросительный знак. (Почему этот корабль больше других?)

4-я картинка – изображен старинный военный корабль с пушками, на борту нарисован орел, рядом вопросительный знак. (Почему на борту нарисован орел?)

5-я картинка – рядом кораблем бело-сине-красный флаг и стоит вопросительный знак. Дети формируют вопросы.

Далее воспитатель предлагает по картинкам составить обобщающий рассказ (если дети затрудняются, помогает).

Воспитатель: когда-то в России правил царь Алексей Михайлович. Приказал он на реке Оке построить несколько кораблей. Главный и самый большой из них назвали «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Это было необходимо для защиты торговых судов, плавающих по Волге к морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-синие-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о ее принадлежности Российскому государству.

Воспитатель: Красными и синими нитями русские крестьянки вышивали затейливые узоры на белой ткани.

Да она шила-вышивала

                           только бело полотно,

Да тонко бело полотно

                           да бело-бархатное…

Она строки строчила

                          красным золотом.

«Строчить строки» или «строчить письмо» означало вышивать. Вышитыми тканями убирали крестьянское жилище. Кровать застилали простыней с узорчатым краем или прикрепляли к ней широкие кружева. В праздничные дни торжественный вид дому придавали развешанные на стенах, окнах, божнице самые красивые полотенца. Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.

Под тобой, березонька,

Не огонь горит,

Не мак цветет –

Красны девушки

В хороводе стоят.

Белый, синий и красный – цвета, которые отвечали представителя наших предков о красоте окружающего мира, добре и справедливости. Видимо, не случайно стали они цветами государственного флага России.

5-я часть. Конструирование из бумаги российского флага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная творческая деятельность детей и воспитателя. Аппликация "Флаг России".

Аппликация из бумажных салфеток "Флаг России". Творческая деятельность детей старшей группы....

«День рождения флага России» .Конспект НОД во второй младшей группе «День флага России».

Цель:1. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к флагу нашей страны.2. Воспитание любви к природе родного края.3. Закрепление зрительных представлений о Российском флаге.Материалы...

Церемония поднятия флага России, флага Кубани, флага Новороссийска в ДОУ

Методическая разработка  церемонии  поднятия флагов Российской Федерации, Кубани и Новороссийска.Сценарий мероприятия направлен на развитие в воспитанниках ДОУ   чувства патри...

Рассказ воспитателя «Символика Москвы: герб, флаг, гимн»

Задачи- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к символике родного города;- дать представление о том, что такое герб, флаг и гимн;- объяснить историю их происхождения и символическое ...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей на Тему: «Флаг России»

Образовательная область: Познавательное развитие.Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)Тема занятия: «Флаг России»Цель: Познакомить детей с праздником - «День народног...

День Флага России Сценарий физкультурно-оздоровительного праздника «Веселые старты под флагом России»

Цель:- создание праздничной обстановки для понимания дошкольниками значения даты «22 августа»;- воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за свою страну и свой народ....